Институт брака в семейном праве россии, украины и беларуси матвеева наталья алексеевна. Современная семья в Беларуси. Какая она – семья в Беларуси? Типичные социальные проблемы белорусской семьи

Специфика современной семьи определяется 4 особенностями:

1. Важная роль отведена родительству. Психологами было выделено 6 исторических стадий развития детско-родительских отношений – инфантицид (аборт), бросающий стиль воспитания (пристраивание в чужие руки), амбивалентный (жесткая лепка характера), «навязчивый» стиль (полный контроль воли и чувств), социализирующий (подготовка к самостоятельности) и свободный (взаимопонимание, индивидуализация ребенка).

2. основой супружеского союза является любовь, поддержка и эмоциональное принятие

3. открытость семейной системы – в современном мире достаточно легко как заключить брак, так и расторгнуть его.

4. современная семья претерпела изменения по составу – переход от расширенной (супруги, дети, прародители, родственники) семьи к нуклеарной (родители и дети)

Тенденции развития:

      Увеличение продолжительности жизни привело к росту числа пожилых людей

      Рост числа разводов – примерно 1/3 всех семей пережили развод

      Рост числа детей, воспитывающиеся без семьи или при минимальном общении с родителями

      Рост числа несовершеннолетних родителей

      Рост числа семейно-бытовых преступлений

      Рост числа бездетных семей

      «Двухкарьерная семья» (оба супруга ставят перед собой цели «карьерного роста» и в быту происходит распределение ролей).

С точки зрения функционирования современной семьи как системы рассматриваются проблемы:

      несоответствие общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

      противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

      падение престижа традиционного брака.

Проблемы современной семьи

    урбанизация – горожане не заточены на укрепление былых семейных традиций, эмансипация женщин – ненужность мужчины как добытчика, падение культуры, эгоизм -> семья как ячейка теряет свою ценность -> растет количество разводов

    отодвигается возраст вступления в брак -> большинство семей останавливаются на одном ребенке -> вымирание нации

    материальная проблема: родители вынуждены больше времени уделять работе, - дети предоставлены сами себе -> самоубийства, пьянство и наркомания, травматизм, компьютерная зависимость

    разобщенность в семье, бытовое пьянство, инфантилизм и безответственность родителей

    растет культ потребления -> проблемы со здоровьем

31. Религия как социальный институт, её структура и функции. Специфика социологического анализа религии.

Религия является сложным социальным явлением, имеющим разнообразие форм, культов, функций, методов влияния на социальную жизнь. Религия - исторически сложившийся комплекс верований, ритуалов, обрядов, символов, заповедей и норм поведения, обусловленных верой в сверхъестественные силы, проявляющиеся в сознании, стандартах поведения, социальных позициях, религиозной деятельности лиц, признающих свою принадлежность к данной религиозной системе.

Организационный уровень религии связан с образованием религиозных организаций. Все религиозные организации можно разделить на три группы - церкви, деноминации и секты

Церковь: имеет четкую внутреннюю организационную структуру, включающую духовенство (клир) и мирян, характеризуется массовостью, тесно связана с обществом и действует внутри него.

Клиром считаются лица, которые посвятили свою жизнь религиозному культу, имеют право организовывать и проводить его. В традиционном христианстве клир делится на церковнослужителей, не имеющих духовного сана, и священнослужителей - лиц, имеющих духовный сан (по рангам они делятся на диаконов, священников и архиереев). Мирянами считаются простые верующие. Они не могут проводить религиозные обряды, однако имеют право и должны участвовать в них.

Церковь возникает в процессе развития определённого вероучения, имеет стабильные связи с основными сферами общественной жизни и ведущими социальными институтами - политикой, идеологией, культурой и т.д.

Церковь является универсальной организацией, поскольку в неё входят лица разных полов, возрастов и статусных групп, она удовлетворяет большинство основных запросов ее участников.

Деноминацией считается организация, которая поддерживает социальные связи с обществом и нормальные отношения с церковью, но не имеет такой широкой социальной базы, как церковь, чёткой внутренней структуры, не делится на духовенство и мирян, сплачивает вокруг себя незначительные группы сторонников, которых не удовлетворяют постулаты ортодоксальной церкви.

Деноминации возникают в результате плюрализации религиозных систем в обществе. Они должны конкурировать между собой, доказывая потенциальным сторонникам правильность, истинность учения, которое несёт деноминация. Если церковь требует безусловной преданности своих сторонников, то деноминация пытается привлечь как можно больше последователей, независимо от чистоты их верований. К основным деноминациям в нашей стране можно отнести баптистов, адвентистов седьмого дня, евангелистов.

Секта - религиозная организация, которая отвергает любые связи с обществом и церковью. Она как правило, возникает на оппозиции к официальной церкви.

Секты зачастую характеризуются такими чертами как:

Слепая вера последователей в идеалы секты;

Самоизоляция и обособленность от других общин;

Противопоставление собственного религиозного учения всем остальным, действующих в обществе;

Признание исключительности своей религиозной системы, избранности её Богом;

Принцип вождизма, основанной на беспрекословном признании авторитета руководителей секты;

Отсутствие чёткой разветвлённой внутренне организационной структуры;

Противодействие многим социальным нормам, действующим в обществе;

Строгая регламентированность внутри секты и исключительно строгая дисциплина.

Сектантство часто расшатывает устои не только религиозного, но и всей общественной жизни, поскольку, как было сказано, оно отвергает значительную часть социальных норм. Все это, умноженное на слепую веру адептов и строгую дисциплину в выполнении решений руководителей секты, делает последние негативным явлением общественной жизни. Иногда секты ведут себя крайне агрессивно, угрожая общественному порядку. Типичным примером может служить деятельность таких сект, как "сатаниты", "белое братство", "Аум Сенрикё". Они опасны тем, что глубоко проникают в психику и сознание индивида, заставляют его полностью подстроить своё поведение под агрессивные идеалы секты, требуют слепого поклонения руководителям секты и безоговорочного выполнения их приказаний.

Согласно материалам, которые содержатся в книге И.И. Калачевой «Семья в современном белорусском обществе: реалии и перспективы развития», в 30 городах Республики Беларусь (в Минске, областных городах, средних и малых городах) проживают 76,6 % - женатых/замужних, 9,6 % - разведенных, 5,8 % незамужних/холостых, 4 % живут в незарегистрированном браке, 4 % - вдовые (в исследовании приняли участие 800 семей белорусов).

В последние десятилетия в стране быстро растет число детей, рождающихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (по сравнению с 1970 г. этот показатель уже возрос в 3 раза и продолжает быстрыми темпами увеличиваться). В 1990 г. таких детей было 9 % от всех родившихся, в 2000 г. - 19 %, в 2006 г. - почти 23 %. Таким образом, в настоящее время практически каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Особенно быстрыми темпами растет внебрачная рождаемость на селе. Здесь каждый третий ребенок рождается у одинокой матери. Большое количество разводов и рост внебрачных рождений приводит к увеличению в обществе неполных семей (преимущественно материнских), доля которых в Беларуси составляет 15%.

Данные тенденции в совокупности с рядом социально-экономических причин оказывают негативное влияние на репродуктивные установки современной молодежи, приводя к сокращению количества детей в браке и все более частым решениям переносить рождение первого ребенка на более поздний этап совместной жизни.

В настоящее время более 90 процентов семей с детьми являются малодетными: в их составе один или два ребенка, В обществе продолжает сохраняться социальная норма малодетности, несмотря на наметившийся рост числа детей, рожденных вторыми и третьими (по порядку рождения). В стране пока не обеспечивается простое замещение родительских поколений. Уровень рождаемости в сельской местности по-прежнему выше городского. Наметилась позитивная тенденция снижения числа рождений у женщин в возрасте до 18 лет. Доля детей, рожденных вне брака, в общей численности родившихся с 2006 года начала снижаться.

