Психологические теории личности классификация теорий личности. Экспериментальные теории личности. Классификации теорий личности

В конце 30-х годов прошлого века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине этого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Схема классификации современных теорий личности

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,

где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е - социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности , как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности.

Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание : внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

3. Психодинамические теории личности .

Как уже говорилось, Г.Олпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт . Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Олпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 1), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

Теории личности в своей истории прожили три этапа:

Философско-литературный,

Клинический,

Экспериментальный.

Философско-литературные теории личности

Начиная с работ древних мыслителей и заканчивая началом девятнадцатого века, появлялись теории личности, в основном направленные на решение вопросов о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным:

Биология человека,

Его психология,

Имущество,

Поведение,

Культуру,

Принадлежность к тем или иным социальным стратам,

Принадлежность к этносам и т.п.

Клинические теории личности

В девятнадцатом веке к вопросам психологии личности подключились (и весьма эффективно) врачи-психиатры, которые вели систематические и основанные на научном подходе наблюдения за личностью больного. Изучалась, например, и история жизни больного. В профессиональные заключения начинали вклиниваться общенаучные выводы о природе человеческой личности.

Понятия личности сужались, в них включалось больше психологического, связанного с особенностями душевной жизни человека, типичными нарушениями этой душевной жизни, например тревожность, ригидность, заторможенность, возбудимость.

Постепенно определения личности стали настолько рабочими, что можно стало описывать и вполне нормальную, и патологическую личность в рамках одной модели. Однако целый ряд качеств человека не нашел себе места в клинических теориях личности: способности, нравственные качества, интересы и другие.

Экспериментальные теории личности

В первые десятилетия двадцатого века личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. В то время происходило бурное развитие экспериментальных исследований в психологии, стремительно развивался аппарат экспериментальной психологии.

Большие объемы экспериментальных данных проходили весьма технологичную математико-статистическую обработку, которая преследовала цель более точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. Поэтому почти сразу встала задача разработки надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Классификация теорий личности

На самом деле существует невообразимое разнообразие подходов к разработке моделей личности.

По способу объяснения поведения все существующие теории личности делятся на:

Психодинамические,

Социодинамические,

Интеракционистские.

Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических (внутренних) характеристик. Такие теории больше сосредоточены на особенностях внутренней жизни человека. Социодинамические теории описывают личность через подверженность разного рода внешним ситуациям. Такие теории больше сосредоточены на социальном "Я" человека. Личность рассматривается как социальное лицо человека. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Другим основанием классификации теорий личности является способ получения данных о личности:

Экспериментальные теории,

Неэкспериментальные теории.

Экспериментальные теории строятся на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. Неэкспериментальные - теории, авторы которых опираются на впечатления, собственные наблюдения и жизненный опыт, делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Неэкспериментальные теории часто грешат субъективностью, в них легко просматриваются спекуляции. Экспериментальные теории тоже бывают весьма разными, и в любой экспериментальной теории можно усмотреть субъективную позицию автора.

Также теории личности бывают структурными и динамическими. Первые описывают структуру личности, в центре внимания - комплекс ключевых понятий, их взаимоотношения между собой. Динамические теории рассматривают личность в динамике, такие теории обычно не замыкаются на узком круге понятий, подход авторов - скорее описательный.

Теории личности сильно отличаются между собой по характеру психических феноменов, включаемых в модели: психические свойства ли, черты характера ли, сугубо внешние проявления ли, поступки ли, характерные состояния ли...

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. Факторно-аналитическая модель личности. В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Представления о структуре и механизмах функционирования личности, сформированные не в научном исследовании, а в повседневной жизни. В целом имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. Подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях.

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения рисунком:

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этим рисунком существует, по меньшей мере, 48 их вариантов, и каждый из них может быть оценен, в свою очередь, по пяти приведённым на рисунке параметрам.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических или внутренних, субъективных характеристик.

Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной Куртом Левином,

В = F (P , E ),

где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е - социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

В = F (P ).

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности и полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности

В = F (E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

В = F (Р, Е).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.

К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Есть теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественно внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или её внешние проявления, например, поведение и поступки.

Классификации теорий личности

Тема: Введение в теорию личности».

«Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»

План лекции

1. Понятие теории, её функции

2. Компоненты теории личности.

