Образ двоечника в русской литературе. А.П. Чехов и образование. Посвящение современному двоечнику. сентября, после уроков, по дороге домой

«ПРОБЛЕМА «ДВОЕЧНИКОВ».
Мой взгляд на данную проблему.

Она не нова. Вечный вопрос: почему? И что делать? Я хочу начать с тех причин, которые, на мой взгляд, влияют на возникновение сегодняшней проблемы. И как с ней бороться.
1. В образовании изменилось многое, мы это видим и чувствуем на себе. Ежегодные эксперименты, компании заставляют перестраиваться не только нас, но и учащихся. Приведу пример. Раньше Государственная программа была рассчитана не только на объяснение нового материала, но и на его закрепление давалось от 2 до 4 часов. Сейчас же, что очевидно, каждый день новая тема, а то и две. Но всем известно, что обучение любому делу – это прежде всего тренинг. Чем больше тренируешься – тем выше результат. Ученики имеют разный уровень восприятия материала – отсюда и разный уровень знаний.
2. Нам рекомендуют программы подчас перегруженные, в которых много «неприкладного» материала, который в жизни никогда не пригодится.
3. По статистике, общее количество страдающих какими – либо заболеваниями учащихся доходит до 85%., программы этого не учитывают. Перед ЕГЭ и краевыми все равны.
4. В защиту учащихся хочу сказать, что старшекласснику, чтобы выучить все уроки, необходимо 10 – 12 часов и об этом тоже говорит статистика. Вот и представьте: 10 страниц по литературе, 20 по истории, разобраться в химии, физике, математике и т.д. Все ли ученики могут с этим справиться? Ответ ясен.
5. Образуется много пробелов из-за болезни учащихся и учителей. Ученик, не освоивший несколько тем, теряет связь с предыдущим материалом, на уроке ему не интересно, он нарушает дисциплину, в лучшем случае под нажимом педагога слепо спишет у соседа или с доски.
6. Следующая причина- учащиеся очень мало читают. Буквально все предметы связаны с пониманием материала, логической связи. Общеизвестный факт - мало читающие дети отстают в своем развитии, отсюда неусвоение, казалось бы, простого материала, по физике, географии, истории, биологии. Одним словом, образующиеся в связи с этим пробелы, приводят в итоге к плачевным результатам.
7. Среди учащихся есть, безусловно, такие ученики, которые не хотят учиться. Причин этому много.
8. Хочу остановиться еще на одной из проблем: отношение ученик – учитель. Это проблема не только в нашей школе. Это проблема - недоброжелательность. Подчас мы играем в одни ворота – против ученика. Почему-то мы работаем не на успех, а, наоборот, на неуспех. Нам не нужны плохие ученики. Но удивительно, складывается впечатление, что нам не нужны и хорошие ученики. Нам нужны «серые» мышки. Почему? Да с ними меньше проблем. Сидят себе и сидят, никуда не лезут, ни на что не претендуют… Переползают изо дня в день. Ну и ладно. Но мы приходим в класс и, не задумываясь ни о чем, ругаем, упрекаем, уличаем, преследуем, злорадствуем, а порой унижаем и оскорбляем детей. Великий педагог Ушинский писал: «Если ребенку каждый день говорить, что он плохой, он таким станет». Если приходить в класс и всему классу, без разбора, говорить, что он хуже всех, они такими и станут... Отсюда отношение к учителю и его предмету. Или учитель приходит в класс и ставит частоколом двойки. Здесь уже идет речь о другом: о профессионализме учителя. Он не учит, он преподает, равнодушно, забывая о том, что перед ним разные дети. Мы смотрим на них с высоты своих лет, хотим впихнуть их в наш стандарт, в наш футляр, в свои рамки, и страшно радуемся, если у нас все получается. А если не получается, начинаем «ломать» ученика – это у нас зовется «строгостью». Поэтому дети относятся к нам так, как мы заслуживаем.
КАК БОРОТЬСЯ С ДВОЙКАМИ.
1.Самое простое - их не ставить. Но так не получается. Я делю класс на три группы: тружеников, лентяев и учащихся, не желающих вообще учиться. Тем кто трудится, и если что-то у них не получается или что-то не выполнили по какой-то причине, то я никогда такому ребенку не ставлю «2». Позднее он непременно приносит работу, отвечает и т.д. Но если это в системе, то ленивым ставлю «2» в свой журнал, даю срок отработать, принести письменную работу. А тому, кто ничего не делает изо - дня в день, не реагирует ни на что – ставлю «2».
ЧТОБЫ лучше усваивался материал, провожу контрольные срезы (теоретическая и практическая работа с целью выявить уровень усвоения учащимися данной темы). Если 50% справляются плохо, то возвращаюсь к этому уроку еще раз.