Следует отметить, что для семей с детьми значимой статьей доходов продолжают оставаться пенсии, пособия, материальная помощь от родственников, доход от личного подсобного хозяйства и продажи сельхозпродукции. Чем больше в семье детей, тем в большей степени пособия (все виды пособий, получаемых из государственного бюджета, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и за счет средств организаций) оказывают влияние на уровень доходов семей.

Уровень и качество жизни в семьях, с появлением первого или второго ребенка, практически не отличается от уровня и качества жизни в семье в среднем по республике. Материальное же положение многодетных семей значительно хуже, чем семей с одним и двумя детьми. Таким образом, рождение в семье третьего и последующих детей является фактором риска попадания семьи в категорию мало­обеспеченных.

Проводимая в последние годы активная государственная социальная политика по поддержке семей с детьми, в том числе многодетных семей, начинает сказываться на их уровне и качестве жизни в сторону улучшения.

В СССР проблему подготовки подрастающего поколения к семейной жизни пытались решить на общегосударственном уровне. В советский период были разработаны специальные учебные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. Как свидетельствуют архивные источники, в советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки:

· ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этикой отношений в семье;

· половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе сотрудников
системы здравоохранения и родителей;

· формирование у молодежи личностных качеств, способствующих в будущем успешному выполнению роли семьянина: дружелюбия, уважения к общественным нормам и ценностям, дисциплинированности путем привлечения к деятельности пионерской и комсомольской организаций; формирование заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;

· практическая подготовка старших школьников на уроках трудового обучения и в рамках учебно-производственных комбинатов к ведению семейного хозяйства, воспитанию детей и самостоятельной трудовой деятельности.

В подготовке учащихся к семейным отношениям особо подчеркивалась роль семьи: поощрялось участие родителей школьников в различных внеклассных мероприятиях, существовал контроль социальных институтов над условиями домашнего быта и отдыха учащихся.

В период кризисов 90-х гг. XX века адаптация подрастающего поколения к семейной жизни продолжала декларироваться как важная задача. Однако из школьной программы была исключена дисциплина «Этика и психология семейной жизни». Учитывая распад пионерской и комсомольской организаций, занятость родителей материальным обеспечением и др., проблема готовности к семейной жизни утратила свою актуальность.

В начале XXI века социально-экономические и культурно-нравственные изменения в обществе привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным в силу отсутствия общественных институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации. Более актуальными стали проблемы сексуального просвещения, безопасного и ответственного поведения. Данный факт можно объяснить действием следующих факторов: с одной стороны, снижением возраста начала половой жизни, с другой стороны- тенденцией заключать брак в более позднем возрасте. К сожалению, исключение из школьной сферы проблемы подготовки к семейной жизни, она не стала объектом должного внимания в ходе профессиональной подготовки молодежи в высших и среднеспециальных учебных заведениях.

Белорусские исследователи Л.И.Смагина, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявская и др. отмечают, что начало XXI века ознаменовано возникновением кризиса белорусской семьи. Об этом свидетельствует

дефицит насыщенного межличностного общения , когда члены семьи обсуждают только бытовые проблемы и, как следствие, - увеличение количества детей с нарушениями речи, ограниченным словарным запасом, с различными нервно-психическими расстройствами. Этот феномен специалисты объясняют эмоционально-духовным одиночеством детей, обусловленным недостатком родительской любви и внимания. Не пройдя школы воспитания чувств в родительской семье, молодые люди позже могут столкнуться с серьезными проблемами при создании собственной.

Досуг семьи через систему ценностей, традиций и обычаев, по мнению Л.И.Смагиной, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявской и др., определяет вкусы, предпочтения и поведение каждого человека. Для большинства современных семей квартира, дом стали единственным местом проведения свободного времени в будни и праздники, а такой замкнутый образ жизни влечет за собой увеличение потребления спиртных напитков.

Ограничение жизненного пространства стенами своего жилища представляет и такую опасность, как преувеличение семейных неприятностей. Скука, одно­образие, безрадостность повседневной жизни провоцируют ссоры по пустякам. Так пробивается брешь в той «стене», которой семья отгораживается от общества, стремясь выполнить миссию защиты своих членов от стрессов, сопровождающих динамизацию нынешней жизни.

Эти и другие изменения в жизнедеятельности семьи провоцируются также индивидуализацией жизни взрослых и детей, демократизацией межличностных отношений, размыванием поведенческих норм и ролевых обязанностей.

Упомянутые изменения в осуществлении современной семьей своих функций свидетельствуют о том, что, пройдя долгий путь развития, малая ячейка общества подверглась трансформации или, скорее, деформации, часто называемой кризисом семьи.

В настоящее время современная Беларусь все больше ассоциируется с советским прошлым. Накапливая мнения о том, что нужно сохранять преемственность поколений, социально-гуманитарные науки приходят к выводу, что нельзя «перескакивать» через исторические периоды слишком резко. Это может привести к коммуникационным проблемам взаимодействия поколений, их конфликтам. Понятия «традиции» и «традиционное» в некоторой степени ассоциируются со стереотипами, возвращающими нас в далекое прошлое. Говоря о прогрессе и развитии, надо заново переосмыслить и недавнее советское прошлое: понять, что же было хорошим в то время, что являлось важным, что нужно сегодня возродить, а что - оставить в нашей памяти.

С точки зрения современных исследователей советская семья была достаточно устойчивым институтом, в котором, как в зеркале, отражались приоритеты, ценности, ориентации и потребности советской эпохи. Перестройка 1990-х годов стала ощутимым вызовом для жизни семьи, а существенным признаком, характеризующим ее развитие, стала депопуляция населения. Сегодня эта проблема в Беларуси рассматривается как главная демографическая угроза, влияющая на социально-экономическое и культурное развитие страны.

Согласно переписи 2009 г., в республике насчитывалось 45% семей с детьми в возрасте до 18 лет, по данным переписи 1999 г. их было 56%.

Очевидная разница в количестве жителей республики, а значит, и в составе семейного населения, указывает на проблемы, резко обозначившиеся именно в последние десятилетия: малочисленность и малодетность белорусских семей.

Минчанка Ирина, родившая сына в 1991 году, вспоминает, что в ее многоквартирном доме были только два ребенка: ее сын и девочка из соседнего подъезда. Они вместе росли, вместе играли, затем пошли в детсад и школу. Всякий раз они с матерью этой девочки сетовали: «Это же надо, никто не рожает детей». И приходили к выводу: наверное, не то время, люди не знают, что будет дальше. Действительно, в те годы резко упала рождаемость населения. И основной причиной стала неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие понятных перспектив.

Еще в 1960-70-е годы в нашей республике стали ощутимыми миграционные процессы: это способствовало увеличению количества горожан и уменьшению числа жителей сельской местности.

По сути, в 1970-е годы выходцы из сел на территории страны составляли около 50% городского населения. Прибывали переселенцы и из других республик. Этнокультурная картина республики 70-80-х годов прошлого века выглядела так: белорусы – около 70%, русские - 20%, украинцы – 4%, евреи – 3,7% и др. По переписи 1999 г. белорусов стало уже 80%, русских – почти 20%. Согласно этносоциологическому исследованию, проведенному Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН РБ в 1980-х годах в 17 белорусских городах, большинство новоселов белорусских городов были переселенцами из других мест. Большинство жителей представляли первое поколение горожан, где удельный вес белорусов был довольно высоким. Сейчас ситуация несколько иная – но все же главная тенденция остается в силе: города Беларуси наполнены переселенцами из сел, малых и больших городов, других мест. Огромной популярностью пользуется Минск. Красота, безопасность и «вечная молодость» Минска притягивают, как магнит, сотни и тысячи наших соотечественников.

