Наглядные пособия по биологии, их виды и классификация. «Применение наглядности на уроках биологии Раздаточные карточки по биологии

Раздаточный материал

Биология греч. bios жизнь + logos слово, учение

(от био... и ...логия ), совокупность наук о живой природе, учение об организации и жизнедеятельности животных и растений.-Биологические науки: зоология, ботаника, анатомия, гистология, эмбриология, физиология и др

Предмет изучения Б. - все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой.

Задачи Б. состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и её проявлений с целью познания и управления ими. Термин "Б." предложен в 1802 независимо друг от друга двумя учёными - французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом. По другим данным термин "биология" в 1800 г. ввёл немецкий анатом и физиолог Карл Фридрих Бурдах (Burdach Karl Friedrich, 1776-1847

В первой трети 19 в. в русском языке чаще использовалось слово "жизнесловие" (буквальный перевод - калька - термина Ламарка), хотя спорадически употреблялись слова, производные от "биология" (например, "биологический" в 1812 г.). Окончательно слово "биология" вошло в русский язык к 1834.

Основные методы Б .: наблюдение , позволяющее описать биологическое явление; сравнение , дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений (например, особей одного вида, разных видов или для всех живых существ); эксперимент , или опыт , в ходе которого исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов; наконец, исторический метод, позволяющий на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. В современной Б. между этими основными методами исследования нельзя провести строгой границы; когда-то оправданное разделение Б. на описательный и экспериментальный разделы теперь утратило своё значение.

Б. тесно связана со многими науками и с практической деятельностью человека.

Некоторые разделы БИОЛОГИИ

Система биологических наук чрезвычайно многопланова, что обусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целей исследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяет условность любой системы биологических наук. Одними из первых в Б. сложились науки о животных - зоология и растениях - ботаника , а также анатомия и физиология человека - основа медицины . Другие крупные разделы Б., выделяемые по объектам исследования, - микробиология - наука о микроорганизмах, гидробиология - наука об организмах, населяющих водную среду, и т.д. Внутри Б. сформировались более узкие дисциплины; в пределах зоологии - изучающие млекопитающих - териология , птиц - орнитология , пресмыкающихся и земноводных - герпетология , рыб и рыбообразных - ихтиология , насекомых - энтомология , клещей - акарология , моллюсков - малакология , простейших - протозоология ;внутри ботаники - изучающие водоросли - альгология, грибы - микология , лишайники - лихенология, мхи - бриология, деревья и кустарники - дендрология и т.д. Подразделение дисциплин иногда идёт ещё глубже.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выясните что изучает…

Ботаника

Зоология

Орнитология

Ихтиология

Энтомология

Дендрология….

Задания для учащихся по теме «Пищеварение» Карточка №1: Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. 1. Какие функции выполняют органы пищеварения? Перечислите органы пищеварительного канала и укажите связанные с ними пищеварительные железы. 2. В чем суть пищеварения и почему оно необходимо? Дайте определение пищеварению. 3. Перечислите продукты питания и питательные вещества. Почему в нашем рационе должны присутствовать продукты питания как растительного, так и животного происхождения? 4. Перечислите продукты, богатые белками, жирами и углеводами, минеральными солями и витаминами. Каково значение этих веществ в рационе человека? Карточка №2: Пищеварение в ротовой полости. 1. Как подразделяются зубы по строению и функции? Почему происходит смена зубов? Каково строение зуба? 2. Что такое кариес? Каковы причины возникновения кариеса? Расскажите о правилах ухода за зубами. 3. Какие железы находятся в ротовой полости, и каковы их функции? Назовите функции слюны и ее состав. 4. При каком условии осуществляется глотательное движение, какова роль надгортанного хряща? 5. Какова роль языка в процессе пищеварения? Карточка №3.Пищеварение в желудке и кишечнике. 1. Как устроен желудок? Из каких слоев состоит стенка желудка, и какую функцию они выполняют? 2. Какой состав имеет желудочный сок? Какие вещества расщепляют ферменты в желудке, и до какого уровня? Каково значение соляной кислоты? 3. Какое строение и функции имеет тонкий кишечник? Какие вещества подвергаются расщеплению ферментами поджелудочного сока и кишечного? 4. В чем заключается роль печени? Куда впадает желчный проток и каково значение желчи? 5. В чем заключается значение толстой кишки? Какое значение имеет клетчатка в перистальтике кишечника? Карточка №4.Регуляция пищеварения. 1. Какие системы регулируют пищеварение? Почему оно осуществляется в разных отделах пищеварительного тракта согласованно? 2. Приведите примеры рефлекторной и гуморальной регуляций органов пищеварения. 3. Как объяснить физиологию пищеварения с позиций учения ПАВЛОВА И.П.? 4. Разберите по схеме (рис. 68, Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.) дуги а) пищевого безусловного рефлекса; б) условного слюноотделительного рефлекса; в)безусловного ориентировочного рефлекса на свет лампочки; г)уже выработанного условно-рефлекторного слюноотделительного рефлекса; д.) угасания условного рефлекса при неподкреплении этого рефлекса пищей; е) безусловного торможения. Карточка №5.Заболевания органов пищеварения. 1. Перечислите современные методы исследования пищеварительного тракта и охарактеризуйте их. 2. Назовите признаки отравления. Что следует предпринимать при их появлении? 3. Назовите причины и методы профилактики глистных и инфекционных заболеваний. 4. Как предупредить нарушение обмена веществ (дистрофия, ожирение, истощение)? Назовите правила правильного питания. 5. Как влияет алкоголизм на работу пищеварительной системы? Карточка №6. Тест (выполняется по вариантам). Тест рассчитан на 5-7 минут. Поэтому количество вопросов в тесте не должно быть большим. 1 вариант. Выберите правильный вариант. 1)Белки перевариваются…     в ротовой полости; только в желудке; в желудке и 12перстной кишке; только в 12перстной кишке. 2)Какие вещества расщепляются ферментом птиалином?    белки; жиры; углеводы. 3)В каком отделе пищеварительного тракта всасывается основная масса воды?     желудок; тонкий кишечник; толстый кишечник; прямая кишка. 4)В какой среде наиболее активен фермент липаза?    в нейтральной; в кислой; в щелочной. 5) Какие органические вещества синтезируются в эпителии кишечника и всасываются в лимфатическую систему?   глюкоза; аминокислоты;  жиры. 6)Где вырабатывается желчь?     в тонком кишечнике; в поджелудочной железе; в желудке; в печени. 2 вариант. Дополните утверждения. 1. Хлеб, молоко, овощи, фрукты относятся к …, а белки, жиры, углеводы - к … 2. Пищевые белки, жиры, углеводы не могут быть сразу усвоенными организмом изза … реакции. 3. Крахмал ферментами слюны разлагается до … Белок ферментами желудочного сока (пепсином) и поджелудочной железы разлагается до… 4. Коронка зуба покрыта …, под ней расположен …, а внутри зуба находится … 5. Печень в 12перстную кишку выделяет …, ее избыток запасается в … 6. В плохо переваренном и прожаренном мясе могут оказаться живыми …, если мясо не проходило досмотр ветеринарной службы.

