Организуем правильно учет принятых обязательств. Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях 1с как провести бюджетные и денежные обязательства

Согласно требованиям п. 308 Инструкции № 157н объектами учета, операции с которыми подлежат отражению на счетах Единого плана счетов бухгалтерского учета, в частности, являются:

  1. суммы, утвержденных планом ФХД учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам),
  2. принятые учреждениями обязательства (денежные обязательства).

На счетах 500.хх «Санкционирование расходов экономического субъекта» применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, формируемые по финансовым периодам:

  1. 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»,
  2. 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)»,
  3. 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)»,
  4. 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»,
  5. 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)».

Операции по санкционированию обязательств, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) в предыдущем финансовом году.

Изменения сумм, утвержденных планом ФХД учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) и в принятые учреждениями обязательства (денежные обязательства) отражаются корреспонденциями на соответствующих счетах 500.хх:

  1. при утверждении увеличения показателей - со знаком «плюс»,
  2. при утверждении уменьшения показателей - со знаком «минус».

По завершении текущего финансового года показатели по соответствующим счетам учета утвержденных сметных (плановых) назначений и обязательств (аналитическая группа 10) на следующий год не переносятся. В соответствии с требованиями абз. 1 п. 310 Инструкции № 157н операции по санкционированию обязательств на основании инвентаризации расчетов должны быть сформированы вновь в текущем финансовом году с учетом остатка принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).

Показатели по соответствующим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу в первый рабочий день текущего финансового года:

  1. показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года,
  2. показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года),
  3. показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

После переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов второго года, следующего за очередным, (аналитическая группа 40), обнуляются.

Учет операций по санкционированию осуществляется в Журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов), установленных учреждением, с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета (п. 314 Инструкции № 157н).

Приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» предусмотрена форма Журнала регистрации обязательств (код формы 0504064).

Журнал (ф. 0504064) применяется учреждением для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

В Журнале (ф. 0504064) указываются:

  1. основание для принятия обязательства (денежных обязательств) (наименование, номер и дата документа),
  2. номер счета бухгалтерского учета,
  3. сумма (в рублях, в иностранной валюте),
  4. дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет,
  5. дата снятия с бухгалтерского учета.

По окончании текущего финансового года при наличии неисполненных обязательств (денежных обязательств) в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии Журнала (ф. 0504064) на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению.

Согласно Приложению №5 к приказу Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н форма соответствующего Журнала (ф. 0504064) носит рекомендательный характер, при этом

  • учреждение вправе ввести в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели, изменять расположение и порядок следования как регламентированных, так и дополнительно добавленных реквизитов,
  • удаление отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом № 52н, не допускается.

В рамках учетной политики в отношении операций по санкционированию расходов учреждению необходимо утвердить:

  1. порядок документооборота, в том числе при принятии и исполнении денежных обязательств,
  2. формы и порядок применения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы,
  3. дополнительные реквизиты (при необходимости), вносимые в формы унифицированных первичных документов и регистров бухгалтерского учета,
  4. порядок вывода на бумажные носители электронных форм документов и регистров,
  5. порядок хранения и предоставления электронных первичных и сводных документов, регистров бухгалтерского учета,
  6. порядок формирования регистров бухгалтерского учета на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронно-цифровую подпись (при наличии технической возможности).

В случае, если учреждение принимает решение использовать дополнительные регистры бухгалтерского учета в части систематизации операций по санкционированию расходов, их форма должна быть разработана в соответствии с требованиями п. 11 Инструкции № 157н, согласно которому неунифицированные формы регистров должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование регистра,
  • наименование субъекта учета, составившего регистр,
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр,
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета,
  • величина денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения,
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра,
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Учет принятых обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Обязательства учреждения - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения, предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения.

Таблица 1

Факт хозяйственной жизни

Документ-основание принятия обязательства

1.Поставка товаров, работ, услуг.

Подписанный и скрепленный печатью договор, государственный контракт, муниципальный контракт.

2.Заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда.

3. Выдача денежных средств в подотчет.

4.Налоги, сборы, пошлины, пени, штрафы, иные платежи.

Бухгалтерская справка, исполнительный лист, судебный приказ, регистры налогового учета, иные первичные документы.