Преемственность

Следует отметить, что в советское время проблематика семьи не была приоритетной в научных исследованиях. В 70-е годы прошлого века известный исследователь рабочей семьи белорусов, этнограф Владимир Иванов отмечал, что семей с детьми по сравнению с прежними послевоенными годами становилось меньше. Он писал об укореняющейся новой традиции – снижении количества детей в семьях. Как только человек переезжал в город, он считал, что рожать детей надо меньше. Но нельзя сказать, что из-за смены места жительства белорусы вовсе отказывались от традиций. Как правило, многие молодые пары жили с родителями и иногда даже с бабушками и дедушками, которых они перевозили с собой в городские квартиры. В таких семьях, конечно, фиксировалось сохранение традиций преемственности поколений.

Острой проблемой современной Беларуси, как и других стран, остается высокий уровень разводов молодых пар. Отмечаются новые причины разводов, к примеру, вмешательство родителей супругов. Многие социологические исследования выявляют, что одной из главных причин развода наряду с пьянством и изменами является чрезмерная опека младших поколений старшими.

Сегодня многие молодые мужчины и женщины считают, что жить со старшим поколением невозможно. Автономное проживание семьи становится неотъемлемой чертой уклада жизни, ценностных представлений молодых поколений об отношениях между родственниками. Прочно вошедшие в быт каждой белорусской семьи Интернет и мобильная связь вполне успешно играют роль посредника, соединяющего многие семьи, живущие в разных городах и странах.

Многодетная семья

Исследуя проблематику отношения к многодетным семьям, надо сказать, что как в советское время, так и сейчас оно было и остается неоднозначным.

Женщина 65 лет, врач по профессии, вспоминает: «Когда видела на улице мамашу с коляской, а рядом с ней еще троих малышей, становилось не по себе: мать неухоженная, худая, а дети чумазые и неопрятные. Сердце сжималось. Жалкое зрелище». Подобное представление было довольно распространенным. Но оно, видимо, являлось отражением традиций белорусского народа: с одной стороны, многодетность поощрялась в обществе, с другой – осуждалась. Поощрялась в том случае, если дети из многодетных семей являлись хорошим примером для других - получили образование, престижную работу, поддерживали родственные связи и всякими способами показывали сообществу свои устои: взаимопомощь, поддержку, взаимовыручку.

Действительно, в традиционных ценностных установках белорусов прочно устоялось мнение о том, что многодетная семья более жизнеспособна: дети из многодетных семей рано приобщались к труду, уважали родителей, старших членов семьи, были преданы своей малой родине. Вместе с тем в народе жила убежденность в трудной доле многодетных семей, сложностях жизненного пути из-за социальной неустроенности и бедности.

А что же сейчас? По данным переписи 2009 г., в Республике Беларусь 5% многодетных семей. Причин, по которым семьи не становятся многодетными, достаточно. Одна из них – распространение в обществе духа потребительства, накопительства и стремления к наслаждениям. А ведь рождение ребенка потребует от родителей изменения привычного уклада жизни, привычек. Немногие отваживаются на такой важный шаг, как рождение 3-4 детей. Многие молодые пары в буквальном смысле берут калькулятор и подсчитывают, во сколько им обойдется появление малыша. И это заставляет их задуматься и… отложить рождение.

Как менять ситуацию? Быстрых и реальных изменений, очевидно, ожидать не следует – нужно, как и в прежние времена, стремиться формировать социальную сбалансированность общественного развития и устремленность взглядов разных поколений в одном направлении. Сейчас – в сторону увеличения численности детей в семьях, а в будущем и нас – жителей Беларуси.

Белорусская семья серьезно больна, и ей требуется безотлагательное лечение. О тяжелом состоянии семьи как института и белорусской семьи в частности на симпозиуме «Не оставлю тебя аж до самой смерти» в минском костеле св. Сымона и Алены рассуждал в субботу, 14 декабря, глава Римско-католической церкви в Беларуси архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

Ссоры, разводы, аборты, гомосексуальность, чайлдфри, алкоголь и наркотики, сексуальная распущенность и свобода нравов – все это достаточно сильно распространено в современном обществе и никак не способствует сохранению семей. Именно о том, что представляет собой нынче белорусская семья, какие опасности ее преследуют и как избежать ее разрушения, и говорили на симпозиуме.

В течение дня участники мероприятия, на котором также присутствовала и корреспондент , обсуждали, какие факторы влияют на семью в современном обществе, почему Беларусь никак не может покинуть одно из первых мест мировой статистики по количеству разводов и абортов, что необходимо сделать, чтобы в кризисных ситуациях избежать распада семей. Помимо белорусских специалистов, на мероприятии выступали известные лекторы, профессоры, психотерапевты из Украины и России.

А портал приводит самые яркие моменты выступления архиепископа Тадеуша Кондрусевича, который дал основное определение белорусской семьи и указал на ее главные проблемы…

Что такое семья? И зачем она нужна?

Мы теряемся, давая определение семье. Что это? Кто это? Опросите десяток своих знакомых – и вы услышите совершенно разные ответы на, казалось бы, очень простой и банальный вопрос. Детям в детских садах бывает проще в этом отношении: их просто просят нарисовать свою семью, и они, выводя ручки и ножки, запечатлевают на листиках бумаги всех, кого видят каждый день у себя дома.

По словам Т. Кондрусевича, понятие семьи начало размываться в обществе с 1995 года, когда в Пекине прошла международная конференция, посвященная женщинам. На ней и изменилось понятие «семья» как таковое: в данное понятие стали включать не только родителей и детей, но также неполные семьи и нетрадиционные сексуальные союзы.

С сожалением приходится констатировать, что семья превратилась в какой-то тип общежития, где люди только живут бок о бок друг с другом. Невооруженным глазом видно, что расплываются и теряются базовые ценности семьи.

Ушел в прошлое патриархальный тип семьи, в которой мужчина играл главную роль, а женщина занималась рождением и воспитанием детей и работой по дому.

Ослабляются связи между родителями, детьми и близкими родственниками, и нарушается многопоколенная семья. В наше время преобладает двухпоколенный тип семьи – родители и дети – и все меньше становится трехпоколенных, когда вместе с родителями и детьми живут бабушки и дедушки.

Ранее, например, местом встречи семьи, совместного разговора и решения проблем был обеденный стол. А где он теперь? Его практически нет. Чаще всего из-за работы, учебы и разных других дел родители и дети употребляют еду отдельно, и общего стола, который бы объединял семьи, не стало. И даже если он иногда и есть, то после обеда все быстренько разбегаются по своим углам, каждый занят своими личными делами.

Материальному обеспечению детей сегодня уделяется намного больше внимания, чем их духовному воспитанию. Занятые работой, карьерой и заботой о себе, родители, религиозная жизнь которых часто оставляет желать лучшего, все меньше внимания уделяют духовному воспитанию молодого поколения и мало с ним контактируют.

Дети – цветы жизни: по полтора на белорусскую семью

В настоящей гармоничной современной семье должны быть дети. И их должно быть «больше одного». А лучше, «больше 2-3». Тогда и дети могут вырасти психологически защищенными и лучше адаптированными к внешнему миру, более гибкими и настроенными на взаимодействие с другими людьми при возникновении трудностей. Увы, редкие белорусские семьи могут похвастаться многодетностью. Что уж говорить, если даже наличие 2 детей для многих из нас кажется большой проблемой.

Чтобы человеческий род не исчез, а общество не превратилось в дом престарелых, чтобы не было демографического кризиса, необходимо, чтобы в каждой семье было 2-3 детей. На самом же деле в нашей стране на две среднестатистические семьи не приходится даже троих детей. Поэтому население не только стареет, а просто вымирает.

Растет количество внебрачных детей, много которых из роддома отправляются в дома малютки, растет количество неполных семей, в которых есть мать и ребенок. Каждого четвертого ребенка в Беларуси воспитывает мать-одиночка, что становится очень большой проблемой в обществе, так как для нормального и гармоничного воспитания ребенку нужны и отец, и мать.