Дидактические карточки по биологии являются моими разработками, как результат работы над темой

«Реализация межпредметных связей интегрированного подхода на уроках биологии как средство формирования целостного мировоззрения и коммуникативных качеств обучающихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические

Карточки

Тема: «Методы изучения природы»

Произведение: «Операция. «Сорокино гнездо», Гавриил Семенович Колесников

Отрывок: « У нас в школе под наблюдением Пал Палыча велась «Книга природы». В неё записывалось самое интересное и важное из того, что удавалось нам увидеть и узнать во время походов в лес, в поле, на Маныч. Считалось за особую честь сделать в книге запись. На этот раз Коле, Васе и мне было доверено записать рассказ о том, как храбрые сороки спасли фазана от лисы. Наверное, мы здорово написали об этом. Книга с нашим рассказом была нарасхват. Её читали даже учителя. Приходили к нам старшеклассники специально расспрашивать о подробностях. Мы, конечно, старались рассказать поинтереснее. И, когда рассказывать стало нечего, начали слегка подвирать; не нарочно, понятно, - для интересу. Так появились подробности, как одна сорока чуть не клюнула кровожадного лисовина в глаз, а другая села зверю на спину и бесстрашно долбила его клювом»

Задания:

1.О чем говорится в отрывке?

2.Какой метод изучения в биологии описывается в данном отрывке.

3.Запишите себе в тетрадь, что вы видите за окном с точки зрения биолога.

Тема: «Растения. Роль растений в природе и жизни человека»

Произведение: «Ловцы солнца», Гавриил Семенович Колесников

Отрывок: « Жизненная суть всех растений – ловить своей зеленью лучи солнца. Значит, и осокорю надо строить крону так, чтобы площадь листьев была наибольшей при наименьшем объеме. Именно шар и отвечает лучше всего этому требованию. Поэтому и у дерева, вольно стоящего в степном пространстве, не стесненного сородичами в лесном сообществе, крона круглится, хочет стать шаром»

Задания:

1.О чем говорится в отрывке?

2.Какие приспособления помогают растениям выполнять данную функцию?

Тема: «Водоросли»

Произведение: «По морям, по волнам», Гавриил Семенович Колесников

Отрывок: «…Пожалуй даже красиво. Но вся толща воды затянута водорослями. Осенью эта зеленая немощь осядет на дно, чтобы сгнить там, выделить облако сероводорода. Зеленая болезнь эта не так безобидна – она может победить все живое, если мы сами не справимся с ней…»

Задания:

1.О каких растениях говорится в отрывке?

2.Какая роль водорослей описана в отрывке?

3.Каково значение водорослей в природе?

Тема: «Семя. Условия прорастания семян».

Произведение: Михаил Александровича Шолохова, роман «Поднятая целина», отрывок из 37 главы:

«…Земля быстро высыхала. Нарастившееся зерно, скудно питаясь, не в силах было выбросить росток наружу. Острое жальце ростка, нежное и слабое, вяло лежало под рыхлыми комьями теплой, пахнущей солнцем земли, стремилось к свету и не могло пронзить лишенный влаги, зачерствевший земляной покров. Давыдов спешивался на пашне - стоя на коленях, разрывал рукою землю и, рассматривая на ладони зернышко пшеницы с выметавшимся тоненьким ростком, испытывал горькое чувство жалости к миллионам похороненных в земле зерен, так мучительно тянувшихся к солнцу и почти обреченных на смерть. Его бесило сознание своей беспомощности. Нужен был дождь, и тогда кубанка зеленым плющом застелила бы пашню. Но дождя не было, и пашни густо зарастали сильными, живучими и неприхотливыми сорняками»

Задания:

3.Зарисуйте строение семени по описанию его в отрывке романа.

4.Сравните свой рисунок семени и рисунок в учебнике.

5.Что произошло с семенами?

6.Какие условия описаны в романе, при которых прорастали семена пшеницы?

7.Так какие условия необходимы для благоприятного прорастания семян?

Тема: «Растения. Ветроопыляемые растения. Условия прорастания семян»

Произведение: «Ветер с Родины», Владимир Семенович Моложавенко

Отрывок: «Вихрем буйным пронесся над березовой рощей могучий ветер-ураган. Сорвал он свежий росток, едва успевший появиться в роще. Сорвал он его, и понес далеко - далеко, и бросил где-то в чужом краю. Пустил росток свои слабенькие корни в землю, ибо жизнь в нём ещё не оборвалась… И выросла из ростка березка, тонкая, грустная. Распустились на ней зеленые листочки, но были они редки и вялы: скучно и тоскливо расти под чужим небом… Но вот однажды прилетел легкий ветерок, и встрепенулась береза: то был ветер из родных краев. Почувствовав привет Отчизны, береза ожила и затрепетала: закудрявилась её листва, и, ласкаемая родным ветерком, зашелестела она, запела…»

Задания:

1.О каком типе опыления говорится в данном отрывке?

2.Назовите приспособления растений данного типа.

3.Схематично зарисуйте цикл развития семени.

Тема: «Значение растений. Лекарственные растения»

Произведение: «Сохраним горицвет», Гавриил Семенович Колесников

Отрывок: «Чабрец стал символом донского края, его песчаных и каменистых пустошей. Неприметно клонится он к земле, ярко цветет маленькими фиолетово-красными цветочками. В растительном семействе чабрец – ближайший родственник шалфея.

На радость нам и на беду себе чабрец сильно душист, его даже вместо чая заваривают. Им лечатся, и поэтому из года в год активно собирают, порой выдирая вместе с корнем из родной почвы…Кто видел пышную золотисто – желтую корону горицвета в пору цветения, тот никогда его не забудет. Но беда в том, что увидеть горицвет становится все труднее. Это чудодейственное сердечное средство. Мы стремимся собрать его как можно больше, а места в степи и для чабреца, и для горицвета весеннего остается все меньше и меньше»

Задания:

1.О чем говорится в отрывке?

3.Данные растения можно отнести к лекарственным? Почему? Найдите подтверждение своего ответа в тексте.

4.Зарисуйте по описания чабрец или горицвет.

5.Сравните рисунки в определителе и в тетради.

6.Распределите по таксономическим единицам любое из растений данного отрывка.

Задания:

Произведение: Колесников Григорий, «Северная гостья. Тайны степного леса», отрывок

«…Оказывается, это северная лиственница к нам в гости пожаловала. Ботаники называют ее лиственным хвойным деревом из породы сосновых. Сбрасывая на зиму хвою, лиственница приспособилась к суровым условиям Севера. Зимой все соки ее через зеленую хвою могли вымерзнуть, а дерево засохнуть. Теряя на зиму хвою, дерево спасает себя от гибели. Прекрасная у лиственницы древесина – тяжелая, плотная, стойкая к гнили…»

Задания:

1.О каком растении говорится в данном отрывке?

