Начало распространения чумы в европе феодосия башня. "Черная смерть" - болезнь Средневековья. Бубонная чума. Эпидемия чумы в середине XIV века: причины и последствия. Оспа: болеют все

Несколько месяцев назад органы здравоохранения в Калифорнии, США, сообщили о двух случаях заболевания чумой на западном побережье. В штате Колорадо два других человека умерли от этой болезни. Национальный парк Йосемити, расположенный в Калифорнии, закрыл свой лагерь Tuolumne Meadows, так как власти установили, что две белки, по-видимому, также умерли от чумы. /сайт/

Чума - самая известная и устрашающая болезнь в человеческой истории. Она убила миллионы людей в Европе на протяжении веков, и, несмотря на общую веру в науку, остаётся проблемой для современного человечества.

Этот плакат использовался во время эпидемии чумы, его вешали на дома, где были заболевшие. Фото: Wikimedia Commons

Эпидемия чумы в средневековой Европе

Между 1346 и 1347 годами вспыхнула одна из крупнейших эпидемий чумы в истории Европы. Эта болезнь оставалась в Старом Свете до начала XVIII века.

Чума оказала ужасающее воздействие на общество того времени. Она возникала неожиданно, по неизвестным причинам, вызывая в большинстве случаев фатальные последствия, никакое лечение не помогало. При этом заболевали не только бедные, из-за плохого питания, она поражала в одинаковой степени и верхние, и нижние слои общества.

В средние века давались разные объяснения причин возникновения чумы, но все сходились в одном - это гнев Божий обрушился на людей за их грехи. Некоторые считали, что чума передавалась через пары, поднимающиеся из тел больных. Кто-то утверждал, что эпидемия имела астрологическую основу, были и те, кто заявлял, что чума возникала из-за выброса токсичных газов во время вулканических извержений и землетрясений.

Сегодня известно, что Чёрная Смерть появилась в середине XIV века в городе Каффа (сейчас Феодосия) на Крымском полуострове, на побережье Чёрного моря. В 1346 году Каффа была осаждена армией монголов, среди которых уже были заболевшие. Хроники того времени говорят, что монголы были виноваты в распространении болезни в Европе, они катапультировали тела умерших воинов в город. Когда генуэзские купцы, живущие в Каффе, узнали об эпидемии, они бежали, прихватив чуму на торговые суда, направляющиеся в Европу. Их первой остановкой был остров Сицилия.

«Помощь жертвам чумы». Картина Федерико де Мадрасо. Фото: Wikimedia Commons

Чума обрушилась на Сицилию и начала распространяться

Для жителей Мессины на Сицилии море было символом жизни, работы, богатства. Но всё изменилось, когда стали приходить генуэзские корабли из Чёрного моря, на которых перевозили трупы и тяжелобольных людей. Сицилийцы быстро поняли, что угрожало им. Это была не обычная болезнь, а ужасное, мерзкое и очень болезненное состояние, причиняющее невыносимые страдания заболевшим.

Всё начиналось с кашля, высокой температуры, озноба. Потом температура повышалась ещё больше, и распухали лимфатические железы (бубоны) на шее или в паху, достигая размера апельсина, что вызывало мучительную боль. После этого резко снижалось артериальное давление, органы переставали работать, расширялась сосудистая система, начиналось тяжёлое кровотечение.

Распространение эпидемии чумы в середине XIV века в Европе. Фото: Wikimedia Commons

Помимо ужасающих симптомов, сицилийцы вскоре обнаружили, что эта новая болезнь была чрезвычайно заразной. Таким образом, чума быстро распространилась среди них. Немногие выжившие просто молились о чуде. Те, кто ещё мог ходить, бежали в Катанию. Это было как паломничество, все молились в храме Святой Агаты, надеясь, что она избавит их от лап чумы. Но чуда не произошло. Болезнь в итоге распространилась по всему острову с молниеносной скоростью, в то время как другие генуэзские корабли, прибывшие на итальянский полуостров, передавали чуму по всему континенту.

Иллюстрация показывает, как средневековые врачи защищали себя во время лечения пациентов, страдающих от чумы. Фото: Wikimedia Commons

Передача и распространение бубонной чумы

Все признаки говорят о том, что бубонная чума распространялась посредством лодок и караванов, с которыми прибывали заражённые люди, крысы и блохи. Большие торговые города были основными направлениями и, таким образом, они стали центрами распространения чумы через водные пути и популярные наземные маршруты. По имеющимся данным, скорость распространения на море могла превышать 48 км в день, на суше - 0,5-2 км в день.

Хотя многие бежали в сельскую местность, на самом деле города были безопаснее, потому что инфекционные заболевания прогрессируют медленнее в местах с высокой плотностью населения. Поэтому это бегство привело к ещё большему распространению чумы.

По количеству смертей, вызванных бубонной чумой в Европе, мы можем теперь сказать, что смертность населения составляла около 60%.

На Пиренейском полуострове, например, население сократилось с 6 млн до 2,5 млн. В южной части Франции, согласно записям нотариусов, умерло 55%-70%, примерно таким же был уровень смертности среди английского духовенства. В Тоскане почти 60% населения умерло от чумы, во Флоренции количество жителей сократилось с 90 000 до 60 000. В абсолютном выражении, из 80 000 000 человек, населявших Европу в 1346 году, только 30 млн осталось семь лет спустя, в 1353 году.

Из 80 млн человек, населявших Европу в 1346 году, только 30 млн осталось семь лет спустя, в 1353 году. Фото: Wikimedia Commons

"Черная смерть" - болезнь, о которой в настоящее время слагают легенды. На самом деле так называют эпидемию чумы, которая поразила Европу, Азию, Северную Африку и даже Гренландию в 14-м веке. Протекала патология преимущественно в бубонной форме. Территориальным очагом болезни стала Где находится это место, знают многие. Гоби принадлежит Евразии. Черный мор возник именно там из-за произошедшего малого ледникового периода, который послужил толчком для резкого и опасного изменения климата.

Забрала жизни 60 миллионов человек. При этом в некоторых регионах число умерших достигало двух третей населения. Из-за непредсказуемости болезни, а также невозможности на тот момент ее вылечить, среди людей стали процветать религиозные идеи. Обыденностью стала вера в высшие силы. В то же время начались преследования так называемых «отравителей», «ведьм», «колдунов», которые, по мнению религиозных фанатиков, наслали эпидемию на людей.

Этот период остался в истории как время нетерпеливых людей, которых сразил страх, ненависть, недоверие и многочисленные суеверия. На самом же деле вспышке бубонной чумы, конечно, есть научное объяснение.

Миф о возникновении бубонной чумы

Когда историки искали пути проникновения болезни в Европу, они остановились на мнении, что появилась чума в Татарстане. Точнее, ее принесли татары.

В 1348 году во главе с ханом Джаныбеком во время осаждения генуэзской крепости Кафы (Феодосия) забрасывали туда трупы людей, ранее умерших от чумы. После освобождения европейцы стали покидать город, разнося болезнь по всей Европе.

Но так называемая "чума в Татарстане" оказалась не более чем домыслом людей, не знающих, чем объяснить внезапную и смертельную вспышку "черной смерти".

Теория потерпела поражение, поскольку стало известно, что пандемия не передается между людьми. Ею могли заразиться от мелких грызунов или насекомых.

Такая «общая» теория существовала достаточно длительное время и содержала в себе множество загадок. На самом же деле эпидемия чумы как выяснилось позднее, началась по нескольким причинам.

Природные причины пандемии

Кроме резкого изменения климата в Евразии, вспышке бубонной чумы предшествовало еще несколько экологических факторов. Среди них:

  • глобальная засуха в Китае, за которой последовал массовый голод;
  • в провинции Хэнань массовое ;
  • в Пекине длительное время господствовали дожди и ураганы.

Как и "Юстинианова чума", как называют первую в истории пандемию, "черная смерть" настигла людей после массовых стихийных бедствий. Она даже пошла по тому же пути, что и предшественница.

Снижение иммунитета людей, спровоцированное экологическим фактором, привело к массовой заболеваемости. Катастрофа достигла таких масштабов, что главам церквей приходилось открывать комнаты для больного населения.

Чума в Средние века имела также социально-экономические предпосылки.

Социально-экономические причины бубонной чумы

Природные факторы не могли спровоцировать столь серьезную вспышку эпидемии самостоятельно. Они были подкреплены такими социально-экономическими предпосылками:

  • военные действия во Франции, Испании, Италии;
  • господство монголо-татарского ига над частью Восточной Европы;
  • усиленная торговля;
  • стремительно развивающаяся нищета;
  • слишком высокая плотность населения.

