Новое здание протестантской церкви в австрии. Что такое протестантская церковь Храмы протестантов

Церковь Святого Андрея Первозванного — единственная англиканская церковь в Москве. Еще в 1814-м англичане купили у прапорщика Наумова землю и дом, который был переделан в небольшую часовню, где проводились богослужения. К 70-м годам XIX века стало очевидно, что для разросшейся английской общины необходимо новое помещение, и в 1882-м началось строительство церкви.

Псевдоготический стиль храма с его стрельчатыми окнами и витражами по проекту провинциального английского архитектора Ричарда Нила Фримана должен был создавать хрестоматийную атмосферу викторианской глубинки. Говорят, сам архитектор даже не приезжал для строительства в Москву, а просто передал готовый проект и чертежи. В любом случае, в Москве типовая английская базилика с четырьмя маленькими башенками смотрелась весьма экзотично — и в итоге оказалась едва ли не единственным зданием, прославившим имя архитектора.

В 1885-м церковь была освящена и получила имя святителя Шотландии, апостола Андрея, — в XIX веке большую часть британской общины в Москве составляли шотландцы. Это заметно и по двум терракотовым фигуркам ангелов, которые встречают посетителей у входа: у них в руках цветки чертополоха, распространенный символ в шотландской геральдике.


Англиканская церковь в Москве с самого начала была не только местом богослужений, но и центром общественной жизни. Здесь проводились диспуты, собирался архив исторических рукописей, работала библиотека. На вершине башни, в специально оборудованном тайнике, прихожане могли арендовать ящик для хранения ценных вещей и бумаг — все они были экспроприированы красной армией в 1917 году. Церковь славилась своей акустикой и органом, к сожалению, не пережившим эпоху Советов.

Во время Первой мировой войны прихожане открыли в Вознесенском переулке военный госпиталь и давали бесплатные обеды. В 1917 году с башни церкви по войскам Временного правительства, прорывавшимся к Моссовету переулками, строчил большевистский пулемет, и на камнях храма до сих пор видны следы пуль. В 20-е годы прошлого века церковь, как и многие другие храмы в Москве, была закрыта и переоборудована в склад, затем — в жилой дом с коммунальными квартирами. Правда, жить здесь было сложно: прекрасная акустика не способствовала уединению. В этом, без сомнения, был «виноват» хитро устроенный деревянный потолок церкви, идеально отражавший звуковые волны.

Вот почему в конце 50-х годов коммуналки расселили, а храм стала использовать знаменитая советская фирма «Мелодия», выпускавшая пластинки. Это помещение отлично подходило для звукозаписи, тут играли даже целые симфонические оркестры. Среди москвичей бытовала легенда, что в церкви (куда простым смертным вход был запрещен) сохранился и орган, и что Глен Гульд и другие талантливые органисты той эпохи записываются именно здесь. Увы, это было не так: инструмент большевики уничтожили еще в 20-е годы, и он до сих пор не восстановлен, так что прихожанам и сейчас приходится довольствоваться звуками электрооргана. Правда, очень хорошего.

В 1994 году Борис Ельцин вернул здание ее законному владельцу, англиканской общине. В наши дни еженедельные богослужения, которые проходят исключительно на английском, посещают до 300 прихожан. В помещениях церкви есть англиканский образовательный центр, библиотека, воскресная школа, англоязычное Общество анонимных алкоголиков, а каждый четверг и воскресенье здесь проводятся благотворительные концерты, в которых участвуют солисты Филармонии и Большого театра, европейские оркестры, лауреаты международных конкурсов.

Лютеранский собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке.

Первые лютеране появились в Москве в последние года княжения Василия Ивановича (1524-1533), среди приглашенных из Северо-Западной Европы ремесленников, врачей и купцов.. Церковная община была создана несколько позже, между 1560 и 1565 гг., а в 1576 г. на берегу Яузы, в Немецкой слободе была возведена небольшая деревянная церковь, освященная во имя святого архангела Михаила. В 1626 г. община разделилась после скандала, вызванного ссорой между женами военных и купцов. Составлявшие большинство новой общины офицеры в начале 1640-х гг. возвели церковь в центре Москвы, в Белом городе, на Покровке. Но новое здание, как и здание церкви купеческой общины, по приказу царя Михаила Федоровича в 1643 году было снесено - из-за недовольства православных священников, утверждавших, что иноземцы не только поставили свои “ропоты” вблизи “церквей Божьих”, но и скупили много земельных участков. Соборным уложением 1649 года европейцам запрещалось покупать недвижимость в столице.

Согласно указам 1652 и 1654 годов, все инославные, не принявшие православие, после перепланировки города, вызванной опустошительными пожарами, должны были переселиться во вновь образованную Яузскую (Новоиноземную, Новонемецкую) слободу. В 1684 году члены старой лютеранской общины приняли решение построить каменную церковь святого Михаила. Задуманное было осуществлено, и через два года состоялось освящение храма. В 1694 г. симпатизировавший европейцам царь Пётр I заложил новую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая и была освящена в его присутствии 3 апреля 1695 г.

Новый храм просуществовал до 1812 г. и сгорел во время Большого Московского пожара. Церковь святого Михаила трижды теряла церковные здания в результате пожаров 1729, 1737 и 1748 годов. В 1764 году Маргарита Гржибовская подарила старой общине (общине св. Михаила) участок земли, и уже 5 октября, после окончания строительства церкви (Вознесенская, ныне улица Радио, 17) состоялось освящение храма.

Во время войны 1812 года церковь святого Михаила не пострадала, в то время как здания школы и пастората сгорели. К 1904 году Михайловская община насчитывала 4,5 тысячи членов (4360 немцев, 120 финнов и 20 шведов). В 1915 году по Москве прокатилась волна немецких погромов, принесших человеческие жертвы, а протестантским церквям - большой материальный ущерб. В 1928 году, несмотря на протесты прихожан, церковь святого Михаила была снесена.