3.

4.

Несовершенство нашего сегодняшнего знания о личности, отсутствие единой все объясняющей и всё предсказывающей парадигмы, приводит к тому, что наука о личности предстаёт перед нами как множество различных теорий. Для того чтобы сориентироваться в разных теоретических взглядах на личность в российской и западной психологии слушателю необходимо познакомиться с критериями и требованиями в науке к созданию и построению теории, с существующими классификациями теорий.

1. Понятие теории, её функции.

Анализ теории в психологии личности обусловлен тем, что без понимания сути теоретического знания, лежащего в основании той или иной науки, невозможно постижение концепций, сложившихся в диапазоне разных исследовательских моделей, направлений и школ. На современном этапе персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе тем объясняющие различия между людьми.

Теория – это утверждение или набор утверждений, функция которого обобщать, упрощать, организовывать и объяснять наблюдения и помогать предсказывать события.

Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе. (Хьелл Л., Зиглер Д).

Теории личности – это система понятий, предположений, идей и принципов, предназначенных для объяснения личности. (Кун Д.)

В широком смысле теория обозначает любую концептуальную репрезентацию и объяснение феномена. Говоря о теориях в целом, можно сделать два обобщения:

2. Все теории суть абстракции. Любая теория является частичным объяснением определённых вопросов, фокусируясь на одних аспектах проблемной области, опускает другие.

3. Все теории рассматриваются как конструкции создаваемые людьми.

Персонологи – те же люди и точно также, как и другие, имеют различные взгляды на природу человека. Поэтому теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека.

Функции научной теории:

Функция организации и обобщения знаний. Существующее многообразие данных о личности, обуславливает необходимость их систематизации, организации, установления связи между событиями и фактами, объяснения происходящего.

Функция объяснения наблюдаемого помогает исследователю разобраться в анализируемых проблемах. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определённым образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Теория обеспечивает смысловую схему, позволяющую объяснять, все то, что нам известно о соответствующем классе событий.



Коммуникативная функция , позволяет исследователю сделать теорию достоянием других учёных, создаёт дополнительные возможности для развития и самой теории, и исследователя.

Функция предсказания . Теория должна обеспечить основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока ещё не наступили.

Эвристическая функция теории обладает высоким потенциалом генерирования исследований, являя собой своеобразное руководство в том или ином направлении исследований, в аспектах, требующих уточнения и развития, и тем самым в совершении открытий, столь необходимых для обогащения знаний. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические исследования.

Функция организации наблюдения даёт возможность не только сориентироваться в том, что следует наблюдать при изучении интересующего явления, но и как это делать.

Имплицитная теория – способ, которым человек организует информацию о разнообразных аспектах функционирования мира; создаётся с опорой на эмпирический опыт субъекта.

2. Компоненты теории личности.

Каждая теория содержит компоненты, которые должны быть структурированы, чтобы стало возможным последовательное и логичное объяснение поведения человека. Американские психологи Ларри А. Хьелл и Дэниел Дж. Зиглер выделяют следующие компоненты теорий личности:

1. Структура личности. Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Проблема структуры личности, природа её организации и влияние на функционирование человека является ключевым компонентом во всех теориях личности.

2. Мотивация. Целостная теория личности должна объяснять почему люди поступают так, а не иначе, другими словами, процессуальные аспекты функционирования человека, фокусируются на динамических изменяющихся особенностях его поведения.

3. Развитие личности. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.

4. Психопатология . Необходимость объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нём. Каждый персонолог уделяет внимание в своей теории вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни.

5. Психическое здоровье . В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается психологическое благополучие, что входит в понятие здорового образа жизни. Критерии оценки психического здоровья – центральный вопрос для любой исчерпывающе полной теории личности.

6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия . Поскольку теории личности дают определённую информацию для понимания причин психопатологии, отсюда естественным образом вытекает, что они также предлагают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. Теория личности должна ответить на вопрос как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных личностных изменений.

Аналогичным образом вопросы о компонентах полноценной теории личности рассматривают и другие ведущие американские учёные Лоуренс Первин и Оливер Джон (Схема №) .

3. Критерии оценки теории личности.

В научном сообществе достигнут консенсус относительно оценки теории личности: она может быть оценена положительно, в том случае если удовлетворяет каждому из перечисленных критериев: верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономичность, широта охвата, функциональная значимость.