Еще одним немаловажным фактором, спровоцировавшим нашествие чумы, стало убеждение, которое подразумевало, что здоровые верующие люди должны мыться как можно реже. По словам святых того времени, созерцание собственного нагого тела вводит человека в искушение. Некоторые последователи церкви настолько проникались этим мнением, что не погружались в воду ни разу за всю сознательную жизнь.

Европа в 14 веке не считалась чистой державой. Население не следило за утилизацией мусора. Отходы выбрасывали прямо из окон, помои и содержимое ночных горшков выливали на дорогу, туда же стекала кровь домашнего скота. Это все позже попадало в реку, из которой люди брали воду для приготовления пищи и даже для питья.

Как и "Юстинианова чума", "черная смерть" была спровоцирована большим количеством грызунов, которые жили в тесном контакте с людьми. В литературе того времени можно найти множество записей, посвященных тому, что делать в случае укуса животных. Как известно, крысы и сурки - переносчики болезни, поэтому люди панически боялись даже одного их вида. В стремлении побороть грызунов многие забывали обо всем, включая свою семью.

Как все начиналось

Точкой зарождения болезни стала пустыня Гоби. Где находится место, которое было непосредственным очагом, неизвестно. Предполагается, что жившие неподалеку татары объявляли охоту на сурков, которые являются переносчиками чумы. Высоко ценились мясо и мех этих животных. В таких условиях заражение было неизбежным.

Многие грызуны из-за засухи и других негативных погодных условий покинули свои убежища и переместились ближе к людям, где можно было найти больше пищи.

Провинция Хэбей в Китае пострадала в первую очередь. Там погибло не менее 90 % населения. Это еще одна причина, породившая мнение, что возникновение чумы спровоцировали татары. Они по известному Шелковому пути могли вести болезнь за собой.

Потом чума достигла Индии, после чего переместилась в Европу. Удивительно, но лишь в одном источнике того времени упоминается истинный характер болезни. Считается, что людей поразила бубонная форма чумы.

В странах, которых не коснулась пандемия, в Средние века поднималась настоящая паника. Главы держав отправляли гонцов за информацией по поводу болезни и заставляли специалистов изобретать лекарство от нее. Население некоторых государств, оставаясь в неведении, охотно верили слухам о том, что на зараженных землях идет дождь из змей, дует огненный ветер и с неба падают кислотные шары.

Низкие температуры, долгое нахождение вне тела хозяина, оттаивание не могут уничтожить возбудителя "черной смерти". Зато против него эффективно солнечное воздействие и высыхание.

Бубонная чума начинает развиваться с момента укуса зараженной блохой. Бактерии попадают в лимфатические узлы и начинают свою жизнедеятельность. Внезапно человека одолевает озноб, у него повышается температура тела, головная боль становится невыносимой, а черты лица - неузнаваемыми, под глазами появляются черные пятна. На вторые сутки после заражения возникает и сам бубон. Так называют увеличенный в размерах лимфатический узел.

Человека, зараженного чумой, можно опознать сразу же. "Черная смерть" - болезнь, меняющая лицо и тело до неузнаваемости. Волдыри становятся заметными уже на второй день, а общее состояние пациента нельзя назвать адекватным.

Симптомы чумы у человека Средневековья, на удивление, отличаются от признаков болезни современного пациента.

Клиническая картина бубонной чумы Средневековья

"Черная смерть" - болезнь, которую в Средние века опознавали по таким признакам:

  • сильная лихорадка, озноб;
  • агрессивность;
  • непрерывное ощущение страха;
  • сильные болевые ощущения в груди;
  • одышка;
  • кашель с кровяными выделениями;
  • кровь и продукты жизнедеятельности становились черного цвета;
  • на языке можно было заметить темный налет;
  • язвы и бубоны, возникающие на теле, источали неприятный запах;
  • помутнение сознания.

Эти симптомы рассматривались как признак скорой и неминуемой смерти. Если человек получал такой приговор, он уже знал, что времени ему осталось совсем мало. Никто не пытался бороться с такими симптомами, они считались волей Бога и церкви.

Лечение бубонной чумы в Средневековье

Средневековая медицина была далека от идеала. Врач, приходивший осмотреть пациента, больше внимания уделял разговорам о том, исповедовался ли он, чем непосредственно лечению. Это было связано с религиозным помешательством населения. Спасение души считалось гораздо более важной задачей, чем излечение тела. Соответственно, хирургическое вмешательство практически не практиковалось.

Методы лечения чумы сводились к следующему:

  • разрезание опухолей и прижигание их раскаленным железом;
  • использование противоядий;
  • прикладывание к бубонам кожи пресмыкающихся;
  • вытягивание болезни при помощи магнитов.

При этом средневековая медицина все же не была безнадежной. Некоторые врачи того времени советовали больным придерживаться хорошего питания и ждать, пока организм самостоятельно справится с чумой. Это наиболее адекватная теория лечения. Конечно, в условиях того времени случаи выздоровления были единичными, но все же они имели место.

За лечение болезни брались только посредственные врачи или молодые люди, желающие получить известность крайне рискованным путем. Они носили маску, которая была похожа на птичью голову с ярко выраженным клювом. Однако такая защита спасала далеко не всех, поэтому многие доктора погибали вслед за своими пациентами.

Власти держав советовали людям придерживаться таких методов борьбы с эпидемией:

  • Бегство на большое расстояние. При этом нужно было преодолеть как можно больше километров очень быстро. Оставаться на безопасном от болезни расстоянии необходимо было как можно дольше.
  • Через зараженные места гнать стада лошадей. Считалось, что дыхание этих животных очищает воздух. С этой же целью советовали пускать в дома разных насекомых. В комнату, где недавно от чумы умер человек, ставили блюдце с молоком, поскольку считалось, что оно поглощает болезнь. Также пользовались популярностью такие методы, как разведение в доме пауков и сжигание большого количества костров рядом с жилым помещением.
  • Делать все необходимое, чтобы перебить запах чумы. Считалось, что если человек не чувствует вони, исходящей от зараженных людей, он достаточно защищен. Именно поэтому многие носили с собой букеты цветов.

Также доктора советовали не спать после рассвета, не вступать в интимную связь и не думать об эпидемии и смерти. В наши дни такой подход кажется сумасшествием, но в Средние века люди находили в нем утешение.

Конечно, немаловажным фактором, влияющим на жизнь во время эпидемии, была религия.

Религия во время эпидемии бубонной чумы

"Черная смерть" - болезнь, которая пугала людей своей неизвестностью. Поэтому на этом фоне возникали различные религиозные верования:

  • Чума - это наказание за обычные человеческие грехи, непослушание, плохое отношение к близким людям, стремление поддаться искушениям.
  • Чума возникла вследствие пренебрежения верой.
  • Эпидемия началась из-за того, что в моду вошли ботинки с острыми носками, что сильно разозлило Бога.

Священники, которые были обязаны выслушать исповедь умирающих людей, часто заражались и погибали. Поэтому нередко города оставались без служителей церкви, поскольку они боялись за свою жизнь.

На фоне накалившейся обстановки появлялись различные группировки или секты, каждая из которых по-своему объясняла причину эпидемии. Кроме того, среди населения были распространены различные суеверия, считавшиеся чистой правдой.

Суеверия во время эпидемии бубонной чумы

В любом, даже самом незначительном событии, во время эпидемии люди видели своеобразные знаки судьбы. Некоторые суеверия были совсем удивительными:

  • Если полностью обнаженная женщина будет перепахивать землю вокруг дома, а остальные члены семьи в это время будут находиться в помещении, чума покинет близлежащие места.
  • Если изготовить чучело, символизирующее чуму, и сжечь его, болезнь отступит.
  • Чтобы болезнь не атаковала, нужно носить с собой серебро или ртуть.

Множество легенд слагалось вокруг образа чумы. В них действительно верили люди. Они боялись лишний раз открыть дверь своего дома, чтобы не впустить внутрь чумной дух. Даже родные люди между собой ругались, каждый стремился спасти себя и только себя.

Ситуация в обществе

Угнетенные и напуганные люди со временем пришли к выводу, что чуму распространяют так называемые изгои, желающие смерти всему населению. Начались преследования подозреваемых. Их насильно тащили в лазарет. Многие люди, которых признали подозреваемыми, совершали суицид. Эпидемия самоубийств поразила Европу. Проблема достигла таких масштабов, что власти угрожали тем, кто покончит с собой, выставить их трупы на всеобщее обозрение.