Таблица 2

Для хранения перечня договоров, государственных и муниципальных контрактов, а также иных оснований возникновения обязательств (исполнительных листов, приказов руководителя и т.д.) предназначен справочник «Договоры и иные основания возникновения обязательств». Справочник можно открыть по соответствующей ссылке на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование» (Рис.1). В справочнике предусмотрена возможность быстрого отбора по реквизитам «Организация», «Контрагент» и «Актуальность».

Для договоров с поставщиками в реквизите «Вид договора» должно быть установлено значение «С поставщиком». Кроме того, мы рекомендуем для этого типа договоров устанавливать флаг «Учет предмета договора» для корректного формирования отчета «Реестр закупок» (Рис.2).


Реквизит «Вид обязательства» представляет собой элемент справочника «Виды первичных документов», который заполняется пользователем вручную. При установленном флаге «Контроль заполнения рабочего наименования» наименование договора формируется автоматически на основании данных, введенных в поля «Вид обязательства», «от:» и «№». Флаг «Заключается по результатам конкурсных процедур» устанавливается, если обязательство принимается путем проведения конкурсных процедур (будет рассмотрено в разделе 5.Учет обязательств, принимаемых путем проведения конкурсных процедур, в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.).

Для регистрации в программе самого факта принятия обязательств учреждения предназначен документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам». Документ можно ввести из карточки договора по кнопке «Создать на основании» (Рис.3).


Заполненный документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлен на Рис. 4. На закладке «Внебюджетные средства» следует указать перечень товаров, работ, услуг с расшифровкой по кодам бюджетной классификации, которые должны быть поставлены согласно данного договора. Назначение реквизита «В т. ч. безусловно» будет разъяснено нами в разделе «Учет денежных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0»


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.5.


Обратим внимание на то, что из правильно заполненного и проведенного документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» впоследствии можно будет ввести документ «Поступление МЗ» для оприходования поступивших в учреждение материальных запасов (Рис.6).


В случае принятия всех прочих обязательств (кроме поставки товаров, работ, услуг) карточку договора рекомендовано заполнять так, как по казано на Рис.7, выбирая в реквизите «Вид договора» значение «Иное основание обязательства». Состав реквизитов карточки договора при этом изменяется, в частности становятся недоступными реквизиты «Контрагент», «Счет контрагента» и другие.


Введенный на основании документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» для иных оснований возникновения обязательств будет выглядеть так, как показано на Рис.8, в частности, в табличной части документа будет отсутствовать графа «Номенклатура».


В случае, если в реквизите «Вид договора» установлено значение «С поставщиком», из журнала документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» по кнопке «Печать» можно распечатать «Сведения о бюджетном обязательстве ф.0506101» (Рис.9).


Учет обязательств, принимаемых путем проведения конкурсных процедур, в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Принимаемые обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Таблица 3

Для регистрации в программе факта размещения заказа на поставку товаров, работ, услуг карточку договора необходимо заполнить так, как это показано на Рис. 10, т. е. для вида договора «С поставщиком» необходимо установить флаги «Учет предмета договора» и «Заключается по результатам конкурсных процедур». На этом этапе работы реквизиты «Контрагент» и «Счет контрагента» становятся не доступными, поскольку поставщик пока не известен.


Введенный на основании карточки договора документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлен на Рис.11.


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.12.


На Рис.13 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» (ссылка «1С-отчетность» на панели навигации раздела «Учет и отчетность»).


После того, как государственный (муниципальный) контракт заключен, необходимо вернуться в карточку договора, установить флаг «Конкурсные процедуры завершены», установить переключатель в положение «Заключением договора», а так же указать в поле «Контрагент» поставщика, указать дату и номер государственного (муниципального) контракта (Рис.14).


Для корректного формирования отчета «Реестр контрактов» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») и печатной формы Сведений о заключенном контракте согласно Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2014 г. N 18н в карточке договора необходимо дополнительно заполнить закладку «Характеристики», содержащую дополнительные сведения о государственном (муниципальном) контракте (Рис.15).


На основании отредактированной таким образом карточки договора необходимо ввести еще один документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (Рис.16). В нашем примере итоговая цена контракта на 50 000 руб. меньше первоначальной цены. В графу «Всего:» итоговую сумму контракта необходимо внести вручную, сумма в графе «Изменения» будет рассчитана автоматически. Графа «До изменений:» редактированию не подлежит.


