Инструктаж для родителей по профилактике наркомании и токсикомании среди подростков. Профилактика токсикомании среди подростков и молодежи Урок-игра «В здоровом теле- здоровый дух»

Наркомания и токсикомания являются одной из самых серьезных угроз существованию общества. Проблема тем страшна, что человек сам приемом наркотических веществ уничтожает себя.

Употребление психотропных компонентов известно с древнего времени. Для проведения обрядов, появления галлюцинации жрецы и шаманы применяли одурманивающие растения и как следствие общались с духами. Простым людям это запрещалось. Способы изготовления одурманивающих веществ охранялись, что ограничило их распространение и уберегло людей. Европейские же народы ничего не знали о подобных веществах и только в 17 веке одурманивающие растения были завезены из Ближнего Востока. Врачи в древности применяли наркотические составляющие для лечения душевнобольных и обезболивания. В то же время они наблюдали, что прием данных препаратов приводил к бреду, слабоумию, к рождению больных детей. Само историческое название "марихуана" происходит от португальского слова "марижуанго" - отравитель. Долгое время наркомания не рассматривалась, как серьезная проблема и только в начале 20 века, возник вопрос о мерах борьбы и профилактики употребления психотропных веществ. Развитие транспорта, международная торговля, миграция населения, открытость границ сократили расстояние между странами, что способствовало распространению наркомании. В недавнем прошлом существовали и "аптечные" наркотики - кодеинсодержащие лекарства в фармацевтической деятельности продавались свободно и недорого. В современном обществе наряду с потреблением одурманивающих средств растительного происхождения, незаконно синтезируются новые препараты, курительные смеси - спайсы, используются средства бытовой химии (растворители, клеи) еще более усугубляя ситуацию.

В 1957 г. Всемирная организации Здравоохранения определила наркоманию, как «состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением наркотика». Наркомания возникает в результате употребления средств, занесенных в список наркотиков; токсикомания - употребление веществ, не отнесенных к наркотикам. Наркотик - «химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и его возможностей». Наркомания (токсикомания) характеризуется непреодолимым влечением к приему препаратов, отмечается тенденция к повышению количества принимаемого вещества, развивается психическая и физическая зависимость.

Психическая зависимость характеризуется навязчивым состоянием приема наркотических веществ любой ценой, переступая через закон, мораль, интересы семьи и коллектива. Приобщиться к наркозависимым компонентам можно с первой пробы. Испытав хотя бы раз действие психоактивных веществ, человек становится его безнадежным рабом, и отказаться от него без помощи медицины уже не может. Физическая зависимость - состояние организма, выражающееся в нарушениях физиологии в случае прекращения употребления наркотиков, появляются тягостные ощущения. Наблюдается расстройство деятельности различных систем: токсическое поражение печени, сердца, мышечная слабость. При перерыве приема наркотиков возникает абстинентный синдром. Так, например, у героиновых наркоманок дети рождаются со сформировавшейся наркотической зависимостью, причем уже спустя 4 часа после родов у младенцев начинается самая настоящая «ломка».

Употребление наркотиков встречается у мужчин и женщин, во всех этических и социальных группах. Особенно это касается главной группы риска — молодёжи. Любопытные, с неустойчивой психикой подростки оказываются вовлеченными в наркоманию, что особенно страшно - угрозе подлежит будущее и настоящее, а отсюда такие последствия как ВИЧ-инфекции, гепатит "С", рождение больных детей, снижение продолжительности жизни.

Борьба с наркоманией ведётся, в первую очередь, на законодательном уровне: предусмотрены жёсткие уголовные наказания за производство, перевозку и распространение ряда наркотических средств.

Профилактика этих заболеваний включает большой комплекс мероприятий, позволяющих предупредить вовлечение людей в употребление наркотических веществ. Огромное значение имеет широкая пропаганда здорового образа жизни. Самый доступный способ профилактика наркомании и токсикомании создания у подрастающего поколения негативного отношение к употреблению наркотиков - в образовательных учреждениях. В рамках мероприятий дети и подростки самостоятельно формируют мнение о наркотиках, ориентируясь на предоставленную им информацию об их разрушающем влиянии. Родители также формируют у детей представление о нормах, ценностях и опасностях жизни. Хотя на подростка гораздо большее впечатление может произвести беседа с более близким по возрасту родственником. Постарайтесь объяснить, что «легких» наркотиков не существует, они лишь «аэродром подскока» для перехода на более «тяжелые». Расскажите, что психическая зависимость, развивающаяся при курении некоторых видов наркотиков, «не отпускает» так же, как и физическая зависимость от алкоголя. Покажите подростку веб-сайты антинаркотической направленности, пусть он почитает реальные истории наркоманов и посмотрит на фотографии возможных последствии. Большое впечатление на детей старшего возраста производят художественные и документальные фильмы на эту тему. Предупредите о том, что всего одного укола героина достаточно для формирования пожизненной и стойкой наркомании. Не держите ребенка или подростка в информационном вакууме - он заполнит его из других источников и не факт, что они будут достоверными и адекватными. Психологи отмечают, что к приему психотропных веществ приводит как отсутствие эмоциональной теплоты со стороны родителей, так и воспитание по типу гиперопеки.

Молодые люди часто склонны к поиску рискованных путей получения новых и ярких эмоций. Иногда этот фактор становится поводом для обращения к психоактивным веществам. На сегодняшний день профилактика токсикомании имеет большое значение, если мы говорим о детях школьного возраста и учащейся молодёжи. Именно подростки становятся жертвами этого негативного явления нашего общества.

Борьбу с токсикоманией необходимо начинать с мероприятий первичной профилактики, в которую должны обязательно входить следующие мероприятия:

  • антинаркотическая агитация и пропаганда;
  • активная пропаганда здорового образа жизни;
  • выявление в коллективе лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ;
  • объединение возможных токсикоманов в группу риска;
  • организация среди подростков группу риска периодических обследований и разъяснительных мероприятий;
  • организация здорового досуга подростков и молодёжи.