Поскольку многие люди были уверены, что жить им осталось совсем немного, они пускались во все тяжкие: увлекались алкоголем, искали развлечений с женщинами легкого поведения. Такой образ жизни еще больше усиливал эпидемию.

Пандемия достигла таких масштабов, что трупы вывозили по ночам, сбрасывая их в специальные ямы и зарывая.

Иногда случалось, что больные чумой специально появлялись в обществе, стремясь заразить как можно большее количество недругов. Также это было связано с тем, что считалось, будто чума отступит, если передать ее другому.

В атмосфере того времени любой человек, по какому-либо признаку выделявшийся из толпы, мог считаться отравителем.

Последствия "черной смерти"

"Черная смерть" привела к значительным последствиям во всех сферах жизни. Наиболее значимые из них:

  • Значительно изменилось соотношение групп крови.
  • Нестабильность в политической сфере жизни.
  • Опустели многие деревни.
  • Было положено начало феодальным отношениям. Многие люди, в мастерских которых работали их сыновья, вынуждены были брать на работу мастеров со стороны.
  • Поскольку для работы в сфере производства не хватало мужских трудовых ресурсов, этот вид деятельности стали осваивать женщины.
  • Медицина перешла на новый этап развития. Стали изучаться всевозможные заболевания и изобретаться лекарства от них.
  • Прислуга и низшие слои населения из-за недостатка людей стали требовать для себя лучшего положения. Многие несостоятельные люди оказались наследниками богатых умерших родственников.
  • Были предприняты попытки механизировать производство.
  • Значительно упали цены на жилье и аренду.
  • В огромных темпах росло самосознание населения, не желающего слепо подчиняться правительству. Это вылилось в различные бунты и революции.
  • Значительно ослабло влияние церкви на население. Люди увидели беспомощность священников в борьбе с чумой, перестали им доверять. Снова вошли в обиход ритуалы и поверья, ранее запрещенные церковью. Начался век «ведьм» и «колдунов». Количество священников значительно снизилось. На такие должности часто принимали необразованных и неподходящих по возрасту людей. Многие не понимали, из-за чего смерть забирает не только преступников, но и хороших, добрых людей. В связи с этим Европа усомнилась в могуществе Бога.
  • После такой масштабной пандемии чума окончательно не покинула население. Периодически в разных городах вспыхивали эпидемии, унося с собой жизни людей.

Сегодня многие исследователи сомневаются, что вторая пандемия протекала именно в форме бубонной чумы.

Мнения по поводу второй пандемии

Существуют сомнения в том, что "черная смерть" - это синоним периода процветания бубонной чумы. Этому есть объяснения:

  • У больных чумой редко отмечались такие симптомы, как повышенная температура тела и воспаление горла. Однако современные ученые отмечают, что в повествованиях того времени присутствует множество ошибок. Более того, некоторые произведения являются художественными и противоречат не только другим рассказам, но и сами себе.
  • Третья пандемия смогла сразить только 3 % населения, тогда как "черная смерть" выкосила как минимум треть Европы. Но этому тоже есть объяснение. Во время второй пандемии наблюдалась жуткая антисанитария, доставляющая больше проблем, чем болезнь.
  • Бубоны, возникающие при поражении человека, располагались под мышками и в области шеи. Логично было бы, если бы они возникали на ногах, так как именно туда проще всего попасть блохе. Однако и этот факт не является безупречным. Оказывается, наряду с распространителем чумы является человеческая вошь. А таких насекомых в Средневековье было много.
  • Обычно эпидемии предшествует массовая гибель крыс. Такого явления не наблюдалось в Средневековье. Этот факт также можно оспорить, учитывая присутствие человеческих вшей.
  • Блоха, которая является носителем заболевания, лучше всего себя чувствует в теплом и влажном климате. Пандемия процветала и в самые холодные зимы.
  • Скорость распространения эпидемии была рекордной.

В результате проведенных исследований было выяснено, что геном современных штаммов чумы идентичен болезни Средневековья, что доказывает, что именно бубонная форма патологии и стала "черной смертью" для людей того времени. Поэтому любые другие мнения автоматически перемещены в категорию неправильных. Но более детальное изучение вопроса все еще продолжается.

Болезни в Средневековье - это самые настоящие «фабрики смертей». Даже если вспомнить, что средние века - это время беспрерывных воин и междоусобиц. Чумой, оспой, малярией и коклюшем мог заболеть каждый, не взирая на сословие, уровень достатка и жизни. Эти болезни просто «морили» людей не сотнями и тысячами, а миллионами.

В этой статье мы расскажем о самых крупных эпидемиях Средневековья .

Сразу следует упомянуть, что основной причиной распространения болезни в Средневековье была антисанитария, большая нелюбовь к личной гигиене (причём как у любого простолюдина, так и у короля), плохо развитая медицина и отсутствие необходимых мер предосторожности против распространения эпидемии.

541 год «Юстинианова чума» – первая исторически зарегистрированная эпидемия чумы. Она распространилась в Восточной Римской империи во время правления византийского императора Юстиниана I. Основной пик распространения болезни приходится именно на 40-е годы 6 века. Но в разных областях цивилизованного мира Юстинианова чума ещё то и дело возникала на протяжении двух веков. В Европе эта болезнь забрала порядка 20-25 миллионов жизней. Знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский писал про это время следующее: «От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил- ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы… Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожженными. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы».

Юстинианова чума считается предшественницей черной смерти.

737 год Первая эпидемия оспы в Японии. От нее вымерло около 30 процентов населения Японии. (густонаселённых районах уровень смертности часто доходил до 70 процентов)

1090 год «Киевский мор» (эпидемия чумы в Киеве). Болезнь привезли с собой купцы с Востока. За несколько зимних недель умерло более 10 тысяч человек. Город практически полностью опустел.

1096-1270 год Эпидемия чумы в Египте. Временной апогей болезни прешёлся на время пятого Крестового похода. историк И.Ф. Мишуд в книге «История крестовых походов» описывает это время так: «Чума достигла наивысшей точки во время сева. Землю пахали одни люди, а зерно сеяли другие, и те, что сеяли, не дожили до жатвы. Деревни опустели: мёртвые тела плыли по Нилу так густо, как клубни растений, покрывающие в определенное время поверхность этой реки. Мёртвых не успевали сжигать и родственники, содрогаясь от ужаса, перебрасывали их через городские стены». За это время в Египте умерло более миллиона человек».

1347 – 1366 годы Бубонная чума или «Чёрная смерть» – одна из самых страшных эпидемий Средневековья.

В ноябре 1347 года бубонная чума появилась во Франции в Марселе, уже к началу 1348 года волна главной болезни Средневековья дошла до Авиньона и почти молниеносно распространилась по французским землям. Сразу же после Франции бубонная чума «захватила» территорию Испании. Практически в это же время чума уже распространилась по всем крупным портам южной Европы, включая Венецию, Геную, Марсель и Барселону. Несмотря на попытки Италии изолироваться от эпидемии, в городах вспыхивали эпидемии «Чёрной смерти» перед эпидемией. И уже весной, практически уничтожив всё население Венеции и Генуи, чума достигла Флоренции, а потом и Баварии. Летом 1348 года она уже настигла Англию.

Бубонная чума просто «выкашивала» города. Она убивала, как простых крестьян, так и королей.

Осенью 1348 г. эпидемия чума достигла Норвегии, Шлезвиг-Голштинии, Ютландии и Далмации. В начале 1349 г. она захватила Германию, а в 1350-1351 гг. Польшу.

За описанный промежуток времени чума уничтожила около трети (а по некоторым источникам до половины) всего населения Европы.

1485 год «Английский пот или английская потливая горячка» Инфекционная болезнь, которая начиналась с жёсткого озноба, головокружения и головной боли, а также сильных болей в шее, плечах и конечностях. После трёх часов этой стадии начиналась горячка и сильнейший пот, жажда, учащение пульса, бред, боль в сердце, после чего чаще всего наступала смерть. Эта эпидемия несколько раз распространялась по тюдоровской Англию в 1485 – 1551 годах.

