Леля - богиня весны. Леля богиня любви

Богини рожаницы - неоднократно упоминаемые в славянских заговорах богини: Мать Лада и ее дочь Леля . Покровительницы беременных и рожаниц.

Современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: вспомним - плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада , и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: "ЛАДить", "наЛАЖивать" и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: "ЛАДа", "ЛАДо" - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. "ЛАДины" - свадебный сговор. Болгарское "ЛАДуванье" - гадание о женихах.

У древних славян также была Богиня по имени Леля - дочь Лады, младшая Рожаница . Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют "люлькой", нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом "лелеять". Аист, якобы приносящий детей, по-украински - "лелека". А само дитя и сейчас иногда называют ласково "лялечкой". Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года.

Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни и мужчины смотрели на него издали.

Лада

Лада – богиня первого поколения славянских Богов. Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома – это Макошь.

В тоже время Лада – это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя многие исследователи полагают Ладу богиней брака.

Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета – зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами. Лада – возвышенный образ женщины.

Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли.
Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.

Лада – сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Богов. Великая богиня Лада– покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины нашего народа.

Леля

Леля – богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады, сестра (по другим источникам – племянница) Живы и Марены. Почиталась наравне с Ладой. Традиционные обрядовые элементы, связанные с этими двумя богинями, в славянской культуре практически неотделимы.

Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. Именно поэтому образ Лели в отличие от Лады или Макоши никогда не рассматривается в соответствие с бытом. Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. Это беззаботное создание, лишенное даже намека на воинственность или агрессию.

У Лели есть своя руна, которая называется ее именем. Руна Леля символизирует воду в ее активном игривом проявлении («лила» с санскрита переводится как «игра»). Это легки, но мощный весенний поток, который навсегда стирает прошлое и несет с собой обновления для всего мира.

Символ Лели – береза. Ее символизм – образ молодой девушки, готовой подарить свое тело и душу лишь одному мужчине, своему возлюбленному.

Однако Леля – это образ немного грустный, не смотря на весь его позитив и жизнелюбие. Сохранилась легенда, которая повествует о том, как Леля полюбила Ярилу, сына Велеса. Полюбила открыто и всем сердцем, как только может любить подобное росинке чистое сердечко, не тронутое ни болью, ни бедами. Ярила в ответ на признание Лели только улыбнулся ей и сказал: «Я тоже люблю тебя, дева зари! И Мару люблю. И Ладу. Я люблю всех женщин, ибо от отца я унаследовал буйную неконтролируемую силу эмоций! Но если хочешь, то я буду с тобой и буду твоим. Но лишь на время». Такие речи обидели Лелю и она справедливо решила не связывать себя с богом весеннего солнца. Но в тайне она еще долго любила этого неистового и бесшабашного молодца, пока на повстречала на своем пути Финиста. Финист и Леля полюби друг друга, и вскоре поженились, но вечно молодая богиня весны навсегда сохранила в своем сердце маленькую искорку неугасимого чувства к Яриле.

  • < 4) Славянский календарь
  • Богини скорби Желя, Карна и Мать сыра земля >
- 14956

Богиня Любви, семейного Счастья и Благополучия, дочь Сварога и Лады, супруга Волха.

Леля, Ляля - богиня плодородия согласно "Синопсису", вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения сходная с Артемидой ("Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной. На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними - Макощ. Упоминаемая часто рядом с Ладой и Ладом. Ее день - понедельник. Дочь Лада. Ее дерево - рябина или береза ("во поле береза стояла - Ляля, Ляля стояла"), металл - также серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен ак. Рыбаковым в книге "Язычество древних славян".

Леля - Богиня Молодости , Берегиня Рода . Наряду со статусом самой молодой, Леля является и самой многоликой Богиней. Самым простым и понятным объяснением функций этой Богини может служить характеристика - ответственной за продолжение Рода. В этой функции Леля является Супругой Ярилы, обладающего аналогичной способностью - в отношении Мужского Рода, воплощая тем самым общую концепцию физического продолжения Рода.

Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость - так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость . Исключением жизнерадостного облика Лели являются случаи пребывания Её в Царстве своего Деда, когда эта Богиня обретает печальный образ, что изначально связано отнюдь не с обстановкой, а с одиночеством (без Супруга), а в дальнейшем - с кручиной по погибшему Супругу. К этим же особенностям Богини Лели относится буквально бескрайняя любовь к Людскому Роду, ибо в то время другие Боги и Богини могут и покарать людей за какие-либо проступки, Леля же напротив - может только поспособствовать людским капризам. Классическим примером этой особенности является любовь (за исключением Родственной - которой покровительствует Богиня Лада). И если в представлениях других культур может прозвучать «любовь зла, полюбишь и козла», то в Русской Традиции всё объясняется гораздо проще, так как Богиня Леля отнюдь не «зла», а напротив - предельно доброжелательна, ибо отвечает за продолжение Рода, а в этом Деле, все средства хороши. «Козлами» же повелевают другие Боги, и из других культур в том числе. Также, бескрайняя любовь к Людскому Роду со стороны Богини Лели заключается в самом простом обстоятельстве - Материнства этого Рода. Именно Леля со своим Супругом Ярилой являются Родителями первого Человека (Супругой которого была Великанша).

Молодость Лели так же точно связана с функцией продолжения Жизни, а отнюдь не с параметром «младшей» среди Богинь и Богов, так как это прямое свидетельство бессмертной природы этой Богини, что в свою очередь является объяснением незыблемости жизни . Поэтому, в бескрайней радости жизни у Лели подчёркивается скорбь по усопшим и печаль в случае одиночества, так как над этим велениями Судьбы (от Макоши) Она не властна. По этой же причине Леля делится своей скорбью и печалью особенно с теми - кто жаждет «конца света» и прочих культов связанных с пропагандой смерти, делая их жизнь полной проблем и невзгод (аналогично любовным играм). В этой связи, не трудно понять - в чём кроется причина любвеобильности (желания продолжить род, которой становится игрой - в случае если род не продолжен) и негативизма (панического страха смерти, когда в такой же точно игре смерть начинает культивироваться, и становится единственным смыслом «жизни»). Таким образом, и появляется то самое понятие «Игры» Богини Лели, которой в отличие от людей, в силу Бессмертной Природы, чуждо понятие Меры.

Леля - самая любимая и близкая народу Богиня, желанная в любом деле и при любых обстоятельствах, и поэтому практически не отображалась в качестве почитаемого Культа, так как единственной надёжной связью с этой Берегиней может являться - Чувство Лели в собственном Сердце. Одним из весьма популярных в современности представлений Богини Лели - является Снегурочка, приходящая на Новый Год вместе со своим Дедом (Морозом).

Она заботливая и нежная Богиня-Покровительница семейного счастья, супружеского согласия и всяческого благополучия не только во всех Родах Великой Расы, но и во всех Родах потомков Рода Небесного.

Богиня Леля - послушная дочь Вышнего Бога Сварога и Небесной Богородицы Лады-Матушки.

Она добрая, заботливая и нежная супруга Бога Волха, хранителя Небесных Чертогов Волхаллы. Леля оберегает Его покой и уют, а помогает ей Богиня Валькирия.

В этих Чертогах Она заботится не только о своем любимом супруге, а также берет на себя обязанность угощать гостей Волхаллы, павших в битвах воинов и Небесных Богов- Соратников своего мужа.

В древнейшие времена люди Великой Расы в честь нее назвали одну из ближних Лун Мидгард-Земли - Лелей.

Леля это богиня весны, молодости, легкости, любви, дочь богини женского семейного счастья, здоровья и плодородия - Лады. Если Лада бережет семейных женщин, помогает им найти сил и мудрости для создания и поддержания лада в семье, для рождения здоровых детей и помощь мужу. Лель покровительствует девушкам до замужества, оберегает от глупостей да ошибок, помогает обрести искреннюю любовь, сохраняет легкость в характере, женственность и привлекательность.