На закладке «Дополнительно» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» можно заполнить ряд дополнительных сведений о государственном (муниципальном) контракте для корректного формирования печатной формы Сведений о заключенном контракте согласно Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2014 г. N 18н (Рис.17).


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.18.


Отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» при этом будет иметь следующий вид (ссылка «1С-отчетность» на панели навигации раздела «Учет и отчетность») (Рис.19).


Замечание. В графе 6 «Принятые обязательства - Всего» сумма 500 000 руб. в нашем примере складывается из итоговой суммы контракта 450 000 руб. и заключенного договора с единственным поставщиком на сумму 50 000 руб., рассмотренного нами выше.

Из журнала документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» по кнопке «Печать» можно распечатать «Сведения о контракте (приказ 18н)» (Рис. 20).


Сформируем отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») (Рис.21).


Сформируем отчет «Результаты конкурсных процедур» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») (Рис.22).



Учет денежных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Основаниями для принятия денежного обязательства являются:

  1. при поставке товаров - накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура,
  2. при выполнении работ, оказании услуг - акт выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура,
  3. исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ),
  4. иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Министерства финансов РФ.

Не требуют документа-основания обязательства, связанные с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений - подотчетные средства, заработная плата, взносы на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, налоги.

Денежные обязательства по авансовым платежам возникают из условий договора, государственного (муниципального) контракта.

При расчетах с подотчетными лицами денежные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем письменных заявлений подотчетного лица с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

Таблица 4

Факт хозяйственной жизни

Документ-основание принятия денежного обязательства

1.Поставка товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Счет, товарная накладная, акт приемки-передачи, акт выполненных работ, счет-фактура.

2. Заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда.

Расчетные ведомости, приказы руководителей, регистры налогового учета.

3. Налоги, сборы, пошлины, взносы, иные выплаты, пени штрафы.

Бухгалтерская справка, исполнительный лист, судебный приказ, регистры налогового учета.

4. Выдача денежных средств в подотчет.

Утвержденное руководителем письменное заявление работника на выдачу в подотчет. На основании утвержденного руководителем авансового отчета принятое обязательство нужно откорректировать на суммы выданного перерасхода либо возвращенного остатка.

5. Авансы контрагентам.

Договор, государственный (муниципальный) контракт, предусматривающий аванс.

Таблица 5

В программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0 бухгалтерские операции по принятию денежных обязательств включены в документы оприходования товаров, работ, услуг, начисления заработной платы, т. е. в документы «Поступление МЗ», «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Отражение зарплаты в учете».

Отметим, что документ «Поступление МЗ» можно ввести на основании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» нажатием кнопки «Ввести на основании» (Рис.25).


Для того, чтобы документ «Поступление МЗ» сделал бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства на закладке «Бухгалтерская операция» документа необходимо установить флаг «Принять денежное обязательство» и указать раздел лицевого счета бюджетного учреждения либо отдельного лицевого счета бюджетного учреждения (Рис.26).


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.27.


Аналогичным образом принимаются денежные обязательства в случае документов «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Отражение зарплаты в учете». Заметим, что в вышеперечисленных документах при выборе типовой операции «Поступление от подотчетных лиц» нет возможности сформировать бухгалтерские записи по принятию денежных обязательств.

При перечислении подотчетных сумм бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства формируются документом «Заявление на выдачу аванса», расположенным на панели навигации раздела «Денежные средства».

Напомним, что в момент подписания руководителем заявления подотчетного лица на выдачу в подотчет необходимо зарегистрировать и принятое обязательство документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (см. выше). В поле «Обязательство» документа «Заявление на выдачу аванса» необходимо указать тот же самый элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств», который был указан в поле «Договор» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» для корректного формирования регламентированного регистра Журнал регистрации обязательств ф.0504064.

Заполненный документ «Заявление на выдачу аванса» представлен на Рис.28.


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.29.


На основании заполненного и проведенного документа «Заявление на выдачу аванса» можно ввести документ «Авансовый отчет» (Рис.30).


На Рис.31 представлена закладка «Израсходовано» документа «Авансовый отчет», которым подотчетное лицо отчиталось на сумму, меньшую, чем была указана в заявлении.

Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.32. Обратим внимание, что программа автоматически уменьшила сумму принятого денежного обязательства на остаток подотчетной суммы, не израсходованной подотчетным лицом. Проводка по корректировке принятого денежного обязательства будет сформирована документом «Авансовый отчет» только в том случае, если он будет введен на основании документа «Заявление на выдачу аванса».


Отметим, что принятое обязательство необходимо будет откорректировать вручную. Для этого на основании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» необходимо ввести новый экземпляр документа такого же вида и отредактировать его так, как показано на Рис.33.


В графу «Всего:» сумму авансового отчета необходимо внести вручную, сумма в графе «Изменения» будет рассчитана автоматически. Графа «До изменений:» редактированию не подлежит. Бухгалтерские записи документа представлены на Рис. 34.


В случае, когда договором (государственным, муниципальным контрактом), предусмотрен аванс, денежное обязательство должно быть принято на сумму авансового платежа в момент регистрации расходного обязательства документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам». Для этого в документе «Регистрация обязательств и сведений по договорам» на закладке «Внебюджетные средства» необходимо указать сумму аванса в поле «В т.ч. безусловно», а на закладке «Бухгалтерская операция» установить флаг «Принять денежные обязательства для безусловных обязательств текущего года» (Рис.35, Рис.36).



Бухгалтерские записи документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлены на Рис.37.


Кроме того, в документах «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Поступление МЗ» в случае наличия бухгалтерской записи по зачету выплаченного контрагенту аванса сумма принятого денежного обязательства будет уменьшена на сумму зачтенного аванса. На Рис.38 представлены бухгалтерские записи документа «Поступление ОС, НМА, НПА», иллюстрирующего описанную ситуацию.


Принимать денежное обязательство вместе с обязательством учреждения удобно также в случае, когда начисление кредиторской задолженности выполняется документом «Операция (бухгалтерская)», для которого отсутствует механизм автоматического формирования проводок по принятию денежных обязательств. Это актуально, например, при начислении некоторых налогов, штрафов, пеней и т.д. В этом случае в поле «В т.ч. безусловно» на закладке «Внебюджетные средства» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» необходимо указать всю сумму принимаемого обязательства.

Сформируем отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» (Рис.39). Отметим, что в графы «Не исполнено обязательств» и «Не исполнено денежных обязательств» попадают суммы, по которым не прошёл кассовый расход.


Сформируем регламентированный регистр «Журнал регистрации обязательств ф.0504064», который можно открыть по ссылке «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование». Сформированный отчет представлен на Рис.40.


Учет отложенных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Отложенные обязательства - обязательства со сроками исполнения за пределами трехлетнего планового периода, точную величину и (или) время исполнения которых определить невозможно.

Согласно Письму Минфина РФ от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 одновременно с отражением в бухгалтерском учете начисленных резервов следует сформировать бухгалтерские записи по принятию отложенных обязательств.

Отложенных обязательств возникают при формировании следующих видов резервов:

  1. по оплате отпусков за фактически отработанное время и по компенсациям за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении,
  2. по соответствующим страховым взносам на выплаты отпускных,
  3. по обязательствам, оспариваемым в судебном порядке,
  4. по расходам на планируемые организационно-штатные мероприятия,
  5. по обязательствам, по которым отсутствуют первичные документы.

Отложенные обязательства отражаются в учете на основе оценочных значений. Пример определения оценочного значения по резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время приведен в письме Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

Резерв на оплату отпусков может рассчитываться тремя способами:

  1. персонифицировано по каждому сотруднику,
  2. по учреждению в целом,
  3. по отдельным категориям сотрудников (группам персонала).

Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков.

Конкретный перечень резервов, а также порядок и сроки их формирования устанавливаются учреждением в рамках учетной политики.

Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года), исходя из данных количества дней неиспользованного отпуска по сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой. Наиболее правильным представляется ежемесячное определение оценочных резервов. Однако учреждение может установить и иной, наиболее приемлемый для себя период.

При инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности суммы резервов могут быть скорректированы в порядке, установленном учетной политикой.

Согласно письму Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 учреждение начисляет резерв для оплаты отпусков следующими бухгалтерскими записями.