2.К какому отделу растений относится лиственница.

3.Назовите биологические приспособления лиственницы к зимовке?

Тема: «Рост и развитие растительного организма»

Произведение: Усов М. «Зимой на ветвях не увидишь…», отрывок

«…Зимой на ветвях не увидишь и сухого листочка, кажется: дерево мертво.

Но стоит приглядеться - и заметишь на любой веточке почки. Едва приметные, под серый цвет древесной коры, они выглядят скромней скромного. И малы - всего с зернышко, а то и меньше.

А придет весна, прибавится тепла - тех древесных почек не узнать. Давно ли их мог приметить только очень зоркий глаз. Сейчас все ветви - от ствола до самого кончика - прегусто усеяны крупными почками. Каждая раздалась, налилась вешней силой.

И свершится наконец одно из самых удивительных чудес. Серая, ничем не примечательная почка становится зеленым листком, таким нежным, что самая тонкая прожилка видна. А то раскроется белоснежный, или розовый, или желтый цветок, и в нем среди пестиков и тычинок уже копошится золотистая пчела.

Мала почка и видом неказиста, а в ней - вся древесная краса, весь грядущий урожай…»

Задания:

1.Чем отличается рост и развитие растения?

2. О каком процессе говорится в отрывке?

3.Зарисуйте три стадии развития растения, описанного в отрывке.

«…А потом ветер принесет в сады со степного гребня тончайшее дыхание опаленной морозами полыни, заглохнут дневные запахи и звуки, и по чернобылу, по бурьянам, по выцветшей на стернях брице, по волнистым буграм зяби неслышно, серой волчицей придет с востока ночь, - как следы, оставляя за собой по степи выволочки сумеречных теней…»

«…Сбочь дороги-могильный курган.. На слизанной ветрами вершине его скорбно шуршат голые ветви прошлогодней полыни и донника, угрюмо никнут к земле бурые космы татарника, по скатам, от самой вершины до подошвы, стелются пучки желтого пушистого ковыля. Безрадостно тусклые, выцветшие от солнца и непогоды, они простирают над древней, выветрившейся почвой свои волокнистые былки, даже весною, среди ликующего цветения разнотравья, выглядят старчески уныло, отжившие, и только под осень блещут и переливаются гордой изморозной белизной…»

Задания:

Семейство;

Соцветие;

Плод

Тема: «Семейства класса Двудольные»

Произведение: М.А.Шолохов, «Поднятая целина», отрывки:

«…Нужен был дождь, и тогда кубанка зеленым плющем застелила бы пашню. Но дождя не было, и пашни густо зарастали сильными живучими и неприхотливыми сорняками…»

«…А то раньше, бывало, - кинет человек семена и ждет, какая выйдет. А оно и выходит рядом с пашеничкой и пырей, и осот, и овсюг, и молочай, и всякая другая трава…»

Задания:

1.Выпишите названия растений.

2.Охарактеризуйте растения по плану:

Однолетнее или многолетнее растение;

Семейство;

Соцветие;

Плод

3. Зарисуйте в тетради растение, которое относится к семейству злаковых.

Тема: «Семейства класса Двудольные»

Произведение: М.А.Шолохов, «Поднятая целина», отрывки:

«…В степи пырей поднялся выше колена. За выгоном зацвел донник. Медвяный запах его к вечеру растекался по всему хутору, волнуя томлением сердца девушек…»

«…В этот ранний утренний час ни степной подорожник, ни поникшие ветки желтого донника, ни показавшееся на взгорье и близко подступавшее к шляху жито не источали присущих им дневных запахов. Даже всесильный полынок и то утратил его – все запахи поглотила роса, лежавшая на хлебах, на травах так щедро, будто прошел здесь недавно короткий сыпучий июльский дождь…»

Задания:

1.Выпишите названия растений.

2.Охарактеризуйте растения по плану:

Однолетнее или многолетнее растение;

Семейство;

Соцветие;

Плод

3. Подготовить сообщение о растении, которое относится к семейству подорожниковые.

Тема: «Семейства класса Двудольные»

«…Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил тумани, пластаясь по откосу меловой горы, ползал в яры серой безголовой гадюкой. Левобережное Обдонье, пески, ендовы, камышистая непролазь, лес в росе полыхали исступленным холодным заревом. За чертой, не всходя, томилось солнце…»

«Возле Царева пруда – наносной от вешней воды песчаный увал. Желтый верблюжий горб его чахло порос остролистным змеиным луком…»

«…От троицы только и осталось по хуторским дворам: сухой чабер, рассыпанный на полах, пыль мятых листьев да морщиненная, отжившая зелень срубленных дубовых и ясеневых веток, приткнутых возле ворот и крылец…»

Задания:

1.Выпишите названия растений.

2.Охарактеризуйте растения по плану:

Однолетнее или многолетнее растение;

Семейство;

Соцветие;

Плод

Тема: «Семейства класса Двудольные»

Произведение: Михаила Александровича Шолохов, роман «Тихий Дон», отрывки:

«…Всходит остролистная зеленая пшеница, растет; через полтора месяца грач хоронится в ней с головой, и не видно; сосет из земли соки, выколосится, потом зацветет, золотая пыль кроет колос, набухает зерно пахучим и сладким молоком. Выйдет хозяин в степь – глядит, не нарадуется…»

«…В степи за хутором стыла прозрачная тишина. За толокой, за сутулым бугром расчесывали землю плугами, свистали погонычи, а тут – над шляхом – голубая проседь низкорослой полыни, ощипанный овечьими зубами придорожный донник, горюнок, согнутый в богомольном поклоне, да звонкая стеклянная стынь холодеющего неба, перерезанная летающими нитями самоцветной паутины…»

«…В балке – задержанная плотиной – голубела вешняя вода. Ил около прудка был испятнан следами подходившего к водопою скота. На горбе осыпавшейся плотины росли бурьянок и повитель, внизу у воды чахла осока, шуршал под дождем остролистый лещук…»

Задания:

1.Выпишите названия растений.

2.Охарактеризуйте растения по плану:

Однолетнее или многолетнее растение;

Семейство;

Соцветие;

Плод

Тема: «Птицы»

Произведение: Михаила Александровича Шолохов, роман «Тихий Дон» отрывок из 22 главы:

«…На зорях к огородам подплывали в поисках корма дикие гуси, казарки, стаи уток. В тубе зорями кагакали медноголосые гагары. Да и в полдень видно было, как по взлохмаченному ветром простору Дона пестает и нянчит волна белоузых чирков…»

Задания:

Тема: «Птицы»

Произведение: Колесников Григорий, «Надо только захотеть. Тайны степного леса», отрывок

«…На Дон надвигается вечер. Неожиданно, как взрыв, взвинчивается огромная стая каких то птиц. Может быть, скворцы? Черной тучей они закрыли небо. Скорей всего, молодые стали на крыло и учатся летать, тренируются.

Из гущины темно-зеленых камышей величаво выплывает лебедь.

На песчаной отмели целая колония белоснежных чаек. Наработались за день, ко сну готовятся, отдыхают.

