Исправное техническое состояние транспортного средства. Контролер технического состояния автотранспортных средств: должностная инструкция, обязанности и профессиональная переподготовка. Оборудование участка технического контроля

УДК: 656.078

Мерджанова Л. З.

к.э.н., доцент ГБОУВО РК КИПУ

Меджитова С. Р.

магистрант кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита,

ГБОУВО РК КИПУ

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В работе произведено исследование состояния автомобильного транспорта РФ, структура и динамика осушествления деятельности соотвествующего вида хозяйственной деятельности. Также в статье проанализированы основные проблемы его развития в условиях клизисных явлений в экономике.

Ключевые слова: состояние автомобильного транспорта РФ, проблемы развития, автотранспорт.

В настоящее время решение проблем экономического развития РФ являются одними из первых задач для нашего государства. Особое место занимает транспортная инфраструктура, ставшая уже, обыденной темой для рядового гражданина. Для развития экономики РФ, приоритетом является повышение роли транспорта, что обеспечивает жизнедеятельность граждан страны, развитие государственной экономики, сохранения обороноспособности и возможность достижения более высоких внешнеэкономических отношений страны.

Транспортная система РФ представлена различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным, и тому подобное.

Значительная роль принадлежит автомобильному транспорту. Автомобили принимают активное участие в грузообороте абсолютно всех отраслей народного хозяйства, обеспечивая тем самым доставку всех видов ресурсов, материалов, потребительских товаров и оборудования на территории РФ и за ее пределами. Развитие отраслей потребительской кооперации, в современных условиях рыночных отношений, непосредственно взаимосвязано с оптимизацией транспортного обслуживания. От качества работы автомобильного транспорта зависит прежде всего:

Организация бесперебойной торговли и удовлетворения потребностей населения;

Уровень рентабельности торговли, общественного питания, заготовок и производственной деятельности;

Обеспечение необходимого объема товарооборота.

В РФ есть достаточно развитый рынок автотранспортных услуг, которые предоставляют предприятия различных форм собственности.

Автотранспортные предприятия потребительской кооперации занимают свое место на рынке. И транспортное обслуживание предприятий осуществляет в основном железнодорожный и автомобильный транспорт, часть перевозок выполняет также речной, морской и воздушный транспорт.

Около 67% перевозок осуществляют автомобили, которые принадлежат транспортным организациям потребительской кооперации. Экономический кризис последних лет негативно повлияла на развитие всех отраслей потребительской кооперации: уменьшился товарооборот предприятий торговли и общественного питания, выпуск продукции на промышленных предприятиях. Это негативно сказалось на развитии автомобильного транспорта.

На сегодня в отрасли существует большое количество проблем, которые требуют незамедлительного и первоочередного решения. Прежде всего, существование большого уровня износа основных средств инфраструктурных объектов, составляет угрозу для возникновения аварийных ситуаций, а в конечном итоге до нестабильного функционирования экономики и национальной безопасности страны. Плохое состояния инфраструктурного сектора обусловливает низкое качество инфраструктурных услуг. Низкое качество транспортной инфраструктуры приводит к дополнительным непроизводительным затратам, которые фактически тормозят рост реального ВВП. При этом инфраструктура как отрасль экономической деятельности занимает довольно важное место в экономике РФ, обеспечивая примерно 15% ВВП .

В течение последних лет наблюдается большое сокращение количества транспортных средств в потребительской кооперации. Наиболее сокращенно грузовые автомобили, это привело к уменьшению грузоперевозок. Прослеживается также тенденция к сокращению количества пикапов, автобусов, специальных автомобилей.

В условиях работы потребительской кооперации, наиболее экономически целесообразным является задействование автомобилей малой и средней грузоподъемности, так как, именно данные типы автомобилей обеспечивают оптимальные размеры перевозок для небольших торговых, заготовительных, промышленных предприятий потребительской кооперации. Но единственным недостатком таких автомобилей является тот факт, что приходится выполнять мелко оптовые перевозки на автомобилях завышенной грузоподъемности. Только третья часть приходится на автомобили малой и средней грузоподъемности с тех автомобилей, которые сейчас поступают.

Исследовав развитие автомобильного транспорта и его значение в потребительской кооперации, следует отметить, что:

Автомобильный транспорт сравнительно молодая отрасль деятельности, которая характеризуется разнообразием услуг в перевозках, что она предоставляет предприятиям и организациям;

Для обеспечения выполнения задач транспортного обслуживания предприятий-заказчиков автомобильный транспорт потребительской кооперации имеет разнообразный подвижной состав, который требует обновления;

Автомобильный транспорт потребительской кооперации является перспективной отраслью, которая имеет значительные резервы для развития, предоставляет услуги как предприятиям и организации потребительской кооперации, так и другим субъектам предпринимательской деятельности, и физическим лицам по перевозкам в РФ и за ее пределами .

Развитие потенциала автотранспортного сервиса будет способствовать защите долгосрочных интересов РФ на международном рынке. Основными направлениями развития потенциала автотранспортных услуг РФ на международном рынке должны быть такие:

Приоритетные направления в освоении транспортных коридоров, объемов транзитных, местных и экспортно-импортных перевозок, иностранного туризма, ускорение продвижения транспортных средств на пограничных переходах.

Создание законодательной и нормативной базы, которая регламентирует условия работы служб международных автомобильных перевозок, пунктов автомобильного сервиса, их взаимодействие с предприятиями отраслей инфраструктуры страны в процессе транспортного обеспечения внешнеэкономических связей.

Переход на международные стандарты и правила, применяемые при строительстве объектов автомобильного сервиса, транспортных коммуникаций, при производстве транспортных средств.

Разработка новых правил предоставления сервиса для транспортных средств и их экипажей по условиям транспортно-экспедиторского обслуживания ими клиентов.

Обеспечение безопасной работы на транспорте внутри и за пределами страны . Учитывая данные направления можно улучшить транспортные услуг в РФ. Итак, несмотря на результаты исследования, необходимо принять нормативные акты, направленные на совершенствование системы организации сервиса транспортно-экспедиторской деятельности, создание единой системы и развитие экспортно-импортных перевозок грузов автомобильным транспортом. Экономическая политика должна формироваться с учетом условий общеэкономического характера деятельности отрасли по рациональным согласованиям общегосударственных и коллективных интересов. Техническое развитие и модернизация предприятий и служб должна осуществляться в соответствии с законодательными актами РФ.

Литература:

1. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: учебник / М.И. Кутер. - М.: Финансы и статистика, 2015. - С. 32-99.

2. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в торговле / Г.А. Николаева, Л.П. Блицау. - М.: Приор-издат, 2014. - С. 314-316.

3. Михайловская Ю.В. Сбыт продукции: как учесть транспортные расходы? / Ю.В. Михайловская // Главбух. - 2015. - N 23. - С. 23-29.

4. Чаннова С.В. Ремонт автомобиля / С.В. Чаннова // Главбух. - 2015. - № 15. - С.

Техническое состояние автотранспорта - важная составляющая его безопасной эксплуатации. Многие трагические случаи на дороге происходят по причине неисправности автомобиля, но любых неожиданностей во многом можно избежать, если заранее позаботиться о его техническом состоянии и пройти технический осмотр.Технический осмотр - это проверка технического состояния автотранспортных средств, в том числе их частей, предметов дополнительного оборудования, на соответствие обязательным требованиям безопасности транспортных средств - в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении:

  • · легковых автомобилей;
  • · автобусов;
  • · грузовых автомобилей;
  • · прицепов.