Если у ребенка низкие оценки в школе, значит, у него есть все шансы стать великим! Согласитесь, звучит странно. Но многовековая история подтверждает: далеко не всегда плохие оценки становятся предвестниками неудачного будущего. Мы знаем как минимум 15 великих двоечников, которые стали известны всему миру благодаря своим уникальным талантам. Мы не предлагаем относиться к учебе своих детей безразлично, а лишь напоминаем, что неудачи по какому-то предмету не означают, что ваш ребенок не добьется успехов в будущем. Итак, мы осмеливаемся поставить в пример известных двоечников – читаем, удивляемся, запоминаем!

Наполеон Бонапарт

Когда говорят об это гениальном полководце, все вспоминают о его значительных амбициях, несоизмеримых с небольшим ростом. А вот о том, что в учебе Наполеон был одним из худших учеников и любил только математику, знают немногие. Но ведь этого хватило, чтобы добиться блистательных побед и дойти до одного из самых сокрушительных поражений в мире. Можно сделать один вывод: чтобы быть хорошим стратегом, достаточно знать математику.

Людвиг ван Бетховен

Бетховен – один из самых исполняемых композиторов в мире. В написании музыки ему до сих пор нет равных. Известно, что музыкальное образование ему прививали в детстве – с ранних лет изучал игру на органе, скрипке и клавесине. А вот с учебой были серьезные проблемы – Людвиг был совершенно не в ладах с математикой и письмом. Его история напоминает нам о том, что зачастую людям, талантливым в одной сфере, совершенно не даются другие области. И действительно, зачем музыканту математика?...

Александр Пушкин

О том, что известный русский поэт был двоечником, знают многие. Биография Пушкина изучена очень тщательно, в том числе период обучения в гимназии. Юный Александр совершенно ничего не смыслил в математике и постоянно получал по этому предмету двойки. Однако это не помешало ему стать лучшим в сочинительстве и сделать свое имя символом классической русской литературы. Возможно, именно из-за таких фактов биографии известных личностей принято считать, что гуманитариям просто не суждено разбираться в математике.

Владимир Маяковский

Стихи Маяковского мы помним с детства. Уже в 11 лет мальчик с натурой бунтаря попал в революционный кружок, забросил уроки и бросил школу в 5-м классе. То время, что он продержался в школе, было непростым для учителей – в юности гениальный поэт был жутким сорванцом. Этот характер нашел отражение в литературе – все знают немного резкий слог Маяковского с немыслимой энергией. Итак, еще один вывод: плохое поведение в школе также не будет преградой к великому будущему.

Исаак Ньютон

Исаак Ньютон - еще один гений, который столкнулся с неуспеваемостью в школе. Но его пример достоин уважения: однажды, после того, как одноклассник побил Исаака, мальчик придумал, как продемонстрировать свое превосходство - показать, что ты умнее. Известно, что мальчик рос очень болезненным и слабым ребенком. И только вырвавшись в лидеры по учебе, смог удивить окружающих своими незаурядными способностями.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн - самый известный «двоечник» в мире. Родители известного ученого очень переживали, что Альберта не возьмут даже на самую низкооплачиваемую работу. Стоит отметить, что он не был отъявленным двоечником, каждодневные оценки Эйнштейна – это тройки, исключением были математика и латынь. Помимо низкой успеваемости, мальчик осмеливался спорить с преподавателями, что в то время было просто непозволительно. Школьный аттестат был получен со второго раза, затем Альберт провалил экзамены в Политехникуме, получив двойки по французскому языку и ботанике.