Вытянув длинные ноги, над рекой неторопливо пролетает крупная цапля.

Есть еще на нашем Дону места, где живет непуганая птица. Надо только захотеть ее увидеть…»

Задания:

1.Найдите названия птиц из отрывка произведения.

2.Что можно сказать о жизнедеятельности этих птиц?

3.Обучающиеся составляют классификацию по таксономическим единицам.

Тема: «Птицы»

Произведение: Колесников Григорий, «Птицы в городе. Тайны степного леса», отрывок

«…Грачи, галки, голуби, воробьи, вороны, кое-где сороки обосновались, весной – скворцы. Это все старожилы и постоянные друзья горожан. А ведь можно и нужно привлечь в город и других представителей пернатого царства. В наших скверах и парках вполне могут жить и плодиться зяблики, щеглы, синицы. Нашлось место и соловьям. К сожалению, в Ростове таких мест почти нет. Парки наши слишком зарегулированы и высветлены даже в таких уголках, где для этого нет никакой необходимости…»

Задания:

1.Заполните таблицу:

Птицы

Оседлые птицы

Кочующие птицы

Перелетные птицы

Тема: «Птицы»

Произведение: Усов М. , «Розовое облачко».

«…Саранча!» Это значило то же, что: «Враг идет!». Набатный звон несся от села к селу. В страшной тревоге люди спешили на поля, захватив с собой лопаты и метлы, а кто и ружья. Скакали наметом на конях, пылили по дорогам обозы. А из-за горизонта грязно-серой нескончаемой тучей, затеняя солнце, надвигалась саранча. Несчетная, прожорливая. Люди изнемогали, тщетно стараясь спасти хлеб. И тут им на помощь пришли розовые скворцы. С утра до потемок не покидали их стаи поля. Клевали саранчу, рвали ее на части. Лишь жажда отвлекала розовых скворцов на поиски воды. Но, перехватив глоток, птицы снова набрасывались на саранчу…»

Задания:

1.Составьте пищевую цепь из 5 звеньев (одно из звеньев - саранча, другое - скворцы)

Тема: «Птицы. Гнездостроение»

Произведение: рассказ старого птицелюба, «Захребетники», отрывок:

«…-А ну-ка, скажите, какая птица сама себя замуровывает, когда птенцов высиживает? Не знаете?... Калао!

Никаких я твоих калавов не знаю, - говорю ему.

Ну, большой индийский носорог! - горячится он. - Птица такая в Индии водится!

Через сколько-то дней с другой новостью бежит:

Молотоглова знаете? Нет? Ото птица! В Африке живет! Знаете, какие она гнезда делает? Из прутьев и глины, как шар! Два метра в поперечнике. Залазьте наверх, прыгайте сколько хотите- и не развалится. А внутри три комнаты: прихожая, столовая и спальня. Во птица!

Задания:

1.О каких птицах говорится в рассказе?

2.Какие гнезда строят эти птицы?

3.Домашнее задание: найти в дополнительных источниках, существуют ли действительно такие птицы или это выдумки мальчика.

Тема: «Рыбы»

Произведение: Петр Васильевич Лебеденко, сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном, отрывок:

«…Бывало, поставит казак сети в Дону, ждет удачи рыбацкой, как ясного солнышка, а ночью налетит с моря ветер бесшабашный, засвистит, запляшет, закрутит волны на могучей реке-и снова тихо. Придет казак к Тихому Дону, глянет-ни рыбы, ни сетей. Только мокрые поплавки на легкой зыби у берега покачиваются, будто подсмеиваются. Покачает Макар головой, сдвинет густые брови, скажет: - Эхма! Ну, ничего…»

Задания:

1.Свяжите отрывок с темой нашего урока.

2.О какой роли рыб говорится в данном отрывке?

3.Почему казак не поймал рыбу?

4.Какие условия необходимы для того, чтобы рыба была на поверхности воды, а не в ее толще?

Тема: «Рыбы»

Произведение: В.Дерябин, «Умная цапля», отрывок:

«…Шли мы как-то на лодке вверх по Дону. Навстречу – баржа самоходная. Гляжу: стоит на косе цапля. На одной ноге. Размечталась, видно о чем-то. А может, задремала на солнышке? Оказывается, ни то, ни другое. Она ждала самоходку. Да, да, самоходку! Поравнялась с ней баржа, с шумом потянула от берега воду. И птица вдруг ожила. Встрепенулась и бросилась со всех ног за убегающей кромкой воды. Песок-то оголился, а на нем затрепыхались глупые рыбешки, не успевшие вовремя уйти вглубь. Вот цапля и лакомилась ими. И до чего же хитрая!

Задания:

1.Составить пищевую цепь из пяти звеньев (одно из звеньев – цапля, другое - рыба)

Тема: «Рыбы»

Произведение: «Как у Дона у реки»

Как у Дона у реки

Ловят рыбу казаки.

Малец Андрей

Поймал трёх окуней.

А батяня корней

Четырёх карасей.

А дед Гаврил

Двух сомов подловил.

Задания:

  1. Прочитайте Донскую потешку.
  2. О чем говорится в потешке?
  3. Свяжите содержание произведения и тему нашего урока.
  4. Каких рыб поймали казаки?
  5. Обучающиеся составляют классификацию по таксономическим единицам.

Тема: «Систематика. Систематические единицы и группы»

Произведение: Петр Васильевич Лебеденко, «Игнатка», отрывок:

«..Давным-давно это было…много воды утекло с тех пор из Тихого Дона в море Азовское. Но и сейчас еще можно увидеть, как в глубине реки вдруг что-то заблестит, засверкает, загорится золотыми огоньками. Это, наверно, идет богатырь Тихий Дон, идет, зорким вглядом посматривает, чутким ухом прислушивается: не видно ли где вражьих полчищ, не слышно ли топота вражьего? Змеи, черви, улитки, крабы с длинными клешнями закивали головами и расползлись…»

Задания:

1.Назовите представителей животного мира, о которых говорится в отрывке?

2.Заполните таблицу:

Название

животного

Царство

Подцарство

Тип

Класс

Среда обитания

Тема: «Общественные насекомые-пчелы и муравьи. Полезные насекомые»

Произведение: Б.Агуренко, «Трутни».

Трутней в улье было немного. Но они так вызывающе вели себя, так презирали всех, что пчелы на собрании потребовали:

Пусть трутни покажут в деле, на что они способны!

А те усмехались:

Подумаешь, важное дело-мед собирать! Это всякий сможет.

Усядутся вокруг цветка, толкнутся, жужжат, а с чего начать - сразу не разберутся!

А вы только есть умеете! - возмущенно загудел рой пчел и выбросил трутней вон.

С тех пор пчелы и выбрасывают их из улья.

Задания:

1.О каких насекомых говорится в рассказе?

2.Относятся пчелы к общественным насекомым? Назовите структуру их общества.

3.Относятся муравьи к общественным насекомым? Назовите структуру их общества.