Перечень необходимых документов для прохождения технического осмотра:

свидетельство о регистрации транспортного средства;

· документы, подтверждающие оплату налога на транспортное средство за текущий календарный год в порядке установленном Налоговым кодексом Республики Казахстан или право на его освобождение (для физических лиц).

При техническом осмотре проверяют следующие параметры:

  • · тормозное управление;
  • · рулевое управление;
  • · обзорность стекол;
  • · внешние световые приборы;
  • · колёса, шины, подвеска;
  • · содержание вредных веществ в выхлопных газах;
  • · состояние и функционирование креплений узлов и агрегатов шасси;
  • · состояние и функционирование прочего оборудования (ремни безопасности, спидометр, аптечка, огнетушитель и т. п.).

Если автомобилю более 7 лет, технический осмотр проводится ежегодно. Автомобили в возрасте от 3-х до 7 лет проходят технический осмотр не реже чем 1 раз в два года. Автотранспорт не моложе 3-х лет проходит технический осмотр с периодичностью каждые 36 месяцев. Общественный транспорт (автобусы, микроавтобусы, такси) проходит технический осмотр 2 раза в год независимо от формы собственности и года выпуска.

Сегодня проходить технический осмотр не обязательно по месту «прописки» автомобиля, это можно сделать в региональных отделениях АО «НаЦЭкС». И если техническое состояние автотранспорта в норме, то владелец его сможет без проблем получить свидетельство о прохождении технического осмотра.

Клеймо Пробирной палаты - гарантия качества. Экспертиза ювелирных изделий, а также драгоценных и полудрагоценных камней - основная задача деятельности Пробирной палаты. Заказать экспертизу - значит получить максимально полную и всеобъемлющую информацию в части подлинности ювелирного изделия и его составляющих - драгоценных, полудрагоценных камней и металла.

  • · диагностика бриллиантов, жемчуга, цветных драгоценных и поделочных камней с выдачей экспертного заключения;
  • · идентификация драгоценных камней с целью государственного контроля;
  • · опробование и клеймение ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и их сплавов импортного и отечественного производства;
  • · проведение технической экспертизы драгоценных металлов;
  • · тестирование ювелирных изделий;
  • · изготовление реактивов;
  • · оказание методической и консультативной помощи при производстве (разработке) драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и изделий из них;
  • · плавка и аффинаж драгоценных металлов в лабораторных условиях для аналитических целей и продаж;
  • · купля-продажа лома и изделий из драгоценных металлов.
  • · участие в международном сотрудничестве в области разработки и признания пробирных клейм;
  • · участие в аккредитации органов по сертификации продукции, производства, услуг и систем качества в области производства и технической экспертизы драгоценных металлов и изделий из них;
  • · участие в разработке нормативных документов (методических, руководящих и рекомендательных) в области экспертизы драгоценных металлов и изделий из них, включая правила ввоза, реализации, скупки изделий из лома драгоценных металлов, порядок клеймения изделий пробирным клеймом, норм потерь при изготовлении продукции, порядок сбора, обработки, хранения, учета и сдачи лома и отходов драгоценных металлов, порядок учета и выдачи именников.

Геммологическая лаборатория: Аккредитованная геммологическая лаборатория оснащена новейшим геммологическим оборудованием, позволяющим идентифицировать камни в короткое время по физическим и химическим свойствам, а также визуально с использованием специального геммологического микроскопа. Высококвалифицированные специалисты, эксперты-аудиторы готовы провести геммологическую экспертизу драгоценных и полудрагоценных камней:

  • · в устной форме и виде консультаций;
  • · с выдачей краткого экспертного заключения, без фотографии исследуемого объекта, с подтверждением линейных размеров, геометрических параметров, веса и идентификацией исследуемого объекта с указанием его качества и чистоты;
  • · с выдачей полного экспертного заключения, с фотографией объекта, с подтверждением линейных размеров, геометрических параметров, веса и идентификации, а также комментарии к исследуемому образцу.
  • · Другие виды услуг

Аттестация производственных объектов по условиям трудаАттестация производственных объектов по условиям труда - это целый комплекс мероприятий по оценке производственных объектов: в целях определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых на них работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды нормативам в области безопасности и охраны труда, результаты которой дают возможность разрабатывать мероприятия, позволяющие усовершенствовать производство, сделать его более безопасным и менее вредным. Аттестация производственных объектов по условиям труда сама по себе является одной из основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда, которая позволяет оценить качество выполнения работодателем и других обязанностей:

  • · обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • · соответствие требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;
  • · соответствие режима труда и отдыха работников нормам охраны труда;
  • · применение в достаточном количестве необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • · обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами.

Аттестации производственных объектов по условиям труда подлежат все производственные объекты организаций, действующие на территории Республики Казахстан. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последней аттестации производственных объектов.Внеочередная аттестация может проводиться по требованию органа государственного надзора и контроля за безопасностью и охраной труда при выявлении нарушения порядка её проведения.

Аттестация производственных объектов по условиям труда может проводиться собственной лабораторией компании под руководством работодателя. А в случае отсутствия такой лаборатории, привлекаются специализированные организации по проведению этого комплекса мероприятий, а также могут использоваться услуги других аккредитованных лабораторий согласно договору гражданско-правового характера.

Отдельные филиалы АО «НаЦЭкС» включены в список специализированных организаций, осуществляющих деятельность по аттестации производственных объектов по условиям труда, которые могут выполнять санитарно-гигиенические, санитарно-химические лабораторные исследования, измерения уровня шума и вибрации, напряженности электромагнитных полей, определение других физических факторов, проводить оценку факторов производственной среды и аттестацию рабочих мест.

Предлагая комплекс полиграфических услуг, мы гарантируем высокое качество печати, оперативность, ответственность, компетентность в работе, удовлетворение индивидуальных запросов и разумную цену.

Мы не обещаем, а делаем, гордясь высокой оценкой нашей работы со стороны постоянных клиентов: министерств Республики Казахстан, посольств, организаций здравоохранения, коммерческих организаций, образовательных организаций и развлекательных заведений.

Услуги в области полиграфии:

  • · разработка буклетов, дайджестов, информационных материалов, календарей и др.;
  • · лазерная распечатка до А3 формата включительно;
  • · распечатка цветных изображений;
  • · создание презентационных видеороликов (Костанай);
  • · брошюрование на пластиковые и металлические пружины;
  • · тиражирование;
  • · ксерокопирование до А3 формата включительно;
  • · фольгирование до А3 формата включительно;
  • · ламинирование до А3 формата включительно;
  • · разработка графического дизайна (макетов печатной продукции, логотипов);
  • · переплетные работы;
  • · услуги ксерокса.
  • · Изготовление:
  • · фирменных бланков;
  • · календарей;
  • · книг, брошюр, методичек, блокнотов;
  • · буклетов, флаеров, листовок;
  • · открыток, пригласительных;
  • · грамот, дипломов;
  • · поздравительных адресов с папкой;
  • · удостоверений;
  • · визиток;
  • · бейджей;
  • · счетов на самокопире;
  • · запись и печать на CD и DVD диски;
  • · именных конвертов;
  • · наклеек;
  • · меню и многое другое...