Иосиф Бродский

Иосиф Бродский был заядлым двоечником и хулиганом. Он презирал советскую школьную систему, отказывался отвечать на уроках с таким выраженным снисхождением к учителям, что удивляться двойкам родителям не приходилось. Такое поведение проявилось уже в 5-м классе. Становясь старше, юноша не изменял себе – прогуливал занятия, получал годовые двойки по физике, химии, математике и английскому языку. Сложно поверить, что после такого поведения можно стать Нобелевским лауреатом по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

Томас Алва Эдисон

Известный изобретатель проучился в школе совсем недолго, позже его обучение заменили занятия на дому на попечительстве матери. Но даже за тот короткий период в школе мальчик успел получить весьма негативные оценки о своих знаниях – один из учителей постоянно называл Томаса «безмозглым тупицей». За первый месяц обучения он стал круглым двоечником и его родителей вызвали в школу, заявив, что он умственно отсталый. После этого в семье было принято решение о занятиях в домашних условиях. Для мальчика учеба на дому была облегчением. Самое главное, чему научила его родная мама – это чтение. А книги и собственный опыт стали для него лучшими учителями на всю жизнь.

Оноре де Бальзак

У Оноре были очень сложные отношения с матерью, он жил в интернате и практически не видел своих родных. Разочаровавшись во всем, он решил, что не имеет смысла стараться в учебе и был абсолютно безразличным к занятиям. На уроках он смотрел в окно, не обращал внимания на лекции учителей и на все вопросы отвечал невразумительно. Педагоги в наказание отправляли его в холодный чулан под лестницей, чтобы он мог подумать о своем поведении. Это происходило так часто, что вскоре Оноре даже полюбил такую возможность уединения. Кто знает, может именно это повлияло на творческую деятельность известного французского писателя.

Уинстон Черчилль

Известный государственный политический деятель считался одним из самых глупых учеников в своем классе. Из-за неуспеваемости Уинстона даже отстранили от изучения латыни и древнегреческого языка. Одна из причин низких оценок – абсолютное нежелание мальчика находиться на занятиях. «Школа не имеет ничего общего с образованием. Это институт контроля, где детям прививают основные навыки общежития» - эти слова Черчилля передают отношение о школе. Если бы учителя узнали, что в будущем Уинстон получит Нобелевскую премию по литературе, то никто бы не поверил – так сложно было заниматься с ним.

Константин Циолковский

Гениальный конструктор и изобретатель Константин Циолковский также был обречен на провал в школе. Главная причина низких оценок – это проблемы со здоровьем. Из-за тугоухости, которая проявилась как последствие скарлатины, мальчику очень сложно давались лекции. Не спешите жалеть этого ребенка – несмотря на указанные сложности, Константин обожал хулиганить и подрывать учебный настрой во время занятий. В 13 лет ученику пришлось остаться на второй год, позже его ожидало отчисление за неуспеваемость. Было сложно представить, что в будущем этот мальчик станет отцом теоретической космонавтики.

Билл Гейтс

Один из самых богатых людей на планете Билл Гейтс тоже был двоечником! Что только не делали его родители, что изменить его отношение к учебе – однажды они даже предложили платить мальчику за каждую пятерку. Однако это не могло быть мотивацией для Билла: единственное, что его привлекало – это книги. Интересно, что доступные каждому читателю научно-фантастические произведения вдохновили Гейтса на великие открытия.

Лев Толстой

Лев Толстой занимался с гувернантками на дому. Ему не были знакомы критика и ограничения – мальчику постоянно делали поблажки и снисхождения. Естественно, что при таком отношении Льву совершенно не хотелось учиться – зачем, если можно заняться другими, более интересными вещами, а спрос с тебя будет невелик. В университете Толстой оставался на второй год из-за двоек по истории и немецкому языку, а со второго курса отчислился по собственному желанию. Диплом об образовании писатель так и не получил, что не стало помехой в реализации на литературном поприще.

Дмитрий Менделеев

Дмитрий Менделеев был отъявленным хулиганом: часто дрался со сверстниками, постоянно прогуливал уроки и дерзил учителям. Он практически не выполнял домашние задания и постоянно привирал маменьке о своих оценках. Подобное поведение могло остановить только нечто из ряда вон выходящее, так и случилось. Лишь столкнувшись с угрозой отчисления из гимназии, Менделеев взялся за ум. Ему помогли друзья – блестяще образованные декабристы. А спустя некоторое время, будущий ученый взялся за ум и сам подтянул все предметы, улучшив аттестат.

Антон Чехов

Представить, что интеллигентнейший из русских писателей дважды оставался в школе на второй год, просто невозможно. Но плохие отметки по арифметике, географии и греческом языку сделали свое дело. А самое интересное, что по русской словесности у него никогда не было оценок выше четверки! Талант писателя проявился уже в университете, когда поступив на медицинский факультет, Чехов начал писать рассказы и открыл себя в совершенно новом качестве.