4.Назовите причины конфликта трутней и пчел, описанного в данном рассказе.

Тема: «Млекопитающие. Насекомоядные»

Произведение: Г.Колесников, «Глянуть бы на живого!», отрывок:

«…Живет у нас на Дону таинственный и загадочный зверек – выхухоль. Мало кто его видел. Причин этому много: малочисленность, ночной образ жизни, осторожность.

Я видел его в краеведческом музее. Редчайший экспонат! Зверек некрупный – с молодого ежа, с длинным плоским и сильным хвостом. Маленькие лапы – с коготками и перепонками. У выхухоля очень рациональная для водной жизни форма: он напоминает половину конуса, лежащего срезом на земле, а еще точнее – половину толстой груши. Мех у зверька мягкий, пушистый и очень густой. Красив его тон: темно-коричневый – на спине и с боков и светло-серый – на грудке и подбрюшье. Мех считается исключительно ценным. В дореволюционные годы перевели зверька на шубы. Шуба на выхухоле престижна. Она красивая, теплая и дорогая. Нещадно зверька выбивали…Так хочется увидеть его, тем более что на Дону-то у нас, в глухих местах, выхухоль еще живет под защитой Всесоюзной Красной книги.

Задания:

1.Нарисуйте зверька выхухоль по описанию автора.

2.Рассмотрите рисунок зверька в учебнике. Похожи ваши рисунки?

3.Что вы узнали о выхухоле из рассказа?

4.Почему уменьшилась численность выхухоли?

5.Кто занимается охраной этого зверька?

Тема: «Кровообращение».

Произведение: роман «Поднятая целина» Михаила Александровича Шолохова, отрывок из 24 главы:

«…Давыдов, устало сгибая затекшие от быстрой верховой езды ноги, тяжело опустился на старенький стул, стоявший как раз против кресла, на котором сидел Нестеренко, тупо посмотрел на потерханные, плетенные из прутьев лозняка подлокотники дешевенького кресла, а потом прислушался к неумолчному чириканью воробьев в кустах акации и, взглянув на желтое лицо Нестеренко…»

Задания:

1.Прочитайте отрывок романа «Поднятая целина» Михаила Александровича Шолохова

2.Свяжите отрывок из романа с темой нашего урока.

3.Почему у Давыдова затекли ноги?

4.Что происходит с движением лимфы, когда перекрывается ток крови к конечности?

5.Восстанавливается ли движение лимфы, если восстановить ток крови к конечности?

6.Чем опасно такое явление?

Тема: «Тип темперамента»

Произведение: «Седьмой канал», Вениамин Ефимович Кисилевский

Отрывок: «Тут к ним Игорь на велосипеде подъехал. Остановился, наблюдает, как они стараются. Игорь - парень уже большой - в пятом классе учится. Но с пацанами своего возраста почти не играет. Все больше с малышами. Потому, наверное, что очень командовать любит. Как что затевается - он самый, главный. А то еще заставляет с ним бороться. А как же бороться, если он такой тяжелый и большой? Глеб, например, ему едва до плеча достает. Конечно, всегда верх Игорь берет. Глеб ему предлагал: «Давай, мы с Вовкой вдвоем против тебя одного. Ты ж вон какой здоровый». Не хочет. Надо, говорит, по-честному, один на один. Вот такой он, Игорь»

Задания:

1.Прочитайте отрывок из повести.

2.По описанию Игоря можно определить его тип темперамента?

3.Какой тип темперамента у Игоря?

Тема: «Мутации»

Произведение: «Разноцветные воробьи», Гавриил Семенович Колесников

«За форточкой у меня была пристроена кормушка для воробьев – довольна широкая полка. В тот раз, как обычно, я открыл форточку; насыпал на полку хлебных крошек. Воробьи знали свой час и тут же стайкой слетелись на кормежку. Но сегодня среди них было два особенных: один – почти белый, только чуточку придымленный, другой – желтовато-золотистый. Сначала я принял их за других птиц. Но нет, вся внешность, все повадки воробьиные: легко и мягко, по-воробьиному прыгают, не шагают. Мне посчастливилось очень близко увидеть воробьев – альбиносов, одну из редких забав природы»

Задания:

1.Прочитайте рассказ.

2.О чем говорится в тексте.

3.Свяжите тему нашего урока и основную мысль данного рассказа.

4.Ответьте на вопрос: альбинос-это что? Мутация? Адаптация? Идиоадаптация?

5.Зарисуйте, как вы думаете, как выглядит воробей-альбинос.

Тема: «Тип темперамента»

Произведение: «Волшебная шкатулка», Иван Дмитриевич Василенко

Отрывок: - Тебе сколько лет? - спросил "герцог".

Скоро десять будет. А вам?

Мне уже тридцать один. А твой отец кто?

Кастрюли паял, чайники. Он уже умер.

А мой был дьякон. Не герцог, а дьякон. Про герцога я наврал. Я люблю шутить. Ты где учился?

В церковноприходской.

А я, брат, духовную семинарию окончил. Чуть-чуть меня попом не сделали, да я вовремя догадался драпу дать.

А как вас зовут?

Зовут меня Алексеем Евсеевичем. А проще Евсе ичем. Вот фамилия у меня неподходящая Погребальный. Я человек веселый, люблю солнышко, траву, птиц люблю до страсти. На что мне такая фамилия?.. А ты что любишь?

Я любил многие вещи: фасоль с солеными огурцами, медовую халву, клюквенный квас, переводные картинки. Но об этом говорить я не решился, чтобы Евсеич не подумал, что я совсем еще маленький.

Задания:

1.По описанию определите тип темперамента у мальчика и Алексея Евсеевича.

Тема: «Пищеварение. Заболевания зубов»

Произведение: «Алешкино сердце», М.А.Шолохов

Отрывок: «…Неделя прошла. У Алешки гноились десны. По утрам, когда от тошного голода грыз он кору караича, зубы во рту у него качались, плясали, а горло тискали судороги…»

Задания:

1.О каком заболевании говорится в отрывке?

2.Почему у Алешки были проблемы с зубами.

3. Разработайте план по восстановлению зубов.


Активный раздаточный материал к уроку биологии "Увеличительные приборы" 6 класс

Активный раздаточный материал предназначен для самостоятельного изучения темы учащимися 6 класса. Может быть использован на любом этапе урока. Призван оказать методическую помощь учителям биологии работающих в 6 классах общеобразовательных школ.

Цель : самостоятельное изучение учащимися темы « увеличительные приборы»
Задачи: познакомить учащихся с увеличительными приборами, историей их открытия, правилами работы, усвоение знаний последовательности приготовления микропрепарата;
Развитие умений самостоятельно добывать знания, логически мыслить, привитие интереса к предмету;
Воспитывать бережное отношение к учебному оборудованию.

1.Прочитай загадку,о чем идет речь?
Если в ту трубу смотреть,
Можно много разглядеть:
Что не видно просто глазом,
Нам труба покажет сразу.
Глаз один закрой! И вот -
Все«убольшит».........(микроскоп)

2. Рассмотри увеличительные приборы (рисунок 7 учебника стр 25) , какие из них ты знаешь?