Верификация - процесс установления истины или корректности гипотезы; критерий, используемый для определения ценности теории.

Критерии оценки теории личности .

Критерий Характеристика
Верифицируемость Данный критерий означает, в какой степени положения теории открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Хорошая теория должна вырабатывать проверяемые гипотезы. Чем более точным языком изложена теория, тем легче выполнить это условие;
Эвристическая ценность Критерий показывает, насколько теория обладает потенциалом стимулирования новых исследований и обобщений.
Внутренняя согласованность Теория должна быть свободна от внутренних противоречий, т.е. хорошая теория должна состоять из положений и определений, которые последовательно согласуются друг с другом.
Экономность Теории часто ассоциируется с логической простотой. Чем меньше количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше. Она не должна содержать избыточного теоретического багажа.
Широта охвата Этот критерий относится к широте и разнообразию феноменов, охваченных теорией. Всесторонняя теория предпочтительнее узкой и ограниченной.
Функциональная значимость Соответствие этому критерию показывает, способна ли теория помочь людям понять их повседневное поведение. Теория должна также помогать людям решать их проблемы.

4. Классификация теорий личности. Классификационная система шкал.

Многообразие концепций современной психологии личности требует разработки основ для их классификации, соотношения и обобщения. В зарубежной литературе используется принцип группировки теорий по критерию основных направлений: психоаналитическое, бихевиориальное, когнитивное, гуманистическое, диспозициональное. Для сопоставления различных теорий американские психологи Л. Хьелл и Д. Зиглер использовали шкалы, организованные по принципу дихотомического анализа с использованием основных философских фундаментальных положений о природе человека. Ими были выделены следующие шкалы.

Свобода-детерминизм. Данное положение относится к вере автора теории в возможность сознательного контроля людьми своего поведения. Детерминистски ориентированные теории (З. Фрейд, Б. Скиннер) исходят из предположения, что поведение человека однозначно определяется какими либо факторами, чаще неосознаваемыми: генетической предрасположенностью, внешним подкреплением, неосознанными мотивами и пр. Такие авторы как А.Адлер, А. Маслоу исходили из веры в возможность сознательного выбора поведения человека, и их теории считаются теориями, ориентированными на свободу.

Рациональность –иррациональность . В этом случае речь идёт о соотношении сознательного и бессознательного в управлении поведением. Примерами теорий в которых постулируется рациональность поведения – концепции А. Бандуры, Дж.Келли, А. Маслоу, К. Роджерса. Теория З. Фрейда постулирует иррационализм.

Холизм – элементаризм. Сторонники холистического положения утверждают, что поведение можно понять, изучая личность как единое целое (теории А. Адлер, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс). Противоположная позиция предполагает изучение отдельных аспектов поведения (Б.Ф. Скиннер).

Конституционализм –инвайронментализм . Наследственность или среда определяют развитие личности и её индивидуальности. Российский психолог Мироненко И.А. отмечает, что все западная психология личности в целом, основывается на представлениях о ведущем значении наследственности в становлении человеческой психики.

Инвайронментализм – исходное положение о том, что личность сформирована социальными и культурными влияниями.

Конституционализм - исходное положение о том, что личность сформирована генетическими и биологическими факторами.

Изменяемость – неизменность . В данном случае ставится вопрос о том, изменяется ли основной склад личности в течение жизни. К сторонникам изменяемости личности относят Э.Эриксона, Б. Скиннера, А. Бандуру, А. Маслоу, К. Роджерса, к идеологам неизменности – З. Фреда и А. Адлера.

Субъективность – объективность . Поведение человека определяется как объективными факторами внешней среды, так и субъективными особенностями его внутренних психических состояний. Данная шкала оценивает ориентированность теоретика на зависимость поведения от первого или от второго. На объективность в своей теории ориентирован Б.Скиннер, на субъективность – А. Адлер, Дж.Келли, А. Маслоу, К. Роджерс.

Проактивность – реактивность . Где следует искать истинные причины поведения человека? Следует ли рассматривать поведение как серию ответов на внешние стимулы, или истоки поступков коренятся в личности. К сторонникам проактивности отнесены А.Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, к авторам, исповедующим реактивность человека – Б. Скиннер.