Особо нужно обращать внимание на опасность первичной наркотизации школьников и студентов. В своём большинстве, молодые люди начинают употреблять наркотики и заниматься токсикоманией из-за любопытства, поиска путей самоутверждения, желания проводить время «по взрослому». Мотивами, подталкивающими людей к токсикомании, может стать желание быть похожим на лидера своей компании, уйти от проблем в семье, стать независимым или найти своё место в определённой социальной группе. В отдельных случаях, токсикомания становится протестом, против поведения взрослых.

Риск возникновения токсикомании увеличивается, если подросток не имеет настоящих интересов, у него не сформированы духовные ценности и нет ясного понимания социальных установок семьи и общества. Дети, которые входят в группы риска, не могут противостоять большим психическим нагрузкам. Они плохо адаптируются к сложным ситуациям, тяжело переносят конфликты. Уменьшение влияния на подростков этих факторов поможет снизить опасность развития у них токсикомании.

Профилактика токсикомании комплексными методами

Важное внимание в работе с подростками группы риска необходимо уделять комплексным профилактическим действиям, которые должны снизить влияние негативных факторов социальной среды. К токсическим веществам обращаются подростки, у которых имеются различные патологии сознания, имеющие генетическую предрасположенность, дети наркоманов и алкоголиков, молодые люди, страдающие некоторыми психическими заболеваниями.

К профилактическим работам среди молодёжи должны быть подключены многие социальные и общественные службы. Важно не только проводить разъяснительные мероприятия, но и показывать подросткам последствия употребления токсических веществ, а так же акцентировать внимание на наказании лиц, занимающихся вовлечение несовершеннолетних в наркоманию и токсикоманию.

Важно своевременно выявлять лиц, употребляющих психоактивные вещества. Как только у человека будут замечены изменения в поведении, состоянии здоровья необходимо обращаться к врачу. Родителей должно настораживать неряшливое поведение ребёнка, наличие у него запаха химических веществ. Немотивированная слабость, головные боли, бессонница так же становятся поводом для беспокойства. Конечно, все эти признаки не обязательно будут показателем употребления токсических веществ. Обращение к терапевту и сдача анализов покажет конкретную причину недомоганий. Но, профилактика токсикомании лучший способ избежать серьёзных последствий в будущем.

Самодиагностика наркологических заболеваний практически не возможна. Только специалист может выявить токсикоманию, так как её внешние признаки бывают похожи на признаки других заболеваний. Если ребёнку будет поставлен диагноз токсикомания, то необходимо лечение, которое организуют наркологи, психологи и врачи других специальностей. Хорошие, доверительные отношения в семье – это лучший профилактик всех негативных привычек.

Люди злоупотребляют наркотиками, алкоголем, курением по различным, сложным причинам и обстоятельствам. Общество платит большую цену за токсикоманию. В больницах, отделениях интенсивной терапии можно наглядно увидеть последствия злоупотребления психотропными средствами. Токсикомания наносит большой вред физическому и психическому здоровью человека. Ежедневно фиксируются преступления на почве наркомании и алкоголизма. Если употребление таких препаратов, как кокаин снизилась, то использование героина и «клубных наркотиков» увеличилась.

Лечение токсикомании связано с большими трудностями. Лучшие результаты по борьбе с токсикоманией дает профилактика и просветительная работа среди детей и подростков. Согласно статистике, потребление алкоголя, в России, составляет около 13 литров спирта на человека в год! Число наркоманов, последние 10 лет, увеличилось в 10 раз. Ежегодно от наркотиков гибнет 100 тыс. человек в мире. А курение каждые 6 секунд убивает человека.

Психотропные вещества вызывают особую форму интоксикации, которая изменяет восприятие, внимание и контроль поведения человека. Многие препараты вызывают абстинентный синдром – состояние, вызванное прекращением или сокращением количества используемого средства. Симптомы того состояния варьируют от легкой тревожности до судорог и галлюцинации. Передозировка наркотиков может привести к смерти.

Токсикомания: психотропные средства и симптомы

Такие вещества, как алкоголь, транквилизаторы, опиаты, со временем вызывают привыкание – потребность употребления большего количества препарата, для достижения такого же уровня интоксикации.

Табакокурение и токсикомания

Люди приводят много причин, оправдывающих употребление курение. В их числе:

  • Устранение депрессии;
  • Снижение аппетита;
  • Контроль веса тела;
  • Для повышения работоспособности.

Активное вещество в сигаретах – никотин. Сигаретный дым в своем составе содержит тысячи других, вредных для здоровья, химических веществ. Они вызывают развитие многих патологий:

  • Болезни сердца;
  • Рак легких и эмфизему;
  • Язвенную болезнь;
  • Инсульт сосудов мозга.

Отказ от курения вызывает: тревогу, чувство голода, нарушение сна и депрессию. Употребление табака обходится государству в миллиарды рублей в год, в качестве прямых и косвенных расходов на нужды здравоохранения.

Алкоголизм и токсикомания

Хотя после выпивки у многих людей «заплетается язык, и отказывают ноги», алкоголь, на самом деле, поражает мозг и вызывает:

  • Отсутствие контроля поведения;
  • Нарушение речи, она становится невнятной;
  • Нарушается двигательная функция и координация;
  • Приводит к запойным состояниям.

Отказ от алкоголя вызывает беспокойство, перебои в работе сердца, тремор, судороги, галлюцинации. Если «синдром похмелья» сочетается с недоеданием, то приводит к опасному для жизни состоянию, которое называется белой горячкой. Алкоголизм – наиболее частая причина печеночной недостаточности. Спиртные напитки вызывают дилатацию (расширение) сердца и рак пищевода, поджелудочной железы и желудка.

С алкоголизмом связывают почти половину смертей в следствие дорожно-транспортных происшествий.

Вещество, которое наиболее широко используют в незаконном обороте наркотиков. Марихуану получают из конопли. Из растения выделяют активный ингредиент – дельта тетрагидроканнабинол (ТГК), который вызывает интоксикацию. Продукт марихуаны – гашиш, содержит еще больше ТГК. Вещество, обычно, курят, но можно принимать внутрь. Дым марихуаны раздражает легочные ткани, содержит больше канцерогенных веществ, чем табачный дым. Вызывает чувство эйфории, расслабления, нарушение координации и памяти.

