Перечислить роли и статусы детей. Роли в семье. Социальная роль ребенка в семье

Тематика подборки: Статусы и роли детей примеры. Вы тоже в детстве бегали по квартирам, звонили в звонок… и убегали?

Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко. Туве Янссон «Все о муми-троллях»

На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники. Марк Туллий Цицерон

Я думаю, что, если бы нами руководили женщины и дети, мы бы чего-то достигли. Джеймс Тербер

Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей

Ничто не удивляет, когда удивляет все: такова особенность ребенка. А. Ривароль

Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем. Г. Лихтенберг

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. В. А. Сухомлинский

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. А. С. Макаренко

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Д. Локк

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. Ж.-Ж. Руссо

Мысли тоже рождаются, как живые дети, и их тоже долго вынашивают, прежде чем выпустить в свет. Михаил Михайлович Пришвин

В детстве я был настоящим вундеркиндом: в 3 года у меня был такой же уровень интеллекта, как и сейчас.

Не может любая земля родить любое растение. Марк Туллий Цицерон

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. Карл Маркс

Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет. И. Гёте

Всё, что ни происходит, — к лучшему, к тому, чтобы жить было интересней и счастливей. Ну и живи: не оглядывайся, не задумывайся мысли Павла, сына Дарьи Прощание с Матёрой автор Валентин Распутин

Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. Марина Цветаева

Воспитание — высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно. Р. Киплинг

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? А.С. Макаренко

Воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Н. К. Крупская

Цель обеда есть питание и цель супружества — семья. Если цель обеда — питание тела, то тот, кто съест вдруг два обеда, достигает, может быть, большого удовольствия, но не достигает цели, ибо оба обеда не переварятся желудком. Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи. Лев Николаевич Толстой

Мам, мам! А почему меня все бульдозером называют?! — Захлопни пасть, мебель поцарапаешь!

Страсть ослепляет самые уравновешенные умы. Александр Дюма-отец

Он ничего не понимает в женщинах: дамам из общества он предлагает деньги, а продажным женщинам посвящает стихи. И что самое удивительное — всегда имеет успех. Курт Тухольский

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, это научить их любить себя. Луиза Хей

Сходишь на родительское собрание и полночи думаешь: Как же мы учились? Без кулеров, без жалюзи…

Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Феликс Адлер

Учитесь любить как в детстве — просто так И не ожидая ничего.

Не стоит в супружестве использовать Слово Бога, как кляп.

Домохозяйки, которые все время теряют или забывают, куда положили свои ключи, — это, как правило, женщины, никак не желающие смириться со своей ролью домохозяйки. Альфред Адлер

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. У. Чэннинг

Семья — это малое предприятие, работающее по госзаказу и поставляющее государству рабочую силу и солдат. Н. Козлов

Великий секрет воспитания — в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом — одни от других. Жан Жак Руссо

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А.С. Макаренко

Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими. А. Моруа

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья — это кристалл общества. Виктор Мари Гюго

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег

Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть. Воспитание мужчины или женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры. Джордж Бернард Шоу

Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни. К.Д. Ушинский

Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывет с компасом! А это дело воспитания. Н. М. Карамзин

Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти: и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом. Д. Локк

Легче понести песок и соль и глыбу железа, нежели человека бессмысленного. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Педагог — это инженер человеческих душ. М. И. Калинин

Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. М. Горький

Вы тоже в детстве бегали по квартирам, звонили в звонок… и убегали?

Если строгость и приводит к исцелению от скверной наклонности, то этот результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего и более опасного недуга душевной пришибленности. Д. Локк

Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. В. И. Ленин

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек. Эпиктет

Создатель объединил весь род человеческий цепью любви. Я часто думаю, что нет на свете такого человека, который никогда бы не испытывал к другому человеку добрые чувства и сам не пользовался чьей-то добротой; ибо все мы — единая семья, идущая от Адама. Уильям Теккерей

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Аристотель

Ребенок ненавидит того, кто бьет. В. А. Сухомлинский

Воспитание и только воспитание — цель школы. И. Песталоцци

Я вышла замуж за того мужчину, с кем впервые поцеловалась. Когда я рассказываю это своим детям, они просто теряют дар речи. Барбара Буш

Семья начинается с детей. Александр Герцен

Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье — прибежище. Аристотель

Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью. Конфуций

Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд. Демокрит

Перед собранием старших не многословь и не повторяй слова в прошении твоем. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Мы можем побрататься одной кровью, но это не сделает нас родней.

Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется ни каким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. Николай Бердяев — Статусы и роли детей примеры.

Если хочешь испортить человека, начни его перевоспитывать.

Простого, неотесанного человека можно перевоспитать, но человек, мнящий себя утонченным, неисправим. У. Гэзлитт

Семья, как социальный объект, является своеобразной организацией со своим набором статусов и ролей.

Определение «статус» дает сведения о позиции, которую человек занимает в обществе, а определение «роли» − определенную модель поведения.

Хотим мы этого или нет, но любой человек в семье имеет свою роль и статус, что подразумевает определенны обязанности и требования от других членов семьи

Семье, как объединению близких людей, характерны парный роли и статусы.

  • Статус «муж-жена». Это супружеский статус, закрепленный выданным в ЗАГСе свидетельством о браке.
  • Родительско-детский статус. Это статус между родителем и ребенком, например, «мать-дочь».
  • Детские статусы. Например, «брат-сестра».
  • Статус рода «бабушка-внук», «тетя-племянник».

Перечисленные статусы не могут быть не парными, ведь не может быть статуса «мать-дочь» в отсутствии ребенка, так же не может быть статуса «муж-жена», в отсутствии, например, мужа.

К сожалению, в некоторых случаях мужчине приходится брать на себя роль жены-готовить обеды, воспитывать детей, но заменить женщину полностью он не может. Или же при разводе, женщине приходится брать на себя часть функций, выполняемых мужчиной, но так же, заменить отца она не в силах. Нередко скандалы и разногласия в семье происходят по причине неправильной роли одного из супругов. Это искажает семейную систему, делает ее уязвимой и неустойчивой, поэтому очень важно придерживаться своих ролей.

Взрослый выполняет роль ребенка . Очень странно наблюдать за семьями, где жена постоянно выполняет роль маленькой несостоявшейся девочки. Муж, соответственно, принимает роль ее родителя−потакает ее капризам, успокаивает, поднимает настроение, и всячески показывает свое попечительство над ней.

Еще более странно видеть картину, где мужчина занял роль ребенка, а женщина роль его матери. В настоящее время все чаще встречаются такие браки, котрые больше похожи на усыновление. Безусловно, некоторые женщины сами доводят семью до такого состояния, у некоторых просто в характере непреодолимое желание взять кого-то под свое крыло, ограждать от бурь и напастей, вобщем, всячески опекать.

А бывает и в мужчине таится «больная» потребность в материнской поддержке, которую он находит в женщине. Но подумайте сами, в семье мужчина−стержень, глава семьи, а что же будет, если он станет полностью инфантильным и неспособным как обеспечивать семейство, так и принимать верные решения?

Ребенок берет на себя роль взрослого. Такие ситуации вероятнее всего появляются с рождением младшего ребенка. Старший берет на себя роль взрослого, в меру сил ухаживает за малышом, учит его различать цвета и рисовать, читать и писать прописи. Если это позволяют родители, которые, безусловно, большую часть забот о ребенке берут на себя, то эта ситуация не такая уж и плохая.

Что плохого в том, что дети становятся ближе друг к другу, разговаривают, вместе проводят время, вместе учатся познавать мир. Укрепление братских отношений безусловно благотворно повлияют на внутрисемейные отношения. Другое дело, когда старший ребенок (обычно, парень), при разводе родителей берет на себя роль мужчины и добытчика в доме.

В такой ситуации мы наблюдаем палку о двух концах. Безусловно, очень хорошо, что у парня просыпается ответственность не только за себя, но и за семью. Это хорошая школа жизни, в которой мальчик становится настоящим мужчиной. К негативным сторонам можно отнести то, что раннее взросление может повлечь за собой такие неприятности, как разочарование в семейной жизни, или же усталость от возложенных на него забот, которая может перенестись как на созданную им семью, так и на будущее в целом.

