Сатирическое изображение помещиков в поэме. Сочинение: Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на звание счастливого оказывается помещик. Взглянуть на помещичье счастье поэт революционной борьбы, мучительно переживавший покорность народа, его темноту и забитость, решает глазами самих закабаленных крестьян.

Вот портрет первого помещика:

... кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту.

...румяненький,

Осанистый, присадистый,

Шестидесяти лет;

Усы седые, длинные,

Ухватки молодецкие...

Кругленький и румяненький Оболт-Оболдуев, закончивший свой рассказ-воспоминания страдальческими рыданиями, при всей своей комичности совсем не безобиден. В главе «Помещик» автор поэмы смог сатирически показать и молодецкие ухватки этого осанистого деспота. При этом Оболт-Оболдуев разоблачает себя не только в момент сожалений о минувших днях, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко»: .. .Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный.

Удар скуловорррот!..

Не менее страшен Оболт-Оболдуев и в своей восторженно-нелепой позе патриота, радеющего о будущем России.

Не о себе печалимся,

Нам жаль, что ты, Русь-матушка,

С охотою утратила

Свой рыцарский, воинственный,

Величественный вид!

Россия - не неметчина.

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

Сословья благородные

У нас труду не учатся.

У нас чиновник плохонький

И тот полов не выметет...

Очевидные невежество, казнокрадство, пустота помыслов, низость чувств Оболта-Оболдуева, его способность жить только чужим трудом на фоне разговоров о пользе для России, о том, что «поля - недоработаны, посевы - недосеены, порядку нет следа!», позволяют крестьянам сделать сочувственно-издевательский вывод:

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Не менее выразителен образ другого помещика с такой же «говорящей» фамилией - князя Утятина-Последыша. Отношение автора поэмы и к этому персонажу чувствуется уже в карикатурном описании его внешнего облика:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И - разные глаза:

Один здоровый - светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Символично и само название главы об этом выжившем из ума старике-помещике - «Последыш». Представленный в поэме с большим сарказмом барин, который «весь век чудил, дурил», готов принять на веру и себе в удовольствие спектакль, который разыгрывают для него за вознаграждение его бывшие холопы. Сама мысль о какой-либо крестьянской реформе настолько не укладывается в голове Утятина, что родственникам-наследникам не составляет никакого труда уверить его, что «мужиков помещикам велели воротить». Поэтому же ему сладкой музыкой звучат слова бурмистра, воспринятые без осознания их саркастической сути:

Вам на роду написано

Блюсти крестьянство глупое,

А нам работать, слушаться,

Молиться за господ!

Теперь порядки новые,

А он дурит по-старому...

Чего стоят последние поистине дикие распоряжения этого «юродивого помещика», над которыми потешается народ: на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!», в то время как «той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!»; глухонемой дурачок назначается сторожем помещичьей усадьбы; пастухам приказано унять коров, чтобы мычанием своим не будили барина.

Но и вовсе не юродивые наследники князя Утятина бессовестно обманывают крестьян, лишая их обещанных им заливных лугов. Так что ничего, по сути, не меняется между дворянами и крестьянами: у одних - власть и богатство, у других - ничего, кроме нищеты и бесправия.

В главе «Савелий, богатырь святорусский» есть образ еще одного помещика-крепостника-жестокого Шалашникова, «воинскою силою» покоряющего крестьян, выколачивающего из них оброк:

Отменно драл Шалашников.

Судя по рассказу о нем, ничего другого этот бесчеловечный зверь-помещик и не умел. Оттого и «не ахти великие доходы получал».

Глядя на Оболта-Оболдуева, князя Утятина, жестокосердного Шалашникова, читатель понимает, что если на Руси и возможно счастье, то только без таких «божеской милостью» господ, не желающих расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.

Сатирическую направленность поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подтверждает символичная картина опустевшей барской усадьбы, которую дворня растаскивает по кирпичику. Она созвучна авторской мысли, что изображенные в поэме всевозможные «последыши» доживают свой век, как, по убеждению Некрасова, доживает свой век и самодержавное устройство России, породившее таких помещиков-крепостников.