Марихуана часто используется, в качестве первого наркотика. Употребление марихуаны связано с повышенным риском перехода на более опасные препараты: кокаин и героин. Даже при одноразовом употреблении марихуаны, риск стать наркоманом повышается в 104 раза.

Известен, как кокс, снег. Употребление за последние несколько лет снизилось. Продукт переработки Южно-американской коки, можно курить, колоть, вдыхать и принимать внутрь. От способа употребления зависит интенсивность и продолжительность его действия. Ожидаемые эффекты: чувство наслаждения (кайф) и повышенный тонус.

Краткосрочные последствия: паранойя, спазм кровеносных сосудов, который приводит к инфаркту сердца, инсульту головного мозга, аритмиям и смерти. Выход из наркотического опьянения сопровождается упадком сил и тяжелой депрессией. Отдаленные последствия, как и кратковременные, связаны с повреждением сердца, мозга, легких и почек.

Героин

Потребление героина продолжает расти. Героиновая интоксикация вызывает: сонливость, эйфория, замедление дыхания. Абстиненция (выход из этого состояния) приводит к:

  • рвоте, судорогам, поносу;
  • нарушениею сознания;
  • боли и потооделению.

Передозировка приводит к смерти от остановки дыхания. Героин часто вводят нестерильными иглами, поэтому интоксикация часто сопровождается инфицированием сердечных клапанов, СПИДу, столбняку, ботулизму.

Метамфетамины

Использование этого препарата увеличивается во всех странах. Метамфетамин – мощный стимулятор, повышающий общий тонус, понижает аппетит и вызывает эйфорию. Препарат вводят в вену, нюхают, втирают в слизистые и проглатывают. Он оказывает такие же токсичные эффекты, как и кокаин: инфаркты сердца, высокое давление, инсульты. Прекращение приема приводит к депрессии, боли в животе, чувству голода. К отдаленным последствиям относят: паранойю, галлюцинации, потерю веса, разрушение зубов и инфаркты.

Клубные наркотики

Многие молодые люди считают, что эти препараты не приводят к токсикомании, и не наносят большого вреда здоровью. Наиболее популярные:

  1. Экстази – стимулятор и галлюциноген, применяют для поднятия настроения, прилива энергии, сил на весь вечер в ночном клубе. Длительный прием может привести к заболеванию головного мозга, сонливости, потери памяти, депрессии, нарушению терморегуляции.
  2. ГОМК. Действие этого препарата зависит от принятой дозы. Эффект варьирует от легкого расслабления до комы или смерти. ГОМК часто используют при абстинентных синдромах, так как он безвкусный, безцветный, и обладает выраженным успокоительным действием.
  3. Кетамин – обезболивающее средство, которое можно принимать во внутрь или парантерально. Кетамин вызывает амнезию (потерю памяти), снижает концентрацию внимания. Большие дозы – паранойю, галлюцинации, депрессию и угнетение дыхания.
  4. ЛСД и галлюциногенные грибы. Вызывают галлюцинации, тошноту, потерю чувствительности, тахикардию. Отдаленные последствия: психоз, бред, депрессия.

Токсикомания бензином

Вдыхание паров бензина в течение непродолжительного времени приводит к эйфории, которая затем сменяется галлюцинациями. Активные вещества: бензол и толуол. Они обладают раздражающим действием на гортань и трахею, приводят к тахикардии, расширению зрачков, нарушению координации, речи и движений.

Прекращение действия паров бензина приводит к рвоте, раздражительности, вялости, головной боли.

Токсикомания ацетоном

Пары ацетона, проникая в кровь через дыхательные пути, приводят нарушению сознания в виде красочных галлюцинаций и дезориентации. Токсикоман не реагирует на внешние раздражители. Длительное вдыхание приводит к полной потере сознания и коматозному состоянию. Как последствия появляется рвота, раздражительность, безразличие к окружающим.

Токсикомания клеем

Использование пакета для вдыхания клея, привело не к единичному летальному случаю. В состоянии эйфории, спутанность сознание притупляет чувство самосохранения, и токсикоман задыхается.

При выходе, на смену галлюцинациям приходит разбитость, тошнота, слабость.

Токсикомания растворителями

Вдыхание растворителей приводит к агрессивному экстазу с последующим развитием делирия, и галлюцинаций различных видов. Через некоторое время душевный подъем сменяется слабостью и рвотой. Прием токсических веществ на протяжении одного года приводит к слабоумию.

Алкоголизм и наркомания: причины

Токсикомания часто начинаются в детстве или подростковом возрасте. Факторы риска, влияющие на вероятность развития зависимости:

  • Семейные неурядицы;
  • Неблагополучные домашние условия;
  • Наследственность (отец или мать злоупотребляют алкоголем или психотропными средствами);
  • Отсутствие родительского воспитание и доверия между родителями и детьми;
  • Факторы, связанные с социальной адаптацией подростка вне семьи;
  • Слишком агрессивное или застенчивое поведение в школе;
  • Недостаточные жизненные навыки;
  • Влияние асоциальных сверстников;
  • Неправильное отношение к употреблению наркотиков.

Токсикомания: признаки

Одними из первых, кто узнает о злоупотреблении психотропными веществами, становятся члены семьи и друзья. Ранняя диагностика увеличивает шансы на успешное лечение. Признаки, на которые следует обратить внимание:

  • Уход из спортивных секций, пропуск занятий, общение с новыми друзьями;
  • Агрессивность и раздражительность;
  • Забывчивость;
  • Пропажа денег и ценностей;
  • Чувство безнадежности, депрессии, попытки самоубийства;
  • Эгоистичность, отсутствие внимания к окружающим;
  • Частое пользование ароматизаторами и дезодорантами;
  • Появление приспособлений для употребления наркотиков (трубки, коробочки, мешочки);
  • Регулярное состояние алкогольного или наркотического опьянения
  • лживые, неправдивые сведения о количестве выпитого алкоголя или принятых средств;
  • поиск способов избежать друзей или членов семьи, чтобы напиться;
  • заблаговременный поиск повода, чтобы напиться или принять вещество;
  • повышение дозы для достижения необходимого эффекта;
  • симптом похмелья;
  • принуждение окружающих к злоупотреблению алкоголя либо психотропных средств;
  • появление провалов памяти;
  • постоянные разговоры об алкоголе или других препаратах;
  • вождение в нетрезвом состоянии;
  • увольнение с работы или отстранение от занятий в связи с токсикоманией, употреблением алкоголя.