1495 год первая эпидемия сифилиса. Есть мнение, что сифилис появился в Европе от матросов Колумба, которые заразились этой болезнью от коренных жителей острова Гаити. По возвращении в Европу, часть матросов начала службу в армии Карла VIII, который воевал с Италией в 1495 году. В результате, в этом же году возникла вспышка сифилиса среди его солдат. 1496 году эпидемия сифилиса распространяется на территории Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Венгрии, Польше. Из-за болезни умерло около 5 миллионов человек.. 1500 год эпидемия сифилиса распространяется по всей Европе и выходит за её пределы. Сифилис был основной причиной смерти в Европе в эпоху Возрождения.

Если вам интересны и другие материалы, связанные со , то вот они: , .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Что такое, в сущности, чума?

Тоже жизнь, и все тут.

Альбер Камю

«Черная смерть», чума, грозное моровое поветрие – только произнесите эти слова, даже вполголоса, шепотом, и сразу почувствуете, как что-то сжимается внутри, мурашки скользят по коже и хочется «бежать, как от чумы». Ни одна из войн не уносила столько человеческих жизней, сколько это сделали эпидемии «черной смерти». Чума – слово, давно ставшее нарицательным: «коричневая чума» (о фашизме) или «чума XX века» – о СПИДе и т. д.

Середина прошлого тысячелетия среди прочих грозных событий мировой истории была ознаменована страшной пандемией «черной смерти» 1348–1350 годов. На Западе и на Востоке в бездонную пасть ее оказались втянутыми целые народы: люди, незнакомые и непохожие друг на друга, были во все стороны света извергнуты взрывом этой всемирной беды. Люди бежали от смерти и строили новые города, создавали общины, начинали жить заново.

Чума – самая распространенная в Средние века и наиболее опасная из заразных болезней. «Черная смерть» имела значительные демографические, социальные, экономические, религиозные и культурные последствия. Пожалуй, именно этой страшной болезни, буквально опустошившей Европу в Средние века, люди до сих пор опасаются на уровне подсознания – историческая память дает о себе знать. Вот грипп и по сей день уносит тысячи жизней, а ведь не боятся же его так! А чумы у нас давно нет, но о ней зачастую слышишь всякие небылицы. А теперь представьте себе XIV–XV века и тот ужас, который появлялся на лицах людей лишь только при одном слове «чума». В истории человечества опустошительные визиты «черной смерти» оставили в памяти людей представление об этой болезни как о страшном бедствии, превосходящем по нанесенному ущербу губительные для цивилизаций прошлого последствия малярии или эпидемий сыпного тифа, «косившего» целые армии. Один из самых удивительных фактов в истории эпидемий чумы – это возобновление их на огромных территориях после длительных промежутков (столетий) относительного благополучия. Три самых страшных пандемии чумы разделены периодами в 800 и 500 лет. Это – чума VI века (чума Юстиниана в 540–558 годах), «черная смерть» XIV века (собственно позднее Средневековье) и чума XIX века.

Пандемия – это не просто большая эпидемия. Это явление качественно иного порядка. На уровне субъективного восприятия каждая новая пандемия выглядит так, как будто она учитывает неудачи предыдущей и хотя бы на шаг опережает возможности науки данного исторического периода. Опустошившие Европу и Азию в

Средние века чума и оспа не могли быть остановлены средствами, которыми располагала медицина того времени. Вот с каким отчаянием писал о чуме 1346–1351 годов Джованни Боккаччо, который был ее очевидцем: «Ничего не могли с ней поделать догадливость и предусмотрительность человеческая, очистившая город от скопившихся нечистот руками людей, для этой цели употребленных, воспрещавшая въезд больным, распространившая советы медиков, как уберечься от заразы; ничего не могли с ней поделать и частые усердные моления богобоязненных жителей, принимавших участие как в процессиях, так равно и в других видах молебствований». Итак, люди при возникновении таких пандемий делали все возможное, но смерть преследовала их повсюду.

Чума – болезнь, известная из древнейших времен. Первое в истории достоверное упоминание о чуме (не мифологическое описание и не аллегории сакральных текстов) принадлежит перу, точнее стилосу Руфа Эфесского (I в. н. э.). Он описал крупную эпидемию инфекционного заболевания, распространившегося во многих городах цивилизованного мира. Болезнь сопровождалась развитием бубонов и высокой смертностью, особенно сильно мор прошелся по территории нынешних Египта, Ливии и Сирии.

Разрозненные упоминания о похожих на чуму напастях приходятся на середину V века до нашей эры. Например, чума Фукидида. Она появилась в 430 году до н. э. в Афинах. В Грецию, как тогда считали, болезнь была занесена кораблем, пришедшим из Малой Азии. В течение последующих 5 лет возникли три крупные вспышки чумы. Их максимум приходился на позднюю осень (холодное время года имеет особое значение). Люди, пережившие болезнь, повторно не заболевали. Болел и домашний скот. Смертность достигала 80 %. Многие выздоровевшие теряли память, не помнили себя и не узнавали окружающих. У некоторых заболевших начиналась гангрена, омертвевали концы рук или ног, другие теряли зрение, слух. Советский эпидемиолог Г. Ф. Вогралик считал, что эту болезнь по клиническим проявлениям нельзя отнести ни к одной известной сегодня.

Более известной является так называемая Юстинианова чума. Первая огромная пандемия, вошедшая в летописи, имела место в период царствования Юстиниана, в 540–558 годах. Возникла она в Восточной Римской империи и охватила весь Ближний Восток. От этой эпидемии погибло более 20 млн человек.

Вторая крупнейшая пандемия, получившая название «черная смерть», прокатилась по всему миру в XIV веке. Она унесла, по разным оценкам, от трети до двух третей населения Европы и привела к изменениям в духовной, социальной и экономической сферах жизни общества.

Масштабная эпидемия чумы еще раз охватила Европу во второй половине XVII века. Ее последствия были не менее ужасны, чем в

XIV веке, но на этот раз эпидемия охватила гораздо меньшую территорию и погубила меньше человеческих жизней. Эпидемия «великой чумы» в Англии в 1665 году была ограничена в основном пределами Лондона. В России она пришлась на царствование Алексея Михайловича и распространилась от Чернигова до Казани и от Новгорода до Астрахани. В дальнейшем в России отмечались вспышки чумы в 1603, 1654, 1738–1740 и 1769 годах.

Тяжелая вспышка чумы произошла в Марселе в 1720 году. Вслед за этими эпидемиями локальные вспышки были отмечены в ряде портовых городов мира; чума, однако, не распространялась в глубь материков. Третья настоящая пандемия началась в XIX веке в Китае и достигла Гонконга в 1894 году. На кораблях, вместе с зараженными крысами, чума быстро распространилась из этого большого порта и проникла в Индию, на Ближний и Средний Восток, в Бразилию, Калифорнию и другие регионы мира. За 20-летний период от чумы умерло около 10 млн человек. Все эти эпидемии, унесшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества.

Но вернемся к пандемии, случившейся в середине XIV века. Это было одно из самых страшных событий в средневековой истории человечества. Болезнь получила название «черной смерти» из-за черных бубонов, появлявшихся на теле больного. Пандемия охватила Европу в период 1346–1351 годов и затем повторялась каждые несколько лет уже с меньшей интенсивностью в разных частях Европы на протяжении трех столетий. «Черная смерть» в течение каких-то 2–3 лет поразила всю Европу, вплоть до таких ее отдаленных уголков, как Норвегия, и даже добралась до Гренландии. Считают, что за 1348–1351 годы чума уничтожила треть населения стран, лежащих между Исландией и Индией. По имеющимся данным, за эти годы от чумы погибло около 20 млн человек только в Западной Европе. В разгар эпидемии в Вене ежедневно умирали 500–800 человек, а в иные дни эта цифра доходила до 1200. В Италии потери были еще больше – там вымерла почти половина населения, в Венеции – даже три четверти, во Флоренции – две трети. Итальянский поэт и гуманист Франческо Петрарка, сообщая другу об опустошениях, произведенных чумой во Флоренции, писал: «О, вы, счастливые потомки, вы не будете знать таких адских несчастий и сочтете наше свидетельство о них за страшную сказку!» Картины эпидемии были поистине чудовищны.

Очаг «черной смерти», пришедшей в Европу, вспыхнул в глубинах Азии в 1320 году. После того как в VI веке Европа уже столкнулась с чумой, страшное бедствие как будто погрузилось в сон на семь столетий, с VI по XIV век бубонная чума вообще не проявлялась! Этот перерыв весьма загадочен. Жизнь людей Средневековья не стала комфортнее, сытнее или гигиеничнее. А чумная палочка, между прочим, в естественных условиях без живых носителей достаточно быстро погибает. Почему же именно Средние века в Европе – это века стихийных эпидемий, века ураганной по своей силе «черной смерти»?