В 1817 г. приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь (возведение купола и креста). 18 августа 1819 г. её освятили. В феврале 1837 года в кирхе впервые зазвучал орган.

В общину входили очень крупные промышленники, финансисты, и она обладала большими средствами. Когда в середине столетия число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I .

К началу XX века церковь святых Петра и Павла насчитывала 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. Еще в конце XIX века в церкви выделилась эстонская община святой Элизабет и латышская община - святого Петра. В связи с увеличением численности прихожан встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. Церковный совет в 1903 году объявил конкурс на лучший проект здания церкви; первую премию получил В.Ф. Валькот. Но по различным причинам увидело свет архитектурное решение академика В.А. Косова - одного из проектировщиков Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза. Однако вскоре начались гонения. Тотальная война большевиков с религией во всех ее проявлениях была направлена прежде всего на отторжение церковных зданий от общин и переход их в собственность государства. Из богатейшей церкви свв. Петра и Павла были изъяты многие ценности. Приход начал сокращаться. Люди начали бояться ходить в церковь.

В ноябре 1936 г. пастор Александр Штрек и Церковный совет были арестованы, а службы прекращены. В 1937 г. собор передали под кинотеатр “Арктика”, а затем студии “Диафильм”, произведшей перепланировку здания, в результате чего интерьер собора был полностью уничтожен. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично - на декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был разобран шпиль собора.


В 2004 г. ситуация изменилась. За период с 2004 по 2008 год зал был освобождён от перекрытий и перегородок, реставрированы потолок, стены и сильно повреждённые колонны. Восстановлена разрушенная «Диафильмом» галерея, опоясывающая зал по периметру, изготовлены новые и отреставрированы сохранившиеся двери, смонтированы теплые полы под новым мраморным покрытием, смонтирован отреставрированный орган, в окнах алтарной части появились витражи, установлены дубовые скамьи. Кроме того были проведены очень масштабные (хотя и не бросающиеся в глаза) так называемые «скрытые» работы по восстановлению и гидроизоляции подвалов, монтажу систем отопления и вентиляции, электрооборудования. Значительные изменения претерпела и окружающая собор территория. Во дворе были сняты многолетние наслоения асфальта, вследствие чего его уровень опустился почти до уровня 1905 года.

18 декабря 2005 г., в день столетия со дня первого освящения, епископ Зигфрид Шпрингер совершил повторное освящение престола.

30 ноября 2008 года, в 1-е воскресенье Адвента, во время торжественного богослужения состоялось освящение cобора.

В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль, высота которого составила 62 метра.


Лютеранская церковь Святой Троицы на Введенском кладбище.

Немецкое кладбище разных исповеданий, что на Введенских горах, основано в 1772 году на землях, взятых из дач, принадлежавших Государственной Коллегии Экономии села Карачарово. Потребность открытия нового кладбища для иностранцев вызвана последствием Московской чумы 1770 -1772 годов и запрещением хоронить в черте города при церквах и в окружности земляного вала и в границах города по Садовому Кольцу.

В южной части Немецкого кладбища, в декабре 1911 года было начато строительство каменной с полуподвалом часовни для отпевания умерших. Часовня предназначалась для конфессий входивших в Комитет по благоустройству кладбища: Евангелическо-Лютеранской, Католической (польской и французской церквей), Реформатской, Англиканской. Постройка была окончена в апреле 1912 года и в мае освящена. Знаменательно, что вторично она была освящена как храм тоже в мае, 1994 года, в день Святой Троицы. Архитектором строительства часовни был В.А. Рудановский.

Здание является составным звеном в архитектурном ансамбле Немецкого кладбища, который сложился в период с середины XIX-начала XX веков. Помимо этого оно представляет собой самостоятельную архитектурную ценность, как редчайший для Москвы образец культовой постройки, выполненной в традициях западной церкви с использованием неоклассических форм стиля модерн.



Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов — одна из старейших и самых крупных баптистских церквей в России, расположенная в Белом городе (Кулишки) — историческом районе Москвы в здании № 3 в Малом Трёхсвятительском переулке.
Здание церкви было перестроено в 1865 году архитектором Германом фон Ниссеном из жилого дома XVIII века и предназначалось для реформатской церкви. В 1917 году здание было передано общине евангельских христиан.

В строгости и минимализме архитектурных решений проявляется основная особенность протестантской ветви христианской религии.

Готический протестантский храм для Харькова – явление скорее уникальное, чем обычное, и поэтому привлекающее внимание, в том числе
своей неповторимой архитектурой. Об этом наш разговор с пастором адвентистской церкви Александром Тюпиным.

– ПАСТОР АЛЕКСАНДР, А КАКОЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХРАМ?

–– Протестантский храм или дом молитвы (такое название встречается чаще) с архитектурной точки зрения предусматривает творческий
подход, сочетая в себе эклектичность стилей и направлений, а также ориентируясь на архитектурные традиции и культурные традиции той страны и той местности, в которой находится храм. Поэтому архитектура протестантизма разнообразна, она приобретает оттенки и колорит местных строительных приемов, архитектурных стилей и направлений. Храмы могут быть необычны, оригинальны и красивы, но чаще всего эта красота заключается в простоте и минимализме архитектурных решений, ведь в этом проявляется основная особенность протестантской ветви христианской религии.

Уникальность протестантского храма, например, в Прибалтике состоит в том, что он может строиться по принципу северного деревянного зодчества как простой деревянный сруб.

Если же посмотреть на дом молитвы на Кипре, то можно заметить доминирование восточных мотивов в архитектурных приемах.

На Востоке храм может быть построен в виде мечети. Внутри такой мечети люди будут сидеть на коврах на полу, некоторые могут сидеть на стуле, возле стены.

Иногда церковь протестантов имеет вид иудейской синагоги.