Леля

Леля богиня весны считается покровительницей искренней да чистой любви.

По одной из легенд молодая богиня полюбила Ярилу и призналась ему в этом, на что бог солнца ответил что тоже ее любит, так же как и многих других. предложил Лели остаться с ним на время, но дочь Лады отказала ему, сохранив чистоту для будущего мужа. Пройдет время, девушка встретит своего суженного и станет для него верной женой. Грусть в глазах всегда веселой богини останется в память о не удачной первой любви.

Леля это богиня весны, верности, мудрости и первой светлой любви .

Благодаря силе светлой богине на землю приходит весна полная легкости, веселья и света. Считалось, что весной молодая Леля незримо присутствует в мире яви и помогает юношам да девам обрести любовь, отыскать в мире большом половинки судьбой предназначенные.

Леля также как главные роженицы Лада да покровительствует семейному счастью, однако к быту не имеет отношения. В образе юной богине заключен свет, верность, мудрость, легкость и любовь необходимые для семейного счастья.

На всех изображениях богиня запечатлена веселой, игривой девушкой в окружении разных птиц да зверей. Образ покровительницы весны - образ молодой девы с длинными золотистыми волосами наделенными внутренним теплом и светом, голубыми ясными глазами, стройной и легкой в каждом движении.

Богиня Леля в славянской религии

Леля славянская богиня была любима древними людьми благодаря легкости в общении и доброжелательном отношении к людям. Богиня любви и молодости является дочерью - отца небесного и - покровительницы семейного счастья и здоровья женщин-матерей.

Леля находится в тесном взаимодействии с - богиней лета да жизни и -покровительницей зимы и загробного мира. Кроме того братом богини весны приходится и – покровитель грозы и воинов.

Супругом богиня является Финист, воплощение . Богиня Леля у славян особо почиталась молодыми людьми готовыми к замужеству. Именно поклонение покровительнице весны занимал огромное место в обрядах приходящихся на весну.

Проявление богини Лели для славян

Богиня весны была близка славянам благодаря живительной силе весеннего пробуждения, тепла, света и любви. В современных словах корень «леля» или же «лель» встречается в разных словах: «лелеять», «взлелеять», известное всем «ляля», «лялька» также происходит от имени светлой богини.

Богиня Леля приносит в Мi р:

  • счастье,
  • тепло,
  • пробуждение,
  • красоту молодости,
  • легкость общения,
  • любовь,
  • везение да удачу.

Празднование весны - это самый яркий и долгий праздник в древней традиции наполненный танцами, песнями, теплом и любовью. После прихода весны, где парни и девушки встречались и влюблялись на праздновании, всегда следовала череда сватовства, да дальнейшие свадьбы.

Атрибуты Лели богини славян

Славянская богиня молодой девичьей любви и весны многолика в своем проявлении. Символов у Лели не мало:

    дерево: береза и рябина (воспевается в многих обрядовых песнях обращенных к богине);

    животное: лань, лиса. Олениха также олицетворяет богиню плодородия как одну из рожениц;

    птица: аист (символ детства и любви в доме);

    цвет: зеленный;

    цветок: первый подснежник, как символ пробуждающейся природы;

    роль в земледелии: помощь первым весенним всходам пробуждающимся к жизни;

    подношение (треба) зависит от праздника. На Лельник да красную горку несли цветы, молоко, сыр. На весеннее равноденствие испеченные лакомства (печенье, куличи, жаворонки - печенье в виде птиц).

Белая береза являлась символом богини весны, любви и красоты – Лели.

Местом в Мi ре Яви где проявляется богиня считалась светлая опушка леса, берег реки или ромашковое поле.

Символ и обереги Лели

Символом Лели считается белоствольная Русская березка, в древности считали что в этом хрупком да стройном дереве сама богиня любви живет, от того и обращаются к березе девушки при нераздельной любви.