Быть двоечником стыдно или почетно?

  • Исследовательская работа.
  • Автор -Ягодкин Сергей.
  • Руководитель -Вострикова В.П,учитель русского языка и литературы.
Ф.П. Решетников «Опять двойка» ГИПОТЕЗА: Быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно ОБЪЕКТ предмет ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Факты биографии знаменитых людей
  • ДОВАНИЯ

Отношение учащихся МКОУ МСОШ

к выдвинутой проблеме

Цель и задачи исследования: ЦЕЛЬ: изучить причины плохой учебы и при этом достижение высоких жизненных успехов на примере жизни и деятельности знаменитых людей мира ЗАДАЧИ: провести социологический опрос среди моих ровесников и одноклассников, учителей, чтобы узнать, что они думают об этой проблеме; изучить различные источники, содержащие сведения по проблеме неуспеваемости учеников; выяснить какие факторы негативно влияют на учебу в школе; Методы исследования: Метод социологического опроса. Анкетирование. Метод сбора и анализа информации. Метод наблюдения. Моделирование Это - не документы, Это - песня... 1(единица) – высшая мера наказания Результаты анкетирования - 40% учащихся без желания идут в школу, без настроения учатся. -85% опрошенных редко или нечасто получают двойки. -80% опрошенных заявили, что им несправедливо ставят плохие отметки, -20% учащихся считают, что требования учителей завышены. 100% отметили, что причина неуспеваемости – это лень. На вопрос: «Зачем хорошо учиться?» ответили, чтобы получить хорошую профессию. А некоторые хотели бы быть любимчиками учителей. Результаты анкетирования педагогов

  • 70% не любят ставить двойки, ставят их в крайнем случае.
  • Причинами неуспеваемости называют лень, отсутствие контроля со стороны родителей,
  • а также безнаказанность.
  • Двойку рано или поздно «закроют» другой оценкой.
  • Они занимаются с такими учащимися, чтобы повысить успеваемость
Великие двоечники: Уинстон Черчиль.
  • Не отличался в юные годы хорошей дисциплиной Уинстон Черчиль. С интеллектом у этого ученика, было все в порядке. А вот английская система обучения парню не нравилась.
  • В итоге среди учителей он заслужил звания самого безнадежного тупицы. Что впрочем не помешало ему позже возглавить Великобританию во время тяжелейшего исторического периода, а также получить Нобелевскую премию по литературе.
Великие двоечники: Ричард Брэнсон
  • Мультимиллионер Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin Group и частного космического туризма, проходит как раз по этой части.
  • На уроках будущий финансовый магнат не мог связать двух слов – мычал, заикался и отчаянно краснел всякий раз, как его вызывали к доске.
Великие двоечники: Билл Гейтс и Стив Джобс Состоятельные люди, построившие многомиллионный бизнес, но не отличившиеся в школе. Среди них – основатели всемирно известных IT-корпораций Билл Гейтс и Стив Джобс Эти парни не всегда успевали в учебе.. А вот с высшим образованием у обоих не сложилось совсем. Джобс бросил Рид-колледж, не проучившись и одного года. А Гейтса отчислили из Гарварда на втором курсе. Парни не растерялись и открыли свое дело, которое принесло им состояние с огромным количеством нулей. А для всех нас их отчисление из вуза открыло эру высокотехнологичного программного обеспечения и сверхумных IT-технологий. Великие двоечники: Константин Циолковский
  • Основной причиной, по которой отец космонавтики попал в мой скорбный список, является его тугоухость – последствие скарлатины, перенесенной в десятилетнем возрасте.
  • Мальчик, воспринимавший только обрывки фраз учителя, был обречен на хроническую неуспеваемость.
  • Во втором классе 13-летний гимназист остался на второй год. Из третьего был исключен за неуспеваемость.
  • Он больше нигде и никогда не учился, однако система образования не смогла отделаться от Циолковского так легко: через шесть лет он успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.
ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН Создатель теории относительности и лауреат Нобелевской премии по физике не отличался большими успехами в учебе,а в 1895 году он бросает гимназию, так и не получив аттестата зрелости. Блестяще сдав вступительный экзамен по математике в Цюрихский Политехникум, молодой человек проваливается на экзаменах по ботанике и французскому языку. Только на следующий год ему удается поступить на педагогический факультет, но из-за бедственного материального положения Эйнштейну не сразу удается попасть в мир науки ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Томас Эдисон Миллионер и один из самых плодовитых изобретателей в американской истории уже на второй день он сказал, что в школе ему не нравится. К концу первого месяца Томас стал круглым двоечником. . Все свои знания основатель General Electric получил дома. Мать научила его читать (правда, не писать – с этим у Томаса были проблемы всю жизнь) ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: А.П. ЧЕХОВ