Часто храмы повторяют византийскую церковную традицию, то, что наблюдается в православной церкви. Также можно увидеть наследование католической архитектурной особенности – это творческое соединение строгости готического стиля и простоты модерного минимализма.

В Харькове протестантские дома молитвы построены и в форме синагоги, и в стиле современного минимализма. Церковь харизматов (еще одно течение протестантизма), например, имеет уже более ярко выраженный стиль, здесь можно заметить сочетание и современного минимализма, простоты, и готической строгости (церковь харизматов на ул. Блюхера, Салтовка).

Дом молитвы баптистов (направление протестантизма), например, на той же ул. Блюхера, соединяет в себе простоту и одновременно оригинальную, своеобразную стилевую особенность.

– НАСКОЛЬКО МЫ ЗНАЕМ, НОВЫЙ ХРАМ НА УЛ. ЯКУТСКОЙ, 47/11 ВЕСЬМА НЕОБЫЧЕН И ИНТЕРЕСЕН С АРХИТЕКТУРНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

КТО УЧАСТВОВАЛ В РАЗРАБОТКЕ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТА И КТО ЗАДЕЙСТВОВАН НЕПОСРЕДСТВЕННО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ? КТО БЫЛ ИНИЦИАТОРОМ ИДЕИ СТРОИТЕЛЬСТВА?

– Этот храм строится уже почти 10 лет, потому что храм возводится на средства самих прихожан, членов общины №8. Собственниками помещения храма, его владельцами и пользователями являются члены общины.

В разработке проекта строительства принимала участие фирма «Азимут-Сервис», автором проекта является архитектор города Сергей Георгиевич Чечельницкий. Инициаторы идеи строительства – члены общины №8 и пастырь церкви. К концу этого месяца планируется завершить работы над крышей храма, и в целом дом молитвы будет готов.

– АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ ХРАМА БУДЕТ ПОВТОРЯТЬ ТРАДИЦИИ МЕСТНЫХ ХРАМОВ ИЛИ БУДЕТ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬСЯ НОВЫМ ТВОРЧЕСКИМ ПОДХОДОМ?

-– Стиль дома молитвы будет отличаться современным творческим архитектурным выполнением, модерным минимализмом, строгостью формы внешнего облика здания и удобством внутренних помещений, что характерно для европейской протестантской обители. Дом строгого коттеджного типа, рассчитанный на более чем 300 человек, будет иметь помещения не только молитвенного и ритуального характера, но и помещения для проведения учений и курсов иностранных языков, для детского сада. Все предназначено для удобства и комфорта прихожан, детей.

-– В ЧЕМ ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЬЕРА ПРОТЕСТАНТСКОГО ХРАМА, КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ, АКСЕССУАРЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ В НЕМ, В ЧЕМ ИХ ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ?

–– Несколько главных особенностей интерьера дома молитвы выражают основные цели протестантизма.

Первая –– это наличие в любом протестантском храме кафедры, с которой пастырь ведет проповедь. В храме должны находиться места для паствы, т.е тех, кто пришел помолиться, потому что главное в протестантском храме не сам культ храма, а община людей которая своими молитвами создает весь этот храм. Люди освящают храм своим присутствием, а не храм освящает своим архитектурным видом и внутренними украшениями людей. Ведь когда спросили Иисуса Христа, где должен находиться дом молитвы, как должен выглядеть храм, он вывел своих людей на природу, к реке, это место и было храмом для молитвы.

Во многих протестантских домах молитвы, как и в католическом соборе, может присутствовать орган, (во многом протестантизм вобрал в себя элементы католицизма, особенно в плане предметов храмного богослужения, что не является удивительным, так как протестантство возникло именно в католической среде). Обязательное наличие баптистерии, т.е. бассейна для полного водного погружения при крещении, ведь именно так – полным погружением в реке Иордан Иоанн крестил Иисуса. Для оборудования баптистериев можно купить пластиковые бассейны оптом .

Одним из главных отличительных признаков является отсутствие поклонения символам веры: в залах храма много простоты и естественности, нет изящной красоты на стенах, отсутствуют иконы и образа, росписи, нет алтаря.

Во всем протестантизме место молитвы несет в себе десакральный характер, поэтому сами по себе предметы в храме, как и крест, который присутствует в храме, не имеют без присутствия Бога и человека священной значимости. Главным предметом слова Господа есть Библия, которой поклоняются протестанты всех времен, направлений – это единственный символ веры, который должен присутствовать в любом протестантском доме молитвы, являясь главным атрибутом церкви.

ПРОТЕСТАНТИЗМ

"...Неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе ..." Мартин Лютер.

История возникновения Протестантизма

В 1338 году вспыхнуло вооружённое восстание против феодалов и церкви. Руководил им Тайлер и священник Джон Болл . Духовным отцом восстания был священник и крупный богослов Джон Виклеф. Он считал, римский папа не имеет права на светскую власть, поскольку Христос говори, что царство Его не от мира сего. Он считал, что церковь может рассчитывать только на совершенно добровольную милостыню, но ни в коем случае не на принудительные платежи. В это время церковь полностью захватила монополию на чтение Библии и за чтение Библии строго наказывали. Виклеф поставил практическую задачу - дать мирянам Библию на родном языке. Он осуществил впервые общий перевод Библии на английский язык.

Идея Виклефа быстро распространилась в Европе. В Чехии их пропагандировал Ян Гус . Он доказывал, что церковь - это не только духовенство, но вообще все верующие, и что обособление духовенства от остальных верующих противоречит учению Христа. Он требовал, чтобы миряне и духовенство причащались одинаково. Гус требовал ликвидировать привилегированное положение духовенства, которое к этому времени было мощным классом феодалов. На стороне идей Гуса выступали не только крестьяне, но и дворяне. Находясь в ссылке, Гус осуществил перевод Библии на чешский язык. Гуса несколько раз отлучали от церкви. Затем в Констанце был созван Вселенский собор католической церкви, на который пригласили Гуса. Император гарантировал ему личную безопасность, и Гус отправился туда. Там он был немедленно схвачен и по постановлению собора сожжён на костре. Это явилось началом революционного движения, которое не затихало в продолжение двух десятилетий. Гуситы требовали подсудности духовенства светской власти, непричастности церкви к светской власти, права мирян проповедовать Евангелие.