Проактивность – исходное положение о том, что причины поведения человека заключены в нём самом.

Гомеостаз – гетеростаз . Это положение относится к природе мотивации человека. Движет ли им прежде всего стремление уменьшить напряжение и сохранить состояние внутреннего равновесия, или основная его мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию. К сторонникам гомеостатической модели человека относится З. Фрейд, а гетеростаза - А.Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс.

Гомеостаз – состояние, относительно динамическое постоянство внутренней среды организма.

Гетеростаз –исходное положение о том, что люди мотивированы прежде всего стремлением к личностному росту.

Познаваемость и непознаваемость . Данная шкала позволяет оценить склонность того или иного теоретика к выходу за пределы строгой науки в своих построениях. К сторонникам познаваемости отнесены З.Фрейд, Скиннер, А. Бандура, а непознаваемости - А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс.

Шкалы, используемые Л. Хьеллом и Д. Зиглером, пригодны лишь для классификации теорий, созданных в контексте западной культуры. Теории личности в российской психологии не только отсутствуют в данной схеме, но и представляется затруднительным оценить их, применяя данные шкалы.

В этой связи Мироненко И.А. было предпринято исследование в русле разработки классификационной системы шкал, которые отражают имплицитные представления о личности, заложенные в основании психологических теорий. Проанализировав шкалы, предложенные американскими психологами, он предложил в качестве основания для оценки и описания теорий личности систему следующих дихотомических шкал-категорий, характеризующих аксиоматические представления авторов теорий о природе личности:

§ среда-наследственность (как определяющий фактор формирования личности);

§ внешнее – внутреннее (в качестве основы для выделения психики как особой формы реальности);

§ сознание – бессознательное (в качестве основного механизма функционирования личности);

§ индивидуализм- коллективизм (как характеристика базовых ценностей человека);

§ свобода- необходимость (детерминированность поведения человека законами природы).

В предлагаемой системе шкал оказывается возможным соотнести российскую теорию и представления о личности, разработанные другими школами, показать специфику подхода к личности российских учёных. Классификация теорий личности представлена в таблице № .

факторы Теории, в большей степени ориентированные на факторы Факторы
Бихевиоризм-необихевиоризм Отечественная теория Кросскультурная психология Социальный конструктивизм Среда Психоанализ-неофрейдизм Гуманистическая психология Диспозициональная теория Эволюционная психология Наследственность
Бихевиоризм-необихевиоризм Диспозициональное направление Отечественная теория Эвролюционная психология Кросскультурная психология Социальный конструктивизм Внешнее Психоанализ-неофрейдизм Гуманистическая психология Внутреннее
Отечественная теория Гуманистическая психология Социальный конструктивизм Необихевиоризм Сознание Психоанализ-неофрейдизм Диспозициональное направление Бихевиоризм Эволюционная психология Кросскультурная психология Бессознательное
Бихевиоризм-необихевиоризм Психоанализ Диспозиционное направление Неофрейдизм Гуманистическая психология Индивидуализм Отечественная теория Эволюционная психология Социальный конструктивизм Кроскультурная психология Коллективизм
Отечественная теория Социальный конструктивизм Кросскультурная психология Свобода Бихевиоризм-необихевиоризм Психоанализ-неофрейдизм Гуманистическая психология Диспозициональное направление Эволюционная психология Необходимость

Примечание: отечественные теории – это теории российских психологов, разрабатываемые в рамках культурно-исторической и системно-деятельностной парадигмы.

Литература

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайдлова В.А. , 2001- С. 20-30.

2. Методические материалы по курсу лекций «Психология личности» / Сост. Э.В. Котлярова, - Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.- С. 6-11.

3. Мироненко И.А. Классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологической теории // Вопросы психологии, 2006, № 4 – С.95-105.

4. Первин Л., О. Джон. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001 – С. 33- 58.

5. Клонигер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонигер – СПб.: Питер, 2003 – С. 21-56.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. СПб.: Питер, 2006 – С. 19-55.

7. Холл Келвин С.. Линдсей Гарднер. Теории личности – М.: «КСП +», 1997.

Уровни научного познания

Теории личности по способу получения данных о личности:

1. Экспериментальные . К экспериментальным теориям личности относятся теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.

2. Не экспериментальные . К не экспериментальным теориям относятся теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Теории личности - личность как структурное или динамическое образование .