Березке же и благодарность воздавали когда любовь находили.

Оберег Леля - лельник.

Как выглядит знак лельник

Простая схема вышивки знака “лельник”

Внешний вид оберега Лели напоминает молодую веселую девушку кружащуюся в хороводе. Символ богини передает лёгкость, нежность и силу пробуждающейся весны. Амулеты с изображением символа богини изготавливали из дерева (березы либо рябины) и вышивали на одежде.

во время изготовления волшебной вышивки женщины читали молитвы к богине, чей символ был избран в защиту.

Использовался символ и в вышивке одежды куклы мотанки богини весны которую изготавливали молодые девушки готовые к любви и замужеству.

Чем поможет знак лельник, какое действие свершает

Знак богини Лели символизирует первую любовь молодой девушки.

Любовь всегда занимала важную роль в жизни людей: «молодость без любви подобно утру без яркого солнца».

Сила оберега лельник:

    защита малышей (мальчиков до 3 лет, девочек до замужества);

    покровительство молодым девушкам в любви да материнстве;

    развитие таланта и интуиции;

    смягчение характера девушки;

    привлечение любви, здоровья, счасть;

    сохранение молодости;

    получение признания среди людей.

Обережная сила лельника выражается в защите от:

    мыслей лихих;

    намерений злых;

    не добрых наветов;

    наговоров да заговоров;

  • бед разных;

    неуверенности в себе.

Символ богини весны вышивался матерью для дочери от рождения и до замужества.

Кому подходит знак богини Лели

Символ Лели - универсальный женский оберег. Подойдет девочкам, девушкам, женщинам. Для мальчиков оберег богини весны подходит до исполнения 3 лет.

Кому покровительствует дочь Лады и Сварога

Богиня весны покровительствует людям легким на подъем, веселым, добродушным, всегда настроенным оптимистично.

Руна «Леля»

Богиня весны имеет собственную руну которая носит название «леля». Смысл руны - все пробуждающий и очищающий бурлящий поток, вода дарящая очищение, пробуждение, жизнь.

Толкование руны богини весны в раскладе - очищение, пробуждение, свобода от сомнений и неудач.

Науз Лели «любовь»

Науз Лели не зря называется «любовь», это волшебный узелок призванный служить во благо священного чувства.

Когда есть смысл обратиться к узелковой магии:

    чтобы найти вторую половинку или влюбиться;

    «разжечь» огонь в давних отношениях где со временем уменьшилось или исчезло светлое чувство.

Узелковая магия поможет привлечь в жизнь или же возродить чистую и светлую любовь наполненную нежности и красоты.

Как плетется науз на любовь?

Для магического действия нужно не много: 2 веревочки красного цвета, вера в магию и хорошее настроение.

На 1 веревочке следует навязать узелков в соответствии с возрастом избранника, на второй - по количеству своих лет.

Второй шаг: свяжите обе вервки таким образом, чтобы обе они оказались равной длины и связывают до тех пор, пока получится 1 длинная веревка.

Третий шаг: возьмите веревку с двух концов и вяжите узлы по количеству желаемых лет вместе (сколько хотите прожить вместе), лучше узлы не считать. Завязывайте узлы пока не выдет 1 большой узел, который должен быть предан огню через который он донесет ваши пожелания.

Праздники посвященные богине Лели

Очень любили праздники весны на Руси. С размахом проходили гулянья, с песнями, плясками.

Люди верили что Леля прилетает вместе с перелетными птицами сопровождаемая Ярилой - богом весеннего солнца и плодородия. Раньше в день богини - Лельник, приходящийся на красную горку облачались в белые нарядные одежды расшитые символикой древних славян. В праздник Лели было принято дарить цвет всем девочкам, женщинам, девушкам цветы, как символ красоты, молодости, женской привлекательности.