Лютеранство. В 1512 году монах августинского ордена, священник и профессор богословия Мартин Лютер начал борьбу с католической церковью, целью которой было очищение учения Христа от ужасных наростов, которые создало духовенство. Лютер выступил против сверхдолжных заслуг церкви и практики отпущения грехов при помощи продажи индульгенций.

На Шпейерском сейме в 1529 году было вынесено решение в пользу папы и осуждена деятельность Мартина Лютера. Однако представители 14 немецких городов выступили с "Протестацией" против этого решения. Они и были впервые названы протестантами. Так, в 1529 году родился протестантизм.

Церковь обвинила Лютера в ереси. Его обязывали явиться в Рим держать ответ перед папой. Но он сумел избежать этой поездки благодаря поддержке саксонского курфюрста Фридриха III.

Вся общественно-политическая ситуация была таковой, что отстаиваемые Лютером требования поддерживали народные массы, бюргерство, дворянство, многие князья и саксонский курфюрст. Император Карл V был также против того, чтобы наказывать Лютера. Известен ответ Лютера тем, кто требовал от него отказа от своих требований: "На этом я стою, иначе – не могу".

Лютер в начальный период призывал к вооружённому выступлению против пап, кардиналов, епископов. В последующем он выступил против такого насилия: "Я не хотел бы, чтобы евангелие отстаивалось насилием и проливанием крови. Слово победило мир, благодаря слову сохранилась церковь, словом же она и возродится, а антихрист, как он добился своего без насилия, без насилия и падёт".

Духовенство уступало лютеранству постепенно. С 1521 по 1530 год было принято несколько решений рейхстага. В последнем решении впервые было сформировано протестанство.

Кальвинизм. Гуситские воины начались в Чехии, Лютер действовал в Германии. В Швейцарии действовал французский юрист и богослов Жан Кальвин . Он появился в Женеве в 1536 году, где уже шла борьба против католицизма. Спустя пять лет он уже был диктатором в этом городе вплоть до своей смерти в 1564 году. Разделавшись с католицизмом, он не пощадил и своего союзника по первому периоду борьбы, которого предал смерти на костре. Кальвин организовал жизнь в своём городе-государстве в виде церковной общины, в котором был предписан аскетический образ жизни. Не разрешалось петь светские песни, танцевать, наедаться досыта, пить, ходить в светлых костюмах. Полагалось ходить в церковь и исповедовать взгляды Кальвина. Сомневающихся предавали костру. Во главе духовной и одновременно светской общины стоял пастор (Кальвин) и совет пресвиторов.

Кальвинизм утвердился и в Англии. Кальвинизм был одной из форм протестанства. Англия полностью разорвала отношения с римским папой. Во главе англиканской церкви с 1534 года стал король Англии.

Пуританство. Центром пуританства стала Шотландия. Шла борьба между католичеством и кальвинизмом. Пуритане подвергались жестокому преследованию. Спасаясь, они эмигрировали в другие страны, особенно в Северную Америку. В Новой Англии первыми поселенцами были пуритане из Англии, которые искали религиозной свободы. Со временем пуританство в Англии сильно окрепло.

Гугеноты . Из Швейцарии протестанство проникло во Францию. Приверженцев Реформации во Франции стали называть гугенотами. Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года устроили католики против протестантов. Протестанты, тяготевшие к северу, в зверствах не отставали. Римский папа считал устроенную резню высшим благом.

Анабаптизм. Его опорой была городская беднота. Сторонники анабаптизма проповедовали истинное христианство, жизнь коммунами, как это было на самой заре христианства. "Одни празднуют воскресение, другие-нет... Они хотят также, чтобы люди против всякого зла боролись только молитвою, и не позволяют своим последователям носить оружие". Они выступали против угнетения человека человеком. Анабаптисты считали, что человек может сам без посредников общаться с Богом.

Протестанты считают, что Божественная Благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующий не подчиняется папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, "чистилище", отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы. Протестанты не признают Ветхого Завета. Но первая заповедь - вера в Единого Бога-оставалась главной.

Орден иезуитов. Католицизм отстаивал свои позиции с помощью ордена иезуитов, который был создан папой. В борьбе за своё господство как католическая, так и протестанская церкви очень широко использовали инквизиции . Орден иезуитов в XVIII веке достиг своего расцвета: иезуиты проникли во все страны мира: Индию, Южную Америку, Японию, Китай, Конго, Мадагаскар, Тибет, Северную Америку, Парагвай. В последнем у них было государство в государстве, где они правили в полном объёме в продолжении 160 лет. Позиции ордена в Европе были очень сильными, он располагал сетью учебных заведений. Только в 1773 году папа Климент XIV специальной буллой объявил о роспуске ордена.

Вначале Наполеон заключил союз с папой, но впоследствии всё кончилось отлучением Наполеона от церкви, с одной стороны, и пленением папы - с другой. После падения Наполеона папа вернулся в Рим. Но через некоторое время государство папы капитулировало под натиском войск итальянского короля. Оно перестало существовать. Но католическая церковь не потеряла свою силу. В Италии она владела полумиллионом гектаров плодороднейших земель. Ватикан постепенно переходил к развитию деятельности в новых условиях - открывал банки, сберегательные кассы, другие предприятия и учреждения, дающие хорошую прибыль. В 1814 года папа Пий VII восстановил орден иезуитов.