В школе Антоша отнюдь не блистал. Его даже дважды оставляли на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности в его тетрадях красовался трояк.В старших классах страдальцу повезло: отец окончательно разорился и семья переехала в Москву, где Чехов поступил в медицинский институт, стал писать рассказы и прямо-таки начал новую жизнь.

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Л.Н. Толстой.

Учился без особого старания.На первом курсе университетаЛьва Николаевича оставили на второй год из-за неудовлетворительных оценок по российской истории и немецкому. До третьего курса дело не дошло.

В итоге Толстому так и не удалось получить хоть какой-то формальный дип-лом

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

Первые три класса Володя провел «весь в пятерках». Он был любознательным и бойким мальчиком, его любили родители и учителя.

В 11лет попал в революционный кружок.

Горлопанить на сходках было гораздо интереснее, чем зубрить уроки. Напуганные учителя делали «большакам» всякие поблажки и даже перевели двоечника Маяковского в следующий класс.Он забросил учебу в 5 классе, ушел из школы.

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Андрей Тарковский Начальную школу мы смело можем вычеркнуть из биографии классика мирового кинематографа Андрея Тарковского из-за войны. В старших классах Тарковский вместе с элитой школьных двоечников стал стилягой.. Занудная школа рассматривалась как временное недоразумение, настоящая жизнь начиналась за ее стенами. В аттестате «4» по литературе, а по химии и черчению в документе красуются двойки. Поступил в Московский институт востоковедения, однако уже через год бросил это безнадежное дело Не оправдали!!!(вундеркинды, из которых ничего не вышло…) Ника Турбина

Зера Колберн

Кристофер Ланган

ГИПОТЕЗА ВЕРНА!!! Быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно. Из двоечников вырастают гении!

А.П.Чехов и образование

Посвящение

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ

Пос. Приузенский

Межакова Светлана Михайловна


Цели:

  • Открыть необычную страничку из поэтики писателя;
  • воспитать бережное отношение к родному слову;
  • показать элементы «механизма» комического через речь персонажей;
  • доказать, что «врагом А.П.Чехова была пошлость», в том числе и в слове;
  • развивать логическое мышление учащихся и …чувство юмора.

«Чехов близок нам…»


Предмет осмеяния А.П.Чехова:

« Мелкий человек»:

- покорность,

- приниженность,

-страх перед «сильными мира сего»,

- безграмотность .


«Двоечники» в произведениях А.П.Чехова.

Русский язык

« Недавно Россия воевала с Заграницей, при чем много было убито Турков».

«Говядина делается из быков и коров, баранина из овечек и баранчиков».

«Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом…на дачу».

Рассказ «Каникулярные работы институтки Наденьки Н.»


Русский язык

«Трехэтажный дворник ищет места гувернантки».

«С дозволения начальства сбежал пудель фабрики Сиу и К*»

«По случаю ненастной погоды зубной врач Крахтер вставляет зубы. Панихиды ежедневно.»

Рассказ «Перепутанные объявления»

«Актер. Истинный христианин, соблюдающий посты.

Бестия. Талантливый человек .

Коллежский регистратор. Среди великих мира сего то же, что пескарь среди рыб.

Тра-ля-ля . Мужские панталоны на языке дачниц.

Рассказ «3000 иностранных слов…».


Анатомия

  • «Голова имеется у всякого, но не всякому нужна. По мнению одних, дана для того, чтобы думать, по мнению других - для того, чтобы шляпу носить.
  • Лоб. Его функции: стучать о пол при испрошении благ и биться о стену при неполучении этих благ…
  • Нос дан для насморков и обоняния. В политику не вмешивается.
  • Уши любят дверные щели, открытые окна, высокую траву и тонкие заборы…
  • Микитки. Орган в науке неисследованный. По мнению дворников, находится пониже груди…»

Рассказ «Краткая анатомия человека».