Растет количество разведенных семей, когда при живых родителях дети остаются как будто сиротами, и в таких случаях их чаще всего воспитывает улица. В Беларуси количество разведенных семей достигает 50%, а среди молодых семей эта цифра доходит до 70%.

Равнение на Запад: лучше не надо

Было бы неправильно утверждать, что все эти проблемы – исключительно внутрибелорусское дело, а в других странах процветает культ семьи.

В некоторых высокоразвитых странах, например, в США, набирают популярность брачные договоры, когда перед заключением брака супруги договариваются о разделе имущества в случае развода. Таким образом, они уже в самом начале допускают возможность развода.

Все больше распространяется во многих странах, и в Беларуси в том числе, суррогатное материнство и искусственное оплодотворение, когда аморально используются достижения генетики.

Опасность для семьи представляет собой и гендерная идеология, которая допускает взаимозаменяемость ролей мужчины и женщины в семье. Ее поклонники ожидают новой культурной революции, которая полностью сотрет границу между полами. В некоторых странах уже сейчас приняты законы, согласно которым в свидетельствах о рождении ребенка указываются не «мать» и «отец», а «родитель 1» и «родитель 2».

«Задайте вопрос: «Что современные семьи оставят своим потомкам, детям и внукам?» – задал на симпозиуме всем присутствовавшим оказавшийся риторическим вопрос Тадеуш Кондрусевич. – Дорогие коттеджи и большой счет в банке, модель семьи, которая распалась, и отказ от Божьего дара жизни или пример настоящей школы жизни и домашнего костела?»

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

История становления и развития законодательства о браке и семье Беларуси:

АР
С213 Сатолин, В. Н. (Владимир Николаевич).
История становления и развития законодательства о браке
и семье Беларуси:Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.01 -
Теория права и государства; История права и государства;
История политических и правовых учений /В. Н. Сатолин;
Науч. рук. А. М. Абрамович; Белорусский государственный
университет. -Минск,1997. -20 с.-Библиогр. : с. 17.3 ссылок
70,00 руб. Материал(ы):
  • История становления и развития законодательства о браке и семье Беларуси.
    Сатолин, В. Н.

    Сатолин, В. Н.
    История становления и развития законодательства о браке и семье Беларуси: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность темы исследования определяется недостаточной научной разработкой истории становления и развития законодательства о браке и семье в Беларуси. Если вопросы правового регулирования брачно-семейных отношений на территории нашего государства в эпоху феодализма в литературе уже освещались, то этого нельзя сказать о более позднем периоде, когда белорусские губернии входили в состав Российской империи. В немногочисленных публикациях, относящихся к этому времени, содержится лишь краткая характеристика обычаев жителей сельской местности Беларуси, которые обусловливали брачно-семейные отношения. Что же касается первого десятилетия существования Советской власти в Беларуси, то по истории регулирования рассматриваемых отношений научных исследований в это время практически не проводилось.

    Вместе с тем исторический анализ проблем правового регулирования брачно-семейных отношений в Беларуси на всех этапах развития государства необходим в первую очередь для того, чтобы использовать многовековой народный опыт для правильного ориентирования законодательной политики, нацеленной на укрепление семьи и всех ее институтов.

    Кроме того, знание истории становления и развития законодательств о браке и семье является важной составной частью обшей правовой культуры юристов.

    Таким образом, актуальность рассматриваемых вопросов, их важное историческое и практическое значение, недостаточная теоретическая разработка отдельных периодов истории правового регулирования брачно-семейных отношений в Беларуси предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования. Оно является, по существу, первой попыткой исторического анализа становления и развития законодательства о браке и семье на территории Беларуси и его источников.

    Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на изучение доступных источников, трудов предшественников и современных исследователей, составить целостную картину становления и развития законодательства о браке и семье, действовавшего на территории Беларуси.

    В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

    Исследование основных факторов, обусловивших формирование и развитие законодательства о браке и семье на протяжении всего исследуемого периода;

    Анализ важнейших источников в плане содержащихся в них норм, регулирующих брачно-семейные отношения;

    Определение основных тенденций правового регулирования брачно-семейных отношений.

    Основные методы диссертационного исследования: конкретно-исторический, описательный, логический, сравнительный, системный.

    Теоретические положения работы опираются на использование трудов Я. М. Бранденбургского, М.Ф. Владимирского-Буданова, И. Гавзе, М. И. Горчакова, С. П. Григоровского, A.M. Гуляева, М. Довнар-Запольского, А. И. Загоровского, Ф. И. Леонтовича, Г. К. Матвеева, К. Неволина, Н.М. Никольского, А. С. Павлова, А. И. Пергамент, А. П. Сапунова, Е Д. Спасовича, Н. Н. Тарусиной, А. Терещенко, Г. Ф. Шершеневича, Я.Н. Щапова, Н. Г. Юркевича, И. А. Юхо, М.Н. Ясинского.

    Следует отметить, что нормативно ограниченный объем диссертационных работ такого рода, стандартов, который^ мы вынуждены соблюдать, не позволили охватить всю историю становления и развития законодательства о браке и семье вплоть до настоящего времени. Мы вынуждены были остановиться на 1927 г., когда был принят и вступил в действие первый белорусский кодекс законов о браке, семье и опеке.

    Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка научного исследования истории становления и развития брачно-семейного законодательства Беларуси, основных его источников, раскрыта роль и значение церкви, ее взаимодействие с государством при регулировании отношений, связанных с браком и семьей.

    Научная новизна результатов конкретизируется в основных положениях, выносимых на защиту.

    1. Становление законодательство о браке и семье в Беларуси происходило на фоне борьбы языческих обрядов и христианских норм, насаждаемых священнослужителями, пришедшими к восточным славянам из Византии, которые руководствовались в своей деятельности при-

    несенными оттуда сборниками церковно-светского законодательства.

    2. С распространением христианства брачно-семейные отношения наших предков постепенно начинают упорядочиваться и получать некую законосообразность. Появляются первые законодательные акты, определяющие место и статус церкви в обществе, ее юрисдикцию (Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав Смоленского князя Ростислава). Все вопросы, связанные с браком и семьей, постепенно начинают отходить к компетенции церковных судов.

    3. Во времена Великого княжества Литовского значение норм обычного права при регулировании брачно-семейных отношений снижается. На первое место выходят нормы так называемого писаного права, содержащиеся, главным образом, в Статутах 1529, 1566 и 1588 годов. Однако в том, что касалось брака, порядка его заключения и расторжения, важную роль играли церковь и религиозные предписания.

    4. Законодательство царской России было в основе своей построено на неравноправии женщины, на главенствующем положении мужа и отца в семье, на униженном и бесправном статусе внебрачных детей.

    5. В первые годы существования советской власти в Беларуси

    регулирование отношений, связанных с браком и семьей, осуществлялось путем рецепции (заимствования) соответствующих норм из законодательных актов РСФСР, направленных на секуляризацию брака, на уравнивание прав мужчины и женщины в брачно-семейных отношениях, на ликвидацию бесправного положения внебрачных детей, на упрощение бракоразводного процесса. Практика применения первых законодательных актов Советской власти в Беларуси показала, что закрепленные в них положения (в первую очередь направленные на ликвидацию церковных браков) воспринимались далеко не всеми и не сразу. Влияние церкви и религиозных убеждений было сильным и сказывалось достаточно долго.

    6. В середине 20-х годов в республике проводится работе по кодификации законодательства о браке и семье, которая заканчивается принятием в марте 1927 года первого в истории Беларуси кодекса законов о браке, семье и опеке. Кодекса 1927 года закреплял новые, социалистические принципы регулирования брачно-семейных отношений, которые легли в основу всего дальнейшего белорусского советского законодательства о браке и семье.