Энергосбережение - это реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экологических мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов Республики Казахстан и охрану окружающей среды, разработка мероприятий, направленных на снижение потребления теплоэнергоресурсов. Тепловизионный контроль зданий, сооружений, оборудования позволяет своевременно обнаружить слабые места конструкции, оборудования, тепловой или электрической сети, минимизировать риск аварийных ситуаций. Специалисты филиала смогут обеспечить:

  • · тепловизионную съемку зданий, сооружений, оборудования, энергосетей;
  • · выявление путей утечек энергоресурсов;
  • · расчет годовой экономии энергоресурсов в физическом и денежном выражении;
  • · рекомендации по предупреждающим мероприятиям, необходимым для экономии энергоресурсов и минимизации рисков.

В век информационных технологий и информатизации всех сфер жизнедеятельности общества, информационное сопровождение работ приобретает первостепенное значение в условиях становления рынка и развития различных систем менеджмента. Специалисты Западно-Казахстанского филиала окажут услуги по:

  • · разработке дизайна, подбору содержания материалов (презентаций, отчетов, информационных листов);
  • · изготовлению малотиражной полиграфической продукции (визитки, карманные календари, настольные календари, всевозможные буклеты, брошюры и т.д.);
  • · подготовке и полиграфическом исполнении материалов на соискание Премии Президента Республики Казахстан «Лучший товар Казахстана»;
  • · подготовке материалов к региональному (республиканскому) конкурсу-выставке «Лучший товар Казахстана»;
  • · подготовке отчетов по устойчивому развитию, аналитических отчетов и многое другое;
  • · изготовлению презентационных видеороликов для предприятий и организаций.
  • · Выполняем профессионально и качественно переводы специализированных текстов разнообразной тематики и содержания на государственный язык. Работаем в различных секторах экономики в соответствии с национальными стандартами Республики Казахстан. Многолетний опыт в сфере перевода на различную тематику позволяет переводить текст любой сложности.
  • Тема 1.10. Информационное обеспечение работоспособности и диагностики автомобилей.
  • Тема 1.11.Закономерности формирования производительности и пропускной способности средств обслуживания.
  • Тема 1.12. Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта и технологического оборудования.
  • Тема 1.13. Комплексные показатели эффективности технической эксплуатации автомобилей.
  • Раздел 2. Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей
  • Тема 2.1. Общая характеристика технологических процессов обеспечения работоспособности автомобилей
  • Тема 2.2 Виды рабочих постов. Развитие технологических процессов.
  • Тема 2.3. Производственно-техническая база автотранспортного предприятия.
  • Тема 2.4. Особенности выполнения характерных работ то и тр
  • Тема 2.5. Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя.
  • Тема 2.6. Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и агрегатов трансмиссии автомобилей
  • Тема 2.7. Технология технического обслуживания и ремонта систем управления автомобилем.
  • Тема 2.8. Технология технического обслуживания и ремонта электороборудования
  • Тема 2.9. Технология технического обслуживания и текущего ремонта кузова.
  • Тема 2.10. Технологические процессы технического обслуживания и текущего ремонта газобаллонных автомобилей.
  • Тема 2.11. Особенности технического обслуживания и текущего ремонта автомобильных шин.
  • Тема 3.1. Управление производством то и ремонта.
  • Тема 3.2. Классификация управляемости итс предприятий автомобильного транспорта
  • Тема 3.3. Методы принятия инженерных решений
  • Тема 3.4. Принятие решений в условиях дефицита информации с использованием игровых методов.
  • Тема 3.5. Структура и ресурсы инженерно-технической службы
  • Тема 3.6. Организационные структуры итс
  • Тема 3.7. Основные положения и принципы централизованной системы управления производством то и р автомобилей (цуп)
  • Тема 3.8. Формы и методы организации производства то и ремонта
  • Тема 3.9. Организация производственногоучета при тэа
  • Тема 3.10. Типовые схемы информационного обеспечения.
  • Тема 3.11. Использование компьютерной техники при управлении производством.
  • Раздел 4. Материально-техническое обеспечение и экономия ресурсов на автомобильном транспорте
  • Тема 4.1. Основные задачи материально-технического обеспечения
  • Тема 4.2. Организация хранения запасных частей и управление их запасами
  • Тема 4.3. Обеспечение автомобильного транспорта топливно-энергетическими ресурсами.
  • Тема 4.4. Организация обеспечения автомобилей горюче-смазочными материалами
  • Раздел 5. Техническая эксплуатация автомобилей в экстремальных природно-климатических условиях
  • Тема 5.1 Особенности эксплуатации автомобилей в экстремальных природно-климатических условиях
  • Тема 5.2. Организация то и тр автомобилей, работающих в отрыве от производственно-технческой базы
  • Тема 5.3. Техническая эксплуатация автомобилей на международных и междугородных перевозках
  • Тема 5.4. Особенности тэа индивидуальных автомобилей
  • Тема 5.5. Факторы, влияющие на экологичность автотранспортного комплекса
  • Тема 5.6. Методы повышения экологичности автомобилей, связанные с их технической эксплуатацией.
  • Тема 5.7. Утилизация отходов автотранспортного комплекса
  • Раздел 6. Перспективы развития системы технической эксплуатации автомобилей
  • Тема 6.1. Основные направления совершенствования технической эксплуатации автомобилей
  • Тема 6.2. Основные направления научно-технического прогресса на автомобильном
  • Тема1.3. Техническое состояние и работоспособность автомобилей

    Вопросы темы:

    1. Качество. Основные технико-экономические свойства автомобилей

    2. Методы определения технического состояния

    3. Изменение показателей качества во времени

    4. Виды изнашивания деталей

    5. Работоспособность и отказ. Классификация отказов

    6. Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомобилей и их составных частей

    7. Влияние квалификации ремонтных рабочих и водителей на эффективность технической эксплуатации автомобилей

    1.3.1. Качество. Основные технико-экономические свойства автомобилей

    Качество - это совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля, агрегата, материала к выполнению заданных функций при использовании по назначению. Каждое свойство характеризуется одним или несколькими показателями, которые могут принимать различные количественные значения.

    Эти свойства можно поддерживать и восстанавливать, т. е. управлять ими при условии знания закономерностей их изменения.

    При анализе или оценке качества последовательно рассматривают следующие цепочки:

      при оценке и испытании изделий: свойства - качество;

      при предъявлении требований к изделиям: качество -свойства -параметры.

    Применительно к автомобилям рассматривают технико-эксплуатацианные свойства (ТЭС), главными из которых являются:

    Весовые и габаритные;

    Топливная экономичность

    Грузоподъёмность;

    Динамичность

    - (тягово-скоростная);

    Вместимость;

    Производительность:

      экономичность;

      надёжность;

      цена и др.

    Технико-эксплуатационные свойства закладываются при проектировании и производстве, реализуются (в разной степени!): при производстве и в эксплуатации.