Математика

  • «За мной гнались 30 собак, из которых 7 были белые, 8 серые, а остальные черные. Спрашивается, за какую ногу укусили меня собаки, за правую или левую?
  • Автолимед родился в 223 году, а умер после того, как прожил 84 года. Половину жизни провел он в путешествиях. Сколько стоит фунт гвоздей, и был ли женат Автолимед?
  • Моей теще 75 лет, а жене 42. Который час?»

Рассказ «Задачи сумасшедшего математика»


Астрономия

«Не могу умолчать и не терплю когда ученые неправильно мыслят в уме своем и не могу не возразить…что Вы неправильно мыслите об луне т.е. о месяце, который заменяет нам солнце в часы мрака и темноты… если бы люди жили на луне то заслоняли бы для нас магический свет ее своими домами и тучными пастбищами. Люди живя на луне падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населенной луны. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью?»

Рассказ «Письмо к ученому соседу»


  • Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П.Чехов


Ах, если б к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие!

А.П.Чехов.


А.П.Чехов – писатель, врач, учитель. Прочитай – улыбнись – задумайся.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ

) ставится за невыполнение учебного задания. Чтобы продолжить образование двоечник часто вынужден повторить курс ещё раз в следующем учебном году (для школы) и таким образом он становится второгодником, или пересдать экзамен на доп. сессии , если он учится в техникуме или университете .

Термин «двоечник» распространён на территории бывшего СССР , поскольку оценке «неудовлетворительно» соответствовала оценка «2» по пятибалльной системе.

Слово

Словарь Ушакова относит слово двоечник к арго и считает его устаревшим. Тем не менее, слово широко употребляется как в бытовом обиходе, так и в научных статьях, посвящённых психологии и педагогике .

Социально-психологическим аспектам обучения неуспевающих (двоечников) уделено много внимания в науке и публицистике. В большинстве научных работ по данной теме вместо слова двоечник применяется термин неуспеваемость . Некоторые учёные считают более корректным по отношению к двоечнику употребление термина неуспешность .

Иногда cлово «двоечник» употребляется в переносном смысле: так называются люди или объекты, существенно отстающие от других по каким-либо показателям.

Классификация двоечников

В педагогике выделяют различные типы неуспевающих учеников. Признаками классификация выступают отношение к учёбе и качество мыслительной деятельности ученика.

Причины неуспеваемости

Причины, по которым учащиеся становятся неуспевающими, «двоечниками», достаточно разнообразны.

Социальные причины

  • Социальная среда, в которой воспитывается ученик. Чаще всего двоечниками становятся дети из неблагополучных семей.
  • Низкий уровень жизни родителей. Родители вынуждены всё своё время уделять зарабатыванию средств на существование, а на воспитание и обучение собственных детей времени у них не остаётся.
  • Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей.
  • Особенности домашнего воспитания. Дети, которым было всё дозволено в домашних условиях, не могут приспособиться к школьной дисциплине.
  • Систематические прогулы занятий.
  • Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского , является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка».
  • Отсутствие возможности индивидуального подхода к личности обучаемого. (см. также Учение с увлечением)
  • Грубое отношение к ученику: чаще всего, недолюбчивыми учителями или злыми матерями, которые, скорее всего, недолюбливают своих детей (чаще всего сыновей). Это и мешает ученикам учиться нормально.

Наследственность

Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса

  • Отставание в развитии от своих сверстников. Таким учащимся трудно соответствовать требованиям, предъявляемым к «среднему» ученику.
  • Слабое здоровье. Хронические заболевания, нарушения зрения, заболевания центральной нервной системы затрудняют адаптацию ученика в школе, снижают мотивацию к повышению успеваемости. Причиной плохих оценок может стать авитаминоз .

Статистика

Данные социологических исследований в России показывают, что учащиеся мужского пола становятся двоечниками почти в 3 раза чаще, чем женского (см. таблицу).

Согласно тем же исследованиям двоечниками чаще всего становятся дети родителей, получивших неполное среднее или только начальное образование. Двоечниками становятся 24 % детей родителей с неполным средним образованием и ниже, 19 % детей родителей со средним образованием, 7 % детей родителей с высшим образованием.

Методы воздействия на двоечников

В качестве методов воздействия на двоечников применяются вызов родителей в школу, отчисление за неуспеваемость.