Сочинения по литературе: Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню…

Но времена меняются, в народных массах се больше возрастает недовольство и гнев. Поэтому вся поэма проникнута ощущением неизбежной и скорой гибели той жизни, которая основана на рабской покорности и людском унижении. Символический характер имеет картина опустевшей барской усадьбы из главы «Крестьянка», которую по кирпичику растаскивает дворня.

С острой иронией и злым сарказмом Некрасов создает образ князя Утятина. В крестьянской речи часто звучит издевка над своим барином: «Мы барщинные, выросли под рылом у помещика». Словечко «рыло» ясно говорит об отношении крепостных к своему господину. Мужицкая точка зрения нам понятна: князь Утятин — закоренелый крепостник, которого крестьяне язвительно и пророчески назвали последышем.

Перед нами выживший из ума «душевладелец», и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный

Как оловянный грош!

Используя поистине народные сравнения в создании образа, Некрасов добивается правдивости изображения и звучания острой сатиры. Поначалу кажется, что последыш скорее смешон, чем страшен. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами. Крепостные крестьяне лишь согласились «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш» — ради обещанных им за это наследниками князя заливных лугов. Приговором всей крепостнической системе звучат слова, которые строптивый мужик Агап Петров бросает в лицо князю Утятину:

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка — и кончен бал!

Однако автор поэмы не позволяет читателям слишком легко относится пережиткам крепостничества. Даже игра в рабов оказывается опасной: жертвой ее гибнет как раз свободолюбивый Агап. Да и его односельчане были бессовестно обмануты: наследники князя не отдали им обещанные луга.

Какой-то барин кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка.

Помещики, которые должны были заботиться о своей стране, о своем народе, живут в свое удовольствие, унижая и обкрадывая крепостных. Конечно же, большая часть крестьян не желает мириться с подлобным положением вещей. Поэма рисует трудный, полный заблуждений и внутренних конфликтов, но все же неизбежный путь крестьянства к освобождению от рабского сознания.

Не верят крестьяне своим помещикам, пошатнулось их доверие и к религии, к ее служителям — проповедникам покорности и смирения. Поп, который первым отвечал странникам на их вопросы, и сам спрашивает у странников:

… Скажите, православные,

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

Крестьяне подзамялися,

Молчат — и поп молчит.

Он видит, что «все в мире переменчиво», что рушатся привычные норма жизни и счастье — «покой, богатство, честь» — недостижимо. В душе попа борются противоположные чувства. Он тоскует о том, что «перевелись помещики»: от них зависело его благополучие. Но и крестьянам поп сочувствует вполне искренне. Иным предстает перед нами священник Иван из главы «Демушка», который ненавидит крестьян: «у нас народ все голь да пьянь…». Это подлый и злой человек. Мы отчетливо чувствуем негативное авторское отношение к этому персонажу. А поп — собеседник странников — с болью говорит о народной бедности:

Крестьянин сам нуждается

И рад бы дать, да нечего…

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Другие сочинения по теме:

  1. Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как...
  2. Творчество Некрасова совпало с эпохой расцвета родной фольклористики. Именно в ту пору, под влиянием общественных сдвигов, происшедших в пятидесятых —...
  3. События в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» разворачиваются после отмены крепостного права в 1861 году. В...
  4. Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим...
  5. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов словно от...
  6. В пору переломную в жизни страны, когда пошатнулись многие ее казавшиеся крепкими устои, в том числе и устои самого народного...
  7. Характерна произведенная Некрасовым перестановка: в фольклорном тексте при первом поклоне укатилась волюшка, при втором-поблекло личико, при третьем — подрожали ноженьки...
  8. Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы «по словечку», как он сам...
  9. В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так,...
  10. Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного...
  11. «Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» — такой...
  12. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах...
  13. Тема «Фольклор в творчестве Некрасова» неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. Тем не менее, я считаю небесполезным еще раз вернуться...
  14. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо — вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  15. Тема Сочинения: Замысел и его воплощение. Спорные вопросы изучения поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» (866-876) можно назвать энциклопедией крестьянской...
  16. 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы...
  17. Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в...
  18. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...