В XIX веке протестантизм распался постепенно на большое количество течений. Кроме лютеранства, кальвинизма и англиканства появились новые деноминации, такие как секты адвентистов, "армии спасения", "христианской науки", "свидетелей Иеговы" и др. Развились протестанские секты: баптизм (широко распространён в США), меннонитство, методизм, квакерство и др.

Баптизм. Имеется множество различных течений в баптизме. С 1905 года существует Всемирный союз баптистов. В 1833 году американский баптист В. Миллер провозгласил вероучение адвентизма. Основатель адвентизма ожидал вместе со своими единоверцами второе пришествие Христа в 1843-1844 годах. Адвентисты празднуют субботу вместо воскресенья. Это особое течение адвентистов-адвентисты "седьмого дня". Они распространены в различных странах. Существует Генеральная конференция адвентистов "седьмого дня". Одно из течений адвентистов, оформившееся в США в 1872 году, называлось вначале "последователи Библии", а впоследствии "Библейское и трактатное общество", «Башня стражи». После 1931 года это течение стало называться "Свидетели Иеговы".

Протестантизм - торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отд. случаях - возражение, несогласие) - одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией.
В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма.
Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

Доктрины

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).
Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого протестанта. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.
Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения.
Таким образом, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Основой своей веры протестанты, прежде всего считают, Библию - Книга Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.
Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия);

Книга Согласия 1580 года (Германия);

Каноны Дордрехтского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды);

Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII-XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).
Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным - вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.
Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.

Пять тезисов протестантизма

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Вот пять тезисов протестантизма:
1. Sola Scriptura - «Только Писание»
«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов».

2. Sola fide - «Только верой»
Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»
Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Только Богу слава»

Организация

Единого центра протестантизма не существует; организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.

По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства. Отсутствие апостольского преемства не признаётся самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств, так как церкви в этих странах образовались путём полного отделения местных епархий (вместе с епископами, священниками и паствой) от РКЦ. По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией, - известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви.
Протестанты не признают деяний третьего - седьмого Вселенских соборов. Де-факто все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского, являясь тринитариями и исповедуя Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры. Именно поэтому мормоны и свидетели Иеговы не относят себя к протестантам (по той же причине остальные протестанты не считают их христианами).
Большинство протестантов отрицают монашество, иконы и почитание святых. Монастыри есть у лютеран и англикан, не отрицаются этими конфессиями также святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.

Основные протестантские деноминации:
БАПТИСТЫ
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ
ХРИСТИАНЕ ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ (ПЯТИДЕСЯТНИКИ)
АДВЕНТИСТЫ
ПРЕСВИТЕРИАНЕ
МЕТОДИСТЫ
ЛЮТЕРАНЕ.

Обряды и таинства

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два - крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).
Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

По мнению православных критиков, отсутствие Таинств, характерных для православия, делает протестантскую религию «неполноценной, ущербной и нестабильной», приводит протестантизм к бесконечному дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму (развившемуся преимущественно именно в протестантских странах.

Второй по численности конфессией среди русских является протестантизм. По экспертной оценке, в 1996 году в России насчитывалось свыше миллиона верующих протестантов, принадлежащих к десяткам различных церквей. Крупнейшем протестантским течением в России является баптизм (по разным данным от 85 000 до 450 000 зарегистрированных членов, реальное число выше за счёт незарегистрированных объединений), имеющий 140-летнюю историю в России. Также велико число пятидесятников и харизматов, есть кальвинисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, методисты, пресвитериане. Часть русских являются последователями таких религиозных объединений парахристианской направленности, как Свидетели Иеговы, мормоны и муниты.

Еще в 1575-м году в Лефортово был первый лютеранский храм.


Церковь Евангельских Христиан-Баптистов. г.Владимир.

Протестантский храм

Иваново, протестантский храм

Волок, храм протестантский

Витебск, храм протестантский

Методистский храм в Екатеринбурге

Методизм (англ. Methodism; официально Методистская церковь) - протестантская церковь, главным образом в США, Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.
Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную деноминацию. Основателями методизма были Джон Уэсли (1703-1791 гг.) и Джордж Уайтфилд (1714-1770 гг.). Общее число методистов на конец XX века - 40 миллионов человек.

Вожди протестантизма свернули на путь не обогащения мира религиозных идей, прозрений и чувств, а его обеднения за счёт извергаемых из него элементов мистериальных, магических, а также за счёт ослабления роли элемента религиозно-эстетического. При этом в пылу борьбы с Римом были отвергнуты и какие бы то ни было надежды на духовное руководство государством со стороны религиозно-нравственных инстанций, хотя бы только как мечта о далёком будущем. Эта ущерблённость протестантизма не могла окупиться частичным оправданием мирского начала, потому что связывалась не с ограничением исключительных требований аскетической духовности, а с полным отказом от этих начал, и потому ещё, что у самого мирского начала отнимали перспективы его преобразования и просветления. Лютер исказил своё долженствование и самозванно присвоил миссию. Он мог бы стать папой, ему была бы дана власть для очищающих реформ. Вместо этого он сделал то, что сделал: он оказался повинен в дроблении Западной церкви и в духовном опустошении отколовшейся её половины. Неудивительно, что ему пришлось испытать нисходящее посмертие и лишь к нашему времени подняться до Синклита Германии.