Заслуживает внимания климатическое объяснение затишья чумы. По версии ряда исследователей, климат на Земле стал прохладнее именно в XIV веке. Европейская погода в годы, предшествовавшие вспышкам эпидемий чумы, была неустойчивой и изобиловала стихийными бедствиями, бурями и наводнениями. И этот небольшой «ледниковый период» мог стать для болезни катализатором. Хронисты свидетельствуют, что особенно много людей в городах умирало в зимние дни, когда со стороны речных или морских портов дул теплый ветер. После такого «ветерка» с улиц собирали груды мертвецов. Разумеется, мортусы – работники кладбищ – были просто не в состоянии по-христиански похоронить такое количество умерших. Тела сбрасывали в огромные ямы, вырытые за чертой городских стен, и лишь слегка присыпали землей. Эпидемия, что характерно, не ограничилась каким-то одним регионом. Она возникла в Азии, где резко похолодало именно в начале XIV века (например, в Китае население уменьшилось со 125 до 90 млн человек), и наконец чума пришла в Европу.

«Черная смерть» шла с Востока неторопливо, двигаясь со скоростью караванов и парусных судов. Сегодня, кстати, возможно распространение и со стремительностью «Боинга-767». Последний случай заражения бубонной чумой в цивилизованных странах был зафиксирован в 2002 году в США. Медики, надо сказать, продолжают регистрировать отдельные случаи этого заболевания в отдаленных районах Центральной Африки и в Азии. Эти случаи остаются единичными, потому что современные антибиотики успешно подавляют активность чумной палочки Yersinia pestis, не допуская эпидемий. Но тогда, в далекие Средние века…

Итак, по всей видимости, чума была занесена в Западную Европу через Северную Африку из Восточной Азии. Она распространялась по западному миру на протяжении трех лет. Чума концентрировалась около торговых путей: Ближний Восток, Западное Средиземноморье, потом Северная Европа и, наконец, Русь. Развитие чумы очень четко иллюстрирует географию средневековой торговли. Вначале поражались порты, затем города и сельские местности. Путь чумы – это путь торговых караванов, вместе с ними она шла на Запад.

К 1345 году чума бушевала в низовьях Волги, к 1346-му она достигла Кавказа и Крыма. В 1347 году войско хана Джанибека, воевавшего в киргизских степях, осадило генуэзскую колонию Кафу (современная Феодосия) в Крыму. Он пришел под Кафу со своим войском, вооруженным китайскими камнеметательными машинами. Но чума, уже вовсю гуляющая по Золотой Орде и Руси, проникла в ряды осаждающих Кафу лучников хана Джанибека и разбила свой лагерь смерти в его военном лагере. И, как пишет свидетель событий, «чума напала на ханские войска, собранные под Кафой, и уносила тысячи жертв». Осаждающие, наверное, впервые в военной истории сознательно воспользовались тактикой применения бактериологического оружия. В надежде вызвать эпидемию среди осажденных и таким образом принудить их сдаться, татары с помощью своих осадных машин бросали зачумленные трупы через стены. Осажденные подбирали эти трупы и бросали их в море. Так чума не замедлила проникнуть в город, заболели и осажденные. Об этом говорит Габриель де Муссис, генуэзец, описавший осаду Кафы. Но, несмотря на все это, защитники не сдались и не согласились на капитуляцию.

Кстати, бытует версия, что на Запад чуму занесли именно генуэзцы из Крыма. Вернувшиеся в Италию из Кафы суда распространили чуму в Сицилии, Тоскане, Генуе, Рагузе, Спалато, Венеции. Таково было начало «черной чумы», опустошившей Европу, злосчастное последствие торговых сношений Запада с Востоком. На Кипр чумной мор пришел поздним летом 1347 года. В октябре того же года зараза проникла в генуэзский флот, стоявший в Мессине. В том же 1347 году смерть уже царила в Константинополе, в Греции, в Далмации. Весной 1348 года она уже в Париже. Летом страшного 1348-го черный саван накрыл большую часть Франции и Испании, а осенью чума добралась и до Англии с Ирландией. Там, по свидетельству летописца, «из-за чумы обезлюдели целые деревни и города, замки и рынки, так что трудно было найти в них живого человека. Зараза была такой сильной, что тот, кто коснулся больного или мертвого, скоро и сам захватывался болезнью и умирал. Одновременно хоронили исповедавшихся и исповедников. Страх смерти удерживал людей от любви к ближнему и от исполнения последнего долга перед усопшими».

Двигаясь по Рейну, по торговым путям, чума достигла Германии (это значит, что она была и в Швейцарии с Австрией). Эпидемия также бушевала в Бургундии и в королевстве чешском. К осени 1348 года ежедневно умирали тысячи человек… Этот год был наиболее страшным из всех годов чумы. В 1346–1348 годах в Западной Европе «черная смерть» унесла жизни более чем трети (!) населения.

Скандинавия подверглась удару «черной смерти» в 1349 году. Страны Восточной Европы ощутили его только в 1350-м. К концу 1350 года заболели две трети европейцев, половина из которых, около 20 млн человек, умерли. Русь была поражена «черной смертью» в 1351 году. Здесь «черный мор» особенно свирепствовал в Смоленске, Пскове, Новгороде, Рязани, Коломне, Переславле и Москве. По свидетельству Никоновской летописи, в Смоленске после чумы остались в живых лишь 10 человек.

Чума, вероятно, из того же источника, поразила Китай в 1380 году, погубив 13 млн человек. Следующие волны эпидемии прокатились по Европе в 1361, 1362, 1369, 1372, 1382, 1388 годах. Эпидемии локального характера вспыхивали вплоть до XVIII века.

Распространению чумы активно способствовала антисанитария, царившая в городах. Смрад стоял в воздухе, а улицы утопали в грязи настолько, что в распутицу по ним невозможно было пройти. Именно тогда, как говорят дошедшие до нас летописи, во многих немецких городах появились ходули – «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было невозможно. Канализации не было, и все отбросы текли прямо по улицам как по речному руслу. К тому же во многих местах причиной чумы объявили кошек: якобы те являются слугами дьявола и заражают людей. Массовое истребление кошек привело к еще большему увеличению численности крыс и, естественно, живущих на них блох.

Можно утверждать, что появление чумы в Средние века, ее стремительный характер связаны именно с тем, что в это время технические и гигиенические достижения античности, познания людей в области охраны среды своего обитания были практически полностью утрачены. В средневековой Европе простые средства – вода и мыло (которое в античном мире было не только придумано, но и широко применялось) – были забыты; вдобавок в окруженных крепостными стенами городах царила необыкновенная скученность. Поэтому нет ничего удивительного, что эпидемии в этих условиях распространялись с ужасающей скоростью.

Что же такое чума? И как проявляет себя «черная смерть»? Обратимся к медицине. «Чума, острая природно – очаговая инфекционная болезнь группы карантинных инфекций, протекающая с исключительно тяжелым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, легких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Возбудителем ее является чумная палочка (лат. Yersinia pestis), открытая в 1894 году одновременно французом Йерсеном и японцем Китасато и проявляющаяся в двух основных формах – бубонной и легочной. Заболевание характеризуется высокой летальностыо. Смертность при бубонной форме чумы колеблется от 27 до 95 %, при легочной – почти 100 %. В природе чума распространена среди грызунов, от которых передается человеку при укусе инфицированными блохами.

Преобладающая форма чумы у человека – бубонная чума – характеризуется воспалением лимфатических узлов (чаще всего паховых); по внешнему виду увеличенные лимфоузлы напоминают бобы, откуда и произошло название болезни: «джумма» – арабское «боб». Уже в первые дни болезни развивается воспалительный процесс в лимфатических узлах, ближайших к месту проникновения чумных микробов, с образованием так называемых бубонов». (Медицинская Энциклопедия, М.: Сов. Энциклопедия)

Чума не выбирала между богатыми и бедными, между дворянами и крестьянами. Короли, герцоги, графы, бароны, простые люди становились жертвами «черной смерти». Перед ней все были равны.

Католическая молитва-заклинание: «А peste, fame, bello libera nos Domine!» («От чумы, голода, войны избавь нас, Господи!») – перечисляла бедствия, от которых больше всего страдала Западная Европа. Чума, как мы видим, стоит в этом списке на первом месте. Надо думать, средневековое сознание европейца выдвинуло смертоносную болезнь на первый план не только потому, что ее визиты были особенно пагубны, но и по причине бессилия людей перед заразой. Тут почти все зависело от Всевышнего, ибо в голод хоть как-то можно было раздобыть продовольствие, а войну прекратить победой или мирным договором. Чума же – неумолимая, смертельная и безжалостная – не выбирала своих жертв, была беспощадна и к вельможе, и к последнему нищему.