Таблица 6

Примечание. В отличие от письма Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 в п. 167 Инструкции № 174н и п. 196 Инструкции № 183н предусмотрено принятие текущего обязательства за счет принятого ранее отложенного обязательства корреспонденцией Д502.99 К 502.11.

При использовании такой корреспонденции на счете 506.99 накапливаются суммы отложенных обязательств, поэтому целесообразно воспользоваться схемой корреспонденций, предложенной в письме Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

В программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0 принятие отложенного обязательства и уменьшение ранее учтенного отложенного обязательства отражается документом «Операция (бухгалтерская)». На Рис. 41 представлен документ «Операция (введенная вручную)» по принятию отложенного обязательства в сумме начисленного резерва по оплате отпусков и начислений на выплаты отпускных.


На Рис.42 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» с автоматически заполненным разделом 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего».


На Рис.43 представлен документ «Операция (введенная вручную)» по уменьшению отложенного обязательства на сумму начисленных за счет резерва отпускных и соответствующих начислений в фонды.


Операция по принятию обязательства текущего года (2 строка таблицы) отражается документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (Рис.44).


На Рис.45 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения», сформированный после корректировки отложенного обязательства и принятия обязательства текущего финансового года.

С 01.01.2011 все государственные (муниципальные) учреждения независимо от их типа (казенные, бюджетные и автономные) должны вести учет не только бюджетных, но и денежных обязательств. Причем, если с бюджетными обязательствами все более или менее ясно, то по денежным пока еще больше вопросов, чем ответов. Так в чем же между ними разница, и как вести их учет и отражать в программе « »?

Бюджетное обязательство возникает на основании, например, хозяйственного договора, заключенного государственным учреждением и другой организацией и отражает планируемые расходы на определенный срок в пределах утвержденных лимитов. Денежное же обязательство, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, - это «обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения». Из вышесказанного следует, что такое обязательство надо ставить на учет, когда по условиям договора мы уже должны уплатить какую-то сумму. Также из этого видно, что денежные, как и бюджетные, обязательства могут возникать как при расчетах с физическими и юридическими лицами, так и с бюджетом. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1.

7 июля школа заключает договор с подрядчиком на ремонт помещения столовой на общую сумму в 250 тыс. руб. По условиям договора в течение 7-ми дней с момента подписания требуется заплатить аванс в размере 30% от суммы договора, что и было сделано 10 июля. А 31 июля ремонтные работы были приняты по акту, подрядчику был перечислен остаток средств в окончательный расчет. В такой ситуации отражение в учете может быть таким:

7 июля принято бюджетное обязательство текущего года на сумму договора (250 тыс. руб.):

Дебет КРБ 1 50113 225 - Кредит КРБ 1 50211 225;

10 июля принято денежное обязательство текущего финансового года по уплате аванса на сумму 75 тыс. руб.:

Дебет КРБ 1 50211 225 - Кредит КРБ 1 50212 225;

31 июля принято денежное обязательство текущего финансового года по уплате остатка суммы договора 175 тыс. руб. согласно акту выполненных работ:

Дебет КРБ 1 50211 225 - Кредит КРБ 1 50212 225.

Бюджетные и денежные обязательства тесно связаны друг с другом, и обычно денежные возникают уже после принятия бюджетных, но в учетной политике учреждения может быть закреплен и иной порядок их следования. Яркий пример этого – учет обязательств по зарплате и налогам.

Пример 2.

Заработная плата преподавателям и сотрудникам школы выплачивается 2 раза в месяц: 26-го числа - аванс за текущий месяц и 10-го числа - подсчет за предыдущий. Отражение в учете:

26 июля принято денежное обязательство текущего года на сумму аванса за первую половину месяца - 200 тыс. руб.:

Дебет КРБ 1 50211 211 - Кредит КРБ 1 50212 211;

31 июля (момент начисления зарплаты) принято бюджетное обязательство текущего финансового года по заработной плате за месяц на сумму 500 тыс. руб.:

Дебет КРБ 1 50113 211 - Кредит КРБ 1 50211 211;

31 июля же принято денежное обязательство текущего финансового года по уплате остатка суммы заработной платы в 300 тыс. руб.:

Дебет КРБ 1 50211 211 - Кредит КРБ 1 50212 211.

Денежные обязательства по расчетам с бюджетом, а также по разовым закупкам материалов, основных средств или услуг возникают в момент начисления кредиторской задолженности, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. И, конечно же, любые обязательства могут быть приняты только в пределах утвержденных на год лимитов.