    При этом потребителя интересуют два главных показателя ТЭС: Начальный уровень - ПК1; Стабильность в процессе эксплуатации (рис. 1.6), т.е. ПK(t) = Ψ (t), где t - наработка (пробег, время работы) с начала эксплуатации. : стабильные ТЭС ПK(t) = const, практически не изменяются в течение всего срока службы изделия (габаритные и весовые показатели, грузоподъемность, вместимость и др.): i|

    Нестабильные ТЭС ПK(t) ≠const, (табл. 2) - ухудшаются в процессе работы и по мере старения автомобиля или агрегата (производительность, экономичность, расход топлива, надежность и др.).

    1.3.2. Методы определения технического состояния

    Понятие о техническом состоянии

    Техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных параметров Yi. Обычно текущие значения конструктивных параметров связывают с наработкой.

    Наработка - продолжительность работы изделия, измеряемая единицами пробега (километры), времени (часы), числом циклов. Различают наработку с начала эксплуатации изделия, наработку до определенного состояния (например, предельного), наработку интервальную и др. На автомобильном транспорте, как правило, наработка автомобилей исчисляется в километрах пробега (l), реже (специальные автомобили, внедорожные карьерные самосвалы) - в часах (t).

    По мере увеличения наработки l, t (рис. 2.1) параметры технического состояния изменяются от номинальных Yн, свойственных новому изделию, до предельных Yn, при которых дальнейшая эксплуатация изделия по техническим, конструктивным, экономическим, экологическим или другим причинам недопустима.

    Рис. 3.2. Схема изменения параметров технического состояния

    ЗР - зона работоспособности; ЗО - зона отказов; ЗУ - зона упреждения отказов; Yп.д - предельно допустимое значение параметра; lр - ресурс изделия; lу - ресурс упреждения

    Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность действующих элементов - сборочных единиц и деталей, обеспечивающих выполнение ее функций. По отношению к автомобилю элементами являются агрегаты, узлы и механизмы, а по отношению к последним - детали. Автомобиль, агрегат, механизм, деталь могут объединяться общим понятием - объект или изделие. Современный автомобиль состоит из 15-20 тыс. деталей, из которых 7-9 тыс. теряют свои первоначальные свойства при работе, причем около 3-4 тыс. деталей имеют срок службы меньше, чем автомобиль в целом. Из них 80-100 деталей влияют на безопасность движения, а 150-300 деталей «критических» по надежности чаще других требуют замены, вызывают наибольший простой автомобилей, трудовые и материальные затраты в эксплуатации. Две последние группы деталей являются главным объектом внимания технической эксплуатации, а также производства и снабжения. У современных автомобилей на 2-3 % номенклатуры запасных частей приходится 40-50 % общей стоимости потребляемых запасных частей на 8÷10% - 80÷90% и на 20÷25 - 96÷98 %. Отсюда ясна важность информации по объектам, от которых зависит техническое состояние автомобиля,

    Возможность непосредственного измерения конструктивных параметров без частичной или полной разборки узла чаще всего ограничена. Для этих изделий при определении технического состояния пользуются косвенными величинами, так называемыми внешними или диагностическими параметрами, которые связаны с конструктивными и дают о них определенную информацию. Например, о техническом состоянии двигателя можно судить по изменению его мощности, расходу масла, компрессии, содержанию продуктов износа в масле.

    Различают параметры выходных рабочих процессов, определяющие основные функциональные свойства автомобиля или агрегата (мощность двигателя, тормозной путь автомобиля); параметры сопутствующих процессов (температура нагрева, уровень вибрации, содержание продуктов износа в масле); геометрические (конструктивные) параметры, определяющие связи между деталями в сборочной единице и между отдельными агрегатами и механизмами (зазор, ход, посадка и др.).

    В процессе работы автомобиля показатели его технического состояния изменяются от начальных или номинальных значений ун сначала до предельно допустимых уп.д., а затем и до предельных уп, что обусловливает соответствующее изменение и диагностических параметров от Sh до Sп.д и Sп. Значения уп и Sп соответствуют предельному состоянию изделия, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно. Например, при работе тормозов в результате изнашивания тормозных накладок и барабанов происходит увеличение зазора у между накладками и тормозными барабанами, что вызывает рост тормозного пути SТ (рис. 2.2). Предельному значению тормозного пути SТ.„, который регламентирован технической документацией (в данном случае Правилами дорожного движения), соответствует предельное значение зазора уп в тормозном механизме.

    Этому зазору, в свою очередь, соответствует пробег Lр, при котором зазор и тормозной путь достигают предельного значения. Продолжительность работы изделия, измеряемая в часах или километрах пробега, а в ряде случаев в единицах выполненной работы, называется наработкой. Наработка до предельного состояния, оговоренного технической документацией, называется ресурсом. Таким образом, в рассматриваемом примере Lр - это ресурс, а в интервале пробега 0≤Li≤Lp (зона работоспособности) изделие по этому показателю исправно и может выполнять свои функции.

    Если продолжать эксплуатировать автомобиль за пределами Lр (например, до Li), то наступит отказ, т. е. событие, заключающееся в нарушении работоспособности. При этом прекращается транспортный процесс (остановка на линии, преждевременный возврат с линии).

    Роль предельно допустимого значения параметра заключается в том, чтобы своевременно информировать (предупредить) о приближении момента отказа для принятия соответствующих мер, которые будут рассмотрены ниже.

    1.3.3. Изменение показателей качества во времени

    Показатели качества автомобиля, агрегата, детали ухудшаются с увеличением пробега. Однако сферу эксплуатации интересуют не только начальные значения показателей свойств, характеризующих качество автомобиля, но и характер изменения их в течение всего периода эксплуатации. Для ряда показателей, например производительности, работоспособности,-наработки на отказ, характерно изменение от времени эксплуатации или пробега автомобиля по экспо­ненциальной зависимости

    Где: ПК(t), ПК(1)- показатели качества на t-ом и первом году эксплуатации; k- коэффициент, определяющий интенсивность изменения показателя качества во времени (пробегу); t-продолжительность эксплуатации, годы

    Чем интенсивнее изменение показателей качества автомобилей по времени, тем ниже его эксплуатационные свойства. Поэтому оценка этих показателей должна проводиться с учетом времени эксплуатации изделия. Реализуемый показатель качества - это среднее значение показателя качества за заданный или фактически сложившийся срок службы или пробег автомобиля.

    Реализуемый показатель для условий, описанных формулой (2.1), определяется так:

    Реализуемый показатель качества управляем на народнохозяйственном, межотраслевом и отраслевом уровнях.

    Если количество автомобилей в разных возрастных группах неодинаково, то определяют реализуемый показатель качества парка:

    Пкj – показатель качества автомобиля в возрастной группе j

    aij – удельный вес возрастной группы парка аij в конкретный календарный момент существования парка

    Можно управлять реализуемым показателем качества автомобиля в эксплуатации, приобретая автомобили с более высокими начальными значениями показателей качества (а, рис. 5), более стабильными в эксплуатации (б, рис. 5) и изменяя сроки их службы (в, рис. 5).

    а) Начальное значение показателя качества Пк,

    Рис.5 а

    б) Стабильность показателя качества -- интенсивность изменения Пк по мере старения изделия

    в)срок службы до списания

    Рис. 5. Факторы, влияющие на реализуемый показатель качества автомобилей

    1.3.4. Виды изнашивания деталей

    Изменение технического состояния А и СЧ происходит под влиянием постоянно действующих причин, обусловленных работой механизмов, случайных причин, а также внешних условий, при которых работает или хранится автомобиль. Случайные причины обусловлены нарушением правил и норм НТД (скрытые дефекты и перегрузки конструкции, превосходящие допустимые пределы и др.).