История открытия
Сегодня трудно вообразить профессора без микроскопа. Микроскоп в современное время активно используют профессора медицины, биологии, материаловедения, геологии. Микроскоп - величайшее изобретение, без которого невозможно поставить даже правильный диагноз, контролировать лечение, разрабатывать новые лекарственные препараты и делать научные открытия.
Приблизительно в то же время, когда началось исследование космоса с помощью телескопов, были сделаны первые попытки раскрыть с помощью линз тайны микромира.
Более совершенным инструментом для наблюдения микроскопических предметов является простой микроскоп. Когда появились эти приборы, в точности неизвестно. В самом начале XVII века несколько таких микроскопов изготовил очковый мастер Захария Янсен из Миддельбурга. В сочинении А. Кирхера, вышедшем в 1646 году, содержится описание простейшего микроскопа, названного им "блошиным стеклом". Он состоял из лупы, вделанной в медную основу, на которой укрепляли предметный столик, служивший для помещения рассматриваемого объекта; внизу находилось плоское или вогнутое зеркало, отражающее солнечные лучи на предмет и таким образом освещающее его снизу. Лупу передвигали посредством винта к предметному столику, пока изображение не становилось отчетливым и ясным. Первые выдающиеся открытия были сделаны как раз с помощью простого микроскопа. В середине XVII века блестящих успехов добился голландский естествоиспытатель Антони ван Левенгук. В течение многих лет Левенгук совершенствовался в изготовлении крохотных (иногда меньше 1 мм в диаметре) двояковыпуклых линзочек, которые он изготавливал из маленького стеклянного шарика, в свою очередь получавшегося в результате расплавления стеклянной палочки в пламени. Затем этот стеклянный шарик подвергался шлифовке на примитивном шлифовальном станке. На протяжении своей жизни Левенгук изготовил не менее 400 подобных микроскопов

3.рассмотри изображение микроскопа,отгадай загадки, подпиши его части.

1. Что простым не видно глазом,
В микроскопе видно сразу.
Клетку не одну, бывает, пару
Глаз приближая к… .

2. Лучик света направляет,
Препарат им освещает …

3. Держат на столике препарат
Двое крепеньких ребят …..

4. Они в движение приводят,
Столик или тубус водят …..

5. Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив
Соединяет это вместе всё … .

4. Прочитай правила работы с микроскопом и запомни.
Для работы с микроскопом необходим хороший источник света. При естественном освещении рекомендуется работать у окон, обращенных на север. Микроскоп берут за среднюю часть тубусодержателя и ставят на стол, протирают мягкой салфеткой окуляр и объектив, ставят объектив на малое увеличение и при помощи зеркала направляют свет так, чтобы он попал через отверстие столика в тубус микроскопа. Изучаемый материал должен быть тонким, чтобы свет проходил сквозь него, иначе в микроскоп будут видны только контуры препарата. В окуляр смотрят поочередно одним глазом, затем другим, так как глаза быстро устают. Вначале препарат рассматривают при малом увеличении. Не глядя в окуляр, при помощи винта к предметному стеклу приближают объектив приблизительно на 0,5 см, затем смотрят в окуляр, поднимают тубус микроскопа до появления изображения препарата и, слегка вращая винт вправо и влево, устанавливают тубус так, чтобы получилось отчетливое изображение. Если надо рассмотреть, материал при большом увеличении, то, не глядя в окуляр, медленно поднимают тубус микроскопа винтом. Легко поворачивая микровинт получают отчетливое изображение препаратаПри работе с микроскопом следует сидеть удобно, не нагибаясь близко к окуляру. Во время работы надо следить за состоянием объективов не допуская попадания жидкости на линзу объектива. Нельзя прикасаться пальцами к поверхности линз, так как при этом остаются жирные следы, мешающие четкому изображению. После окончания работы поднимают тубус высоко вверх и только после этого снимают препарат со столика. При выполнении указанных правил устраняется опасность испортить объектив и раздавить стекло.

5. Запиши названия предметов, необходимых для работы с микроскопом
соответственно цифрам(покровное стекло, предметное стекло, пипетка, пинцет, микропрепарат, препаровальная игла, вода)(рисунок 8 страница 26 учебника)
Невероятные факты.
- Телескоп Хаббл, по сути, это робот-телескоп, который находится на внешнем краю атмосферы, и движется по орбите вокруг нашей планеты, Космический телескоп назван в честь Эдвина Хаббла, является совместным проектом НАСА и Европейского космического агентства, и был запущен 24 апреля 1990 года. Одна из самых сложных камер телескопа смогла создать мозаику неба, состоящую из 10 000 галактик.
Хаббл помог обнаружить миллион новых объектов. Человек может видеть невооруженным глазом примерно 6000 звезд.
Каждые 90 минут Хаббл проходит вокруг Земли. Расстояние, которое он преодолел, составляет около 3000 млн км, это больше, чем расстояние до Нептуна.
- За наличие на планете таких организмов, как микробы и бактерии, мы должны сказать "спасибо" именно микроскопу. Если бы ученные не разглядели их под микроскопом, мы могли бы до сих пор болеть неизвестными заболеваниями и находиться в недоумении того, как и чем это лечить.
Спасибо за работу на уроке!

Отчет по теме

Тема: «Применение наглядности на уроках биологии»

Учитель биологии Томских Н.П.

План работы по теме самообразования:

«Применение наглядности на уроках биологии»

2015-2016 учебный год

Проблема исследования: определить влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии.

Цель: изучение основных видов наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснение влияния наглядности на уровень знаний учащихся и изучение комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.

Объект исследования : учебный процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования: наглядность, как дидактический принцип обучения.

Гипотеза исследования : если применять большого количества наглядности на уроках, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках биологии и повысит уровень знаний учащихся.

Основные вопросы:

    изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";

    организация исследовательской работы, подготовка оборудования и материалов для успешного проведения эксперимента;

    анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.

Источники самообразования:

    Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

    Интернет

    Видео, аудио информация на различных носителях

Методы самообразования:

    Чтение конкретных педагогических периодических изданий;

    Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

    Посещение уроков коллег;

    Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

    Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

    Изучение информационно-компьютерных технологий;

    Общение с коллегами в школе, районе.

Формы самообразования:

    индивидуальная – через индивидуальный план;

    групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей биологии и географии, а также через участие в жизни школы.

Предполагаемый результат:

    Повышение качества преподавания предмета.

    Разработать и провести открытые уроки с использованием новых технологий, наглядных пособий (таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование) с последующей их реализацией.

    Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

    Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно ориентированному подходу в изучении предмета.

Индивидуальный план работы над темой

«Применение наглядности на уроках биологии»

Направление деятельности

Отметка о выполнении

Определение этапов работы

2015-2016 г.г.

Составление плана работы над темой

авггуст-сентябрь 2015 г.