Когда обращаться за медицинской помощью

Если существуют проблемы с употреблением наркотиков или табакокурением, врач может направить пациента к психотерапевту либо назначить препараты, снижающие тягу, или для лечения осложнений, вызванных приемом психотропных средств. Врач должен знать, какие препараты используются и в каком количестве принимаются. Следует обратиться к врачу при наличии хотя бы одного из перечисленных симптомов:

  • желтуха (пожелтение кожи и склеры);
  • увеличение объема живота;
  • отеки ног;
  • постоянный кашель;
  • чувство обреченности или депрессия;
  • боль в месте инъекции;
  • лихорадка.

Состояния, требующие госпитализации

Если возникли какие-либо из перечисленных ниже, симптомов следует срочно звонить на скорую помощь:

  • появились мысли об убийстве или суициде;
  • боль в груди, учащенное сердцебиение, удушье, головокружение;
  • острая боль в животе;
  • спутанность сознание либо галлюцинации;
  • судороги, приступы эпилепсии;
  • нарушение речи, онемение, слабость, сильная головная боль, расстройство зрения;
  • сильная боль в месте инъекции, сопровождающаяся покраснением, отеком, гнойным выделением и лихорадкой;
  • темный цвет мочи;
  • подозрение на сексуальное насилие в наркотическом опьянении.

Большинство злоупотребляющих людей считают, что они могут самостоятельно прекратить принимать наркотики, но многочисленные попытки заканчиваются неудачно. Эксперименты показали, что длительный прием психотропных средств меняет мышление и личность. В мозгу доминируют навязчивые мысли о приеме наркотических средств. Эта зависимость сохраняется даже после прекращения употребления психотропных препаратов.

Наиболее важные компонент лечения против рецидивов – устранение зависимости. Лечение токсикомании зависит от пациента и вида, используемого наркотика. Психотерапия включает стратегию избавления от зависимости и профилактики рецидива. Врач может назначить лекарства: никотиновые пластыри, метадон. Эти препараты облегчают абстинентный синдром и тягу к наркотикам.

Наркоманы часто страдают психическими расстройствами. Такие состояния увеличивают риск злоупотребления психотропными средствами. Эти нарушения требуют медицинской помощи специалиста, и коррекции таких состояний, параллельно с лечением наркомании.

Злоупотребление психотропными средствами или алкоголем может начаться в детстве или подростковом возрасте. Все усилия направлены на борьбу с наркоманией и алкоголизмом в школах и общественных учреждениях. Программы призваны:

  • укреплять связи между родителями и детьми;
  • привить им навыки сопротивления;
  • исправить их представление о сигаретах, наркотиках;
  • информировать о последствиях наркомании и алкоголизма.

Самое главное – развивать общественное порицание токсикомании и алкоголизма, посредством просветительской работы, средств массовой информации и окружающей среды.

Прогноз

Злоупотребление наркотиками, курением и алкоголем несет большие общественные расходы. Прежде всего, они связаны со следующими факторами.

Рост преступности. Более половины экономических расходов связано с преступностью в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Наркоманы в 18 раз чаще, чем их сверстники вовлекаются в преступную деятельность, не имеющие зависимости. Многие насильственные действия совершаются в состоянии опьянения. Наркотики и алкоголь часто сопровождаются драками в семье и сексуальным насилием. Среди заключенных, 43% правонарушителей утверждают, что в момент преступления они находились под воздействием наркотиков или алкоголя.

Заболевания. Психотропные препараты оказывают вредное влияние на здоровье. Курение приводит к отдаленным последствиям на здоровье организма. Наркомания и алкоголизм приводят к серьезным заболеваниям.
Поведенческие отклонения. Помимо прямого влияния на здоровье человека, наркотики оказывают много косвенных последствий. Многие препараты снижают чувство опасности и увеличивают вероятность рискованных поступках. Употребление алкоголя и наркотиков среди подростков увеличивают шансы подростковой беременности, ассоциированной с ВИЧ/СПИДом, а также гепатитом В и С.

Травматизм. 75% пациентов, которые пребывают в травматическом отделении, имеют положительные результаты пробы на запрещенные средства. Прямая зависимость наблюдается между криминальными, бытовыми травмами и алкоголизмом. Употребление наркотиков также связано с насилием. Почти половина жертв насилия являются наркоманами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Дневник практики

1. Проблема наркомании среди несовершеннолетних

1.1 Сущность и содержание понятия наркомании

1.2 Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков

2. Разработанные мероприятия для проведения профилактики наркомании в учебном заведении

Отчет по практике

Библиография

Приложения

Введение

Я проходила учебно-ознакомительную практику на базе МОУ СОШ Нижнетамбовского с.п.

Ознакомилась с нормативными документами

Присутствовал на занятиях трех разных групп развития

Провела ряд методик, проанализировала результаты и подобрала коррекционно - развивающие упражнения.

Посетила родительское собрание

Работу проводила по специальной комплексной программе по профилактике наркомании и токсикомании среди подростков

Обоснование Программы

Профилактика наркомании и токсикомании - система мер, направленных на прекращение роста, снижение уровня и предупреждение потребления наркотических, токсических, психотропных средств; предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические, токсические, психотропные средства, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи;

Дети и подростки - самая уязвимая категория нашего общества, подверженная влиянию пагубных привычек. И если мы, взрослые, не можем вовремя повлиять на формирование подросткового поведения, то с каждым днем все сильнее будем стакиваться с ужасами зависимости от наркотиков.

Средства массовой информации нередко публикуют материалы, которые усиливают любопытство и увеличивают желание молодежи попробовать наркотики, ставшие легкодоступными. В результате резкого увеличения численности наркоманов образовался острый дефицит таких специалистов, как социальные работники, социальные педагоги, социальные психологи и т.д.