1. К числу структурных относятся теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

2. Динамические теории - теории, основная тема которых преобразование, изменение в развитии личности - ее динамика.

Личность в рамках возрастной и педагогической психологии .

1. Теории построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности: от рождения до окончания средней школы - от младенчества до ранней юности.

Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено внимание на внутренние проявления : внутренние свойства, черты и качества личности или на ее внешние проявления : поведение и поступки.

Второй способ оценки черт личности - объединение всех людей в типологические группы. В этом случае люди, входящие в одну типологическую группу, будут обладать близкими психологическими характеристиками, будут очень похожи друг на друга своим поведением. Свойственные для той или иной типологической группы психологические характеристики, делают ее непохожей на другие типологические группы.

Существуют и другие классификации теорий личности. Б . В . Зейгарник рассматривал существующие теории личности в их содержательно -смысловом и историческом аспекте ,в зависимости от условий их зарождения и развития :

1. Теории личности фрейдизма и неофрейдизма.

2. Гуманистические теории личности.

3. Теории личности экзистенциальной психологии.

4. Теории личности французской социологической школы и другие.

Теории личности фрейдизма и неофрейдизма (3 . Фрейд , К .Юнг , А . Адлер , К . Хорни , Г . С . Салливан).

Одной из распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм . Эта теория возникла в клинический период исследования личности. Создателем этой теории является 3 . Фрейд . Впоследствии на базе фрейдизма возник целый ряд теорий, которые объединены в группу теорий неофрейдизма .

Фрейд создал метод психоанализа , который состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит катарсис. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд подробно остановился на механизмах человеческого поведения.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности , которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную.

Структура личности (по Фрейду):

1. Ид («Оно») следует вытесненным в область бессознательного инстинктам. Если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты.

2. Эго («Я»), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется нормативам и требованиям реальности.

3. Супер-эго («Сверх-я») - это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет роль «цензора». Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов.

Для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.).

Организм (по Фрейду) - сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии.

В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием.

Комплексы (по Юнгу) - констелляции чувств, мыслей и воспоминаний: структурные единицы личного бессознательного.

Юнг ввел понятие «Я» - стремление человека к целостности и единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. «Я» может проявляться по-разному.

В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себя илина объект . Всех людей делят на экстравертов и интровертов .

Дополнительные типы (по Юнгу):

1. Интуитивный.

2. Мыслительный.

3. Эмоциональный.

Тип личности определяется соотношением различных функций, большинство из которых врожденные. Типы личности (по Юнгу) - врожденные типы, которые не связаны с условиями общественной жизни.

Другим учеником Фрейда был А . Адлер - основатель индивидуальной психологии. Адлер подчеркивал, что основное в человеке общественное чувство - «чувство общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито.

Структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству.

Адлер разбирал разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорил о возможных ее уровнях.

Гиперкомпенсация - особая форма реакции на свою неполноценность. В гиперкомпенсации Адлер усматривал механизм творчества, активности.

Основные формы проявления компенсации (по Адлеру):

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпепсация - одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности. Умение выработать сверхкомпенсацию приводит к тому, что физически слабые и безвольные люди начинают совершать мужественные действия.

3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

Адлер предпринял попытку социализировать теоретические воззрения Фрейда, но чувство неполноценности по своей природе является врожденным, поэтому ему не удалось полностью избежать биологизации.

Основными представителями неофрейдизма являются ученики 3. Фрейда - К . Хорни и Г . С . Салливан .

В 1939 г . Карен Хорни издала книгу «Невротическая личность нашего времени» .

Основу сущности человека Хорни усматривала во врожденном чувстве беспокойства . Младенец рождается с этим чувством, и с первых дней своей жизни он начинает чувствовать себя беспокойно. Это чувство окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности. Человек постоянно переживает чувство враждебности мира, и желание избавиться от него порождает беспокойство. Все, что делает человек - это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. Чувство беспокойства - чувство коренной тревоги, которая детерминирует поступки человека. Коренная тревога заставляет человека стремиться к безопасности.

Человеком управляют две тенденции : стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба эти стремления противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы (стратегии) поведения.

Типы поведения (по Хорни):

1. «Невротическое стремление к любви» - средство обеспечения безопасности в жизни.