Составление списка литературы по теме

Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных образовательных технологий

в теч.учеб. года

Мониторинг педагогической деятельности

Подготовка выступлений на заседания МО

Систематизация материалов по теме «Применение наглядности на уроках биологии»

Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию за год.

Создать полный паспорт кабинета биологии

декабрь 2015 г.

Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.

Учебно-материальной базой преподавания биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом "Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ". Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований.

Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.

На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие "средство наглядности" (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием "наглядное пособие", но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.

Наглядность как дидактический принцип обучения

Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала.

Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Общие правила применения средств наглядности: прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии.

Классификация наглядных пособий по биологии

Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.

Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Среди основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).

В свою очередь, натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые, или препарированные. Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные.

Натуральные пособия

Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.

При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов.

Кроме высушенных натуральных объектов - гербариев, коллекций (семян, соцветий, плодов, шишек) - в курсе 5-6 класса и коллекций насекомых, отдельных частей тела животных (перья, кости, чешуя, раковины) - в курсе 8 класса используют влажные биологические препараты, влажные препараты позволяют изучить внутреннее и внешнее строение организмов в их натуральных размерах. Среди них можно назвать следующие препараты: "Корни бобового растения с клубеньками", "Развитие лягушки", "Развитие насекомого", "Аскарида", "Внутреннее строение речного рака" и др. С помощью этих препаратов изучают внутреннее строение животных, фазы развития насекомых и др. Объекты, опущенные в фиксирующую жидкость, часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме.

Одним из важнейших видов натуральных учебных пособий являются микропрепараты. Они не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также других микроскопически малых природных объектов (бактерии, плесневые грибы, споры грибов, мхов и папоротников, пыльца растений, клетки крови и пр.) Особенно часто эти объекты используются в курсе ботаники 5-7 кл.

Микропрепараты делятся на:

постоянные, изготовленные фабричным путем специально для обучения,

временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками.

Постоянные микропрепараты представляют собой тончайшие срезы тканей организмов, их органов. Клетки в большинстве своем не имеют окраски и потому, даже при большом увеличении микроскопа, бывает трудно рассмотреть внутриклеточные структуры, в том числе ядро

Временные препараты так называются потому, что не сохраняются долго. После ознакомления с микрообъектом временный препарат смывается с предметного стекла. Приготовление микропрепарата - один из обязательных видов умений, формируемых в курсе биологии, начиная с 6 класса.

На уроках биологии часто используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой. Например, коллекции могут быть использованы при изучении внешнего строения организмов или их частей ("Коллекция плодов и семян", "Представители отрядов насекомых" и др.). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов, выявления черт схожести и различия. Для изучения роли животных в природе существуют другие учебные коллекции: "Насекомые - опылители луговых растений", "Насекомые - вредители хлебных культур", "Повреждения хвойных деревьев короедами" и т.п. Выяснять взаимосвязи в органическом мире, рассматривать онтогенетическое развитие организмов, прослеживать общебиологические закономерности помогают общебиологические коллекции. Например, "Развитие тутового шелкопряда". "Развитие майского жука", "Защитные приспособления у животных" и др. Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например, "Каменный уголь и продукты его переработки", "Зерновые культуры и крупы, получаемые из них" и др.

Для изучения строения позвоночных животных на уроках используют препарированные скелеты (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки) и их отдельные кости. Используются также чучела животных (голубь, кролик, суслик и др

Многие натуральные материалы необходимы для проведения лабораторно-практических работ во всех курсах биологии с 6 по 11 классы. Это растения, отдельные их части, ткани, клетки, культуры бактерий, грибы шляпочные и плесневые, водоросли, одноклеточные животные, мелкие домашние животные (хомячки, мыши, рыбки, моллюски, дафнии и др.).

Изобразительные пособия

Обеспечить все уроки натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в класс и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.

Изобразительные пособия отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные - муляжи и модели; рисованные - таблицы (рисованные и монтировочные), географические карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

Муляжи - это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовлены следующие муляжи "Набор плодов гибридных и полиплоидных растений с исходными формами", "Плодовые тела шляпочных грибов" и др. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов. Их используют в тех случаях, когда нет возможности применить натуральный объект или натуральный объект по какой-либо причине не дает учащимся полного представления о нем.

Модели могут быть плоскостные и объемные, статические и динамические, например плоскостная модель, демонстрирующая работу клапанов сердца, или аппликативная модель внутреннего строения жука. Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические модели разбираются. Это позволяет изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и др.). Динамические модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся магнитные модели "Биосинтез белков", "Законы Менделя", "Цикл размножения мха", "Модель биогеоценоза" и др.

Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными

Рельефные таблицы - красочные изображения предметов, представляющие барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа. .

На уроках биологии используют карты: зоогеографические, карты растительности, охраняемых территорий Забайкальского края, экологические карты региона, специальные атласы и др. Их я применяю для ознакомления учащихся с районами распространения определенных объектов, при изучении вопросов охраны природы.

В целях эстетического воспитания учащихся на уроках биологии необходимо использовать репродукции картин, например картин Айвазовского, Левитана. Этот вид оборудования, к сожалению, применяю не часто. На уроках используются портреты выдающихся ученых-биологов. Нередко такие портреты украшают кабинет биологии.

Из вербальных средств на уроках биологии часто используется дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, например дидактические карточки по курсу биологии 7 класса, их материал полностью соответствует содержанию программы и учебника. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии, пользование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышению интереса к биологии и экономит время на проведение самостоятельных работ.

Лабораторное оборудование

Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов

По ряду тем бывают нужны определенные химические вещества, например йод - для окрашивания микропрепаратов и постановки опытов; свежая известковая вода - для демонстрации опытов по изучению газообмена; пероксида водорода - для выявления фермента каталазы в живых клетках растений и животных удобрительные смеси - для подкормки растений уголка живой природы некоторые ферменты - для опытов по пищеварению в курсе "Человек". Нужны также: физиологический раствор, марганцовокислый калий, глюкоза, крахмал, растительное масло, едкий натр, раствор медного купороса, соль поваренная, мука - для проведения опытов и лабораторных работ. Многое из этого перечня я приношу из дома.

Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными.

Технические средства обучения

На уроках биология используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам.

Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей.

По методической направленности кинофильмы по биологии можно разделить на две группы: фильмы, предназначенные для использования в качестве источника новой информации при изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы. Такие фильмы есть по курсу анатомии человека, зоологии, ботаники, общей биологии.

Методика использования экранных пособий на уроках биологии имеет свою специфику. Она состоит в том, что экранные пособия используются в комплексе с коллекциями, гербариями, таблицами, чучелами животных и другими средствами наглядности. Такое комплексное использование средств обучения значительно повышает эффективность урока. Применение экранных средств на уроке требует определенной организации этого этапа урока. Перед показом нужно поставить 2-3 узловых вопроса, на которые дети должны будут ответить, просмотрев фильм. После демонстрации проводиться беседа, в ходе которой учитель выясняет на сколько учащиеся усвоили материал, либо дается какое - либо задание, тест.