Дальнейший ход культурно-исторических процесс на Западе показал, что протестантизм, в сущности оказался очередной ступенью общего, с раннего Ренессанса начавшегося и через гуманизм прошедшего движения – так сказать, «обезрелигиозирования» жизни (да извинят меня за ещё одно неуклюжее слово; постараюсь его не повторять). Развеется, сами деятели Реформации не могли этого знать и понимать, но такова была объективная направленность их деятельности, субъективно истолковывавшейся ими, конечно, совершенно иначе. Это мчался над христианским человечеством Красный Всадник Апокалипсиса – тот самый, в конце пути которого живёт наше поколение. Следующей после Реформации ступенью этого процесса послужили эмпирическая философия в Англии, развитие наук, эмансипировавшихся от религии и этики; а затем – энциклопедисты с их наполовину деистической, наполовину материалистической философией, сделавшей уже только одну, да и то жалкую и бессильную попытку при Робеспьере – превратиться в культ. Далее последовала ступень научно-философского материализма и, наконец, в XX веке достигнут конец лестницы в виде возведения одной из разновидностей материализма в ранг государственного, всеобщеобязательного учения и его догматизация...

Историческая неудача всех трех христианств сводилась, как известно, к тому, что и католичество, и византийское православие, и, позднее, протестантские церкви остались только церквами, и притом не с большой, а с малой буквы. Печальна и поразительна аберрация сознания некоторых членов этих церквей, которые принимают их за единую вселенскую мистическую соборность. В этом – смещение перспективы, спутанность уповаемого и данного, искажение времен и сроков и даже – что еще хуже – снижение и искажение самого идеала.

В нашей брамфатуре церкви человечества являются феноменами, полными своеобразия. Вершинами они дотягиваются до подножий Мировой Сальватэрры, а в Энрофе существуют как замкнутые объемы, опирающиеся на ограниченные участки внутри культуры, внутри государственности, внутри быта, внутри человеческой души.

Драма исторического христианства заключается в том, что ни одна из церквей не превратилась в форму совершенного народоустройства, способную выразить и осуществить завет христианства, его мистический и этический смысл. Причина этого коренится, опять-таки в прерванности Гагтунгром миссии Иисуса Христа, по отсутствие серьёзных, искренних и чистых попыток в этом направлении – вина самих церквей как человеческих сообществ. Ибо если католицизм, стремясь иерократией подменить Царство Божие на земле, подпал, хотя, к счастью, временно, одному из страшнейших инфрафизических вампиров всемирной истории, то православие, ещё в Византии занявшее, по выражению Достоевского, «угол в государстве», совсем отказалось от этой задачи. Эта задача, одна из ключевых, если не самая ключевая из всех задач, возникавших перед человечеством, переходила теперь со всей непомерной тяжестью и опасностью требуемого ею пути к иерархиям Российской метакультуры.

Небесная страна

12 . МОНСАЛЬВАТ - самый географически обширный и расчленённый из всех метакультуры европейского Северо-запада, Американского севера, Австралии и некоторых частей Африки.
Центр Монсальвата, ранее связанный с системой Альп, в конце средних веков переместился далеко на Восток и теперь находится в связи с Памиром. Над Европой и Америкой блещет множество других, меньших метаГородов. Духовно могучие метаГорода надстоят над Гейдельбергом, Кембриджем, Веймаром.
Основатель Монсальвата - великий Человеко-Дух
Титурэль , связанный с Христом задолго до воплощения Спасителя в Палестине. Монсальват возник на несколько веков позже Эдема (См. .).

Грааль - чаша Святого Грааля, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа; она хранится в таинственном замке, Монсальвате, высоко в горах, охраняемая верными рыцарями.

Лоэнгрин - герой одноименной оперы немецкого композитора, дирижера, драматурга Р. Вагнера (1813-1883), созданной в 1848 г. по легендам XIII в.: рыцарь, охраняющий в светлом храме Монсальват волшебный сосуд Грааль. См. .
В этой стране много Эфирных Храмов, которые являются прямой Высшей Астральной Проекцией каждого штата Америки.
- Главный Храм – Небесный Нью-Йорк – проекция Взорванные Башни-Близнецы - 11 сентября
- Храм-Приют Спасённых душ – проекция, церкви Мормонов штата Вайоминг. США.
- Храм Эволюции – проекция город Сиэтл.
- Храм Мирового Духовного Порядка – проекция Вашингтон.
Эмблема : Храм готического стиля, но белый, на горной пике; на фоне храма-алая сияющая чаша (Грааль содержит эфирную кровь Христа, пролитую Им на Голгофе).

"Небесный Иерусалим"

Даниил Андреев. Роза Мира.

, украинцы и корейцы . При этом, успех национальной миссии евангельских церквей привёл к тому, что протестанты представлены практически среди всех народов России .

Догматические сходства и различия

Большинство российских протестантов признают базовые ценности Реформации: спасение одной верой и одним Писанием. В богослужениях помимо проповеди к исправлению жизни имеют значение только два таинства: крещение и причастие. Однако евангельских христиан-баптистов отличает кальвинистский подход в символической интерпретации таинств, тогда как лютеране настаивают на истинном присутствии Бога в таинствах. Также баптисты отрицают крещение детей, считая, что их несознательность является препятствием для совершения таинства.

Социологический портрет протестанта

Более 90 % современных российских протестантов перешли в протестантизм после 1990 года; протестантами в первом поколении являются 60 % верующих, во втором и более - 40 % . Каждый четвёртый российский протестант - моложе 30 лет (этот показатель почти в два раза выше аналогичных показателей, характеризующих православных верующих) . Одну треть российских протестантов составляют люди от 31-го до 55-ти лет. Женщин в протестантских общинах заметно больше, чем мужчин (70 % и 30 %), однако это соотношение отображает общую для всей России тенденцию. Доля безработных среди протестантов в среднем ниже, чем по стране. Так, в 1999 году, когда уровень безработицы в России составлял 12,4 %, среди протестантов безработных было 8,3% .

Российские протестанты отличаются высокой степенью вовлечённости прихожан во все виды религиозных практик и глубоким пониманием догматов своих конфессий. В ходе опросов 83,3 % протестантов заявили, что посещают церковь не реже 1 раза в неделю .

Социологические исследования описывают российского протестанта как «добропорядочного законопослушного гражданина от 18 до 40 лет со средним достатком». Несмотря на конфессиональные различия российские протестанты едины по основным мировоззренческим позициям – это консервативная в отношении соблюдения библейских ценностей, демократически настроенная и предприимчивая часть общества .