    В процессе эксплуатации на техническое состояние автомобилей оказывают влияние как внутренние, так внешние и факторы. Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов являются: изнашивание, пластические деформации и усталостные разрушения, коррозия, физико-химические и температурные изменения материалов и деталей.

    Изнашивание. Процесс изнашивания возникает под действием трения, зависящего от материала и качества обработки поверхностей, смазки, нагрузки, скорости относительного перемещения поверхностей и теплового режима работы сопряжения.

    Рисунок 2.1 - Виды изнашивания деталей /21/

    1.3.5. Работоспособность и отказ. Классификация отказов

    Работоспособность - состояние изделия, при котором оно может выполнять заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют технической документации, т.е. в интервале Yн - Yп (см. рис. 2.1).

    Наработка изделия до предельного состояния Уп называется ресурсом - l р . В интервале наработки от l = l о до l = l р изделие технически исправно и может выполнять свои функции.

    Если продолжать эксплуатировать изделие за пределами его ресурса (см. рис. 2.1), т.е. при наработке l > l р , наступает отказ, т.е. событие, заключающееся в нарушении или потере работоспособности.

    По практическим соображениям внутри зоны работоспособности выделяют так называемую предотказную зону ЗУ (см. рис. 2.1), в начале которой (при l = lу) параметр технического состояния достигает своего предельно допустимого Уп.д значения (табл.2.3).

    Таблица 2.3

    Группы зон технического состояния изделия для варианта I на рис. 2.2

    Показатель

    Техническое состояние Yi

    Yн ≤ Yi < Yп

    Yп.д ≤ Yi < Yп

    Yi ≥ Yн; Yi < Yн

    Наработка /i

    ly ≤ li < lp

    Значение этого параметра называют также упреждающим. Попадание изделия в эту зону свидетельствует о приближении отказа и необходимости принять профилактические меры по его предупреждению, т.е. по поддержанию работоспособности.

    Общая динамика изменения технического состояния определяется следующим образом:

    Yi = (2.1)

    Различают отказы автомобиля и его элементов (агрегатов, систем, деталей).

    Отказ автомобиля - это такое изменение его технического состояния, которое приводит к невозможности начать транспортный процесс или к прекращению уже начатого транспортного процесса.

    Отказ автомобиля фиксируется в следующих случаях, связанных с техническим состоянием:

    Опоздание с выходом на линию;

    Прекращение уже начатого транспортного процесса (линейный отказ);

    Досрочный возврат с линии (неполное выполнение задания);

    Принудительное обоснованное недопущение к работе или прекращение работы автомобиля на линии контрольными органами (ГИБДД, транспортная инспекция, экологическая милиция).

    Все остальные отклонения технического состояния от нормы классифицируются как неисправности автомобиля.

    Классификация отказов

      По влиянию на работоспособность объекта, различают отказы его элементов и отказы вызывающие неисправность или отказ объекта в целом;

      По источнику возникновения, различают отказы: а) конструкционные, б) производственные, в) эксплуатационные;

      По связи с отказами других элементов , различают зависимые и независимые отказы;

      По характеру (закономерности) возникновения , и возможности прогнозирования различают постепенные и внезапные отказы.

      По частоте возникновения (наработке) для совр а/м различают отказы с малой наработкой, средней, и большой;

      По трудоемкости устранения, отказы можно разделить: требующие малую, среднюю и большуютрудоемкость устранения одного отказа.

      По влиянию на потерю раб времени а/м: на устраняемые без потери времени и отказы устраняемые с потерей раб времени.

    1.3.6. Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомобилей и их составных частей

    К таким условиям относят природно-климатические условия, дорожные условия, режим работы подвижного состава.

    Так, режимы работы грузового автомобиля при интенсивном городском движении изменяются по сравнению с движением по загородной дороге с одинаковым типом покрытия следующим образом:

    Скорость движения сокращается на 50-52 %;

    Среднее число оборотов коленчатого вала на 1 км увеличивается до 130-136 %;

    Число переключений передач возрастает в 3-3,5 раза;

    Удельная работа трения тормозных механизмов возрастает в 8-8,5 раза;

    Пробег при криволинейной траектории движения (при поворотах, перестроениях и т.д.) увеличивается в 3-3,6 раза.

    Природно-климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагрузкой, уровнем солнечной радиации, количеством выпадающих осадков и т.п.

    К дорожным условиям относят тип и качество дорожного покрытия, рельеф и изменение радиуса закруглений полотна дороги, а также наличие различных дорожных сооружений (мостов).

    Рисунок 2.6 – Схема влияния условий эксплуатации на нормативы ТЭА

    Влияние режима работы автомобиля на его техническое состояние характеризуется числом дней работы в году (для автобусов городских маршрутов может быть 365, для грузовых автомобилей – 357; 305 или 253); числом смен работы в сутки (1; 1,5; 2 или круглосуточно); продолжительностью работы на линии (время в наряде); использованием грузоподъемности в течении рабочей смены; количеством ездок с грузом и т.п.

    Скорость изменения технического состояния автомобиля в значительной степени зависит от совершенства конструкции автомобиля и уровня технологии его производства.

    Изменение технического состояния автомобиля в большой мере зависит и от технологических факторов: качества материала деталей, способов механической и термической обработки, качества сборки и регулировки.

    Немаловажным фактором при эксплуатации автомобилей, влияющим на их техническое состояние, являются качество и правильный выбор эксплуатационных материалов, к которым относятся автомобильные топлива, моторные и трансмиссионные масла, охлаждающие жидкости и др.

    Следует отметить, что условия хранения автомобилей являются определяющим фактором для их технического состояния.

    1.3.7. Влияние квалификации ремонтных рабочих и водителей на эффективность технической эксплуатации автомобилей

    По предварительной оценке совокупного влияния водителей и ремонтных рабочих на уровень технической готовности и затрат на ТО и ТР автомобилей на долю водителей приходится примерно 33 – 36 %, а на долю ремонтных рабочих – 64 – 67 %.

    Влияние водителей на показатели надежности и ТЭА проявляются в выборе рациональных режимов работы агрегатов и автомобилей в конкретных условиях перевозок, способности своевременно фиксировать признаки приближающихся отказов и неисправностей и принимать меры по их предупреждению, в заинтересованности применять рациональные режимы вождения и работы агрегатов и следить за техническим состоянием автомобиля.

    Качество вождения обусловливает соответствие режимов работы автомобиля условиям движения и степень приближения их к оптимальным. Мастерство вождения заключается в достижении высоких скоростей движения при обеспечении безопасности, плавности хода и установленного расхода топлива. Главное влияние на показатели надежности автомобилей оказывает профессиональная подготовленность (мастерство) водителя и ее реализация (удельный вес от 65 до 70 %).

    Контролные вопросы темы:

    1. Какие элементы включает логическая структура понятия качества автообиля?

    2. Перечислите основные технико-экономические свойства автомобиля

    3. В чем разница между стабильными и нестабильными технико-экономическими сойствамиавтомобиля?