Кстати, некоторые ученые утверждают, что средневековая «черная смерть» была не только или не совсем чумой. Так, к примеру, считают американские исследователи, предположившие, что для бубонной чумы средневековый мор распространялся слишком быстро и имел клинические отличия от типичного процесса. Но для того чтобы подтвердить или опровергнуть эти теории, необходимо исследовать ДНК бактерий в останках погибших от «черной смерти». Есть и еще более экзотические версии. Так, некоторые специалисты по космической биологии считают, что болезнетворный микроорганизм был занесен на Землю извне, то ли при прохождении через шлейф кометы, то ли при падении «чумного» метеорита.

Но люди Средневековья были проще, они обвиняли во всем то Бога, то дьявола, то евреев, то прочих «неверных». Официальная версия о чуме, ниспосланной Богом в наказание за смертные грехи, равно как и рассуждения ученых о влиянии небесных светил, вовсе не успокаивали массовое сознание. Напротив, в нем ясно проявились пугающие аномалии. Вот подтверждающая это утверждение выдержка из Мансфельдской летописи: «Случалось наблюдать приятное зрелище, когда люди, даже малые дети, то с молитвою, то с псалмопением прощались с этим светом».

В народе был пущен слух, что чумное бедствие – результат заговора евреев, отравляющих колодцы и источники воды, чтобы уничтожить всех христиан, что эмиссары еврейских «мудрецов» и старейшин привезли с собой мешочки с ядом – не то из Стамбула, не то из Иерусалима – и евреи стали систематически отравлять колодцы. В большинстве европейских стран это обвинение привело к уничтожению целых еврейских общин. Массовые преследования и уничтожение евреев являются воистину одной из самых жутких страниц в истории Европы времени «черной смерти». Их убивали и сжигали в их домах и синагогах от Средиземноморского побережья до Северной Германии. Даже папа Климент VI и император Карл IV не смогли противостоять этому коллективному безумству. Итак, в Западной Европе эпидемия чумы и вызванные ею волны антисемитизма сопровождались преследованием евреев и были причиной их массового бегства на восток континента. Многие из них устремились в Польшу, получив разрешение селиться во владениях Казимира Великого (1310–1370).

Этим поиск виновников мора не ограничивался. Христиане часто видели причину «черной смерти» в кознях мусульман. Приверженцы Аллаха, в свою очередь, тоже считали устроителями эпидемии «неверных». Англичане полагали, что причина мора – в проделках шотландцев, которые считали ответственными за чуму англичан. В некоторых городах Германии пострадали могильщики, так как они были связаны со смертью профессионально и потому прослыли в народе отравителями колодцев и разносчиками заразы. Разумеется, от всех немало доставалось и ведьмам. Молва в народе о том, что колдуны и ведьмы наслали чуму, нашла поддержку у священников. В храмах стало обязательным проклятие магов и колдунов. Не случайно представление о шабаше кристаллизуется в Западных Альпах к середине XIV века. Именно тогда европейцы и воспылали общей ненавистью к вредоносным «сектам». При этом иногда стремление выжить порождало невиданную жестокость по отношению к заболевшим и далекие от христианской морали поступки. Многие больные были замурованы в собственных домах и заживо сожжены.

Тот факт, что пришедшая в Европу «черная смерть» унесла, по мнению современников, более трети населения Европы, не мог не оставить след в сознании поколений. Это один из крупнейших переломов в западноевропейской истории. Эпидемия, вспышки которой длились пятьдесят или даже шестьдесят лет, изменила человеческое мировоззрение. Люди увидели не просто смерть – смертей, публичных казней и пыток тогда хватало, – люди увидели смерть внезапную и неотвратимую, не щадящую ни грешного, ни праведного. В искусство внезапно ворвались новые и абсолютно несхожие мотивы: мрачный интерес к смерти и тяга к удовольствиям.

Несколько шизофреническое состояние умов отчаявшегося населения всюду демонстрировало парадоксальное сомнение наряду с исступленной верой. Многие из имущих стремились жертвовать в пользу храмов, надеясь спасти души. Описаны случаи, когда боявшееся заражения духовенство запирало перед такими людьми ворота, а они бросали пожертвования через ограду – и чумная палочка прилагалась безвозмездно.

Эпидемия чумы нашла отражение и в западноевропейском изобразительном искусстве. На картинах и фресках того времени изображались сцены смерти. Канонический и освященный, да и самый популярный сюжет смерти – распятие. Многочисленные распятые Христы трагичны, они взывают к состраданию, являя взору мучимую пытками плоть.

В то время было распространено исступленное покаяние и умерщвление плоти, в коллективных молениях и мистериях нередко участвовали многотысячные толпы. В 1349 году во всей Европе, за исключением Англии и Дании, небывалых размеров достигли шествия самобичевателей – «флагеллантов». Полуголые участники процессий с красными крестами кающихся двигались из города в город, в храмах перед алтарями они немилосердно стегали друг друга плетьми. В покаянных песнях и молитвах окровавленные, обезумевшие от страданий люди просили Бога прекратить чуму. А с другой стороны, как бы в противовес этому, многие историки и летописцы отмечали необузданный разгул: целые города во Франции и в Германии пели и танцевали. Игрались шумные свадьбы и давались пышные обеды, а магистраты устраивали увеселительные шествия в масках. Аргументацию такого поведения находим в приведенной Боккаччо расхожей фразе: «Все равно, мол, скоро умрем».

О чуме рассказывается во многих литературных памятниках той эпохи. Замечательное описание эпидемии чумы оставил в «Декамероне» уже упоминавшийся знаменитый итальянский гуманист и писатель Джованни Боккаччо, который находился во Флоренции в 1348 году и собственными глазами видел «черную смерть» (от нее умер и его отец). Боккаччо был, пожалуй, единственным из писателей, кто представил чуму не просто как исторический факт или аллегорию, а понял, что эпидемия чумы – это общественное бедствие и, более того, кризисный момент состояния мира, переходящего от Средневековья к Новому времени.

Действительно, тотальная эпидемия вызвала разрушение социума, в христианской Европе сменились даже погребальные обряды. Людей умирало так много, что их перестали хоронить в отдельных могилах. Невозможность традиционного захоронения множества умерших в Авиньоне заставила папу Климента VI благословлять тела покойников на «погребение» в водах Роны. Вместе с тем сжигание умерших от чумы, обычное для античности, практиковалось редко. Воспринимая кладбища как «священное место», люди Средневековья не осмеливались устраивать захоронения подальше от городов или обеззараживать чумные могилы известью. Вообще, эпидемии чумы, с современной точки зрения, – это скорее социально-экологические кризисы. Причем они не просто привели к значительным потерям народонаселения, которые человечеству, к счастью, удалось пережить, они оказали значительное влияние на всю историю Средневековья, появление реформаторских течений в церкви, сыграли огромную роль в развитии общественных отношений (крестьянские восстания, в частности Жакерия, восстание Уота Тайлера и другие; ослабление феодальной зависимости; появление первого рабочего законодательства). В Англии непосредственным поводом к изданию первого «Statute of Labourers» послужила великая чума, настолько уменьшив население, что разумная заработная плата была продиктована в законодательно-принудительном порядке, а равным образом были продиктованы и пределы рабочего Дня.

Знала ли средневековая медицина, как лечить чуму? С чумой боролся великий Нострадамус, который говорил больным, что необходимо употреблять родниковую воду, как можно больше находиться на свежем воздухе и применять лекарства, которые он делал на основе целебных трав. Нострадамус рьяно воевал с чумой, но свою семью он спасти не смог. Жена и двое его сыновей умерли.

В Средние века чума практически не лечилась, действия врача сводились чаще всего к вырезанию или прижиганию чумных бубонов. Но важен тот факт, что уже в те «темные и дремучие времена» с чумой все же пытались бороться. Кстати, уже тогда прибегали к дезинфекции вещей (включая деньги). Для этого широко использовался уксус. Народ, чтобы уберечься от болезни, пользовался как лекарством пахучими травами, в частности базиликом, чесноком, окуриваниями ладаном. Весьма эффективным средством против заразы считался запах козла, потому что он отпугивал блох – переносчиков чумы. Это было остроумно, хотя и не очень благоуханно. Врачи, конечно же, не скупились на традиционные лекарства и предписывали больным классические средства того времени: кровопускания, клизмы, слабительное и рвотное. То, что заболевшим пускали кровь, вызывали рвоту и прочее, отнюдь не помогало, а возможно, быстрее убивало несчастных. Встречались и очень экзотические рецепты лечебных средств: из чешуи рыбы, кожи змеи, печени дрозда, сердца лягушки, шерсти кошки, а также из рога мифического единорога и цветков папоротника. Их терапевтическое воздействие было соответствующим.