Основные конфессии

Лютеранство

С XVI века протестантизм отождествлялся в России с немецким лютеранством . Отсюда в русском языке протестантский храм нередко именовался немецким словом кирха . После Северной войны к России отошли прибалтийские территории Ингерманландии , Лифляндии и Эстляндии (а в 1809 году - Финляндии), где местное население исповедовало лютеранство .

Современное российское лютеранство представлено шестью церквями:

Реформатство и пресвитерианство

Первая реформатская община появилась в России в 1629 году в Москве. Вторая кальвинистская община в России возникла в 1669 году в Архангельске, затем в 1689 году кальвинистские общины были созданы в Вологде и Ярославле. Реформатские приходы формировались, прежде всего, из англичан и голландцев, приглашенных на службу в России. После основания Санкт-Петербурга в городе были образованы три реформатские общины - французская, немецкая и нидерландская. Апостольская община и кальвинистские церкви существовали в Российской Империи до 1917 года. В современной России действует Евангелическо-Реформатская Церковь России, являющаяся преемницей дореволюционных общин и состоящая из одиннадцати Церквей, пасторы и пресвитеры которых образуют Синод, объединяющий Церкви и являющийся их руководящим органом. ЕРЦР исповедует вероучение классического европейского кальвинизма, изложенное в его символических книгах, и развивается самостоятельно, независимо от иностранных реформатских церквей.

Евангельские христиане-баптисты

Основные объединения:

  • Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов

Евангельские христиане (прохановцы)

Распространенились в России в конце XIX - первой половине XX века. По именам лидеров участники движения в разное время неофициально именовались «редстокистами», затем - «пашковцами», позднее - «прохановцами».

Пятидесятники и харизматы

В настоящий момент крупнейшими пятидесятническими союзами России являются:

  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской

Адвентисты седьмого дня

В настоящее время российские поместные церкви (общины) Церкви адвентистов седьмого дня вместе со странами СНГ и Афганистаном входят в состав её Евро-Азиатского дивизиона (Москва), который в свою очередь делится на несколько унионов (союзов церквей) .

Англиканство

Методизм

Меннониты

В XVIII веке появились немецкие общины меннонитов и гернгутеров .

Реставрационизм

Отношения православия и протестантизма в России

Полемический труд против протестантов написал диакон Андрей Кураев («Протестантам о православии»). Протестантами названы прежде всего баптисты, адвентисты и пятидесятники, а также свидетели Иеговы . Их объединяют (и, соответственно, противопоставляют Православию) следующие принципы:

  • «Только Писание » при игнорировании или даже критическом восприятии Священного Предания (святоотеческой литературы, постановлений церковных соборов).
  • «Юридизм» (юридическое понимание Писания ) - юридическое, а не медицинское понимание спасения как оправдания.
  • Мнемонический, а не сакральный характер Причастия.
  • Теория «невидимой Церкви», отличной от её исторического воплощения.
  • Отвержение иконопочитания
  • Отвержение культа святых.
  • Отвержение крещения младенцев (у некоторых групп протестантов)

Российское государство и протестантизм

Вместе с ростом численности верующих протестантских церквей, растёт и их доля среди зарегистрированных Минюстом религиозных объединений. Если в 1991 году протестанты составляли 3 % среди всех официально зарегистрированных религиозных объединений, то к 2008 году это число достигло 21 % . В 2012 году база данных министерства юстиции РФ содержала информацию о 4,4 тыс. протестантских религиозных объединениях. Однако, значительное число протестантских общин действуют без регистрации. Так, в справочном издании «Операция мир» содержится информация о 6,5 тыс. протестантских общинах в России в 2000 году. К 2014 году в России действовало около 10 тыс. протестантских церквей и групп.

Крупнейшие протестантские церкви России

В список 10 крупнейших протестантских церквей России входят 4 пятидесятнические объединения, 2 - баптистских , по одной организации лютеран , евангельских христиан , адвентистов и Новоапостольской церкви (ответвление ирвингиан , конфессии реставрационистского толка).

Церковь Конфессия Прихожан Членов Приходов
1 Российский объединённый союз христиан веры евангельской Пятидесятники 594 000 396 000 2300
2 Российская церковь христиан веры евангельской Пятидесятники 353 000 207 647 2000
3 Евангелическо-лютеранская церковь Лютеране 240 000 76 000 600
4 Объединённая церковь христиан веры евангельской Пятидесятники 180 000 60 000 500
5 Российский союз евангельских христиан-баптистов Баптисты 110 400 76 070 1818
6 Союз христиан Евангелики 105 840 58 800 490
7 Церковь адвентистов седьмого дня Адвентисты - 52 067 704
8 Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов Баптисты - - 1000
9 Всероссийское содружество евангельских христиан Евангелики - - 665
10 Новоапостольская церковь Ирвингиане 40 000 - 250

