Как понимает свободу главный герой поэмы М. Лермонтова «Мцыри»? Мини-сочинение на тему "Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри Тема внутренней свободы в поэме мцыри

Многочисленные определения темы поэмы "Мцыри" рациональны. Каждое из них дополняет палитру поэтического замысла Лермонтова.

Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения. (А. В. Попов)

"Мцыри" - поэма "о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени". (И. Л. Андроников)

В поэме "Мцыри" "выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема "веры гордой в людей и жизнь иную". (Б. Эйхенбаум)

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя - он должен или "принять монашеский обет", или, "глотнув свободы", умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен "пламенной страстью", живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.

Революционерам-демократам был близок бунтарский пафос поэмы. Белинский писал, что Мцыри - "любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью". По мысли Н. П. Огарева, Мцыри у Лермонтова - "его самый ясный или единственный идеал".

В современном прочтении "Мцыри" актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не "природный человек", он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода.

Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Характер конфликта

Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри - это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Современники Лермонтова указывали на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного "безумной силой", вопиющей "против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения".

Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей, на фоне природы глубже постигается мера одиночества героя. Поэтому для Мцыри близость с природой - это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела.

Основные герои

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А. П. Ермолов) . Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. "Жизнь, полную тревог" противопоставляет Мцыри "жизни в плену", "чудный мир тревог и битв" - - "душным кельям и молитвам". Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести "родную душу" становится единственной возможностью для существования.

Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и "естественный человек", и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри - ироническое соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине.

Сочинение на тему: свобода в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Простой воспитанник природы,

Так я, бывало, воспевал

Мечту прекрасную свободы

И ею сладостно дышал.

А. С. Пушкин

В этой поэме есть все о том, чем богата Свобода, и многое о том, что ей мешает. Замечательно об этом сказал В. Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он (Лермонтов) эту поэму..>

Главный герой поэмы «Мцыри» попал в плен, когда ему было всего шесть лет. Казалось бы, что может знать о свободе такой малыш? Но, по мысли автора, человек свободен изначально, так как он дитя природы, а природа - символ свободы. В том, что герой поэмы - пленник, заложена глубокая философская мысль. А именно: свобода так же естественна для человека, как воздух, которым он дышит. Чтобы ощутить свободу, нужно хоть однажды лишиться ее, узнать неволю. Недавно я видела фильм об одном африканском племени, затерянном в бескрайней пустыне и не встречавшемся с нынешним «цивилизованным» миром. Когда представитель этого племени оказался в закрытом помещении, он чуть не умер, потому что стены были для него неестественны. Так же противна природе Мцыри была монастырская жизнь.

Все годы заточения Мцыри мечтал вырваться на свободу. И однажды, во время страшной для монахов грозы, юноша почувствовал себя достаточно сильным для побега. Лермонтов создал эпическую картину единения освобожденного человека со свободной стихией. Душа Мцыри чувствовала себя сильной, динамичной и всемогущей, как гроза:

Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Это был первый, огромный и освежающий глоток свободы, который вчерашний узник испил до дна. Он не сомневается, что поступил правильно, потому что именно это настоящая жизнь, а за стенами монастыря только медленное угасание:

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

Второй глоток свободы, волнующий и нежный, юноша вкусил, когда взошло солнце. Гармоничная красота окружающей природы на время успокоила мятежную душу Мцыри, наполнила ее умиротворением:

…Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню,

Я поднял голову мою…

Но свобода - это не только радость и блаженство. Она посылает человеку испытания на прочность и жестоко насмехается над его слабостью. Она опасна для того, кто к ней не привык. Первое предупреждение Мцыри получил, когда утром открыл глаза:

Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал…

Дни, проведенные в плену, лишили его природного чутья, которое подсказывает, с какой стороны исходит опасность. Лермонтов вообще считал, что цивилизация портит человека, ослабляет лучшие черты его натуры. А в случае, когда воспитание ребенка осуществляет неволя, надеяться на то, что он вырастет подготовленным к свободной жизни, нельзя. В схватке с барсом Мцыри пытается отстоять свое право на свободу, но, несмотря на победу, начинает понимать, что не приживется в этом мире. Обреченность слышится в его словах:

На мне печать свою тюрьма Оставила…

Мцыри сравнивает себя с «темничным» цветком, для которого лучи живого солнца слишком горячи. А я бы сравнила его с тем самым барсом, но только выросшим в зоопарке. Или с орлом, которому в неволе подрезали крылья. Он был обречен на поражение, но, мне кажется, испытание свободой все-таки выдержал, потому что отдал предпочтение смерти, а не жизни в неволе:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

В процессе рассуждений на тему свободы в поэме «Мцыри» я поняла, что в начале сочинения допустила ошибку. Конечно, эта поэма не может быть гимном страны под названием Свобода! «Мцыри» - это гимн тех, кто находится в плену неблагоприятных жизненных обстоятельств, но вопреки всему продолжает любить Свободу, стремится к Свободе и готов испытать себя в борьбе за право быть свободным человеком.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

«На свете счастья нет, но есть покой и воля» – так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд ли бы согласился с этими строками: для него счастье существовало, и было неразрывно связанно с волей. Свобода, вот что, по Лермонтову, является первоосновой человеческой жизни. Во многих его произведениях появляются размышления о свободе, особенно о свободе внутренней. «Я ищу свободы и покоя!» – вот как ставит поэт для себя эту проблему. Тема свободы в поэмах «Мцыри», «Демон», и многих других становится основной.

Еще в юности Лермонтов задумывает написать поэму о монахе-беглеце, борющемся за свои идеалы. Однако поиск идеалов, которые могли бы лечь в основу человеческой жизни, растягивается на многие годы. В результате у поэта возникает замысел «Мцыри», где таким идеалом оказывается свобода. Изображение Лермонтовым свободолюбивой личности в поэме «Мцыри» начинается с описания жизни этого героя.
Любопытно, что ничего в жизни Мцыри не способствовало пробудившейся в нем жажде свободы: еще совсем маленьким мальчиком он попадает в плен. В дальнейшем Мцыри воспитывают как будущего монаха, день и ночь он видит перед собою лишь унылые монастырские стены. Главная ценность в монастыре – смирение и покорность Богу, излишнее же свободомыслие считается грехом. Но юный послушник не забывает других заветов, заветов своей свободной страны.

Действие «Мцыри» разворачивается возле Кавказских гор, которые сам Лермонтов воспринимал, как остров свободы в царской России: «Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой!». На Кавказ традиционно ссылали неугодных режиму, инакомыслящих (не избежал этой участи и сам поэт). Среди дикой, прекрасной природы, навевающей романтические чувства, среди простых и привыкших к полной свободе горцев можно было почувствовать себя независимым от законов светского общества. Все это ощущения отображаются в поэме «Мцыри», в которой Лермонтов вкладывает свое восхищение Кавказом в уста главного героя. Кавказ становится символом свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

Мцыри – настоящее дитя гор, и память о них не в силах убить никакой монастырь. Несмотря на то, что его забрали из дома совсем маленьким, юноша прекрасно помнит и свой аул, и своих красавиц-сестер, и грозное оружие своего отца. А самое главное – Мцыри помнит его «гордый непреклонный взор». Пробудившаяся память зовет героя на свободу, и хотя Мцыри даже не знает, где «страна его отцов», он весь охвачен этой страстью. В поэме «Мцыри» Лермонтов показывает силу мятежного человеческого духа, который способен преодолеть любые препятствия.