Эрзац родителя. Этот термин означает возложение на себя обязанностей родителя бабушкой, дедушкой, или, например, няней. Безусловно, в каждой семье возможна своя ситуация и свое видение этой роли. Для некоторых родителей карьера−основная цель в жизни, а ребенок может расти и без их участия.

Тут некоторые нанимают сиделок и нянь, а некоторые заручаются поддержкой родственников−бабушек и дедушек. А бывают и иные ситуации−бабушка, например, сама берет на себя излишние обязательства по уходу за малышом, не смотря на сопротивления матери.

В настоящее время, как это ни тяжело говорить, многие выполняют не свою роль в семье. Стоит спокойно проанализировать и разобраться, происходит это специально, и вы полностью контролируете процесс, или же это меры вынужденные, или же вам эту роль навязали.

Следует помнить, что выполнение не своей роли, к сожалению, наносит неизгладимый отпечаток на психике как ребенка, так и взрослого. Так же, неправильные роли могут повлечь за собой разлады и конфликты в семье. Поэтому важно вовремя остановить себя, и разобрать, а ту ли нишу вы заняли.

Итак, вы разобрали все по косточкам, и в ходе выяснили, что роль, занимаемая вами в семье, не ваша. Несомненно, вы должны принять определенные меры. Какими же должны быть дальнейшие действия?

  • Определите причину, по которой вы оказались в данной роли. Подумайте, как это произошло, это вынужденная мера, или навязанная вам со стороны?
  • Оцените положительные и отрицательные стороны от занимаемой вами роли. Например, для женщины, живущей с алкоголиком, несомненным минусом является то, что ее мужчина больше не глава семьи, он наносит ей вред и урон. А возможный плюс для нее−явное превосходство над ним, возможность управлять его действиями.
  • Подумайте, если вы не будете играть искаженную роль, сможете ли вы получать то, что получаете от нынешней.
  • Постарайтесь изменить свое поведение и занимаемую нишу в семье. Безусловно, прежде, чем это сделать, необходимо провести глобальный анализ ситуации, найти мотивацию в себе для дальнейшего изменения. Извлеките свои плюсы и минусы из ситуации, всегда помните, что приобретенный вами опыт−это несомненное вложение в будущую жизнь.

В этой статье разобраны основные варианты статусов и ролей. Конечно, возможны нетипичные случаи, которые нужно рассматривать в частности. Если в вашей семье больше нет идиллии, если вы все чаще ссоритесь по пустякам, подумайте, возможно это от того, что в семье вы «не на своем месте», и очень важно осознать это как можно быстрее, пока нет серьезных последствий.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
  • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

  • уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны;
  • способом получения — предписанные или достигнутые;
  • масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;
  • степенью формализации - строго установленные или произвольные;
  • мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

  • «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;
  • «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;
  • «регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Социальный статус

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в , взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

— это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем . Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально -должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека — в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник — студент — молодой специалист — бизнесмен — президент компании — пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранения статусного набора.

Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу — важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальная роль

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли , хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», — пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение , т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всего ролевыми требованиями , которые воплощены в социальных нормах , сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, — прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Характеристики социальной роли

Одна их первых попыток систематизации социальных ролей предпринята Т. Парсонсом и его коллегами (1951). Они полагали, что любая социальная роль описывается четырьмя характеристиками:

Эмоциональность . Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности. Таковыми являются роли врача, медсестры, командира и т. п. Другие эмоциональной сдержанности не требуют. Таковыми являются роли, например, землекопа, каменщика, солдата и т. п.

Способ приобретения . В соответствии с этими признаками роли (как и статусы) делятся на предписанные и приобретенные (сдержанные — несдержанные). Первые роли (пол, возраст, национальность и т. п.) формируются в результате социализации, а вторые (школьника, студента, аспиранта, ученого и т. п.) — в результате собственной активности.

Формализация . Роли делятся на неформальные и формальные. Первые возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов (например, роль неформального лидера, «души компании» и т. п.); вторые — на основе административных и правовых норм (роли депутата, милиционера и т. п.).