    Личный вклад соискателя в исследование заключается в том, что им изучены и проанализированы научная литература, архивные материалы и законодательные акты о браке и семье, действовавшие на территории Беларуси с древнейших времен. В результате проведенного исследования сделаны самостоятельные выводы.

    Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории и истории государств и права юридического факультета Белорусского государственного университета, где было проведено ее обсуждение.

    Оиубликованность результатов. Результаты исследований нашли свое выражение в трех статьях, опубликованных в журнале "Вестник БГУ".

    Структура работы. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, четырех глав и заключения. Полный объем диссертации составляет 10? страниц машинописного текста, список литературы - 6 страниц.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

    В первой главе "Брак и семья у восточных славян" дается общая характеристика брачно-семейных отношений. Ссылаясь на известные сведения, содержащиеся, главным образом, в Повести Временных лет, соискатель полагает, что у восточных славян в языческую эпоху не было единых, общих для всех форм бракосочетания.

    Рассматривая процедуру заключения брака, автор отмечает, что бракосочетание у восточных славян сопровождалось различными обрядами. У полян, например, существовал обряд, по которому невеста в знак будущей покорности должна была разуть жениха.

    Заканчивалось бракосочетание пиром, "с плясанием и гудением". Обязательная принадлежность брачных торжеств, как, впрочем, и всех "игрищ" скоморохи, гусли, трубы. И, конечно же, не обходилось без меда

    Выходя замуж при жизни отца, братьев девушка получала от них приданое, величина которого зависела от достатка семьи, из которой она выходила.

    После свадьбы молодая жена получала от.мужа или вообще от главы семьи, в которую она входила, так называемое "вено", т.е. своего рода ее обеспечение.

    Известно также, что некоторые наиболее могущественные и знатные выходцы из славянских племен, кроме жен имели еще и наложниц. Особенно много наложниц (800) было у князя Владимира. Вместе с тем в работе отмечается любовь и привязанность славянских жен к своим мужьям, да и вообще супружеская верность славян во времена язычества.

    Исследуя внутрисемейные отношения, существовавшие у наших предков в дохристианский период, диссертант разделяет точку зрения о том, что отношения между супругами в индивидуальном браке первоначально строились в соответствии с принципом, по которому муж являлся владыкой жены, а жена его рабой.

    Важным событием в истории восточных славян, в том числе тех, которые находились на территории современной Беларуси, явилось официальное признание в 988 году христианской веры. Автор подробно останавливается на том, как происходило распространение новой религии, какие изменения произошли в этой связи в брачно-семейных отношениях наших предков.

    Для выполнения своих традиционных функций (литургическая деятельность, совершение таинств, пропаганда веры, миссионерство и пр.) созданная церковная организация нуждалась" в соответствующих правовых нормах. Эти же нормы были нужны ей и для судебно-административной деятельности, и прежде всего в сфере брачно-семейных отношений. Но о законодательной деятельности первых князей в этой области в церковных уставах и других источниках ничего не говорится. Оставалось, следовательно, воспользоваться уже готовыми нормами, созданными для тех же целей в Византии.

    Соискатель высказывает предположение, что и церковное управление вообще, и церковный суд в частности основывались на греческих нормативных актах, принятых нашими предками в готовом виде вместе с христианской верой. Кроме того, уже в церковных уставах Владимира и Ярослав имеются ссылки на "Греческий Номоканон". С течением времени, когда среди священнослужителей стали появляться выходцы из местного населения, встал вопрос о славянских переводах греческих Номоканонов. Первые переводы были сделаны уже в XII веке и получили название Кормчей книги.

    В диссертации показаны изменения в сфере брачно-семейных отношений и их правовом регулировании в связи с утверждением церковной организации и христианизацией восточных славян. С точки

    зрения христианства брачные союзы, создававшиеся похищением или покупкой невест, были уже немыслимы. Вместо них вводился ранее неизвестный нашим предкам церковный порядок совершения бракосочетания. Однако церковное оформление браков у восточных славян приживалось длительно и трудно.

    Вступив в посредничество при заключении браков, христианская религия и церковь установила ряд условий признания брачного союза состоявшимся и законным. Церковь запретила браки между троюродными братьями и сестрами. Не допускались браки христиан с иноверцами, а также с некрещенными местными жителями. Запрещалось многоженство и ограничивалось (не более двух) количество последовательно заключенных браков. После принятия христианства, под влиянием канонических предписаний и византийского законодательства, расширяются личные и имущественные права жены в семье.

    Глава II - "Брачно-семейные отношения и их правовое регулирование в Великой княжестве Литовском" посвящена исследованию регламентации этих отношений в Великом княжестве Литовском.

    Касаясь источников права рассматриваемых отношений, автор отмечает, что в XIII веке основными были нормы местного обычного и Церковного права. Но уже начиная с XIV века, когда государство окрепло, развивается и законодательная деятельность князей, получившая наиболее яркое выражение в таких нормативных актах как привилеи.

    Дальнейшее развитие законодательства о браке и семье отражают Статуты ВКЛ 1526, 1566 и 1588 годов. В них впервые в истории Беларуси предприняты попытки систематизировать нормы так называемого писаного права, касающиеся брачно-семейных отношений.

    Однако Статутами были урегулированы далеко не все стороны брачно-семейных отношений. Некоторые из них, в частности связанные с оформлением брака, личными правоотношениями между супругами, между родителями и детьми, усыновление и др., затрагивались частично, другие - вообще остались за их рамками. Пробелы в законодательстве этого периода восполнялись, с одной стороны, передававшимися из поколения в поколение обычаями, а с другой - нормами церковного права, изложенными в Кормчей книге.

    Церковь и государство в рассматриваемый период еще допускали

    "неосвященные", невенчанные брачные союзы, но только до тех пор, пока по этому поводу не возникали споры. В случае их возникновения суды всегда отдавали преимущество церковному браку.

    Автор исследует условия заключения брака, к которым относились: несостояние в другом официальном браке, достижение брачного совершеннолетия (13-15 лет для лиц женского пола и 18 лет - мужского), отсутствие между брачующимися отношений родства и свойства. В некоторых случаях для того, чтобы вступить в брак, требовалось получить согласие родителей, либо родственников и даже органов власти.

    Законодательством Великого княжества Литовского устанавливались сроки траура, в течение которых вдове запрещалось вступать в брак после смерти мужа. Цель этих сроков - "чтобы святое супружество и добропорядочность сохранилось и для известности плода", т. е. установление происхождения ребенка. Продолжительность "траурных" сроков составляла 6 месяцев и они касались только женщин, причем женщин только шляхетского происхождения. За нарушение установленного запрета женщина лишалась вена от предыдущего брака, либо выплачивала денежный штраф.

    Рассмотрение дела по существу в церковном суде, в ходе которого устанавливалась вина каждого из супругов, либо уважительные причины, на основании которых принималось решение о расторжении брака и предусматривались последствия этого расторжения;

    Вынесение светским судом окончательного решения о разводе и назначение сроков его исполнения.

    Нетрудно заметить, что функции церковного и светского суда были различны.

    Исследуя имущественные отношения между супругами, автор не соглашается с мнением Владимирского-Буданова М. Д. о том, что период XIV - XVII вв. в Великом княжестве Литовском был периодом господства общности семейного имущества. По мнению диссертанта в имущественно-правовом положении супругов в это время главенствовал режим раздельности имущества. Муж и жена не только обладали общим имуществом, которым пользовались совместно, но и имели раздельную собственность. Они могли самостоятельно заключать всевозможные сделки, однако по своим обязательствам каждый из супругов

    отвечал самостоятельно собственным имуществом.