    4. Объясните такие понятия в ТЭА, как безотказность и долговечность.

    5. Объясните такие понятия в ТЭА, как техническое состояние и наработка.

    6. Что означает номинальная, допустимая и предельная величина параметра?

    7. Что такое диагностирование, техническое обслуживание, ремонт?

    8. Объясните понятие «реализуемый показатель качества»

    9. Методы упраления реализуемым показателем качества на производстве

    10. Какие внутренние и внешние факторы влияют на изменение технического состояния?

    11. Какие постоянно действущие причины влияют на изменение технического состояния автомобиля?

    12. Перечислите виды изнашивания деталей.

    13. Как выглядят зависимомть износа и интенсивности изнашивания деталей от пробега автомобиля?

    14. В каких случаях фиксируется отказ автомобиля?

    15. Приведите класификацию отказов автомобиля.

    16. Опишите влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомобилей.

    17. Характеризуйте влияние природно-климатических и дроржных условий на изменение технического состояния.

    18. Как влияют конструктивно-технологические факторф и режим работы автомобиля на изменение технического состояния?

    19. Опишите влияние квалификации ремонтных рабочих на эффективность технической эксплуатации автомобилей.

    20. Опишите влияние квалификации водителей на эффективность технической эксплуатации автомобилей.

    Оно бывает: Исправное состояние автомобиля это состояние при котором он соответствует всем требованиям технических условий и конструкторской документации. Так же неисправное состояние можно разделить на: Работоспособное состояние автомобиля это такое состояние при котором он способен выполнять определенную работу с параметрами указанными в его технической характеристике. Предельное состояние автомобиля агрегата или детали это такое состояние при котором их эксплуатировать дальше недопустимо.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Лекция №1

    Техническое состояние автомобиля - состояние, характеризуемое совокупностью его эксплуатационных свойств, изменяющихся в процессе эксплуатации, измеренных и оцененных количественно.

    Оно бывает:

    • Исправное состояние автомобиля - это состояние, при котором он соответствует всем требованиям технических условий и конструкторской документации.
    • Неисправный автомобиль — это такой автомобиль, в котором имеются механизмы, приборы и агрегаты неисправные или не соответствующие требованиям технических условий и конструкторской документации.

    Так же неисправное состояние можно разделить на:

    • Работоспособное состояние автомобиля — это такое состояние, при котором он способен выполнять определенную работу с параметрами, указанными в его технической характеристике.
    • Неработоспособный автомобиль — это такой автомобиль, который эксплуатировать по назначению невозможно из-за поломки деталей или неисправностей его приборов или агрегатов.
    • Предельное состояние автомобиля, агрегата или детали — это такое состояние, при котором их эксплуатировать дальше недопустимо.

    Техническая эксплуатация - отрасль знания, которая изучает пути и методы поддержания техники в исправном состоянии при рациональных затратах.

    График определяющий время прохождения Технического обслуживания в зависимости от пробега:

    Техническая эксплуатация, как область прикладной деятельности - это комплекс инженерных, организационных и экономических мероприятий по содержанию техники в исправном, работоспособном состоянии.

    Факторы влияющие на скорость технического состояния автомобиля:

    1. Внешние (к ним относится нарушение ПДД, эксплуатации автомобиля, аварии);

    2. Внутренние; они делятся на:

    • конструктивные (ошибки при конструировании);
    • технологические (не верная технология изготовления детали или не верная технология сборки);
    • пороки материала;

    Так же факторы бывают: случайными и постоянно действующими;

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    9441. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МАШИН И ЕГО ОЦЕНКА 109.07 KB
    Важная стадия жизненного цикла эксплуатация которая включает транспортирование монтаж и демонтаж использование по назначению техническое обслуживание ремонт и хранение машины. Техническим состоянием машины оборудования называют совокупность ее свойств подверженных изменению в процессе производства и эксплуатации и характеризуемых в определенный момент времени признаками установленными технической документацией. Важнейшими в жизненном цикле любой машины являются этапы производства и эксплуатации на которых осуществляются ее...
    18032. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильного транспорта с разработкой участка по обслуживанию и ремонту ходовой части и тормозной системы автомобиля 763.12 KB
    Определение доли трудоемкости постовых работ. Расчет трудоемкости постовых работ ТО и ТР. Выбор и обоснование форм и методов работы поста. Инструкция по эксплуатации разработанного приспособления...
    16944. Техническое регулирование и конкурентоспособность 18.64 KB
    Обязательные требования служат прежде всего для обеспечения безопасности продукции и процессов. Хотя установление жестких технических требований может в моменте закрыть рынок для ряда производителей которые не в состоянии обеспечить соответствие этим требованиям в рамках имеющихся у них производственных и организационных ограничений но в среднесрочной перспективе обеспечить выход на этот рынок производителей с более совершенными продуктами и технологией. При избыточности требований силы контролирующих органов распыляются и контроль...
    17470. Техническое регулирование. Стандартизация 44.11 KB
    Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства и эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления, применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства и эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
    11736. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта на СТО 410.93 KB
    Автомобильный транспорт в отличии от других видов транспортных средств является наиболее массовым и удобным для перевозки грузов и пассажиров на относительно небольшие расстояния. Он обладает большей маневренностью, хорошей приспосабливаемостью и проходимостью в различных климатических и биографических условиях. Автомобильный транспорт играет важную роль в транспортной системе страны. Работой автомобильного транспорта обеспечивается нормальное функционирование предприятий.
    15285. Конструкция и техническое обслуживание двигателя АИ-24 166.53 KB
    Турбогенераторная установка ТГ-16М является автономным агрегатом, и состоят из газотурбинного двигателя ГТД-16М, редуктора, генератора постоянного тока ГС-24А-ЗС и систем, обеспечивающих запуск и работу установки. Газотурбинный двигатель ГТД-16М состоит из центробежного компрессора с односторонним входом воздуха, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой газовой турбины и выхлопного патрубка.
    2659. Материально-техническое обеспечение в велосипедном спорте 395.8 KB
    Велосипедный спорт – один из наиболее бурно развивающихся в мире видов спорта, самый популярный и массовый летний олимпийский вид в нашей стране. Необходимость введения курса «Теория и методика велосипедного спорта» обусловлена благоприятными естественными природно-климатическими условиями для занятий велосипедным спортом, простотой в овладении движениями велосипедиста
    15973. Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов 569.38 KB
    Вначале практики проходил инструктаж по технике безопасности. После прохождения инструктажа, проходило ознакомление с деятельностью данного предприятия и изучение его работы, а также закрепление и углубление полученных знаний в ходе учебных занятий.
    1776. Санитарно-техническое оборудование жилого 4-х секционного 8-ми этажного здания 237.51 KB
    Определение циркуляционных расходов воды. Краткая характеристика объекта водоснабжения В данном проекте необходимо запроектировать внутренние водопроводы и канализацию для жилого восмиэтажного четырехсекционного здания в котором проживает 288 жителей...
    16015. 681.98 KB
    Эту систему еще именуют менеджер контент или как движок для сайта который позволяет управлять: контентом сайта; интернет-магазином; представлением данных; доступом; почтовыми подписками; и имеет вспомогательные функции CMS. Визуальных редакторов для InstntCMS множество: в основном это импортированные и самые распространенные редакторы. Таким образом можно например получить функции для добавления видео аудио и т. Однако для статей уже давно существует ContentTemplter позволяющий создавать шаблоны оформления для статей и очень...