Мотивация . Разные роли обусловлены разными потребностями и интересами, так же как одинаковые роли — одинаковыми потребностями. Например, роль президента обусловлена исторической миссией, властолюбием, случайностью рождения. В то же время роли «олигарха», профессора, жены и т. п. могут определяться экономическими мотивами.

Дети как социальная группа

Роль ребенка – это главная роль, с которой человек начинает свою жизнь. Ребенок находится в тесных взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами, родственниками, соседями и друзьями.

Положение детей в обществе, как социальной группы, не всегда можно назвать благополучным, что связано с существованием следующих проблем:

  • отсутствие социально-психологического и социально-экономического благополучия в семье;
  • насилие над детьми;
  • формирование девиантного поведения у детей;
  • негативное отношение к детям;
  • детская бездомность;
  • маргинализация детей.

Для решения этих проблем необходимо выявить факторы, определяющие статус ребенка в семье и обществе, сформированный в процессе семейной социализации и обозначить место ребенка в социальной стратификации общества.

Замечание 1

Дети – это социальная группа, объединяющая индивидов, имеющих общие способности, склонности, взгляды, интересы друг с другом в отношении устойчивых моделей социального взаимодействия. Выполняемые детьми роли объединяют их в социальных отношениях. Вследствие того, что эти отношения достаточно долго, им приписываются качества группы.

Дети являются носителями особой субкультуры или контркультуры – набора уникальных и специфических норм и ценностей.

Дети – стабильная общность, главная проблема которой проявляется в:

  • неравенстве условий стартового потенциала;
  • дифференциации по социальным и возрастным критериям;
  • социальном неравенстве;
  • различных шансах на получение культурных и социальных благ.

Модификации социального статуса детей

Степень прав и свобод ребенка, его социальный статус в семье и обществе обусловливается конкретным этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, культурными, религиозными, этническими и иными традициями. Выделяют несколько разновидностей социальных статусов детей в обществе:

  • подчиненные, зависимые члены общества;
  • не признаются членами общества;
  • будущие члены общества, поэтому обладают «отсроченным» статусом;
  • воспитанники и ученики;
  • развивающиеся личности;
  • равноправные члены социума.

Замечание 2

Ребенок – самодостаточная личность, поэтому его необходимо рассматривать как активного, сознательного субъекта жизнедеятельности. Дети оказывают влияние на экономику и общество; их учеба – это часть общественного разделения труда. Дети накапливают человеческий капитал.

В зависимости от статуса детей и выполняемых им ролей различают четыре группы детей:

  1. Группа населения, которая находится в переходном периоде, основная задача которого – интеграция и социализация детей в обществе. Дети не являются равноправной частью общества, их поступки подвержены эмоциям, импульсивны.
  2. Самая значительная часть населения, их нужды – это высшие нужды в обществе. Так как детьми определяют будущее общества, то им должен принадлежать приоритет.
  3. Дети рассматриваются исключительно с позиций возрастной категории.
  4. Часть общества, имеющая равные права с другими представителями населения, участвующая в организуемой обществом деятельности.

Социальная роль ребенка в семье

Внутрисемейный статус ребенка более высокий, чем социальный.

Дети удовлетворяют потребности родителей различных уровней. У ребенка преобладает желание удовлетворить свои первичные потребности. Родители стремятся ребенку в этом помочь. Как правило, это отношения гармонии и взаимного влечения.

Социальные статусы реализуются через совокупность представлений о родительстве и детях, через функции и роли, выполняемые детьми в процессе социального взаимодействия, через реальные отношения в семьях. В современных семьях у ребенка могут быть различные статусы:

  • зависимого и подчиняемого;
  • принятого и отверженного;
  • автономно-независимого и деспотичного.

Замечание 3

Чем более ребенок от семьи автономен, тем больше в процессе семейной социализации проявляются признаки девиации, тем больше отличий в ценностях младшего и старшего поколений, тем хуже ребенок усваивает необходимые знания, нормы, образцы поведения.

Дети – та часть населения, которая особо нуждается во внимании родителей, широкой общественности, науки.

Набор социальных ролей очень велик, и в каждый момент времени мы находимся в той или иной роли, иногда мы исполняем несколько ролей одновременно.