Данная программа является необходимой, как способ формирования в подростковой среде ценностно-смыслового единства по отношению к наркотикам. Организация социальной среды ребенка, обеспечивающей его антинаркотическую безопасность. Содержание программы отражает педагогическую профилактику наркомании. Содержание мероприятий определяется в зависимости от возрастной группы: младшие школьники и подростки. Профилактические мероприятия носят опережающий характер, т.е. подготовка детей должна осуществляться до того момента, когда приобщение к наркотикам становится реальным. Профилактическая работа связана не только с запрещением тех или иных поведенческих форм, но главным образом она направлена на формирование условий, обеспечивающих успешную социальную адаптацию ребенка и подростка. При организации мероприятий предусмотрен принцип запретности: недопустимости использования сведений, способных вызвать интерес к наркотикам.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Федеральный закон “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.1992.

-«Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веще-ствами в образовательной среде» (принята Министерством образования Российской Федерации в 2000 году)

Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия употреблению наркотиков»

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основные цели и задачи реализации Программы

Формирование у учащихся

Личностных свойств и качеств, позволяющих им избежать приобщения к психоактивным веществам, и обеспечивающих им успешную социальную адаптацию;

Сознательного отношения к своему физическому здоровью;

Мышления, направленного на достижение своих жизненных целей за счет оптимального использования своих ресурсов по вопросам здоровья.

Сохранение здоровья детей.

Формирование у детей представления о ценности своего здоровья и необходимости бережного отношения к нему.

Формирование представления об особенностях своего организма, характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

Обеспечение эффективности занятий в системе дополнительного образования трудных подростков; привлечение подростков к занятиям в кружках и секциях.

Формирование системы спортивно-оздоровительной работы

Просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждению вредных привычек.

Привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.

Методы: наблюдение, беседа, тестирование, дискуссии, диспуты.

Дневник практики

Преподаватели

Знакомство со школой, документацией, преподавательским и административным коллективом

Классный час «Ребята, давайте жить дружно»

Клас.рук.

Игра «В здоровом теле - здоровый дух»

Клас. Рук.

Беседа «У меня есть чувства»

Клас. Рук.

Беседа «Нужные и вредные лекарства»

Классный час «Сквернословие и здоровье»

Класс.рук

Беседа «Твоя семья»

Класс.рук

Родительское собрвние. Лекция “Организация досуга детей”

Родители учеников 1-4 классов

Зам. Директора по воспитательной части

Классный час «Умей сказать НЕТ!»

Класс.рук

25.0113.00-14.00

Пресс-конференция “Курение: за и против»”

Класс. рук, зам.директора по ВЧ

Беседа «Наркотики и мои планы»

Класс.рук

День здоровья в школе

Класс.рук, мед.сестра

Самоподготовка о ибработка информации

Класс.рук

Суд над курением и алкоголем

Класс.рук

Классный час “Алкоголь”

Класс.рук

Беседа «На краю пропасти»

Класс.рук

Беседа «Не оступись»

Класс.рук

Круглый стол «Как остаться здоровым»

Классный час «Мои права»

Класс.рук

Родительское собрание «Профилактика зависимостей»

Родители учеников 8 класса

Родительское собрание “Раннее выявление детей и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ)”

Родители учеников 9 класса

Класс.рук., зам. Директора по ВЧ

Классный час “Семья в современном обществе

Класс. рук

Классный час «Наркотики: как сказать нет»

Класс. рук

Классный час «СПИД и ВИЧ: фантазии и реальность»

Класс. рук

Тренинг «Как бороться со скукой»

Класс. рук

Анкета для изучения отношения к наркотикам

Класс. рук

Классный час.

Тема «Наркотики и наркомания».

Класс. рук

Тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам»

Класс. рук

Самоподготовка и обработка информации

1. Проблема наркомании среди несовершеннолетних

1.1 Сущность и содержание понятия наркомании

В жизнь человеческого общества наркотики вошли несколько тысячелетий тому назад. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в местах произрастания содержащих их растений - так называемых зонных, очагах природного наркотизма. Такими зонами являются: Азия, где растут опийный мак (содержащий опий, затем преобразующийся в морфий) и дающая гашиш конопля; Южная и Латинская Америка (растение кока(кат), из которого добывается кокаин); Северная Африка (индийская конопля - из пыльцы которой получают гашиш, марихуану, анашу) .

Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke - оцепенение, онемение и mania - безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Наркомания - группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них с развитием абстиненции после прекращения их приема. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам.

Наркотики - это такие химические вещества синтетического или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную систему, весь организм человека.

Комитет Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определяет наркоманию как состояние, характеризующееся неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям.

Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ), на то уполномоченная, официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список.

Наряду с наркоманией существует токсикомания. Термин «токсикомания» применяется для определения заболевания в тех случаях, когда оно вызвано злоупотреблением какими-либо веществами (химическими, растительными и лекарственными), официально на текущий момент к наркотикам не отнесенным. К веществам вызывающим токсикоманию, относят некоторые препараты бытового назначения: всевозможные растворители, лаки, этиловый спирт и другие.

Если рассматривать термин «наркомания» в социально педагогическом аспекте, то можно определить, что наркомания - это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенно ослабляются и прекращаются полезные социальные связи с друзьями, школьным коллективом, педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваются эгоистические черты характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме приобретения наркотиков.

Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.

Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого является недостаточное знание специфики подросткового возраста.

Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально-психологическом плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.

Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции:

Группирование со сверстниками;

Эмансипация - стремление выйти из-под опеки взрослых;

Чувство протеста и оппозиции - когда в ответ на излишнее «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь;

Имитация - копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;

- «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13-14 лет;

Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики. Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;

Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы - стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры», которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов;

Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и принимаются наркотики.

На сегодняшний день особую опасность представляет употребление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экстази». Этап первых проб сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинают повторно и систематически приниматься различные наркотические препараты. Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными оказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумную коммуникацию. Здесь уже можно говорить о переходе отклоняющегося поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика;

Следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений, становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что молодежь будет танцевать без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушающую музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде - увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;

Распространением мифов о наркомании: миф первый - «я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными); миф второй - «я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф третий - «алкоголь и табак - это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков ». Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здоровья - физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.