    Усовершенствование автомобильных дорог и постепенное приспособление человеческого организма к движению с все большими скоростями позволяют достигнуть огромных скоростей. Развитие конструкции автомобилей, казалось бы, подтверждает это мнение. На протяжении двадцатого века максимальная скорость легкового автомобиля возросла с 30-40 до 120 -200 км-ч; гоночного со 100 до 300 км-ч, а на рекордных автомобилях достигнуты скорости, превышающие 1000 км-ч. Наибольшая скорость отечественных автомобилей возросла вдвое с 40-50 до 85-100 км-ч, скорость междугородних автобусов неуклонно приближается к скорости легкового автомобиля.

    Увеличилась втрое и скорость, разрешаемая в городах с учетом требований безопасности. Рост скоростей со всей остротой постоянно ставил перед автомобилистами одну проблему за другой - необходимость эффективного торможения автомобиля, стабилизации колес, управляемости, послеаварийной и экологической безопасности, каждый раз требовался радикальный пересмотр конструкции автомобиля, иные методы управления им и параллельно существенное изменение условий движения, качества дорог и управления дорожными движениями, введение новых правил, организация технического обслуживания.

    Автомобиль достиг такого уровня совершенства, когда он редко отказывает в исполнении команд водителя. Человек, хоть и развился физически и духовно, сохранил почти на прежнем уровне быстроту реакции. Пока человек молод, его реакция быстрее, но он подвержен азарту соревнования, увлечен скоростью. Когда он в летах его реакция замедляется. Но в любом возрасте он испытывает влияние: условий освещения, климата, пережитых незадолго до управления автомобилем радостей или огорчений, поглощенных пищи и лекарств, не говоря уже об алкоголе; важно отметить, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей.

    Безопасность дорожного движения стала проблемой номер один в России. Автомобили создавались на пользу и радость людям, но их развитие было таким стремительным и пошло по такому направлению, что вошло в резкое противоречие с развитием городов и дорог, с психофизиологическими возможностями людей, с необходимыми топливными и иными ресурсами. Безопасность движения зависит от множества факторов. Водитель может повлиять лишь на ходовые качества автомобиля - что, однако, весьма существенно, тогда как на его движение прямо или косвенно оказывают влияние все остальные факторы.

    Техническая эксплуатация автомобилей определяет следующие факторы транспортного процесса:

    1. Материальные затраты на поддержание а/м в работоспособном состоянии. Всего в России в год расходуется около 1 млрд $ на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии, в США - около 25 млрд $, в мире - около 80 млрд $. По данным Американской автомобильной ассоциации (ААА) среднегодовые затраты в целом на эксплуатацию автомобиля в США составляют 1700 $.


    2. Трудовые затраты. Структура трудовых затрат за всю жизнь автомобиля определяется соотношением: изготовление - 2%, ТЭА - 91%, капитальный ремонт (КР) - 7%. Трудоемкость изготовления автомобиля в России составляет около 150 нормо-часов, в то время, как в силу старения автопарков, трудоемкость ТО, текущего ремонта (ТР) и капитального ремонта (КР) превышает 1000 нормо-часов. В настоящее время в России в области ТЭА занято более 1,5 млн человек.

    3. Вредное влияние на человека и среду. Экологичность автомобиля определяется количеством и составом отработавших газов (ОГ) (самые вредные - СО, СnНm, NОх и бензапирен, а также свинец для этилированных бензинов), шумами, вибрациями, отработавшими техническими жидкостями.

    4. Безопасность дорожного движения. Ежегодно по вине автомобильного транспорта в России гибнет около 27-30 тыс. человек, в США - около 50 тыс. В среднем на каждые 200 тыс. км движения водитель попадает в ДТП с тяжелыми последствиями.

    Технически неисправные автомобили являются причиной около 10% ДТП, в том числе по неисправностям :

    Тормозных систем - 41,5%;

    Рулевого управления - 16,4%;

    Шин - 12,6%;

    Приборов освещения - 7,9%;

    Ходовой части - 6,6% ;

    Зеркал и очистителей - 7,8%,

    Прочего - 8,2%.

    5. Потребление топливно-энергетических ресурсов. Основной источник их для АТ - нефть, где расходуется около 70% топлив нефтяного происхождения от общих расходов на транспортном комплексе. Неграмотная техническая эксплуатация автомобилей вызывает по прогнозам полуторный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

    Также важно отметить, что одной из важнейших проблем стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей, и снижение затрат на их содержание.

    Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью, за счет:

    Выпуска автомобилей с большой надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью).

    С другой стороны за счет:

    Совершенствования методов технической эксплуатации автомобилей;

    Повышения производительности труда;

    Снижения трудоемкости работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту автомобилей;

    Увеличения их межремонтных пробегов.

    Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения средств механизации и автоматизации производственных процессов, расширения строительства и улучшения качества дорог.

    Требования к надежности транспортных средств повышаются из-за:

    Роста скоростей и интенсивности движения,

    Мощности, грузоподъемности и вместимости автомобилей,

    Технологической и организационной связи автомобильного транспорта с обслуживающими предприятиями и другими видами транспорта.

    Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность совместно действующих элементов - систем и механизмов, обеспечивающих выполнение ее функций.

    По отношению к автомобилю элементами являются агрегаты и механизмы, а по отношению к агрегатам и механизмам - детали. Автомобиль, агрегат, механизм, деталь могут объединяться общим понятием - объект или изделие. Современный автомобиль среднего класса состоит из 15 - 18 тыс. деталей, из которых 7 - 9 тыс. теряют свои первоначальные свойства при работе, причем 3 - 4 тыс. деталей имеют срок службы меньше, чем автомобиль, и являются объектом особого внимания при эксплуатации. Из них 150 - 300 деталей «критических» по надежности, чаще других требуют замены, вызывают наибольший простой автомобилей, трудовые и материальные затраты в эксплуатации и как следствие могут повлиять на безопасность дорожного движения.

    В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой.

    Это взаимодействие вызывает:

    Нагружение деталей,

    Их взаимные перемещения,

    Трение, нагрев,

    Химические преобразования и изменение в процессе работы физических величин и конструктивных параметров:

    Размеров,

    Взаимного расположения деталей, зазоров,

    Электрических и других данных - что несет в себе опасность возникновения ДТП или вредного воздействия на экологию.

    В процессе работы автомобиля параметры технического состояния изменяются от начальных или номинальных значений до предельных, что обуславливает соответствующее изменение диагностических параметров. Например, при работе тормозов в результате изнашивания тормозных накладок и барабанов происходит увеличение зазора между накладками и тормозными барабанами, что вызывает рост тормозного пути и возникновению «шума».

    Различают пять видов технического состояния автомобиля:

    1. Исправное состояние (исправность) - состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (НТКД).

    2. Неисправное состояние (неисправность) - состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТКД (например, царапина на кузове).

    3. Работоспособное состояние (работоспособность) - состояние автомобиля, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТКД.