По каким датам чествовали славяне свою богиню весны и любви:

    в день весеннего равноденствия приходящегося на 20 марта Бог солнца Ярило приводит вешнюю Лелю;

    16-22 апреля празднуются первые русалии, дни посвященные девушкам утопленницам не познавшим искренней любви;

    с 26 мая по 2 июня отмечаются проводы Лели, в силу вступает летняя пора. Зависит дата от погодных условий географической принадлежности того или иного поселения.

​Одной из важнейших богинь в славянской вере является Леля – дочь Лады и Рода. В первую очередь она является богиней весеннего обновления.
Молодая, непоседливая, любопытная, она спешит по свету, неся с собой весну и обновление. Конечно, землю весной согревает Даждьбог. Но пробуждает природу, заставляет вырасти траву, помогает раскрыться цветам – всё это делает Леля.
Во всех смыслах Леля очень плотно связана со своей матерью Ладой. Наши предки, как и любые другие европейцы, четко разграничивали жизнь женщины – до свадьбы или после. Доказательств этому уйма – самое простое это обращение к представительницам слабого пола. Например, к мужчине, независимо от возраста, обращаются одинаково – герр, мистер, сеньор и так далее. К женщинам же обращение значительно различается – фройляйн и фрау, мисс и миссис, сеньорита и сеньора. Так и у наших предков – в момент взросления, перехода из девушек в женщины, славянка из-под попечительства Лели переходила под покровительство Лады. Как не делима женщина до свадьбы и после, так не разделима Леля с матерью её Ладой.
Даже функция у этих богинь схожая. Леля, кроме весеннего обновления, покровительствует ещё и молодой любви. Это именно юношеская любовь, не всегда приносящая плоды, но обязательно оставляющая глубокий след в душе и сердце человека. Пылкая, яростная, страстная и в то же время робкая, несмелая, чуткая и очень романтичная. Она остра, как клинок из перекаленной стали и также хрупка. Проходя через испытания временем, обстоятельствами и трудностями она может сломаться, причинив сильную, но не смертельную боль обоим влюбленным. Но она также может закалиться, стать не настолько острой, но куда более надежной и долговечной. Такая пара будет жить "в ладу". То есть, из-под покровительства Лели муж и жена перейдут под крыло её матери Лады.
Праздник у Лели всего один, зато называется он в её честь – Лельник. Отмечается 22 апреля. К этому времени в большинстве даже северных регионов нашей страны весна окончательно вступает в свои права. Поднимается трава, радуют глаз яркие цветы. А значит, Леля набрала силу и уверенно делает своё дело, пробуждая природу. Другое название праздника – Красная горка. Отмечают его обычно всей деревней. На ближайшем пригорке ставилась скамья, на которую усаживали самую красивую девушку деревни – она должна была выполнять роль Лели. Остальные девушки водили вокруг неё хоровод, а она надевала на своих подруг венки, таким образом наделяя благословением скромной, юной богини.
Во многих других веселых праздниках славян присутствует обряд похорон – взять даже Купалу, день любви и летнего солнцестояния. Но на Лельнике нет места смерти. Это праздник вечной юности, красоты и радости.
Нередко именно к Лельнику красили яйца, которые потом не только поедались, но и участвовали во множестве обрядов. Яйцами угощали пастуха, их клали под копыта скотине, чтобы она через них переступала, их разбивали о лоб коня. Ведь разбивая яйцо, наши предки пробуждали целый мир.

Ещё одна версия трактовки функций Богини Лели.