    Достаточно подробно в работе освещена процедура закрепления правового положения вдов по законодательству Великого княжеств Литовского. Это и понятно. Оставшись вдовой, женщина получала временные права на все или на часть имущества бывшего мужа в зависимости от состава семьи, завещания мужа и других обстоятельств. Нормы, содержащиеся в Статутах, ясно показывают, что закон стеснял наследственные имущественные права вдов, не имевших записи вена, а права бездетной вдовы на владение имуществом фактически отменялись. Хотя эти стеснения не касались записанного вена, которым вдова пользовалась пожизненно, в законодательных актах прослеживается тенденция даже ""веновные" имения заменять денежным эквивалентом, т.е. ликвидировать права женщин на владение землей.

    В диссертации анализируется также личные и имущественные правовые взаимоотношения родителей и детей в Великом княжестве Литовском. Законодательными актами закреплялся принцип раздельности их имущества. При жизни родителей дети не имели права на их имущество, равно как и родители не имели права на имущество детей.

    Законодатель по-разному определял "судьбу" имущества родителей. Все имущество матери, как движимое, так и недвижимое, если она не оставила завещания, переходило к детям независимо от пола и в равных долях. Отцовское же наследство (при отсутствии завещания) переходило только к сыновьям или родственникам по линии отца. Таким образом, имущественные права детей не были равными, они зависели от пола. Также не были одинаковыми имущественные права матери и совершеннолетних детей.

    Законодательное оформление в Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов получил и институт опеки, который в то время выполнял две функции: имущественную, т.е. охрану оставшейся без надлежащего надзора фамильной, собственности, и воспитательную - заботу о воспитании детей, не могущих получить его от родителей вследствие смерти или по другим причинам.

    В третьей главе - "Краткая, характеристика законодательства о браке и семье, действовавшего на территории Беларуси в копир XVIII - начале XX веков" - автор останавливается на мероприятиях,

    которые проводило царское правительство с целью укрепления своей власти на присоединенных белорусских землях, анализирует законодательные акты, регламентирующие брачно-семейные отношения в это время. Особое внимание уделяется опеке и попечительству.

    В работе отмечается, что законодательство о браке и семье в царской России не являлось самостоятельной отраслью. Отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье, регулировались нормами, содержащимися в книге первой, тома X, части 1 Свода законов гражданских - "О правах и обязанностях семейственных", а также многочисленными церковными постановлениями. Более тесное, чем в странах Западной Европы, смыкание юридических норм с каноническими предписаниями - одна из характерных особенностей регламентирования брачно-семейных отношений в Российской империи.

    В сельской местности Беларуси в регулировании брачно-семейных отношений важную роль по-прежнему играло обычное право. Автор разделяет существующую точку зрения, что закон тогда еще не утвердился здесь в качестве основного источника законодательства о браке и семье.

    Диссертантом исследуются условия заключения брака. Первым таким условием являлось достижение определенного возраста, (18 лет для мужчин и 16 - для женщин). Таково было общее правило, но из него делались исключения: в необходимых случаях епархиальным архиереям предоставлялось право снижать брачный возраст, но не более, чем на полгода

    В работе отмечается, что у белорусов в XIX веке практика раннего вступления в брак встречалась достаточно редко. В возрасте 15-16 лет вступали в брачный союз преимущественно женщины. Согласно материалам переписи 1897 года, в белорусских губерниях таких случаев насчитывалось 300, причем вступление в брак девушек этой возрастной группы больше характерно для Полесского региона,

    в частности, для мозырщины.

    Так называемые неравные браки, когда женщина выходила замуж за мужчину на много лет старше себя, на Беларуси также не получили большого распространения. Как правило, муж был старше жены на 1-5 лет (60%) или на 6-10 лет (18,2%). Семьи, где муж и жена были ровесниками, составляли примерно 9,2%. Относительно редкими были случаи, когда жена была старше мужа: от 1 до 5 лет - 4,9 %, на 6-10 лет - 1,3%.

    Второе условие требовало взаимного согласия лиц, вступающих в брак. Однако свободному заключению брака препятствовали многочисленные запреты и ограничения. Это: наличие предыдущего не-расторгнутого брака; отсутствие согласия родителей или других указанных в законе лиц; различие вероисповеданий; наличие между вступающими в брак отношений родства и свойства определенной степени; достижение предельного брачного возраста (80 лет); принадлежность к духовному сану или монашеству; запрещалось вступать в четвертый по счету брак, а также с безумными и сумасшедшими и др. Законодательство, действовавшее на территории Беларуси, устанавливало и признавало законной только одну форму брака - церковную. Церковь, выполнявшая в то время и функции государственных органов, производила регистрацию браков. Заключение брака должно было происходить в соответствии с правилами и обрядами той церкви, к которой принадлежали лица, вступающие в брачный союз. Основным документом, подтверждающим создание семьи, являлись приходские (метрические) книги.

    Вместе с тем, для белорусских крестьян значение акта, скрепляющего брачные отношения, по-прежнему имело не венчание, а свадьба. Соискатель согласен с мнением М. Довнар-Заполье кого, что для крестьян церковное венчание не играло существенной роли и его совершали лишь потому, что этого требовал священник.

    Анализируя условия прекращения брака, автор подчеркивает, что все дела о расторжении брачных союзов, как и признание их законности или недействительности, а также рассмотрение других споров, вытекающих из брака и принадлежности к семье, рассматривались в духовных судах.

    Исследуя личные правоотношения супругов в царской России, автор отмечает, что эти отношения были построены на началах неравенства в правах и обязанностях мужа и жены. Главой семьи признавался муж. Ему предписывалось любить свою жену, уважать, защищать и содержать ее.

    В сельской местности Беларуси глава семьи назывался хозяином. По существовавшим традициям хозяин распределял между членами семьи хозяйственные обязанности, отвечал за поведение детей, их воспитание. Он являлся хранителем и распорядителем всех общесемейных денежных средств, хотя, впрочем, иногда этим заведовала и жена - хозяйка.

    Вместе с тем хозяин как глава семьи должен был соблюдать общие интересы семьи, и только в этом случае остальные ее члены ему подчинялись. Всякая несправедливость с его стороны, неумелое распоряжение имуществом и денежными средствами, пьянство и т.п. неминуемо влекли за собой общий протест членов семьи, который мог закончиться разделом, либо (что было крайне редко) все дела передавались в руки кого-либо другого, чаще всего - старшего сына.

    Законодательство Российской империи вменяло жене в обязанность повиноваться своему мужу, любить и слушаться его, "оказывать ему всякое угождение и привязанность". При вступлении в брак женщина лишалась права выбора фамилии, замужней женщине ограничивалось право избирать по своему усмотрению место жительства, заниматься учебной либо другой деятельностью.

    Однако в белорусской семье положение женщины нельзя назвать угнетенным. Хотя закон, как и обычай, обязывали женщину повиноваться мужу, на практике это повиновение не являлось слепым, это было повиновение младшего члена семьи старшим. Раздельность личного имущества, разделение труда, узаконенное обычаем участие в общих делах - все это обеспечивало женщине определенную самостоятельность и устраняло поводы для семейных раздоров.

    Имущественные отношения характеризовались раздельностью имущества супругов. Им предоставлялось право самостоятельно распоряжаться своим имуществом и вступать в сделки между собой. Законом не устанавливалась ответственность одного из супругов за долги другого.

    Семейно-правовые отношения между родителями и детьми были основаны на утверждении родительской власти. Дети, независимо от пола и возраста, находились, по существу, под бесконтрольной опекой своих родителей. Дореволюционное законодательство закрепляло полную раздельность имущества родителей и детей.

    При исследовании вопросов, связанных с правовым положением родителей и детей, автор особое внимание уделяет так называемым "незаконнорожденным" детям. Государство и церковь, вмешиваясь в сферу отношений мужчины и женщины, нетерпимо относились к детям, рожденным вне брака. Однако закон под предлогом защиты святости брак-а и неприкосновенности семейного очага обрушивался всей тяжестью прежде всего на тех, кто меньше всего был повинен в нарушении этой "святости" и "неприкосновенности" - детей.