Вершиной творчества Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Всю жизнь вынашивал Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, то есть книгой «полезной, понятной народу и правдивой», отражающей самые важные стороны его жизни. Поэме Некрасов отдал долгие годы жизни, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Тяжелая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму «Кому на Руси жить хорошо» в один ряд с самыми замечательными творениями русской литературы.

При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ. «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» - этот главный вопрос, волновавший поэта всю жизнь, стоял перед ним и при создании поэмы. Правдиво изображая тягостное положение народа в пореформенной России, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты,царска грамота,

Да не про нас ты писана…

Какой-то барин кругленький;

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка. С гордостью говорит он о древности своего рода. Помещик вспоминает старые благословенные времена, когда «не только люди русские, сама природа русская покорствовала нам». Вспоминая свое житье при крепостном праве - «как у Христа за пазухой», он с гордостью говорит:

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Жители «скромных деревень» кормили и поили барина, обеспечивали своим трудом его разгульную жизнь, «праздники, не день, не два - по месяцу», а он, неограниченно властвуя, устанавливал свои законы:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Помещик Оболт-Оболдувв вспоминает свою райскую жизнь: роскошные пиры, жирные индейки, сочные наливки, актеров собственных и «прислуги целый полк». По словам помещика, крестьяне отовсюду несли им «подарки добровольные». Теперь все пришло в упадок - «сословье благородное как будто все попряталось, повымерло!» Помещичьи дома разбираются на кирпичи, сады вырубают, воруют лес:

Поля - недоработаны,

Посевы - недосеяны,

Порядку нет следа!

Откровенной насмешкой встречают крестьяне хвастливый рассказ Оболт-Оболдуева о древности его рода. Сам-то он ни на что не пригоден. С особенной силой звучит ирония Некрасова, когда он заставляет Оболт-Оболдуева признаться в совершенной неспособности к труду:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую.

Сорил казну народную

И думал век так жить…

Крестьяне сочувствуют помещику и думают про себя:

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Презрение вызывает слабоумный «последыш» князь Утятин. Глубокий смысл имеет само название главы «Последыш». Речь идет не только о князе Утятине, но и последнем помещике-крепостнике. Перед нами выживший из ума рабовладелец, и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И разные глаза:

Один здоровый - светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

О помещике Утятине рассказывает бурмистр Влас. Он говорит, что помещик у них «особенный» - «весь век чудил, дурил, да вдруг гроза и грянула». Когда он узнал об отмене крепостного права, то вначале не поверил, а потом от огорчения слег - у него отнялась левая половина тела. Наследники, опасаясь, чтобы он не лишил их наследства, начинают во всем потакать ему. Когда старику стало получше, ему сказали, что мужиков приказано вернуть помещику. Старик обрадовался, велел отслужить молебен, звонить в колокола. С тех пор крестьяне начинают ломать комедию: делать вид, будто крепостное право не отменено. В имении пошли старые порядки: князь отдает глупые приказы, распоряжается, отдает приказ женить вдову семидесяти лет на соседе Гавриле, которому только исполнилось шесть лет. Крестьяне смеются над князем за его спиной. Только один мужик Агап Петров не хотел подчиняться старым порядкам, и когда его помещик застал за воровством леса, высказал Утятину все прямо, назвав его шутом гороховым. Утятина хватил второй удар. Старый барин уже не может ходить - сидит в кресле на крыльце. Но по-прежнему проявляет свою дворянскую спесь. После обильной трапезы Утятин умирает. Последыш не только страшен, но и смешон. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами. Крестьяне согласились лишь «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш». Прав был непокладистый мужик Агап Петров, открывший князю Утятину истину:

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка - и кончен бал!