В специальной литературе в последнее время все распространенным становится еще одно название рассматриваемой реальности - аддиктивное поведение. В переводе с английского «addiction» - склонность к чему-либо (обычно дурному), пагубная привычка.

Исследования показали, что удельный вес проб наркотиков приходится на подростковый возраст. Мотивами употребления ПАВ в большинстве случаев являются: стремление испытать новые ощущения, «убежать» от реальности (затянувшийся конфликт с родителями, педагогами, длительное нервное напряжение), протест против «навязчивых норм поведения» .

Особая опасность наркоманий для общества состоит в следующем. У людей употребляющих наркотики в короткие сроки развиваются тяжелые медицинские последствия хронического отравления организма: поражение внутренних органов, нервной системы, головного мозга. Отсюда - разнообразные психические расстройства и нарастающая деградация личности, постепенная полная инвалидизация, высокая смертность. Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерны такие изменения психики, как душевная опустошенность, черствость, холодность, утрата способности к сопереживанию, к эмоциональному контакту, глубокий эгоизм. Угасают все влечения и потребности, у подростков пропадает интерес к учебе, новые знания ими усваиваются с трудом, а полученные - утрачиваются. Развивается равнодушие к близким, неспособность критически оценивать свое поведение.

Значительную социальную опасность наркомании представляют с точки зрения криминогенности, то есть как фактор, порождающий преступность. Преступное поведение наркоманов обусловлено описанными выше изменениями личности. Кроме того, совершаются общественно опасные действия в связи с психозами, например, по бредовым мотивам или под влиянием устрашающих галлюцинаций.

Подростки все чаще привлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет преступным группировкам избежать уголовной ответственности, а это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.

Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. В последние годы появилась новая тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас - из благополучных. Первые грабили киоски, вторые - совершают тяжкие преступления, грабежи, торгуют наркотиками, то есть внешнее благополучие семей может быть обманчиво.

Таким образом, наркомания - это заболевание, проявляющееся в влечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

1.2 Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения - профилактическая и реабилитационная.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

Содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

Нейтрализующие; - компенсирующие;

Предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

Устраняющие эти обстоятельства;

Контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

Направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

Обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

Решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Социально профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Так, отсутствие целевой информации о последствиях употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика - это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико- биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.

Следующий подход - социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Воля всегда проявляется в деятельности сознательной и целенаправленно регулируемой. Тут и оценка сложившейся ситуации, и отбор путей достижения цели, и борьба мотивов, и принятие решений, и его исполнение. Все это оказывает прямое влияние на правомерность поведения, на его нравственную ценность.

Быть свободным - значит обладать развитой волей. Не случайно у подростков и юношей, допускающих аморальные выходки, проступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Эти дефекты обычно возникают в раннем школьном возрасте и уже затем, закрепившись, выступают как отрицательные волевые черты характера, проявляющиеся в той или иной мере в поступках и действиях.

Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов.

Первый этап - раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами.

Второй этап - выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению.

Третий этап - планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки, пробудить в нем нетерпимость к собственным недостаткам.

Четвертый этап - зрелое самовоспитание, т. е. реализация потребности в самоусовершенствовании.

Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка как правопослушного гражданина.

Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов. «Чтоб другим не повадно было», - гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений.

Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся наркоманией, в-четвертых, создание специальной наркологической службы социальной помощи.

Первичная профилактика проводится в отношении лиц, не имеющих опыта потребления наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а так же допускающих нерегулярное потребление наркотических средств, психотропных и токсических веществ.

Первичная профилактика включает:

Антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни;

Выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней и проведение с ними профилактической работы;

Антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;

Достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;

Профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;

Профилактическую работу с семьями;

Организацию досуга молодежи.

При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам, является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения.

Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.

Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

Таким образом, основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально-педагогический подход, информационный, социально-профилактический и применение санкций.

Система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

В данной работе мы рассмотрели понятие « наркомания» в психолого-педагогической литературе. Наркомания - это заболевание, проявляющееся в влечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

Охарактеризовали факторы и причины наркомании среди подростков. Выделили биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы. К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе. И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Описали социально-педагогическую деятельность по профилактике наркомании среди подростков. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторичную, третичную профилактику.

В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод о том, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

2. Разработанные мероприятия для проведения профилактики наркомании в учебном заведении

Классный час " Ребята, давайте жить дружно!"

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов: уважать и принимать мир другого; относиться к ученикам с абсолютным доверием; акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка; избегать оценочных суждений в отношении к детям; безусловное принятие ребенка.

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

II. Сообщение темы и цели занятия:

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

III. Знакомство с понятием "дружба”.

А как вы понимаете слово "дружба”? (ответы детей)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.

Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

Ребята, очень много есть пословиц про дружбу, и все мы знаем, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, мой сын Влад взял и перепутал все слова в пословицах…

Поможете мне их собрать?

Я предлагаю вам поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”

2-я группа "Старый друг лучше новых двух”

Молодцы!

Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите, как вы их понимаете?

VI. Рассуждение. Учитель - А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе.

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

Мы во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

Да, ты стала хуже…

Я? - удивилась девочка. - Но ведь тройку-то получила не я!

Учитель - За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

7.Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

Х. Продолжение беседы:- А с кем вы дружите? - Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?- Дружите ли вы со своими родителями? - А как вы понимаете фразу «друзья детства»?

8. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга. Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда - наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг??

Сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете ногами. (или Да / Нет). В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”. У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе: честность,враньё, доброта, верность,грубость, взаимовыручка, предательство, драчливость, справедливость задиристость; ответственность, сострадание.

Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. - Вам нравиться?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

9. Определение "Законов дружбы”

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них. 1. Один за всех и все за одного. 2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.3. Радуйтесь вместе с друзьями. 4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает. 5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний. 6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Вы согласны с этими законами? (ответы детей)

Принимаем? (Да.)

Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его!

Что такое дружба? - Спросила я у птицы. - Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: Что такое дружба? - Это когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросила у девочки: - Дружба - что такое? - Это что-то огромное, Радостное, большое. Это когда ребята все сразу, Все вместе играют. Это когда мальчишки Девчонок не обижают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети.