Жизнь Мцыри в монастыре складывается не так уж плохо, монахи по-своему заботятся о нем и желают ему добра, но добро в их понимании оборачивается для юноши тюрьмой. Настоящую жизнь он видит лишь за стенами этой тюрьмы, покинуть которые он так отчаянно стремится. Там его родина, там битвы, дальние походы и любовь, там все, чего он был с детства лишен. Ради такой свободы можно рискнуть своей жизнью – этот мотив отчетливо звучит в поэме с первых строк. В неспокойную, грозовую ночь убегает Мцыри из монастыря, но гроза, испугавшая монахов, его не страшит, а радует. Обняться с бурей, рискнуть своей жизнью, спускаясь к бурлящему потоку, испытать на себе ярость зверя и палящий зной солнца, – вот те эпизоды, из которых складывается жизнь юноши на воле. Яркая и насыщенная, она совсем не похожа на монастырское унылое существование. Лермонтов ставит вопрос: что лучше, долгие годы спокойной, сытой жизни в неволе, или же несколько дней, отмеченных полной волей?

Романтический герой, каким и является Мцыри, дает на это однозначный ответ: только свободная жизнь может называться жизнью по полному праву. Презрительно отзывается он о годах, проведенных в монастыре:

«Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»

А вот на воле юноше суждено прожить всего три дня, но именно они, по мнению Лермонтова, достойны целой поэмы.

Обстоятельства складываются против Мцыри: он слаб физически, а монастырь убил в нем то естественное чувство природы, которое могло бы привести его домой. Понимает юноша и то, что никто давно не ждет его на родине, его родные, по всей видимости, мертвы. Но, несмотря на это, герой не сдается: через «вечный лес» он прокладывает свой путь. В отличие от многих романтических героев, Мцыри – не просто пассивный мечтатель, он борется за свою свободу, «спорит с судьбой». Именно это и привлекало в нем Лермонтова. Такой герой, внутренне свободный и целеустремленный, был необходим в лермонтовское время, время духовного застоя и бездеятельности.

Поднимается в поэме и еще один важный вопрос: невозможность жизни без свободы в целом. При первом прочтении «Мцыри» кажется непонятным, отчего умирает герой, ведь раны, нанесенные ему барсом, не смертельны. Но свободолюбивый Мцыри, вдохнувший вольной жизни и внезапно снова оказавшийся оторванным от нее, просто не представляет себе дальнейшей жизни в неволе. Даже на пороге смерти он не отступается от своих идеалов. Исповедь его звучит не печально и покаянно, а гордо и страстно:

«Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю»

Смерть не в силах сломить Мцыри, и оттого можно сказать, что он побеждает смерть. Настоящая свобода ждет его за пределами этого мира, – этот мотив, традиционный для поэтов-романтиков, звучит в поэме Лермонтова с новой силой. Мцыри умирает с мыслью «про милую страну», страну вольности, и после смерти своей обретает желанную свободу.

В данной публикации раскрывается тема свободы в поэме «Мцыри», проведенный анализ пригодится ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Тема свободы в поэме «Мцыри»».

Тест по произведению

В поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов написал про мальчика-горца. Автор не указал национальность героя. Мцыри попал в плен к русскому офицеру. Ребенок становится рабом поневоле. Мцыри − это образ героя, жаждущего свободы и независимости.

Над мальчиком сжалился монах и приютил его в монастыре. Бывший пленник некоторое время прожил в монастырских стенах, достиг юношеского возраста, а затем сбежал. Его нашли через несколько дней, умирающего. О том, что побудило Мцыри, имеющего вроде бы все для жизни, совершить побег он и рассказывает в своей последней исповеди монаху. У каждого человека свое предназначение. Мцыри не создан быть монахом. В нем течет горячая кровь горцев. Ему не нравится монастырский уклад жизни.

Юношу влечет свобода, вот поэтому он и совершает дерзкий побег. Мцыри рассказывает своему наставнику о переживаниях своей метущей души. В стенах монастыря он не нашел родственных для него людей. Ему здесь все чуждо. Он хотел найти родную душу и прижаться к ней. Целеустремленный юноша стремился повидать те места, где родился, но ему не суждено добраться туда. Три дня он скитался голодным, рисковал своей жизнью, но не жалеет об этом. Мцыри умирает гордым одиночкой. Его мечтам не удалось сбыться.