    4. Неработоспособное состояние (неработоспособность) - состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТКД. Неработоспособный автомобиль всегда неисправен, а работоспособный может быть и неисправным.

    5. Предельное состояние - состояние автомобиля или его конструктивного элемента (КЭ), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, наступает при превышении допустимых пределов эксплуатационных параметров. При достижении предельного состояния требуется ремонт КЭ или автомобиля в целом. Например, недопустимость и нецелесообразность эксплуатации автомобильного двигателя, достигшего предельного состояния, обусловлена возрастанием токсичности отработавших газов (ОГ), шумов, вибраций, расходов топлив, масел и т.д.

    События смены технических состояний автомобиля - это повреждения, отказы, дефекты.

    Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния КЭ автомобиля при сохранении работоспособного состояния.

    Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния автомобиля.

    Дефект - обобщённое событие, включающее в себя и повреждение, и отказ.

    Понятие отказа является одним из важнейших в ТЭА.

    Следует различать следующие виды отказов:

    Конструктивный отказ - отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования или конструирования автомобиля.

    Производственный (технологический) отказ - отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта автомобиля.

    Эксплуатационный отказ - отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации автомобилей (например, при перегрузке автомобиля вышел из строя элемент подвески).

    Независимый отказ - отказ, обусловленный отказами других КЭ автомобиля (например, при пробое поддона картера вытекает моторное масло - происходят задиры на трущихся поверхностях деталей двигателя, заклинивание деталей).

    Внезапный отказ - отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров автомобиля (например, обрыв шатуна поршня).

    Постепенный отказ - отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров автомобиля (например, отказ генератора вследствие износа щёток ротора).

    Сбой - самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством (например, попадание воды на тормозные колодки - тормозная эффективность до высыхания воды нарушена).

    Перемежающийся отказ - многократно возникающий самоустраняющийся отказ одного и того же характера (например, пропадание-возникновение контакта лампы светового прибора).

    Явный отказ - отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования.

    Скрытый отказ - отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении ТО или специальными методами диагностирования.

    Деградационный отказ - отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.

    Ресурсный отказ - отказ, в результате которого автомобиль или его КЭ достигают предельного состояния.

    Наработка - продолжительность работы изделия, измеряемая в часах или километрах пробега, называется.

    Наработка до предельного состояния, оговоренного технической документацией, называется ресурсом.

    Состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции с параметрами, значения которых установлены технической документацией, называют работоспособностью .

    Отсюда следует, что надежность является одним из важнейших свойств автомобиля, определяющих эффективность использования автомобиля по назначению и влияния его на послеаварийную безопасность.

    Надежность автомобиля - это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого отрезка времени или наработки. А это значит, что надежность - это способность автомобиля работать без поломок и преждевременного износа деталей, нарушения регулировок механизмов и систем, то есть работать без остановок по техническим причинам в течение определенного времени (пробега).

    Надежность в основном зависит:

    От запасов прочности деталей и рациональности конструкции узлов, определяющих работоспособность автомобиля;

    От стабильности регулировки механизма;

    От безотказности действия систем питания и зажигания двигателя;

    От совершенства технологии и качества изготовления как самого автомобиля, так и всех используемых на нем изделий и конструкционных материалов смежных изготовителей;

    От качества и своевременности технического обслуживания и ремонта автомобиля.

    В свою очередь, надежность, как комплексный показатель, обусловливается:

    Безотказностью,

    Ремонтопригодностью,

    Долговечностью.

    Безотказность автомобиля - свойство сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега без вынужденных перерывов для устранения отказов. Показателями безотказности автомобиля могут служить, например, вероятность безотказной работы в течение смены, между очередными видами технического обслуживания и т.д.

    Долговечность автомобиля - это свойство сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние автомобиля определяется невозможностью его дальнейшей эксплуатации из-за снижения эффективности его использования или из-за требований безопасности движения. Показателями долговечности являются ресурс (в километрах) и срок службы (в годах) если говорить о «российском менталитете», то автомобиль у нас используется пока он едет, не взирая на его послеаварийную и экологическую безопасность.

    Ремонтопригодность - это свойство автомобиля (агрегата, механизма), заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей. Показателями ремонтопригодности (технологичности) автомобиля являются время простоя при техническом обслуживании и ремонте и трудоемкость этих работ в человеко-часах. Ремонтопригодность конструкции автомобиля определяется удобством доступа и легкосъемностью агрегатов, узлов и деталей, а также степень унификации систем, узлов, агрегатов и крепежных деталей. Основные причины изменения технического состояния автомобилей

    Изменение технического состояния автомобилей, агрегатов и механизмов происходит под влиянием постоянно действующих причин, обусловленных работой самих механизмов, случайных причин, а также внешних условий, при которых работает или хранится автомобиль. К случайным причинам относятся скрытые дефекты и перегрузки конструкции, превосходящие допустимые пределы и др.

    Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния деталей и автомобиля в целом являются:

    Изнашивание,

    Пластические деформации,

    Усталостные разрушения,

    Коррозия,

    Физико-химические изменения материала деталей (старение).

    Знание основных причин изменения технического состояния важно как для совершенствования конструкции автомобилей, так и для выбора наиболее эффективных мероприятий по предупреждению неисправностей в эксплуатации.

    Изнашивание . Процесс изнашивания возникает под действием трения, зависящего от материала и качества обработки поверхности, смазки, нагрузки, скорости относительного перемещения поверхностей, теплового режима работы сопряжения. Изнашивание - это процесс разрушения и отделения материала с поверхности детали или накопления ее остаточной деформации при трении, проявляющейся в постепенном изменении размеров и формы деталей. Результат изнашивания, определяемый в установленных единицах (мкм/км), называется износом.

    В практике обычно выделяют изнашивание:

    Абразивное (следствие режущего и царапающего действия твердых частиц);

    Эррозионное (в результате воздействия потока жидкости или газа);

    Усталостное (когда поверхностный слой материала в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается);

    Окислительное (сочетание механического изнашивания и агрессивного действия среды);

    Изнашивание при дретинге (при малых колебательных движениях);

    Электроэррозионное изнашивание (под воздействием разряда при прохождении электрического тока).

    Пластические деформации и разрушения . Такие повреждения связаны с достижением или превышением пределов текучести или прочности соответственно у вязких (сталь) или хрупких (чугун) материалов.

    Усталостные разрушения . Этот вид разрушений возникает при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла из стали. При этом происходят постепенное накопление и рост усталостных трещин, приводящие при определенном числе циклов нагружения к усталостному разрушению деталей.

    Коррозия. Это явление происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали, приводящие к окислению (ржавлению) металла и, как следствие, к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида.

    Старение. Показатели технического состояния деталей и эксплуатационных материалов изменяются под действием внешней среды. Так, резинотехнические изделия теряют прочность и эластичность в результате окисления, термического воздействия, химического воздействия масла, топлива и жидкостей, а также солнечной радиации и влажности.

    В процессе эксплуатации свойства смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей ухудшаются в результате накопления в них продуктов износа, изменения вязкости и потери свойств присадок. Детали и материалы изменяются не только при их использовании, но и при хранении: снижаются прочность и эластичность резинотехнических изделий, у топлива, смазочных материалов и жидкостей наблюдаются процессы окисления, сопровождаемые выпадением осадков.