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое настоящая дружба, и кто такой - настоящий друг! Вот и подошёл к концу наш классный час. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: - Ребята, давайте жить дружно! Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба! Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!

Урок-игра «В здоровом теле- здоровый дух»

Цель: формирование у учеников навыки здорового образа жизни; развивать ответственность за своё здоровье, внимание, умение высказать свою мысль, навыки толерантного отношения; воспитывать сплочение коллектива.

Жюри: родители или учителя предметники.

ХОД УРОКА- ПУТЕШЕСТВИЯ

I. ОРГМОМЕНТ.

1. Эмоциональная настройка учеников.

Вот звенит звонок - Начинаем свой урок.

Мы с вами время не теряем, Урок здоровья начинаем.

2. Жеребьевка.

Деление учеников на команды по жребию. Каждый ученик вытягивает фишку определенного цвета и занимает свое место за столом, соответствующего цвета.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.- Ребята, прочитайте запись на доске. Подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить.

(Дети по очереди размышляют над поговоркой.)

Да, действительно мы с вами будем говорить о здоровье. Мы с вами проведем урок-путешествие под лозунгом « В здоровом теле - в здоровый дух». Мы будем передвигаться по маршрутному листу, на каждой станции у вас будет конверт с заданием. Вы будете выполнять задание, и получать очки. Та команда, которая по итогам наберет наибольшее количество очков станет командой - победителем.

Желаю вам удачи, начинаем!

III. РАБОТА ПО МАРШРУТНОМУ ЛИСТУ.

1. Остановка «Визитная карточка».

Команды должны представить своего капитана, показать и объяснить свою эмблему(время для подготовки 8 мин.).

2. Остановка «Разминка для ума».

Отгадайте загадки. За каждую отгаданную загадку вы получаете очки.

Соберем команду в школе. И найдем большое поле. Пробиваем угловой -Забиваем головой. И в воротах пятый гол! Очень любим мы... (футбол)

В этом спорте игроки все ловки и высоки. Любят в мяч они играть и в кольцо его кидать. Мячик звонко бьет об пол, значит, это... (баскетбол)

На Олимпе в древнем мире греки поднимали гири, состязались в беге, силе, тяжести переносили. И дарила им награды. Летняя... (олимпиада)

И мальчишки, и девчонки.

Очень любят нас зимой,

Режут лед узором тонким,

Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы - фигурные... (коньки)

С клюшкой я скольжу на льду.

Шайбу я вперёд веду.

Подойду сейчас к воротам,

Гол забью я с разворота! (хоккеист)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расческа)

Я молча смотрю на всех, И смотрят все на меня. Веселые видят смех, С печальными плачу я. Глубокое, как река, Я дома на вашей стене. Увидит старик старика, Ребенок - ребенка во мне. (Зеркало)

Гладко, душисто, моет чисто, Нужно, чтобы у каждого было. Что это, ребята? (Мыло)

Волосистою головкой.

В рот она влезает ловко.

И считает зубы нам По утрам и вечерам. (Зубная щетка)

Лег в карман и караулит. Рёву, плаксу и грязнулю, Им утрет потоки слез, Не забудет он про нос. (Носовой платок)

Жюри подводит итоги. Каждая отгаданная загадка - это 1 балл.

3. Остановка «Наше питание».

Как известно всем, чтоб быть здоровым необходимо правильно питаться. Ваше задание, собрать картинку-пазл с предложенными изображениями и объяснить полезна ли та категория продуктов, которая представлена у вас.

Ученики могут выражать свои мысли прозой, сценкой на их выбор. Жюри оценивает выступление участников. Максимальная оценка 5 баллов, оценивается скорость и умение выражать свои мысли.

4. Остановка «Режиме дня».

Команды получают конверт с заданием, в котором находятся изображения некоторых эпизодов режима дня. Их задача расставить по порядку и объяснить свою точку зрения.

Жюри подводит итог конкурса. Максимальная оценка 5 балла, оценивается скорость, умение выражать свои мысли и умение работать в команде.

IV. ИТОГ УРОКА -ИГРЫ

Итак давайте подведем итог.

Согласно набранным баллам победила команда «…..».

Также хочется отметить за находчивость команду «…..».

Также хочется отметить за активность команду «…..».

Также хочется отметить за творческий подход команду «…..».

Беседа «Нужные и вредные лекарства»

Цели: Уточнить и закрепить знания детей о лекарствах и витаминах; дать понятие об осторожности при использовании лекарств и витаминов; подкреплять уверенность в необходимости ведения здорового образа жизни.

Воспитатель: Мы много говорили о здоровье и знаем, что здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни. Скажите, почему человеку так нужно быть здоровым? (Когда человек здоров, он бодр, энергичен, с удовольствием работает и играет.) А что должен делать человек для того, чтобы сохранить свое здоровье? (Он должен соблюдать режим дня, заниматься спортом, чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться.) К сожалению, люди все равно болеют, кто-то чаще, кто-то реже. Есть очень серьезные заболевания, которые лечатся долго и только в больнице. Но мы сегодня поговорим о простудных и вирусных заболеваниях, которыми люди болеют наиболее часто. Что это за болезни? (Ангина, грипп, обычная простуда.) Эти болезни можно победить и в домашних условиях, но чаще всего с помощью врачей.

Давайте вспомним, что нужно сделать, если кто-нибудь заболел. (Вызвать врача на дом или сходить на прием к врачу в поликлинику.) Как же врач лечит заболевшего? (Он прописывает ему лекарства.) Лекарства бывают разными. В каких формах выпускают лекарства? Знаете ли, вы какие лекарства есть у вас дома и где они хранятся? (Ответы детей.) Многие из вас не смогли ответить на этот вопрос. И это хорошо. Взрослые должны всегда убирать лекарства в недоступное для детей место. Многие лекарства выглядят привлекательно, да и на вкус приятны. Но это не значит, что они всегда и для всех безвредны. Лекарства предназначены только для лечения. Лечиться ими можно только под руководством врача или опытных взрослых людей. Одна красивая таблетка может нанести непоправимый вред здоровью человека. Именно поэтому детям лучше вообще не знать, где находятся лекарства. Ведь пользоваться лекарствами самостоятельно дети не должны.