В конфигурации «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 » учет денежных обязательств реализован в виде специального документа (начиная с релиза 1.0.5.2). Он доступен для самостоятельного заполнения в журнале «Поставленные на учет обязательства», например, в случае выдачи средств под отчет или при начислении зарплаты и налогов. Кроме того, в отличие от документа «Принятое бюджетное обязательство», документы по регистрации денежных обязательств можно ввести на основании документов о покупке материалов, основных средств или услуг. Заполнение его мало чем отличается от документа «Принятое бюджетное обязательство»; сумма регистрируется только на текущий финансовый год.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.


Комментарии

RU, Нижний Новгород

Информационные технологии

Фирма Лад является старейшей фирмой в Нижнем Новгороде, занимающейся автоматизацией учета на базе системы программ 1С:Предприятие.

Старейшей, но вовсе не старой! Мы молоды как никогда и полны идей! Все наши усилия нацелены на то, чтобы Вы, наши уважаемые клиенты, работая с нами, чувствовали себя уверенными и удовлетворенными. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что мы добились немалых успехов и очень во многом были первыми.

Фирма Лад первая в городе стала партнером фирмы 1C.

Мы одними из первых открыли курсы обучения работе с программами 1С. Методика обучения, разработанная преподавателями, уникальна и уже, как говорится, пошла широкими шагами по стране. По данной методике преподают в Екатеринбурге, Челябинске, Владимире, Москве, Южно-Сахалинске и Северодонецке.

Фирма Лад первая в городе стала проводить Единые семинары серьезное подспорье бухгалтерам.

Фирма Лад первая в 1999 году стала выпускать свою газету "В ЛАДу с бухгалтерией" в помощь пользователям программ 1C. В 2002 году наш ежемесячник значительно увеличил тираж за счет совместного издания с газетой "АУДИТОРиЯ".

Именно в нашей фирме впервые возникла идея открыть специализированный Салон "Все для Бухгалтера", где можно приобрести различное программное обеспечение и методическую литературу. А в 2009 г. появилась уже целая сеть из 9 Салонов, которые расположены в каждом районе города Нижнего Новгорода.

Среди 1С:Франчайзи в Нижегородском регионе Фирма Лад первая в 2004 году сертифицировалась по системе качества ISO 9001-2000.

Наша фирма первой получила статус "Центр компетенции по бюджетному учету" в Нижегородской области.

И также первая в нашем регионе имеет статус "Центра компетенции по образованию".

Мы являемся “Центром компетенции по производству” и “ Центром компетенции по строительству” и осуществляем комплексную автоматизацию предприятий на базе программных продуктов системы “1C:Предприятие 8”.

На сегодняшний день нами реализовано более 30 проектов на предприятиях различных отраслей, в числе наших клиентов ОАО “Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект»”, Холдинг СИБУР, ОАО «Нижегородагроснаб», ООО “СТ Нижегородец”, ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» и др.

С 2009 г. Фирма Лад не только продает и внедряет программы 1С, наши опыт и знания позволяют разрабатывать собственные типовые решения на платформе “1C:Предприятие 8”. Разработка типовых решений позволяет нашему бизнесу выйти за пределы Нижегородской области. Наши программы для бюджетирования с успехом используют в Москве, Казани, Челябинске и других городах России.

Кроме программ мы продаем вычислительную и оргтехнику, оказываем услуги по обслуживанию компьютерной техники и программного обеспечения, прокладываем локальные сети.

В 2002 году произошло объединение с ООО "Аудит и право" и теперь наши возможности многократно возросли, что в первую очередь сказалось на качестве обслуживания клиентов.

На сегодняшний день Фирма Лад - это более 5,5 тыс. клиентов, высокое качество работы, крупный штат сертифицированных специалистов, комплексный подход к обслуживанию клиентов, который обеспечивается широким спектром предоставляемых услуг фирмами-членами Группы Компаний Лад.