В настоящее время на пороге новые мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для обучения биологии в школе.

Для удобства использования всеми учебно-наглядными пособиями необходимо иметь картотеку по предметам, которую составляет учитель, следуя тематическому принципу, паспорт кабинета.

Методика применения наглядности на уроках биологии в современной школе

Рассмотрим методику использования наглядных пособий применительно к конкретным учебным разделам и темам программы по зоологии-8 кл.

Тема "Тип Членистоногие. Класс Насекомые". В данном разделе учащиеся приступают к изучению нового типа животных - насекомых. На основе новых знаний у учащихся расширяются понятия о многообразии животного мира. Выяснение черт сходства и различия насекомых и кольчатых червей дает установить более высокую степень развития насекомых.

Урок по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые" достаточно полно обеспечен различным оборудованием. В процессе преподавания этой темы могут быть использованы натуральные объекты, таблицы, экранно-звуковые средства обучения и др. Задачами этого урока является ознакомление учащихся с особенностями внешнего строения насекомого, приспособленностью насекомого в наземно-воздушной среде и установление усложнения во внешнем строении животного.

Изучение внешнего строения насекомого начинается с демонстрации таблицы и вводного слова учителя указывая, что именно необходимо усвоить и увидеть учащимся.

При самостоятельном получении знаний учащимися, например на лабораторной работе, могут быть использованы различные коллекции насекомых. В данном случае могут демонстрироваться коллекции различных отрядов насекомых: класс Жесткокрылые, класс Чешуекрылые и др. В этом случае учащимся дается задание и указания к работе, которое направляет мысль и действие учеников. Задание заранее пишется на доске, либо на раздаточных карточках.

При проверке знаний можно провести работу по "немым" дидактическим карточкам, тестам.

Знакомство с внутренним строением насекомого целесообразно начинать с пищеварительной системы, сравнивая ее с ранее изученными системами, используя таблицы. Затем изучаются другие системы в сравнительном плане, подчеркиваются прогрессивные черты строения. В качестве закрепления нового материала можно использовать дидактические карточки. На заключительном этапе проводится работа с натуральными объектами - влажным препаратом "внутреннее строение майского жука". Учащиеся получают задание рассмотреть их, обратить внимание на взаиморасположение органов, найти отдельные органы.

Многообразие видов насекомых и их значение в природе можно рассмотреть с помощью видеофильма.

Цикл развития животного на уроке проследить невозможно. Поэтому источником новых знаний могут быть динамические средства обучения. На уроке "Размножение и развитие насекомых" могут использоваться следующие наглядные материалы: кинофрагмент "Развитие насекомых с полным превращением", таблицы "Представители главнейших отрядов насекомых", коллекции. На этапе закрепления материала могут быть использованы модели для работы на магнитной доске. Модель может состоять из следующих компонентов: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.

Применение комплексов учебного оборудования на уроках способствует лучшей организации работы учителя, выработке навыков работы учащихся с различными видами учебно-наглядных пособий, что повышает эффективность преподавания биологии.

1. Наиболее сложное строение имеет:

А. дождевой червь;

Б. пресноводная гидра;

В. белая планария;

Г. луковая нематода.

2. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:

А. кишечнополостных

Б. плоских червей;

В. круглых червей

Г. простейших.

3. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

А. Круглые черви

Б. Кольчатые черви

В. Плоские черви

Г. Моллюски

4. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?

А. Они трехслойные животные

Б. Их тело состоит из члеников

В. По бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела

Г. Передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.

5. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый с помощью нервной системы, называется:

А. раздражением;

Б. возбуждением;

В. возбудителем;

Г. рефлексом.

6. К какой группе животных по характеру питания относят дождевого червя:

А. хищников;

В. растительноядных животных;

Г. потребителей разлагающихся растительных остатков.

7. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими:

А. имеют вытянутое тело;

Б. имеют влажную кожу, покрытую слизью;

В. кислород и питательные вещества переносятся кровеносной системы;

Г. Непереваренные остатки пищи вместе с землей удаляются через анальное отверстие.

8. Дождевые черви живут:

А. в сухом песке;

Б. твердой глине;

В. В грунте на дне моря;

Г. богатой перегноем почве.

9. Кожа дождевого червя:

Б. покрыта чешуйками

В. Покрыта ресничками

Г. Покрыта слизью.

10. Какая полость тела дождевых червей?

А. поделена поперечными перегородками

Б. сплошная

В. состоит из нескольких слоев

Г. Содержит слизь.

Оценивание задания проходило по следующим критериям:

10 - 8 правильных ответов - 5;

7 - 5 правильных ответов - 4;

4 - 3 правильных ответов - 3;

2 - 1 правильных ответов - 2.

Как правило, школы испытывают потребность в изобразительных пособиях. В этих случаях учитель привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. В кабинете оформлен стенд "Уровни жизни на Земле" силами учащихся. Также можно изготовить модели и муляжи. В школе имеется некоторый гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены учениками. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным урокам.

Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.

Заключение

Успех обучения зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

В результате собственных исследований было выяснено влияние наглядности на качество усвоения учебного материала и повышения уровня знаний у учащихся. С помощью данного исследования были решены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза исследования.

Таким образом, комплексное применение наглядности и применение наглядности в большом количестве на уроках биологии приводит к повышению уровня знаний учащихся на уроках.

Список литературы:

1. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие для студентов / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.

2. Биология Животные: Учебник для 7 - 8 классов средней школы / под ред. М.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1991.256 с. ISBN 5-09-003868.

3. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. - М.: Дрофа, 1999. - 668 с. ISBN 5-7107-2546-3.

4. Вельц, Н.Ю. Руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности "Биология": учебно-методическое пособие / Н.Ю. Вельц, И.В. Ерошкина, И.Г. Климова, В.А. Старков. - Орск: Издательство ОГТИ, 2006. - 95 с. ISBN 5-8424-0282-3.

5. Даниленко, О.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / О.В. Даниленко, Т.Е. Сергеева, Г.Б. Сидалинова и др. - Орск: Издательство ОГТИ, 2005.

6. Использование средств обучения на уроках биологии: пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н. А Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с. ISBN 5-09-001429-9.

7. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Г.М. Коджаспироа, К.В. Петров. - М.: Академия, 2002. - 256 с. ISBN 5-7695-0628-8.

8. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя / сост.Г.С. Калинова, В.С. Кучмечко. - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002.158. ISBN 5-17-013155-0 ISBN 5-271-03423-2.

9. Оборудование педагогического процесса в начальной школе: пособие для учителя / сост. Г.Ф. Суворова. - М.: Просвещение, 1975. - 208 с.

10. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2003. - 272 с. ISBN 5-7695-0948-1.

11. Сонин, Н.И. Биология Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. М.: Дрофа, 2000. - 248 с. ISBN 5-7107-3462-4.

12. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: книга для учителя / под ред. Г.Ф. Суворовой. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с. ISBN 5-09-002891-5.

13. http://gigabaza.ru/doc/101534-p2.html .