Воспитатель показывает яркие упаковки с витаминами. А это что такое? (Витамины.) Для чего они нужны? Можно ли вылечиться, принимая только витамины? Как вы думаете, витамины - это скорее лекарства или конфеты? Правильно ни то ни другое. Витамины не лечат организм, как лекарства, а лишь укрепляют его, помогая противостоять болезням. И хотя витамины сладкие и вкусные, есть их как конфеты нельзя. Витамины съеденные в большом количестве, нанесут вред здоровью. Помните - детям нельзя есть витамины всегда, когда хочется.

Классный час «Сквернословие и здоровье»

“Здоровье не купишь - его разум дарит”

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни

Задачи: Расширить знания школьников о вредных привычках. Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества. Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о вреде сквернословия. Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте - среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека - тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее - добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией. В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга - медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри - рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены - до сих пор саднит мне сердце”.

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных - “ма” и “мя” - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

...

Подобные документы

    История возникновения и причины наркомании, психическая и физическая зависимость как ее последствия. Содержание и организация профилактики наркотической зависимости среди подростков в семье и школе. Выяснение знаний и отношения подростков к наркомании.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2012

    Назначение, задачи и ожидаемые конечные результаты программы "Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних". Развитие у подростков позитивных отношений с окружающими и предупреждение употребления психоактивных веществ.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2014

    Наркомания как социально-педагогическая проблема и борьба с ней. Аддиктивное поведение - первый шаг к наркозависимости. Изучение проблем профилактики наркомании среди подростков посредством театрального искусства. Методика организации школьного театра.

    научная работа , добавлен 07.05.2013

    Характеристика подростковой наркомании, социальные факторы, способствующие ее распространению. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде: виды, стратегии и направления. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Проблема наркомании как педагогическая проблема. Психологические особенности поведения подростков. Понятие профилактики наркомании. Коррекционно-профилактическая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Ознакомление с разновидностями наркомании, рассмотрение ее причин и особенностей формирования. Юридический аспект и профилактика наркомании, профилактика алкоголизма и курения. Влияние употребления наркотиков на физические и психические функции человека.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2010

    Изучение условий и образа жизни молодежи. Исследование факторов и тенденций роста подростковой наркомании. Мотивы приобщения к наркотикам. Тренинг как средство профилактики наркомании. Обзор особенностей профилактической работы с подростками в колледже.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2015

    Причины употребления наркотических веществ в молодёжной среде. Работа педагога по антинаркотическому воспитанию школьников. Профилактика наркомании в СМИ и Интернете. Меры по противодействию наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков в России.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Факторы возникновения и социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании. Разработка коррекционно-развивающей программы по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы "Школа без наркотиков" и ее реализация.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2011

    Теоретические основы социальной работы с подростками, склонными к употреблению наркотиков. Отклоняющееся поведение: понятие, сущность, причины, виды. Экспериментальное исследование форм профилактики подростковой наркомании в общеобразовательной школе.

Наркомания, алкоголизм, токсикомания – эти явления прочно вошли в жизнь современного общества. Увы, но этот прискорбный факт нельзя отрицать. Нельзя также игнорировать эту проблему, отворачиваясь, стараясь не замечать её. Избежать дальнейшего распространения этих пагубных зависимостей и предотвратить влекомые ими ужасные последствия (как для отдельного человека, так и для социума в целом) отчасти помогут активные профилактические мероприятия.

Профилактика токсикомании, приобретает огромное значение, если речь идет о молодом поколении. Именно подростки больше всего подвержены злоупотреблению различных наркотических, лекарственных веществ, спиртных напитков. Причем употребление веществ, дающих ощущение легкости, веселья и эйфории, носит у молодых людей, как правило, групповой характер.

Первичная профилактика токсикомании

Начинать борьбу с токсикоманией нужно с первичной профилактики. Программа проводимых мероприятий должна включать:

  • Активную антинаркотическую пропаганду.
  • Антиалкогольную пропаганду.
  • Выявление среди подростков лиц со склонностью к токсикомании.
  • Выделение потенциальных токсикоманов в группы риска.
  • Проведение регулярного обследования таких подростков разъяснительных мероприятий.
  • Активное проведение разъяснительных мероприятий.

Особое внимание нужно уделять особенности первичной наркотизации подростков. Этот этап, в большинстве своем, носит экспериментальный характер, отражающий психологическую специфику детей этого возраста – поиск путей самоутверждения через рискованное, необычное, «взрослое» времяпровождение.

Мотивы такого поведения стандартны: любопытство, стремление быть похожим на своего кумира, лидера, подчинение, поиск своего места в определенной социальной группе. Иногда первичная наркотизация подростков становится следствием протеста против правил взрослого поведения.

Подобное поведение наблюдается при отсутствии у подростков подлинных интересов, духовных ценностей, четкой позиции в социальных установках, неумение организовывать досуг. Кроме того, дети, входящие в группу риска токсико- наркотизации, отличаются низкой устойчивостью к психическим нагрузкам, стрессам, у них занижена способность адаптации к сложным ситуациям, наблюдается непереносимость конфликтов.

Комплексная профилактика токсикомании

В системе первичной профилактики токсикомании самое важное значение имеет работа с подростками из групп повышенного риска. Обусловлено это тем, что в такие группы входят молодые люди с симптомами патологий сознания, а также дети с отягощенной наследственностью, родители или родственники второй линии которых являются хроническими алкоголиками, подвержены токсико- или наркотической зависимости, страдают психическими заболеваниями.

Профилактика токсикомании среди молодежи – задача общесоциальная, которая должна решаться многими общественными службами. Сюда входят не только разъяснительные и воспитательные мероприятия, но наказания, применяемые к лицам, имеющим то или иное отношение к наркотическим средствам (изготовление, распространение, хранение, вовлечение несовершеннолетних).

Медицинская профилактика токсикомании – это:

— санитарное просвещение;

— своевременное выявление случаев токсикомании;

— контроль над ремиссией после пройденного лечения;

— вторичная профилактика (предупреждение рецидивов токсико- наркомании).

Если же подростка не удалось уберечь от употребления токсических (наркотических) веществ, необходимо срочно начинать лечение в специализированном медицинском заведении.