Он повествует своему наставнику, что все-таки повидал вольную жизнь и, хотя он и умирает, но не жалеет о днях, проведенных на свободе. Юноша увидел живописные пейзажи с горами и реками. Мцыри любовался красотой разбушевавшейся природы: бурей, грозой, загоревшимся деревом от молнии. Он встретился с красивой юной девушкой и у юноши даже проснулись чувства к ней. Мцыри, по–натуре борец, вступил в смертельную схватку с барсом. Он победил его, но получил смертельные раны.

В конце стихотворения мятежный юноша погибает. Но он умирает непобежденным. Лермонтов поэтическим слогом показывает нам, что ради желания обрести свободу он пожертвовал своей жизнью и не пожалел об этом. Образ Мцыри поэт отождествляет с самим собой. Лермонтов и сам стремится к независимости. Он всю свою жизнь посвятил борьбе с бесправием. Поэта не любило высшее общество. Но до конца своей короткой жизни он сумел остаться самим собой.

Мцыри - тема свободы в поэме

Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался с высказываниями своего учителя, считая что счастье существует, но ощутить его можно лишь обретя чувство свободы и независимости.

Свобода и ощущение её полной грудью, вот что, для Лермонтова всю жизнь являлось первоосновой всей жизни.
Он всегда старался и пытался сделать всё возможное, чтобы отразить это в своих произведениях. Именно в них возникают размышления о свободе, причем не только внешней, но и внутренней свободы души человека.

«Каждый человек должен искать свободу и покой, ведь только так он может обрести истинное счастье!» – вот так объяснял свой взгляд на эту тему данный автор.

Тема свободы очень отчетливо отображается в таких произведениях поэта, как поэма «Мцыри», «Демон», и многих других. Фактически она просто становиться их главным смыслом.

Стоит отметить, что Лермонтов мечтал о свободе ещё с самого детства, именно поэтому ещё в юном возрасте он мечтает создать поэму о монахе-беглеце, который немалую часть всей жизни мечтает о том, чтобы обрести свободу и оказаться в родном доме, который и был для него признаком свободы.

Однако, справедливо будет заметить, что поиск идеальных героев для данной поэмы был настолько пристальным и тщательным, что создание данного произведения растягивается на долгие годы.

Всё это время он подбирал каждого героя, и продумывал каждую деталь своего произведения, к которому он относился с особым трепетом.

Несколько интересных сочинений

    Есть люди, для которых подвиг – это каждодневная работа. Это совершенно обычные люди, живущие среди нас.

  • Сочинение Моя любимая телепередача Орел и решка

    «Орёл и решка» не зря стала победителем в номинации при выборе лучших телепередач, так как сама задумка уникальна, не только в плане туризма, но и в плане всего смысла передачи, так как она думает не только о богатой жизни путешествия

  • Сочинение Любовь в рассказе После бала Толстого

    В рассказе показана, как я считаю, гибель любви… Всё могло бы быть по-другому, герой мог возмутиться ситуации – украсть невесту, мог смириться – стать таким, как её отец. Но Иван ушел от этой ситуации.

  • Анализ рассказа Кусака Андреева 7 класс

    Рассказ является составной частью литературного сборника писателя под названием «Книга рассказов и стихотворений» и впервые публикуется в начале двадцатого века.

  • Сочинение по картине Закат солнца зимой Клевера для 3 класса

    Картина Клевера «Закат солнца зимой» просто прекрасна, создана она с особой атмосферой и теплом. В этой картине художник выразил сказочную красоту природы зимой. Когда смотришь на картину