    О том, насколько острой и больной для Беларуси являлась проблема "незаконнорожденных" детей, можно судить " на примере Минской губернии. Во второй половине XIX века здесь на 20 родившихся детей в местечках, селах и деревнях, приходится 1 "незаконнорожденный" ребенок, в городах эти показатели были намного выше (на 8 - 1). Правда, в Петербурге, как впрочем и в Женеве, картина была еще хуже. Там 1 "незаконнорожденный" приходился на 5 родившихся.

    Основным средством улучшения положения внебрачных детей в рассматриваемый период являлось узаконение. Суть его заключалась в том, что дети, рожденные вне брака, могли быть узаконены последующим браком их отца и матери. Узаконенные таким образом дети полностью приравнивались в правах к детям, рожденным в браке. Установление отношений между родителями и детьми возможно было и через усыновление.

    Автором рассматривается еще один институт, который был тесно связан с брачно-семейными отношениями и которому незаслуженно мало уделялось внимания в советской литературе. Это - опека и попечительство. Опека являлась государственным институтом и имела целью защищать как личные, так и имущественные права опекаемых. Диссертант отмечает, что основной особенностью (и недостатком) организации органов опеки и попечительства в царской России являлась их сословность. В отличие от стран Западной Европы, где существовали общие, единые для всех сословий опекунские учреждения, здесь каждое сословие имело свои особые органы опеки и попечительства, что вызывало большие неудобства на практике.

    В четвертой главе "Становление законодательства о браке и семье Белорусской ССР" автор исследует нормативные акты о браке и семье, принятые в первое десятилетие Советской власти.

    Советское государство уже в первые месяцы стало преобразовывать семью на принципах и законах, присущих социалистическому обществу; оно отделило церковь от государства, тем самым лишив ее возможности влиять на брачно-семейные отношения. Законодательными актами, изданными в 191? - 1918 гг. действие старых дореволюционных норм в области рассматриваемых отношений отменялось. .Была проведена секуляризация актов гражданского состояния, закреплялось равноправие супругов. Провозглашалась свобода расторжения

    брака; сам бракоразводный процесс максимально упрощался и освобождался от многочисленных препятствий и ограничений. Враки, заключенные до издания советских законов, приравнивались к зарегистрированным.

    Как отмечается в работе, российский Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года (сокращенно - КЗАГС) был актом, действие которого распространялось и на территорию Беларуси, которая не подверглась оккупации в 1918-1920 гг. Белорусская ССР, объявившая в январе 1919 года о своей самостоятельности и независимости, по существу таковой тогда не стала и поэтому пользовалась первоначально законодательством Российской Федерации, в том числе и в области брачно-семейных отношений.

    КЗАГС РСФСР 1918 года действовал в Белоруссии вплоть до 1927 года. Чтобы обеспечить правильное, с учетом условий БССР, применение норм этого кодекса, правительственные органы республики неоднократно принимали соответствующие постановления и циркулярные указания. Так, 29 сентября 1920 года Военно-революционный комитет Советской Социалистической Республики Белоруссии, которому принадлежала вся полнота власти на освобожденной от оккупантов территории республики, издал приказ N 40 "О семейных разделах". Этим приказом устанавливалось, какие споры, возникающие при расторжении браков, были подведомственны суду, а какие - ведению других государственных органов.

    29 мая 1925 года ЦИК и СНК БССР приняли постановление, которым утверждался порядок разбирательства дел о расторжении браков и выдаче содержания нуждающемуся супругу и детям.

    Вместе с тем основным законодательным актом в области рассматриваемых отношений, действовавшим на территории Белоруссии, по-прежнему оставался КЗАГС РСФСР 1918 года. Однако в нем наряду с безусловно положительными сторонами, довольно скоро обнаружились и существенные недостатки: не полно в этом нормативном акте регламентировались взаимоотношения супругов, родителей и детей, а такой важный институт как усыновление, Советской властью совсем не признавался и оставался не урегулированным нормами права.

    Соискатель подробно освещает процесс подготовки и принятия первого в Белоруссии Кодекса законов о браке, семье и опеке.

    Летом 1926 года проект этого законодательного акта был разработан народным комиссариатом юстиции и внесен в СНК БССР, а затем поступил на рассмотрение 3-й сессии ЦИК БССР VII созыва. Но 30 июня 1926 года 3-я сессия ЦЖ БССР после бурных выступлений приняла постановление, которым проект Кодекса передавался в округа для обсуждения трудящимися массами.

    Основная дискуссия при обсуждении проекта Кодекса развернулась по вопросу об оформлении брака. В ходе ее выяснились две противоположные точки зрения: одни считали правильным сохранение в проекте положения об обязательной государственной регистрации брака, другие считали регистрацию брака необязательной и выступали за легализацию фактического брака.

    По мнению автор, нежелание части жителей Советской Белоруссии оформить свои брачно-семейные отношения соответствующим образом объясняется, прежде всего, политикой по отношению к церкви и церковным бракам. Верующее в массе население бывшей Российской империи, воспитанное на религиозных представлениях не могло, да и не хотело в одночасье отказаться от старых и принять новые правила регистрации брачных союзов. Требовалось время, чтобы люди осознали необходимость регистрации своих брачно-семейных отношений в соответствующих органах Советской власти. Безусловно, увеличению количества фактических (незарегистрированных) брачных отношений способствовали и широко распространенные тогда теории "отмирания семьи" и "свободной любви" при социализме.

    Проект, а затем и Кодекс законов о браке, семье и опеке Белорусской ССР пошли по пути признания фактического брака. Фактические брачные отношения признавались в том случае, если лица, в них состоящие, взаимно признавали друг друга супругами или если супружеские отношения между ними устанавливались судом.

    Другие положения проекта этого Кодекса вызвали значительно меньше возражений и прошли без особых изменений. 27 января 1927 года постановлением IV сессии ЦИК БССР VII созыва первый в истории Белоруссии Кодекс законов о браке, семье и опеке был утвержден и вступил в действие 1 марта 1927 года.

    По структуре и основным положениям белорусский кодекс 1927 года во многом напоминал Кодекс о браке, семье и опеке Российской Сидерации 1926 года. При этом названия их абсолютно идентичны. По мнению соискателя, такая схожесть кодексов БССР и РСФСР объясня-

    ется, прежде всего, единством социально-экономических и политических задач, решаемых советскими республиками в то время. Кроме того, российский кодекс был утвержден в введен в действие раньше белорусского и являлся, впрочем, как и Семейный Кодекс Украинской ССР 1926 года, основным источником КЗоБСО Белоруссии 1927 года.

    ВЫВОДЫ

    1. Регулирование семейных взаимоотношений осуществлялось с древних времен. Первоначально поведение в браке и семье определялось обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Юридические обычаи не только предшествовали появлению письменных законодательных памятников, но и долго являлись основной, господствующей формой регулирования отношений, связанных с браком и семьей.

    2. У восточных славян в языческую эпоху каких-либо единых правил брачно-семейных отношений не было. Вопросы вступления в брак, его расторжения, как, впрочем, и все другие внутрисемейные отношения, разрешались в зависимости от того, к какому племени принадлежали муж и жена и какие обычаи у этого племени существовали.

    3. Принятие христианства и последовавшая за этим христианизация местного населения произвели крутой переворот в брачно-семейных отношениях наших предков. Теперь эти отношения, с одной стороны, регулировались старыми, не везде одинаковыми, но пользующимися большим авторитетом обычаями, а, с другой, - ранее не известными, не всем и не во всем понятными и доступными и поэтому с трудом приживавшимися нормами византийского законодательства. Несомненно, однако, что эти новые нормы (переработанные и приспособленные к местным условиям) оказали в целом благоприятное воздействие на брачно-семейные отношения и весь семейный уклад восточно-славянского общества, особенно той его части, которая приняла христианство и руководствовалась в повседневной жизни каноническими предписаниями.