См. также

Комментарий

Примечания

  1. Table: Christian Population in Numbers by Country (англ.) . The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Дата обращения 19 сентября 2014. Архивировано 22 мая 2013 года.
  2. Лункин Р. Н. Российский протестантизм: евангельские христиане как новый социальный феномен // Современная Европа : журнал. - М. : , 2014. - № 3 (59) . - С. 133-143 . - ISSN 0201-7083 . - DOI :10.15211/soveurope32014133143 .
  3. Общее положение о Консультативном Совете
  4. Официальное заявление Российского Союза Евангельских Христиан-Баптистов о выходе из членов Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России
  5. Каргина И. Г. Влияние кризиса на протестантские конфессии в современной России // гл. ред. Харсеева В. Л. Теория и практика: журнал. - Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2014. - № 2 . - С. 177-183 . - ISSN 1815-4964 .
  6. Ирина Каргина. Протестанты в России - современные тенденции . (по результатам социологических исследований) (неопр.) . Материалы II Всероссийского социологического конгресса . Библиотека Якова Кротова (2003) . Дата обращения 28 февраля 2016.
  7. Младопротестанты и будущее протестантизма в России
  8. Управляющий делами председателя РОСХВЕ о лютеранах (недоступная ссылка)
  9. Фокин Максим. Евангелическо Реформатская Церковь России (неопр.) (2009-2011). Дата обращения 6 сентября 2011. Архивировано 20 февраля 2012 года.
  10. История ЕХБ в СССР . - М. : Изд-во ВСЕХБ , 1989. - С. 512
  11. Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России и СНГ - Структура Церкви (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 13 июля 2010. Архивировано 24 февраля 2012 года.
  12. В центре Мурманска секта ведет строительство храма // ИА REGNUM , 14.11.2008
  13. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата принял руководство Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) // Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru , 05.06.2009
  14. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник / Сост. С. И. Иваненко ; Под общ. ред. М. М. Прусака , В. В. Борщёва. - М. : Республика , 1996. - С. 112. - 271 с.
  15. Казьмина О. Е. Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению) (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 7 сентября 2014. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  16. Филатов С. Б. , Лункин Р. Н. Статистика религиозной и конфессиональной принадлежности россиян: каким аршином мерит // Науч. ред. и сост. С. Б. Филатов Религия и российское многообразие: Сборник статей. - М. СПб. : Летний сад, 2011. - С. 22 .
  17. Shterin M. S. Russia, Protestantism in // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton ABC-CLIO , 2010. - P. 2469. - 3200 p. - ISBN 978-1-59884-203-6 .
  18. Shterin M. S. Russia // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton and Martin Baumann. - 2-е. - Santa Barbara, California: ABC-CLIO , 2010. - P. 2455. - 3200 p. - ISBN 978-1-59884-203-6 .
  19. Patrick Johnstone, Jason Mandryk. Russia // Operation World 2001 . - London: Paternoster Publishing, 2001. - 798 p. - (Operation World Series). - ISBN 1-8507-8357-8 .
  20. Jason Mandryk. Russia // Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation. - InterVarsity Press, 2010. - 978 p. - (Operation World Set). - ISBN 0-8308-5724-9 .
  21. Ряховский переизбран начальствующим епископом пятидесятников . Большой собор РОСХВЕ, который проходит раз в три года, открылся вечером во вторник. За выдвинутого духовным советом в лидеры христиан-пятидесятников епископа Сергея Ряховского проголосовали единогласно все делегаты (неопр.) . Российское агентство международной информации «РИА Новости » (14 октября 2015) . - «РОСХВЕ - одно из крупнейших протестантских объединений в России. В его состав входит 27 централизованных религиозных организаций, более 1,3 тысячи зарегистрированных Минюстом местных организаций и более тысячи незарегистрированных религиозных групп.». Дата обращения 19 ноября 2015.
  22. 2011 World Lutheran Membership Details (англ.) . Lutheran World Federation (15 January 2012). Дата обращения 19 сентября 2014.
  23. Union of Evangelical Christians-Baptists of Russia (англ.) . European Baptist Federation . Дата обращения 19 ноября 2015.
  24. Russian Federation (неопр.) . Adventist Atlas (2011). Дата обращения 19 ноября 2015.
  25. П.Н. Колесников. История ВСЕХ (неопр.) . Доклад, прочитанный на Втором конгрессе ВСЕХ . Всероссийское содружество евангельских христиан (апрель 2011). Дата обращения 19 ноября 2015.
  26. Новоапостольская церковь // Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь . - СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета , 2005. - 197 с.
  27. Структура церкви в России (неопр.) . Новоапостольская церковь в России. Дата обращения 19 ноября 2015.

Одним из трех главных направлений христианства, наряду с католицизмом и православием является протестантизм. Протестантизм представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных с широким антикатолитическим движением XVI века в Европе, получившем название Реформация. Средневековая буржуазия, борясь против католической церкви, освящавшей феодализм, ставила своей целью не упразднить, а лишь реформировать ее, приспособить к своим классовым интересам.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о Бытии Бога, Его Триединстве, о Бессмертии Души, рае и аде. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Согласно учению протестантства, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

Каждый христианин протестантского вероисповедания, будучи крещеным и избранным, получает "посвящение" на сверхъестественное общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников, то есть церкви и духовенства. Так в протестантизме снимается догматическое различие между священником и мирянином, в связи с чем церковная иерархия упраздняется. Служитель протестантской церкви лишен права исповедовать и отпускать грехи. В отличие от католиков, у протестантов для служителей церкви нет обета безбрачия, отсутствуют монастыри и монашество. Богослужение в протестантской церкви предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Отвергнув Священное Предание, единственным источником вероучения провозглашена Библия. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Великобритании, Нидерландах, Канаде. Мировой центр протестантизма находится в США, где и обосновалась штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и других религиозных направлений. Разновидностью протестантизма являются Лютеранская и Англиканская церкви.

§ 75. Протестантские церкви, возникшие в результате реформаторского движения, довольно многочисленны. Их структура, как национальная, так и религиозная, отличается многообразием. Иерархия лютеранской церкви берет свое начало от предшествующей ей католической иерархии. Она не имеет дипломатических представительств.

§ 76. Англиканская церковь в Великобритании имеет статус государственной церкви. В английском протоколе английским архиепископам и епископам отводятся строго определенные места. Она сохранила иерархию римской католической церкви: архиепископ, епископ, викарный епископ, декан, архидиакон, каноник, пастор, викарий, курат и диакон.

  1. Архиепископы имеют право на обращение "Его Милость".
  2. Епископы имеют право на обращение "Лорд".
  3. Остальных представителей церковной иерархии называют "Преподобие".