2. «Невротическое стремление к власти», которое объясняется страхом и враждебностью к людям.

3. Стремление изолироваться от людей.

4. Признание своей беспомощности («невротическая покорность»).

Типы невротической личности (по Хорни):

1. Устойчивый.

2. Устраненный.

3. Агрессивный.

Эти типы поведения свойственны здоровым людям.

Разница между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится к тому, что противоречие между конфликтующими тенденциями у здорового меньше, чем у невротика. У здорового человека под влиянием временных внешних обстоятельств возникают «ситуационные неврозы». «Неврозы характера» являются подлинной болезнью, так как в их основе лежит стойкий «изначальный конфликт».

В теории Хорни остаются основные положения фрейдизма : антагонизм природного и социального (принцип стремления к безопасности несовместим с удовлетворением человеческих желаний), фатальность врожденного механизма «коренной тревоги».

Другим видным представителем неофрейдизма является Г . С . Салливан (1892 -1949) . Салливан провозгласил, что объект психологического исследования - личность как продукт совместной деятельности субъектов. Личность (по Салливану) - устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь.

Ребенок рождается с потребностью общения с людьми, с потребностью в нежности и с потребностью избегания тревоги.

Основные механизмы развития личности (по Салливану):

1. Потребность в нежности, ласке.

2. Стремление избежать тревоги.

Потребность в безопасности, стремлении избежать тревоги является социальной, но эта социальность включена с рождения в органические потребности. Социальное (по Салливану) - система межличностных отношений, но сами межличностные отношения не формируются, а существуют с момента рождения.

Оба механизма сосуществуют с момента рождения ребенка и являются механизмом развития личности. Формирование личности происходит фатально, неизбежно. «Я -система» (личность) (по Салливану) формируется в борьбе с неизбежным беспокойством на бессознательном уровне и в нахождении различных средств для избегания этого беспокойства. «Я-система» заставляет ребенка, подростка и взрослого человека прибегать к помощи матери и других людей. В качестве механизма, формирующего личность, выступают межличностные отношения.

Проблема личности в гуманистической психологии (К .Роджерс ,Г .Олпорт ,А .Маслоу).

Следующим направлением, исследующим личность, является гуманистическая психология . Сущность теории, существующих в рамках этого направления, состоит в том, что личность - некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения. Для психологов гуманистического направления личность - некое психологическое образование, которое относится к окружающей действительности и к самому себе.

Это течение начало развиваться в 30 -е гг . XX в . и получило свое развитие в 50 -60 -е гг. Оно оказало влияние на развитие социальной психологии.

Представители гуманистической психологии считали, что источник поведения - врожденные альтруистические мотивы .

Одним из ведущих представителей этого направления является К . Роджерс . Его метод терапии называется не директивным - сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к другу; оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности - единственное правило терапии . Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.

Разработанный Роджерсом метод терапии соответствует его представлениям о формировании личности и механизмах ее развития. Идея Роджерса о не директивной терапии переросла в психологическую теорию не директивного поведения . Согласно этой теории, общение здоровых людей между собой должно быть не директивным.

Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка с взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом. Формирование самооценки не проходит без конфликта.

Развитие личности определяется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль внешнего, чуждого природе человека фактора давления.

Другим представителем гуманистической психологии является Г . Олпорт , который разработал психологическую теорию личности - теорию черт . Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого ее обследования, основанного на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. Олпорт предложил методологию изучения личности, которая получила распространение в рамках экспериментальной психологии личности.

Следующим представителем гуманистического направления в психологии является А . Маслоу . Основная потребность человека (по А . Маслоу) - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

Самоактуализация - это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей.

Самоактуализация (по А . Маслоу) - явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Самоактуализация - это одна из врожденных потребностей.

Французская психологическая школа . Концепция личности П .Жане.

Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы - явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития личности им положено учение о поведении. Поведение (по Жане) включает извне наблюдаемую активность индивида и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.

Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен процесс регуляции, является важным . Идея о том, что превращение индивида в человека определяется тем, что появляется возможность регуляции и саморегуляции нашла свое развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н Леонтьева и других.

Психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и на основе этого регулирует собственное поведение.

Структура поведенческого акта , предложенная Жане . В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа : внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия.