Однако, по наблюдениям современников и исследователей, очень часто единственным радикальным методом противостояния чуме являлось бегство из чумных районов. Именно оно оставалось в эпоху Средневековья самым надежным лекарством, если только люди не запаздывали с его применением. Не случайно выражения, связывающие с чумой бегство с обжитых мест, стали устойчивыми словосочетаниями у различных народов. Боккаччо в «Декамероне» специально выделяет категорию беглецов от чумы среди прочих героев.

Если бежать было невозможно, одним из наиболее распространенных методов являлось максимальное ограничение общения с окружающими людьми. В 1348 году, по свидетельству Дж. Боккаччо, во Флоренции немало горожан запиралось в домах, избегая контактов и стараясь во всем соблюдать умеренность. С этой целью тогда же в Лондоне отменили сессию парламента и закрыли школы.

Конечно, иррациональное сознание уже тогда соседствовало с вполне разумными представлениями о способах предотвращения заражения. Чтобы противостоять страшной болезни, как власти, так и отдельные люди пытались принимать всевозможные меры: вывозили нечистоты из городов, распространяли советы медиков, изолировали больных или призывали к самоизоляции здоровых, быстро избавлялись от трупов, применяли ароматические курения, дезинфекцию. Для очищения воздуха на улицах и в домах даже в жару жгли костры. К сожалению, волею обезумевшей толпы в эти костры попадали не только трупы и зараженные предметы, но и еще живые «виновники» бедствия, их дома и т. д.

Действительно эффективно чуму научились лечить только в наши дни, с развитием науки. Впервые вакцину против этого страшного заболевания создал в начале XX века Владимир Аронович Хавкин. Лечение больных чумой в настоящее время сводится к применению антибиотиков, сульфаниламидов и лечебной противочумной сыворотки. Профилактика предусматривает применение специальных карантинных мероприятий в портовых городах, дератизацию (истребление крыс и прочих грызунов) всех судов, которые ходят в международные рейсы, создание специальных противочумных учреждений в степных местностях, где водятся грызуны, выявление эпизоотий чумы среди грызунов и борьбу с ними. Но единичные вспышки заболевания до сих пор встречаются в некоторых странах Азии, Африки и Южной Америки.

Почему же «черная смерть» не убила человечество, почему оно не вымерло от этой неизлечимой тогда болезни? Скорее всего потому, что включились определенные механизмы биологической регуляции. Пандемия не привела к вымиранию вида Homo sapiens не потому, что он так уж ценен для Природы или некоего Верховного Существа, а скорее всего благодаря тому, что эти возбудители просто распознавались иммунной системой большинства индивидуумов и некоторые переболевшие становились менее восприимчивыми к новому заражению. Растянутость этих пандемических процессов во времени и пространстве, обусловленная тем, что массовая смертность прерывала контакты между инфицированными группами, позволила сформироваться популяциям людей, чья устойчивость к чуме закреплялась уже на генетическом уровне.

Чума и ныне остается чем-то большим, чем мрачное историческое воспоминание. К тому же во всем мире существует серьезная обеспокоенность по поводу возможного использования чумы как орудия биотеррора. Например, в британском секретном центре химического и биологического оружия «Портон Даун» разработана новая генетически модифицированная вакцина против бубонной чумы. По сообщениям Би-би-си, в ближайшее время ее начнут тестировать на животных. Вакцина была разработана в связи с тем, что эксперты оборонных ведомств Великобритании и Британские вооруженные силы, как предполагается, могут столкнуться с применением против них биологического оружия странами, которые поддерживают и используют террористические методы. Информация о прошлых эпидемиях подсказывает ученым, где нужно ожидать появления новых вспышек болезни, каковы пути ее распространения и как с ней бороться максимально эффективно.

Могила выглядит сделанной наспех, все тела были похоронены в один день и в очень простых гробах. Найденный рядом могильный камень датирован 1665 годом, поэтому археологи предполагают, что это одно из захоронений жертв «Великой чумы». Мы решили вспомнить, как проходили пандемии чумы в средневековой Европе, как реагировали на нее люди и к каким последствиям приводила чума.

Средневековые города - это сравнительно небольшая территория, ограниченная крепостной стеной. Внутри деревянные или реже, каменные дома, построенные вплотную друг к другу, чтобы сэкономить полезную площадь, стоят на узких улицах. Люди жили скученно и тесно, их понятия о чистоте и гигиене сильно отличались от современных. В домах, по большей части, старались поддерживать чистоту, хотя в средневековых книгах встречается рецепт на случай «если кому крыса лицо щипнет или омочит» 1 , а вот мусор и нечистоты выбрасывались прямо на улицы. С личной гигиеной тоже возникали проблемы. Каждый день люди мыли только руки и лицо - то, что видно всем. А вот полноценные ванны принимали редко: во-первых, нагреть большой объем воды было дорого и технически сложно, а во-вторых частое мытье не приветствовалось: оно считалось признаком себялюбия и потакания телесным слабостям. Общественные бани уже существовали, но были дороги. Поэтому сравнительно часто мыться могли себе позволить только богатые люди. Например, английский король в XIII веке принимал ванну раз в три недели. А монахи мылись и того реже, кто-то дважды в год, кто-то - четырежды 2 . В таких условиях вши и блохи были постоянными спутниками людей. То есть были созданы идеальные условия для возникновения и распространения эпидемий.

И эпидемия началась. Страшная пандемия чумы, названная современниками «Черной смертью», пришла в Европу в 1346 году. По самой распространенной версии, чума пришла с монгольскими войсками через Золотую Орду в Крым. Находившиеся в Крыму монголы осаждали древний порт Феодосию (Каффу). Сохранилось свидетельство очевидца осады, юриста Габриэля де Мюсси, которое, впрочем, некоторые ученые ставят под сомнение. Как описывает де Мюсси, осада была неудачной, и монголы, среди которых было много зараженных чумой, с помощью катапульт стали перебрасывать через стены города чумные трупы, чтобы заразить осажденных. В городе вспыхнула эпидемия. Корабли, направлявшиеся из Кафы в Европу, перенесли чуму с корабельными крысами, одеждой и тканями, кишащими блохами, и зараженными моряками. Из Италии и Южной Франции чума стала распространяться на север. До 1353 года чума прокатилась по всей Европе, от Испании до Скандинавии и Гренландии, и от Ирландии до Московского княжества.

В начале XIV века население Европы насчитывало от 70 до 100 миллионов человек . Во время пандемии 1346-1353 годов, по разным оценкам, умерли от 25 до 34 миллионов человек, от трети до половины населения Европы.

После окончания пандемии чума не ушла. Вспышки болезни разной силы повторялись по всей Европе каждые 10-15 лет, вплоть до конца XVIII века.

Жители Европы оказались абсолютно не готовы к этому бедствию. Вот что пишет очевидец эпидемии Бокаччо в «Декамероне» 3 .

Против этих болезней не помогали и не приносили пользы ни совет врача, ни сила какого бы то ни было лекарства... только немногие выздоравливали и почти все умирали на третий день после появления... признаков [чумы].
... [оставшиеся] в живых, почти все стремились к одной, жестокой цели: избегать больных и удаляться от общения с ними...
...Воздух казался зараженным и зловонным от запаха трупов, больных и лекарств.
...Не заботясь ни о чем, кроме себя, множество мужчин и женщин покинули родной город, свои дома и жилья, родственников и имущества и направились за город...
...Умерший человек вызывал тогда столько же участия, сколько издохшая коза...
Так как для большого количества тел... не хватало освященной для погребения земли... то на кладбищах при церквах, где все было переполнено, вырывали громадные ямы, куда сотнями клали приносимые трупы, нагромождая их рядами, как товар на корабле, и слегка засыпая землей, пока не доходили до краев могилы.

Сейчас мы знаем, что возбудитель чумы, Yersinia pestis , чумная палочка, циркулирует в популяциях грызунов и переносится блохами. Но чумную палочку открыли только в 1894 году.