Лермонтов – гений. Но именно поэтому нашему современнику так трудно понять всю глубину отчаяния Мцыри, главного героя его прекрасной поэмы. Поклонники русского гения, воспевая убогие славословия в честь молодого монаха, лишь обнажают всю бездну собственного непонимания.
Сюжет поэмы весьма незатейлив. Маленький мальчик волею судеб оказался в плену. А потом стал послушником христианского монастыря, о котором Михаил Юрьевич ничего не желает рассказывать. Такая тихая обитель на каждого воздействует неоднозначно, по-своему. Для кого-то такое убежище – освобождение от власти греха, символ свободы, а для другого человека монастырь - умертвляющая душу тюрьма.
Молодой грузинский парень подрос, стал монахом и возжаждал свободы. Монастырские стены стали для Мцыри ненавистным казематом. Он задыхается в этой тюрьме. И это – особый вид чисто духовной асфиксии, испытываемой лишь вольнодумцами и бунтарями. Рабу не известен такой горячий порыв к драгоценной свободе.
Но что есть Свобода? Разве в монастыре ходят в наручниках и кандалах?
Этот вопрос так же сложен, как и вопрошание Понтия Пилата: «Что есть Истина?» Каждый бандит и каждая блудница жаждут свободы ничем не меньше, чем благовоспитанный индивидуум. И каждый из них понимает свободу по-своему. Одни желают освободиться от тлетворного влияния дьявола, другие – от докучливой благопристойности.
Возможно, никто из простых смертных не знает, что есть Свобода. Более того, не исключено, что и сам автор поэмы до конца не понимает, в чем именно она заключается. Общечеловеческая трагедия в том, что свободы жаждут все, без исключения. Даже самый одураченный раб желает, чтобы его не слишком уж часто наказывали, ибо жаждет, словно буддист, освобождения от страданий.
И этот прекрасный дух освобождения от тягот скучного бытия время от времени посещает каждого человека. А такие чудесные минутки всегда кажутся подарком Бога или ангелов, если человек религиозен.
Мцыри рвется к свободе, но не знает, где живет эта прекрасная Госпожа. Может быть, она где-то там, за монастырскими стенами? Поэтому монах хочет сбежать, неважно куда. Прочь «от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв»! Он готов совершить жертвоприношение Госпоже Свободе, но не знает, как это сделать:

«Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог».

Поэтому Мцыри просто бежит, нарушив свои христианские обеты, ибо жажда свободы сильнее страха возмездия. Судьба, возможно, накажет его, но монах готов заплатить за мимолетное блаженство свободы любую цену. Свобода превыше всего! – таков абсолютный императив неиспорченного цивилизацией человека.
Но что же там, за крепостными стенами? Монах жадно пьет сладкий воздух свободы, но однажды слышит далекий звон колоколов. И в него, словно молния, входит страшная мысль: внешний мир не даст ему желанной свободы, ибо на нем клеймо вечного раба – человека, давшего нерушимый обет. Это звон, радующий большинство людей, звучит для него как приговор, как проклятие, лишающее последней надежды.
«Из сердца - будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда».

Нет свободы в монастыре, но нет ее и снаружи! – вдруг осознает грузинский беглец. И это страшное понимание лишает надежды, оживотворяющей душу.
А жизнь без надежды ему не нужна. Смерть намного желаннее проклятой неволи. Раненный барсом монах умирает не от причиненных ему травм, его душа оставляет тело, ибо жизнь стала напрочь бессмысленной.
Лермонтов предвосхищает собственную судьбу. Его жажда свободы столь велика, что он невольно вкладывает ее в душу своего любимого персонажа. Великий поэт тоже не дорожит жизнью, соглашаясь на дуэль, от которой легко уклониться.
Его любимец, Мцыри, очень похож на древнегреческого легендарного Эзопа, решившего умереть свободным, а не рабом. Как гласит седая легенда, рабовладелица, отпустившая любимого поэта на свободу, в действительности решилась на хитрый маневр: она подложила в его котомку золотую чашу их храма. Она полагала, что когда Эзопа обвинят в краже, он назовет себя рабом, а рабов не наказывают. Их возвращают хозяевам. Но поэт сделал нечто немыслимое, невероятное: он показал обвинителям вольную – свой смертный приговор. «Лучше умереть свободным, чем долго жить рабом, мечтающим о свободе», - заявил великий поэт древней Греции.
Возможно, именно там, на сияющий Небесах, Лермонтов и Эзоп наконец-то обрели то, что почти невозможно обрести на земле – долгожданную, оживотворяющую Свободу. Два замечательных человека достойны ее. Ибо боролись за нее, не щадя своей жизни.