Для улучшения успеваемости двоечников для них также могут устраивать дополнительные занятия, прикреплять к ним успевающих учеников. В России такая практика была характерна в основном для советских времён.

В педагогике разрабатываются методические подходы, учитывающие индивидуальные особенности, интересы и способности учеников и дающие хорошо учиться каждому. Для их реализации требуются особые усилия со стороны учителя, постоянное внимание, личностный подход к такому ученику. В России внедрение таких подходов реализуется недостаточно.

Иногда кампании по повышению уровня успеваемости и ликвидации такой категории как двоечники проводятся на уровне государственных программ - например, известная программа «No child left behind» в США . В рамках программы школы обязаны предоставлять двоечникам репетиторов .

Двоечники в системе высшего образования

Предполагается, что в высшем учебном заведении двоечники учиться не должны. В России абитуриенты, получившие на вступительном экзамене неудовлетворительную оценку, к дальнейшей сдаче других вступительных экзаменов не допускаются. Если студент высшего учебного заведения получает во время экзаменационной сессии оценку «неудовлетворительно», он обязан в кратчайшие сроки этот экзамен пересдать. При трёх оценках «неудовлетворительно» студента отчисляют из высшего учебного заведения с формулировкой «за академическую неуспеваемость». Студенты, получившие двойку на государственном экзамене или на защите выпускной квалификационной работы, не получают диплом о высшем образовании. Однако у них есть возможность пересдать итоговые аттестационные испытания в срок не менее 3 месяцев и не более 5 лет.

Отношение к двоечникам

Отношение в обществе к двоечникам в целом негативное, некоторые считают их изгоями. Часто образ жизни двоечника ассоциируется с распитием спиртных напитков, курением и употреблением наркотиков.

Кроме того, некоторые педагоги считают, что двоечники в классе необходимы для полноценного развития учащихся всего класса.

Образ двоечника в культуре

Литература

Часто встречается. Для советской литературы был характерен образ «исправившегося двоечника».

  • Двоечник Семен Рыжиков - главный герой рассказов Валентина Постникова «Веселый двоечник».
  • Двоечник Витя Перестукин - главный герой сказки Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков ».
  • В повести советского писателя Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени » ученики-двоечники превращаются в стариков.
  • Двоечник Баранкин - главный герой книги Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!»
  • Витя Малеев и Костя Шишкин - главные герои книги Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».
  • Книга российского писателя Артура Гиваргизова называется «Записки выдающегося двоечника».

Живопись

  • Картина Фёдора Решетникова «Опять двойка? »

Кинематограф

Двоечник - распространённый типаж в кинематографе, мультфильмах и аниме:

  • Двоечник Ганжа - один из главных героев советского телесериала «Большая перемена ».
  • Двоечник Коля - один из главных героев советского мультфильма Бориса Степанцева и Евгения Райковского «Опять двойка ».
  • Двоечник Нобору Йосикава - один из героев аниме-сериала «Крутой учитель Онидзука »
  • Двоечник Анапку из Московского - один из героев Российского мультфильма " Кот и ванна"

Анекдоты

Двоечники, как и отличники, зачастую становятся героями школьных и студенческих анекдотов. Например:

Как у тебя дела в школе, сынок?
- Я с отцом двоечника не разговариваю!

См. также

  • Троечник (Середнячок, Госоценка)
  • Хорошист
  • Отличник
  • Неудачник

Примечания

  1. Двоечник // Толковый словарь русского языка Ушакова.
  2. Хорева Н. А. Причины школьной неуспеваемости // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года
  3. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с - ISBN 5-7695-0878-7
  4. Выбор образовательной стратегии детей: ценности и ресурсы // Фонд «Общественное мнение». - 2003. - 30 марта.
  5. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие . - М.: МИРОС, 2001. - 208 с - ISBN 5-93085-013-5
  6. Жубриянова Р. М. Организация педагогического процесса по повышению качества образования учащихся школ Севера на основе развития индивидуальности ребенка. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - М., 2001.
  7. Мещерякова И. А. Психологические аспекты профилактики неуспешности // Материалы Круглого стола в Северо-западном окружном управлении образования. - М., 2005.
  8. Валишина Л. Н. Психолого-педагогическое обеспечение преодоления неуспешности в учебно-воспитательном процессе . Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - М., 2006.