1. Размещение заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг

При объявлении конкурсной процедуры на основании извещения о проведении конкурса, торгов, запроса котировок необходимо создать новый элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств» (меню «Расчеты» ) на предполагаемую сумму будущего договора (контракта). Сумма договора (контракта) в результате конкурсных процедур может измениться. (рис.1)

Сведения о контрагенте (поставщике) не указываются, т.к. конкурсные процедуры еще не завершены, победитель (поставщик) пока не определен. (Рис.2)



В момент размещения извещения о конкурсной процедуре регистрируется обязательство по начальной (максимальной) цене договора (контракта). По созданному в программе договору вводится План-график финансирования обязательства (закладка План финансирования/Сроки,суммы), (рис.3)

В Плане-графике финансирования обязательства указывается максимальная цена договора (контракта), срок исполнения. В табличную часть вводятся данные о периоде платежа, КФО, КПС, КЭК, предмете договора (номенклатура), количестве, цене и сумме.

По кнопке «Ввести на основании» создается документ «Принятое обязательство» - для бюджетных и автономных учреждений и «Принятое бюджетное обязательство» - для казенных учреждений. (рис.4)

Рис.4

Вид операции в созданном документе необходимо выбрать «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры)» , рис.5

Этот документ будет полностью заполнен на основании Плана-графика, необходимо будет только заполнить данные о лицевом счете на вкладке «Реквизиты обязательства». В этом документе указана начальная (максимальная) цена договора (контракта).

Конкурсные процедуры - это процесс выявления победителя по предоставлению услуг и поставке товара. Такие процедуры могут быть закончены выявлением победителя или конкурсные процедуры завершились без победителя. В свою очередь, если победитель определен, то здесь возможны два варианта: начальная (максимальная) цена договора (контракта) осталась прежней или торги закончились экономией (снижением цены). Рассмотрим все варианты.

Рис.5

2. Принятие обязательства по результатам конкурсной процедуры

После окончания конкурсной процедуры, возвращаемся к созданному нами документу «Договор»(извещение). Заполняем в нем все данные, которые стали известны после заключения договора (контракта): наименование поставщика (контрагента), вид обязательства (договор, №, дата), (рис.6)

Рис.6

Если в результате конкурсных процедур цена контракта не меняется, то на основании откорректированного договора (заполнили данные о поставщике и договоре) вводим документ «Принятое обязательство» с видом операции «Принятие обязательства по завершению конкурсных процедур». План-график не меняем.

Если по результатам конкурсных процедур, договор заключен с экономией, открываем договор, по кнопке «Изменить план-график финансирования обязательства» датой подписания договора вносятся изменения в План-график. В новом документе в графе «Изменения» вносится сумма изменения со знаком минус. (рис.7)

Рис.7

После внесения изменений в на основании договора вводится документ «Принятое обязательство» с видом операции «Принятие обязательства по завершению конкурсных процедур». (рис.8)

Для отражения суммы экономии, которая получилась в результате конкурсных процедур, на основании договора вводится еще один документ «Принятое обязательство» с видом операции «Экономия по результатам конкурсных процедур». (рис.9)

Если в результате конкурсных процедур победитель не выявлен и конкурсные процедуры завершены отказом от заключения договора, необходимо вернуться в карточку договора, изменить План-график финансирования обязательств . В новом документе в графе Изменения внести данные по сумме и количеству со знаком «минус», чтобы значения план-графика обнулились. После внесения изменений в План-график, ввести принятое обязательство с видом операции «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры») . На закладке суммы обязательства автоматически заполнится сумма с «минусом». Все данные отсторнируются.

Согласно Приказа Минфина России № 52н от 30.03.2015 учет операций по принятым обязательствам ведется в Журнале регистрации обязательств по ф.0504064 (Бухгалтерский учет - Регламентированные регистры бухгалтерского учета ) Рис.11

Рис.11

Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.

Учет принятых денежных обязательств

1С: Предприниматель 8

Программа "1С:Предприниматель 8" - создана для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями ИП, ЧП, ПБОЮЛ. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).


1С: Предприятие 8 Лицензии.

При необходимости работать с программой 1С более чем на одном компьютере (это может быть локальная сеть), а также при работе в одной базе 1С, возникает необходимость купить лицензии 1С. Лицензии 1С - это дополнительные ключи защиты программ 1С, которые покупаются отдельно и дают право пользоваться на несколько компьютеров.


с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162 , п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов - оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 "Обязательства" (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н .

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом "Красное сторно" на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование - это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219 , п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н . Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ , порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ .

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 140 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства".
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 141 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.