Славянская богиня Леля не так хорошо представлена в мифологии, как Макошь или Лада, и это дало повод для некоторым исследователям дабы усомниться в её культе. Дескать, не верили славяне в Лелю и всё тут. Некоторые наоборот считают что Леля была в пантеоне славянских богов, но отождествляют её с богиней Ладой. В этой же статье мы поговорим о Богине как её принято воспринимать в сегодняшнем родноверии и постараемся рассказать о том, какие упоминания в летописях есть про неё.
Белорусы верили в Лелю, правда называли её Ляля и считали что она младшая из культа Рожаниц, который так подробно описывал академик Рыбаков, и она отвечала за юность, радость, любовь, веселье, смех.
Некоторые исследователи, анализируя свадебные и обрядовые песни, в которых встречается упоминания богини, пришли к выводу, что Леля основная богиня, которая отвечает за любовь.
Исследователи славянских древностей рисуют богиню следующим образом. Она молода, даже юна, всегда весела и даже игрива, у неё добрый и отзывчивый нрав, она беззаботна и разговорчива, любит по-девичьи смеяться.
По мифологии считается, что Леля дочь Лады и младшая сестра Живы и Марены.
Набольшую силу Леля имеет весной, когда идёт берёзовый сок, это самое оптимальное время для общения с ней. Её день недели это понедельник. Как понятно из, её дерево это берёза. И опять сошлёмся на народный песенный фольклор: «"во поле береза стояла - Люли, Люли стояла"». По припеву и можно сделать вывод. И, правда, берёзка молодая, гибкая, весёлая.
Ещё одно свидетельство по этой славянской богине юности есть в девичьем празднике, который носил имя «Лельник». Это своеобразное гадание, обряд. В деревне выбирали самую красивую и юную девушку и наряжали её в праздничные костюмы. Обязательно надевали венок и целый день её звали исключительно Леля. Вечером проводили своеобразный ритуал на плодородие. Лелю сажали на скамейку и по обе её стороны укладывали различные подношение в виде семян и даров природы. Вокруг Лели водили хороводы и славили Богов. И в кульминации вечера обращались к Лели как к настоящей Богине, прося её об урожае, любви и других вещах.

Приходится согласиться, что источники, по которым мы имеем представление об этой богине весьма условно можно назвать серьёзными. Песни, мифы, праздники это конечно хорошо, но обычно такого рода источники относят к второстепенным или вспомогательным. Более весомы аргументы, это упоминание о богине в летописях, исторических хрониках, поучениях против язычества, записках путешественников или археологических данных. А вот этих данных как раз и нет.

(маленькая) символизирует пробуждающуюся природу, порождение природой нового. К Ляле обращались в весенних песнях-заклинаниях с просьбами по поводу будущего урожая жита и пшеницы, овощей на грядках и трав на лугах. Специально Ляле посвящался 22 апреля весенний праздник, получивший название по ее имени — .

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — . В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.


Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник — 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.


Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.
Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с «м») Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в малорусском «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; сравните белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края»). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером («Очерки арийской мифологии»).


Миф о Лелии

У славян была своя богиня юности и любви – Богиня Леля, дочь Лады Богородицы – богини материнства и покровительницы всех славянок. Считалось, что до замужества все юные девушки-славянки находятся под покровительством вечно юной Лели.

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли юной, красивой, стройной и высокой девушкой.

Земля и Небо так сильно любили друг друга, что их любовь ожила как отдельное существо — и тоже, подобно им самим некогда, тотчас распалось надвое, на Любовь Женскую и Мужскую, ибо одной недостаточно — любящих всегда двое.

Бог Род, Мужская Любовь, стал даровать приплод и потомство всем дышащим тварям, и Люди скоро выучились его почитать: стали делать изображения и вкладывать в свадебные заздравные чаши, на счастье и многочадие новой семье.

Богиня Лада стала Женской Любовью. По ней прозвались мудрые жены, умеющие сладить семью, завести в доме лад. Великой Богине была по душе верная супружеская любовь.

Ладу еще называли Рожаницей, в честь родящего поля и молодых матерей, которых она незримо обвивала своим поясом, помогая разрешиться от бремени.

У великой Лады, была юная дочь. Звали ее Леля, Лелюшка.

Подросла Леля и стала гулять по лугам, по густым тенистым лесам, и шелковая мурава сама льнула ей под ноги, чтобы распрямиться еще зеленее и гуще.