Для начала, важно разделить понятие роли и статуса.

Статус – это та позиция, которую мы занимаем в обществе,

Роль – это модель поведения, способ взаимодействия, которые мы используем в отношениях.

Например, при разводе, маме приходится брать на себя мужские функции по воспитанию детей, и в какой-то мере, выполнять мужскую роль, но стать отцом она не может, и никогда не будет в статусе отца для ребёнка. Или в отношениях без брака (гражданский брак), мы играем роль мужа и жены, но оставляем за собой статус партнёра (одна из студенток в таких отношениях своего партнёра называла «мой внебрачный муж»)

Основные статусы в семье – парные статусы:

  • Супружеские — Муж-Жена
  • Детско-родительские — Отец-Дочь, Отец-Сын, Мать-Дочь, Мать-Сын
  • Детские – Брат-Брат, Брат-Сестра, Сестра-Сестра
  • Статусы относительно рода – бабушка-внук, дедушка-внук…

Эти статусы всегда парные, невозможно быть женой, при отсутствии мужа, или братом, при отсутствии сестры (брата).

А с ролями всё немного сложнее.

Большое число конфликтов в семьях, и нередко приводящих к искажению семейной системы и даже разрушению ее, оказывается обусловленным ложными ролями мужа и жены, и даже детей.

Здесь я опишу те искажённые роли, с которыми я наиболее часто встречаюсь на тренинге «Понимание себя и других». Как правило, осознать своё место в семье и отказаться от несвойственной нашему статусу роли – достаточно для выравнивания отношений и избегания многих семейных конфликтов.

  • Ребёнок исполняет роль взрослого . Часто при разводе старший или единственный сын исполняет роль главного мужчины в семье, заботится о матери, помогает ей, поддерживает её, для матери это приятно, так как она получает любовь и внимание от ребёнка, но для ребёнка детство заканчивается очень рано. Схожую роль выполняют старшие дети, когда родители привлекают их к воспитанию младших детей, то есть ребёнок перестаёт быть братом (сестрой) и исполняет роль мамы (папы)
  • Взрослый исполняет роль ребёнка . В партнёрских отношениях часто можно встретить такую модель поведения, когда жена играет роль маленькой девочки (муж соответственно занимает позицию родителя), либо муж играет роль маленького мальчика, (жена соответственно занимает позицию мамы и )
  • Эрзац родителя . В последнее время всё чаще встречаются семьи, в которых родители полностью посвящены работе (учёбе, карьере), а роль родителя выполняет бабушка (дедушка, няня…)

И когда мы в семье исполняем такую искажённую роль, окружающие «накладывают» на нас определённые ожидания, и через какое-то время требуют, чтобы мы оправдывали эти ожидания. И совершенно естественно, что мы сопротивляемся данному порядку, и не можем (не хотим) соответствовать данным ожиданиям. И здесь начинаются конфликты и непонимание со стороны наших близких.

И здесь возникает вопрос, а что же делать, если вы заметили, что вы «играете» не ту роль, либо от вас хотят слишком многого?

  • Для начала стоит определить причину, почему вы оказались в данной роли?
  • Далее объективно оценить какие «+» и какие «-» вы получаете от данной роли (здесь очень важна роль консультанта, потому что некоторые выгоды мы не замечаем (например, женщина продолжает жить с алкоголиком, и получает моральное превосходство и сочувствие от окружающих – это и есть те выгоды, которые на первый взгляд не заметны))
  • Затем важно увидеть, каким образом вы можете получить то, что вы получаете другим способом, не играя искажённую роль.
  • И в конце волевой момент, изменения своего поведения. Здесь также важна мотивация, ради чего мы меняемся. Если мотивация недостаточна, тогда мы быстро возвращаемся к привычной модели поведения и ничего не меняем. (До следующего ассистирования, где работа над собой начинается снова)

Как обычно задавайте вопросы в комментариях, а также буду рад услышать ваши наблюдения за собой, какие роли вы исполняете в семейных отношениях, ведь осознать свою роль – это первый шаг к тому, чтобы изменить что-либо в своей жизни. Посещайте тренинги – развивайте свою осознанность!