    4. В Великом княжестве Литовском институты брака и семьи достигли новой, более высокой степени разработанности и стали намного совершенней. Прежде всего это касается имущественных отношений между супругами, между родителями и детьми, а также опе-

    ки. Весь этот комплекс отношений в основном попадал в сферу действия светского гражданского законодательства. Что же касается других институтов, например, института Срака и всех связанных с ним вопросов, - формы брака, условий его действительности и расторжения, - то здесь наиболее сильно сказывалось влияние церкви и обычного права Одновременное регулирование брачно-семейных отношений нормами гражданского, церковного и обычного права - одна из характерных особенностей этих отношений в рассматриваемый период.

    5. Законодательство о браке и семье Российской империи, в состав которой в конце XVIII века вошла территория Беларуси, имело ярко выраженный конфессиональный характер. В отличие от некоторых стран Западной Европы, где уже утвердился гражданский брак, российский Свод законов гражданских признавал законной только церковную форму брака. Дореволюционное законодательство было построено на главенствующем положении мужав семье, на бесправном положении внебрачных детей, на унижающих достоинство человека правилах развода. В белорусских губерниях в этот период еще продолжали действовать нормы обычного права.

    6. В первой фазе развития Советского государства основной задачей в области рассматриваемых отношений явилась радикальная перестройка прежнего законодательств о браке и семье и установление новых, более демократических принципов построения семьи.

    7. Брачно-семейное законодательство было первой отраслью советского законодательства, в которой была осуществлена кодификация правовых норм, причем в отличие от царской России, где законодательство о браке и семье представляло собой часть гражданского законодательства, первая кодификация советского законодательств о браке и семье проводилась как кодификация самостоятельной отрасли права

    8. В первые годы Советской власти регулирование брачно-семейных отношений на территории Беларуси осуществлялось путем применения законодательных актов РСФСР, основным из которых являлся КЗАГС 1918 года. Этот кодекс не только воспроизводил отправные положения советского законодательства о браке и семье, закрепленные в первых декретах, но и развил их, обеспечив более конкретное и полное регулирование семейных отношений. Он ввел ряд основных институтов, установил некоторые положения, отличавшиеся от су-

    шествовавших ранее.

    9. Принятый в 1927 году первый Кодекс законов о браке, семье и опеке Белорусский ССР устранил пробелы и недостатки в регулировании отношений, связанных с браком и принадлежностью к семье. С изменениями и дополнениями он действовал на территории Беларуси более 40 лет.

    1. Сатолин В.Н. О сфере регулирования законодательства о браке и семье // Веснiк БДУ. 1989. Серыя 3. № 2.

    2. Сатолин В.Н. Законодательство о браке и семье, действовавшее на территории Белоруссии в Первые годы Советской власти // Becнiк БДУ. 1990. Серыя 3. № 3.

    3. Сатолин В.Н. Первая кодификация законодательства о браке и семье Белорусской ССР // Веснiк БДУ. 1991. Серыя 3. № 1.

    САТОЛИН Владимир Николаевич

    История становления и развития законодательства о браке и семье Беларуси

    Брак, семья, усыновление, опека, попечительство, прекращение брака, условия и препятствия к заключению брака, развод, личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей, государство, церковь, венчание, церковное право, законодательство о браке и семье, кодекс.

    Актуальность темы определяется той ролью, которую семья выполняет в государстве и обществе, отсутствием специальных исследований по истории становления и развития правового регулирования брачно-семейных отношений на территории Беларуси, необходимостью совершенствования законодательства о браке и семье.

    Автор ставит целью составить целостную картину становления и развития законодательства о браке и семье Беларуси, его основных институтов, показать роль и значение церкви, ее взаимодействие с государством при регулировании брачно-семейных отношений. Это одновременно составляет и научную новизну диссертации, поскольку такое исследование проводится в белорусской юридической литературе впервые.

    Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы, содержащиеся в ней, могут быть использованы как в нормотворческой деятельности при совершенствовании действующего законодательства о браке и семье, так и при подготовке учебников и учебных пособий по истории государства и права Республики Беларусь, семейного права.. Материалы диссертации могут применяться в учебном процессе на юридических факультетах высших учебных заведений.

    Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли отражение в трех опубликованных автором работах.

    САТОЛІН УЛАДЗМІР МІКАЛАЕВІЧ

    ГІСТОРЫЯ СТАНАУЛЕННЯ I РАЗВIЩЯ ЗАКОНАДАУСТВА АБ ШЛЮБЕ I СЯМ"I БЕЛАРУСІ.

    Шлюб, сям"я, усынауленне, апекз, апякунства, спьгаенне шлюбу, умовы і перашкоды да эаключэнню шлюбу, раэвод, зсабістыя і мае-масныя адносіны мужз і жонкі, бацькоу і дэяцей, дэяржзва, царк-ва, вянчанне, царкоунае права, законадауствз аб пшобе і сям"і, кодэкс.

    Актуальнзсць тэмы выэначаецца той роляй, якую сям"я выконвае у дзяржаве і грамадстве, адсутнасцю спецыяльных даследаванняу па гісторыі станзулення і рзэвіцця прававога регулявання шлюбна-ся-мейных адносін на тэрыторыі Беларусі, неабходнзсцю удзсканалення эаканздауства зб сям" і і шлюбе.

    Аутар стзвіць свзей мэтай склзсці (даць) цэлзсную карціну станаулення і раэвіцця эаконодауства зб шлюбе і сям*і нз Белзрусі, яго асноуных інстытутау, пакзэаць ролю і энзчэнне царквы, яе уэземздэеянне э дэяржавзй пры рэгуляванні шлюбнз-сямейных адносін. Гэта аднзчасова складзе і нзвуковую нзвіэну дысертацыі, паколькі такое даследаванне праводзіцца у беларускай юрыдычнай літарзтуры упершыню.

    Практычнае эначэнне работы эаключзецца у тым, што асноуныя палажэнні і вывады, якія утрымліваюцца у ей, могуць быць выкарыс-тзны як у норматворчай дэейнасці пры удасканаленні дэеючагз эака-надаустЕЗ аб шлюбе і сям* і, так і пры падрыхтоуцы падручнікау і вучэбных дапаможнікау па гісторыі дэяржзвы і прзвз Рэспублікі Белзрусь, сямейнага правз. Матэрыялы дысертацыі могуць выкарыстоу-ваццз у вучэоным прзцэсе нз юрыдычных факультэтзх вышэйшых нзву-чальных устаноу.

    Аснсуныя палачэнні і Еыьады, сфармуліраваныя у дысертацыі, энапшлі адлюстраванке у трох апублікаваных аутарам працах.

    Vladimir N. Satolin

    The History of the Establishment and the Development of Family Law in Belarus.

    Marriage, family, adoption, custody, guardianship, the abandon of wedlock, conditions and hindrances to marry, divorce, personal and property relations of matrimony, parents and children relations, state, church, religious wedding, the Church Law, The Family Law, The Code.

    The urgency of the theme is defined by the role that the family playes in the state and in the society, the absence of the special researches in the history of the establishment and the development of law adjustment in matrimony relations on the territory of Belarus and the necessity of perfection of the Family Law.

    The author"s aim is to compile the picture of the establishment and the development of the Family Law in Belarus, it main institutions, to show the role and the significance of the church, it relationship with the state at the adjustment the matrimonial relations. This, at the same time, composes the scientific innovation of the thesis, as such research is made in byelorussian legal literature for the first time.

    The practical significance of the work is contained in the main propositions and conclusions which can be used as in law making activity in perfection of the Family Law, so as in the preparing" the handbooks and textbooks in the History of State and Law in the Republic of Belarus in the Family Law.

    The material of the thesis can be used during the educational process at the Law faculties in the higher educational establishments.

    The main propositions and conclusions, formulating" in the thesis, are represented in the three works published ty the author

Информация обновлена :22.06.2018

Сопутствующие материалы:
| Персоны