..
При создании образа Оболт-Оболдуева поэт использует и прием саморазоблачения. Глупость, недалекость героя проявляется в том, что он сам признается в собственной беспомощности:
Живу почти безвыездно
В деревне сорок лет,
А от ржаного колоса
Не отличу ячменного…
Некрасов резко осуждает сословную спесь Оболт-Оболдуева. Комично звучат его хвастливые проповеди:
Я не крестьянин-лапотник –
Я божиею милостью
Российский дворянин!
После отмены крепостного права помещики в материальном плане потеряли немного. Установление временнобязанных отношений сохранило феодальную систему эксплуатации крестьянского труда. Помещики получали с земли те же доходы, что и до реформы. На господ убийственно действовало то, что они уже не могли распоряжаться крестьянами как своей собственностью.
В поэме Некрасова показано, как воспринял князь Утятин известие о царском манифесте: «озлился так, что к вечеру хватил его удар!» Поэт создает еще один отталкивающий образ помещика. Это закоренелый крепостник, которого крестьяне язвительно и пророчески назвали последышем. У Утятина тоже «говорящая» фамилия. Этот сатирический прием помогает писателю донести мысль о том, что в Утятине не осталось человеческих начал. Барство развратило его. Помещик «весь век чудил, дурил»; как и Оболт-Оболдуев, он привык к неограниченной власти. Это выживший из ума «душевладелец».
Сатирически дан портрет Утятина. В его внешнем облике проступают «животные» черты: «нос клювом, как у ястреба», «худой, как зайцы зимние», «как зверь метнулся раненый». Сначала кажется, что последыш скорее смешон, чем страшен. Ведь он уже лишен власти над крестьянскими душами и над ним потешаются бывшие рабы. Однако деспотизм пустил такие глубокие корни в Утятине, что он утратил нормальные человеческие чувства, сохранив только животные инстинкты. Не случайно Утятин напоминает хищника, у которого хотят отнять добычу.
Некрасов, раскрывая образ помещика, использует сильное сатирическое средство – гротеск:
Старик слюною брызгался,
Шипел! И так расстроился,
Что правый глаз задергало,
А левый вдруг расширился
И – круглый, как у филина, -
Вертелся колесом.
Комические ситуации в главе помогают вызвать чувство брезгливости к «недоумку» Утятину. Вместо лекарств полупарализованный старик «пьет вино стаканами» и пытается танцевать. Автор употребляет глаголы со значением неполноты действия, чтобы ярко нарисовать нелепый образ:
Старик стоял: притопывал,
Присвистывал, прищелкивал…
Но Утятин не только смешон, убог и жалок. В главе поэт показывает примеры ужасающей жестокости князя Утятина. Для него крепостные – «рабы последние», люди «черной кости». Дворового Ипата он, «подгулявши, выкупал» в ледяной проруби, а однажды его же запряг в телегу, а потом усадил на лошадь и заставил в метель в бешеной скачке играть на скрипке. Игнат упал, и сани ему «попридавили грудь».
Крестьяне согласились на несколько месяцев «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш». Но эти игры дорого обошлись крестьянскому миру. Из-за Утятина погиб строптивый Агап Петров, да и односельчане его бессовестно обмануты: наследники Утятина не отдают обещанные луга.

а погиб строптивый Агап Петров, да и односельчане его бессовестно обмануты: наследники Утятина не отдают обещанные луга.
Таким образом, сатирические образы помещиков в поэме выражают авторское отношение к правящему классу. Сниженные характеристики господ позволяют Некрасову дать скептическую оценку тем людям, от которых зависит дальнейшая судьба крестьян и всей России.

Вершиной творчества русского поэта Н. А. Некрасова становится поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо", в которой автор с яркой образностью и достоверностью хотел показать и показал взаимоотношения господствующего класса и крестьянства в 20-70-е годы XIX в.

Заметим, что первым кандидатом на счастливого является именно один из главных героев поэмы - помещик. Представители крестьянства, находящиеся всегда в услужении у него, до сих пор, после отмены крепостного права, считают его жизнь вольготной и счастливой.
Но на этом Некрасов не останавливается. Он расширяет сюжетные рамки, раскрывает полностью свою идею и дает дальнейшее развитие образа помещика в пятой главе, которая так и называется "Помещик". В этой главе мы знакомимся с неким представителем помещичьего класса Оболт-Оболдуевым (обратим внимание на фамилию, в некотором роде помогающую Некрасову еще ярче показать свою насмешку над изображаемым классом), описание которого дается сначала крестьянами:

Какой-то барин кругленький,

Пузатенький,

С сигарою во рту.