Уровни поведения человека (по Жане):

1. К первому уровню относятся рефлекторные акты. Это самый низкий уровень поведения.

2. Ко второму уровню относятся отсроченные перцептивные действия. На этом уровне поведение имеет двухфазное строение, и в нем выделяются подготовка и завершение действия.

3. Третий уровень поведения включает в себя элементарные социальные акты: акты подражания.

4. К четвертому уровню относятся элементарные интеллектуальные акты.

5. На пятом уровне манипуляция реальными объектами приводит к формированию интеллектуальных объектов.

6. Шестой уровень поведения - это уровень умственной деятельности, мышления, которое считается производным от практического действия. Выделив данный уровень, Жане высказал мнение об интериоризации действия и о генетической связи мышления и действия. Эти идеи нашли продолжение в отечественной психологии и были развиты в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна и других.

7. Седьмой уровень поведения - созидательная, трудовая деятельность человека. Трудовая деятельность формирует произвольность внимания, волевое усилие.

Положение о саморегуляции других представителей французской социологической школы перекликается у Жане с положением о наличии психологического напряжения и психологической силы. Психологическая сила - определенное свойство личности, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий. Психологическое напряжение - способность к концентрации и распределению силы. Обе эти характеристики взаимосвязаны и представляют собой энергетическую, динамическую сторону регулируемого поведения. Психологическое напряжение (по Жане) - активация высших потребностей.

Теоретические воззрения Жане представляются современными. Идеи, высказанные этим ученым, получили развитие в трудах отечественных психологов.

В отечественной психологии известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович.

А . Н . Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности . В этой концепции центральное место отведено понятию деятельности . Основной внутренней характеристикой личности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности . Другим важным понятием в его теории является личностный смысл . Он выражает отношение целей деятельности человека - того, на что она в данный момент направлена, к ее мотивам - к тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Исследования личности активно ведутся и сейчас. Главной особенностью современных исследований является то, что теоретические воззрения формируются на основе экспериментальных исследований.

Методология экспериментальных исследований личности .Способы сбора экспериментальной информации о личности.

Основные способы сбора информации о личности:

1. L -данные (life record data) - данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Данный способ сбора информации строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков или достижений личности. L-данные используются в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов другого метода. Данный метод имеет ряд недостатков : чрезмерная субъективность.

2. Q -данные (questionnaire data) - это метод использования опросников и других методик, построенных на основе самоотчетов. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации этот метод занимает центральное место в исследованиях личности. Этот метод имеет ряд недостатков. Поскольку он построен на основе самоотчетов, то результаты обследования могут быть искажены. Эти искажения могут быть вызваны: низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых; характером мотивации испытуемых, из-за которой результаты могут быть смещены в сторону социальной желательности или подчеркивания своих дефектов; использованием неверных эталонов; искажения могут быть обусловлены ошибочной теоретической точкой зрения, заложенной в основу конструкции теста.

3. T -данные (objective data) - метод, который основывается на регистрации объективных данных. Этот метод имеет ряд недостатков : высокая трудоемкость, сложность формализации результатов и другие.

Основные направления исследований личности с помощью опросников:

1. Подход на основе выделения черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, и личностные различия определяются степенью их выраженности. Черты объединяют в группы тесно связанных признаков (психологических характеристик) и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, которая содержится в данной группе признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства. Подход на основе черт требует группировки личностных признаков. Для группировки признаков используются методы факторного анализа.

2. Типологический подход предполагает, что тип личности является целостным образованием, несводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Оба подхода предназначены для формирования понятийного аппарата, систематизирующего информацию об индивидуальных различиях. Типы объединяют группы похожих испытуемых и составляют иной набор объяснительных понятий, где в качестве понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного (усредненного) представителя. Подход на основе типов требует группировки испытуемых. Для группировки испытуемых используются методы автоматической классификации.

Способы построения обобщений:

1. По столбцам (признакам личности). Обобщение данных путем группировки признаков (по столбцам) состоит в выделении групп тесно связанных признаков при помощи методов факторного анализа.

2. По строкам матрицы данных (группировкам испытуемых). Обобщение данных путем группировки испытуемых (по строкам) - группировка испытуемых по степени их близости в пространстве измеряемых признаков. В данном случае осуществляется группировка по принципу близости испытуемых.