В средние века причиной возникновения болезни считали Божью волю. Все происходит благодаря Богу, в том числе и недуги. Если врачу удавалось вылечить пациента, считалось, что в этом ему помогло Божье милосердие. Божьей волей вызвано и плохое расположение планет, которое ведет к накоплению в воздухе отравленных миазмов, вызывающих болезни. Когда французский король попросил профессоров медицины Парижского университета объяснить причины чумы 1348 - 1349 годов, ученые мужи ответили, что эпидемия наступила из-за «важной конъюнкции (соединения, совмещения) трех высших планет знака Водолея, которая вкупе с другими конъюнкциями и затмениями вызвала пагубное загрязнение окружающего воздуха; кроме того, это знак смерти, голода и других бедствий». 2


Непререкаемыми авторитетами в средневековой медицине были Гиппократ и Гален. Гиппократ считал, что болезни возникают из-за вдыхания воздуха, содержащего болезнетворные миазмы . Эпидемия, по Гиппократу, это похожие по симптомам заболевания людей, живущих на одной территории и вдыхающих воздух, отравленный миазмами, либо испарениями, поднимающимися из-под земли. Так как люди, живущие в одном месте, дышат одним и тем же воздухом, они заболевают одной и той же болезнью (отсюда и термин «поветрие»). Гиппократ советовал в случае эпидемии уехать из местности с зараженным воздухом. Поэтому во время эпидемии «Черной смерти» 1346 - 1353 годов бегство из зараженных городов было обычным, а больных чумой поначалу не изолировали, так как они не считались заразными. С другой стороны в Венеции уже тогда ввели карантин для приезжих с востока (от итальянского quaranta giorni - сорок дней). Приходящие корабли досматривали, и если на них обнаруживали больных или мертвых, корабли сжигали.

Приход чумы в Европу привел к появлению «чумных докторов». Их костюмы соответствовали средневековым представлениям о том, что причина болезни - отравленные миазмы. К больным доктора приходили (если приходили вообще) в длинных кожаных или холщовых халатах, длинных перчатках и высоких сапогах. Голову и лицо закрывала маска, пропитанная воском. На месте носа был длинный клюв, заполненный пахучими веществами и травами 1 . «Чумные доктора» отворяли кровь, вскрывали чумные бубоны и прижигали их раскаленным железом или прикладывали к бубонам лягушек, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни». Постепенно, по призыву властей или по собственному почину, ученые начали составлять письменные наставления, что и как надо делать при чуме, так называемые «чумные сочинения». Считалось, что полезно выпустить «отравленную моровым ядом» кровь. От жара и для подкрепления сердца на грудь следует наложить компресс в который хорошо бы добавить жемчуг, кораллы и красный сандал, а бедные могут приготовить компресс из пригоршни слив, кислых яблок, медуницы, лапчатки и других лекарственных трав. Если даже после компресса бубоны не рассасываются, надо поставить банки, чтобы вместе с кровью отсосать из тела яд 1 .


Если болезнь не удавалось вылечить, оставалось молиться, чтобы Божий гнев смягчился и эпидемия отступила. Во время эпидемий особенно популярными заступниками от чумы были Дева Мария, святые Себастьян и Христофор . Святого Себастьяна считали заступником, видимо, потому, что он пережил посланную стрелами смерть. Считалось, что только при заступничестве святого Себастьяна врач может успешно лечить чуму. Святой Христофор считался заступником потому, что он посвятил свою жизнь служению Христу и был одним из немногих, кто взаимодействовал с Иисусом: он перенес маленького Христа через реку.

Кроме уже существовавших святых, чума создала своего собственного, святого Роха . Это был реальный человек, французский дворянин из Монпелье, который ухаживал за больными чумой, а когда заразился сам, ушел в лес умирать. Как ни странно, он выздоровел и вернулся в родной город, где его приняли за шпиона и бросили в тюрьму. После нескольких лет в заключении Рох умер. Поклонение святому началось сразу после его смерти.

Во время чумы активизировалось движение флагеллантов («бичующихся»). Движение возникло в Италии в XIII веке и быстро распространилось в центральной Европе. К движению мог примкнуть кто угодно, независимо от возраста и социального положения. Флагелланты процессией ходили по улицам и, бичуя себя ремнем, хлыстом или розгами, с плачем и пением религиозных гимнов просили отпущения грехов у Христа и Девы Марии. В разгар эпидемии во флагеллантских процессиях стало принимать участие все больше и больше народу: молитвы наряду с бичеванием производили сильное впечатление на зрителей и к процессии присоединялись все новые участники. Так как флагелланты огромными толпами ходили из города в город, заходя в церкви и монастыри, они стали еще одним источником распространения болезни. В конце эпидемии движение стало терять популярность, начались трения с церковью. Проповеди светских участников движения, публичные покаяния, нелестные высказывания флагеллантов о монахах и священниках привели к тому, что в 1349 году папа издал буллу, признающую флагеллантские учения еретическими.

Городские светские власти в ответ на эпидемию, чтобы умерить Божий гнев, принимали законы против роскоши, устанавливающие правила ношения одежды, а также регулировавшие проведение церемоний крещения, венчания и погребения. Так, в немецком городе Шпайере после окончания «Черной смерти» был принят закон, запрещающий женщинам носить мужскую одежду, потому что «эта новая мода , попирая естественные различия между полами, ведет к нарушению нравственных заповедей и влечет за собой наказание Божье».

Чума привела к возникновению нового жанра в живописи и скульптуре. После эпидемии «Черной смерти», в 1370-х годах, начали появляться «Пляски смерти» - живописные и словесные аллегории бренности человеческого бытия: смерть ведет к могиле представителей разных слоев общества - знати, духовенства, крестьян, мужчин, женщин, детей.



Закончились вспышки чумы в Европе в разное время, где-то в XVII веке, где-то - в XVIII веке. И хотя сначала способы борьбы с болезнью выглядели, на взгляд современного человека, смешно, за триста лет жители Европы выработали ряд эффективных мер по борьбе с чумой. Например, в Англии во время эпидемии 1665 года городские власти приняли систему мер против распространения заразы.

В каждый церковный приход городские власти направили наблюдателей, которые должны были расспрашивать людей и узнавать какие дома заражены и кто заболел. Также в приходы направляли «осматривающих», женщин, которые осматривали заболевших людей и ставили диагноз, и к ним в помощь отряжали хирургов, которые должны были лечить исключительно заболевших чумой. Больных изолировали: либо помещали в специально учрежденный «чумной барак», где заболевшим обеспечивали хотя бы минимальный уход, либо запирали в доме вместе со всеми домочадцами. Зараженные дома метили алым крестом и словами: «Господи, смилуйся над нами!» и держали запертыми в течение месяца. У дома оставляли сторожа, который следил, чтобы никто не входил и не выходил из зараженного дома.

Умерших надлежало хоронить ночью, чтобы избежать скопления народа; родственникам и друзьям присутствовать на поминальной службе и при погребении не разрешалось. Мебель и вещи из зараженных домов продавать запрещалось. Для устранения заразы вещи и постель чумного больного должны быть проветрены и прокурены ароматическими веществами.

Кроме того, были сделаны распоряжения о поддержании в порядке общественных мест. Мусор с улиц должен вывозиться мусорщиками ежедневно, помойки и резервуары с нечистотами должны находиться как можно дальше от города. Крестьянам из окрестных деревень, приезжающим торговать на рынке, было предписано продавать все товары за пределами города. На рынках продукты регулярно осматривались, испорченные к продаже не допускались. Деньги на рынке не передавались из рук в руки, а опускались в предназначенную для этого миску с уксусом.

Было запрещено пускать в город бродячих нищих и попрошаек. Увеселения, приводящие к скоплению народа и публичные празднества тоже во время эпидемии отменялись 4 .

Возможно, по причине эффективности принятых мер во время эпидемии погибло 75 тысяч человек, 15 процентов из 460 тысяч жителей города, а не треть или половина населения.

Эпидемия 1665 года, вошла в историю как «Великая чума». Болезнь пришла в Англию из Нидерландов в конце 1664 года, и в июле 1665 добралась до Лондона. Эпидемия пошла на убыль только поздней осенью 1665 года, а окончательно вспышки чумы прекратились в Лондоне только в 1666 году, после Великого пожара , который бушевал три дня и уничтожил огромное количество домов в центре города, видимо вместе с крысами и блохами.

Так чума закончилась в Англии. В Европе было еще несколько сильных вспышек, но и они закончились в конце XVIII века.