Насмешка, ирония звучат в этих словах. Когда-то важный, степенный барин превращается в мишень для издевательств и насмешек. Эта же интонация продолжает звучать и в последующем описании помещика уже устами самого автора: "румяненький, осанистый, присадистый", "ухватки молодецкие". Вот такого помещика "троечка везла".

Герой представляется нам "шутом гороховым", над которым смеются даже бывшие крепостные. А он строит из себя важного господина и с горечью и обидой говорит о былых временах:

Жили мы,

Как у Христа за пазухой,

И знали мы почет.

Он говорит о благородстве и древности своего рода похваляется этим, а сам является предметом насмешек и крестьян, и автора. Лёгкий смех в некоторых моментах сопровождается открытым сарказмом:

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Удар искросылительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорот!

Но я карал - любя!

Помещик считает себя вправе обижать и унижать крестьян, ибо они - его собственность. Но то время прошло, и уж звонят колокола по помещичьей жизни. Русь ему не матушка, а мачеха теперь. И вот трудиться пора, а помещик этого не умеет. Всю жизнь он жил не тужил, "коптил небо божие". Но теперь все изменилось, и так не хочется примириться с этими порядками, но надо:

Прорвалась цепь великая!

Прорвалась - раскололася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Эти слова в большей степени можно отнести к помещику из главы "Последыш": "Помещик наш: Утятин князь!"

Символично название главы "Последыш". Ее герой несколько гиперболизирован и, в то же время, аллегоричен: не хочет помещик расставаться с прежними порядками, с прежней властью, вот и живет пережитками прошлого.

В отличие от Оболт-Оболдуева, князь Утятин не смог примириться с отменой крепостного права:

Помещик наш особенный,

Богатство непомерное,

Чин важный, род вельможеский,

Весь век чудил, дурил

Да вдруг гроза и грянула.

Парализовало с горя князя Утятина после страшного известия - тут его "наследники" и съехались к нему. Рвет герой и мечет, не хочет признать очевидное. Испугались "наследнички", что пропадет их наследство, да уговорили крестьян притвориться, будто князь Утятин по-прежнему их хозяин. Абсурдно и смешно:

Поверил: проще малого

Ребенка стал старинушка!

Заплакал! Пред иконами

Со всей семьею молится.

Насколько же сильно в помещике это желание управлять крестьянами, делать их жизнь несчастнее! Ведь как очнулся князь от страшного "сна", пуще прежнего стал с крестьянином обращаться, за свое опять взялся: судить, карать народ. И не имеет воли и силы крестьянин, чтобы противиться этому. Искони это заложено в русском народе - почитание своего барина и служение ему.

Ловко обманули "наследнички" бывших крепостных. Ведь они после смерти князя начали судиться с крестьянами, чтобы доказать, что земля эта им принадлежит. Горькую правду выводит писатель из описания этого помещика и его последних дней жизни: пусть помещики и перестали быть крепостниками, но они имеют свою власть над крестьянами. Не освободился еще по-настоящему русский народ. Да, князь Утятин умер, а кто знает, сколько еще таких "последышей" по всей Руси-матушке.

Заметим, что всех помещиков Некрасов показал неслучайно: первый примирился с неизбежностью, но решает жить дальше за чужой труд; второй чуть не умер после того, как узнал о реформе; а третий тип помещика - это постоянно издевающийся над крестьянином, крепостным или нет, барин. И их еще много осталось на Руси. Но, тем не менее, Некрасов пишет, что самодержавному строю приходит конец, и помещики уже не смогут с величием сказать:

Я божию милостью,

И с древней царской грамотой,

И родом и заслугами

Над вами господин!..

Прошло время господина и раба, и хотя крестьяне еще не освободились полностью из-под помещичьего гнета, Оболт-Оболдуевы, Утятины и Шалашниковы уже доживают свой век. "Последыши" скоро совсем уйдут с земли русской, и народ вздохнет свободно. Символичны в этом плане картина опустевшего барского дома, растаскиваемого по кирпичику дворней (глава "Крестьянка").

Своей поэмой, думается, Некрасов хотел показать, что ушло время помещичьей Руси. Изображая сатирические образы помещиков, автор смело и безбоязненно утверждает: возможно счастье народа и без помещиков, но лишь после того, как сам народ себя освободит и станет хозяином собственной жизни.