Ученые нашли неожиданную причину шизофрении у детей. Детская ранняя шизофрения: причины, проявления и методы лечения. Симптоматика, связанная с расстройством восприятия

Шизофрения – это хроническая прогрессирующая патология психики, в которой сочетается уход от общения, обеднение эмоций, снижение активности, однообразное возбуждение, немотивированный смех и прочие психопатологические симптомы. Шизофрения у детей характеризуется расщеплением психической деятельности: речи, эмоций, поведения, поступков. Первые признаки расстройства проявляются в период раннего детства. Среди детей от рождения до 14 лет в среднем заболевание встречается 1,66 на 1000.

Распознать шизофрению при первых ее проявлениях у детей очень трудно. Ранние симптомы болезни у детей и подростков носителей расстройства существенно отличаются от проявлений патологии у взрослых. Большая часть таких детей еще до появления бреда и галлюцинаций имеют задержки в развитии психических функций. В период раннего детства больных отличает неравномерное моторное развитие.

В зависимости от возраста признаки шизофрении у детей имеют свои особенности. Так в раннем детстве заболевание проявляется в виде следующих нарушений:

  • хождение по кругу;
  • импульсивность;
  • бег в неопределенном направлении;
  • однообразное возбуждение;
  • немотивированные смех или слезы.

Для позднего дошкольного возраста характерны симптомы расстройства мышления, которые представляют собой фантазирования, полностью заполняющие сознание. Среди ранних проявлений заболевания особое место занимают тревога и страхи. Ребенок с диагнозом шизофрения мнителен, в его поведении появляются навязчивые движения, он жалуется на скуку, становится вялым, пассивным, у него часто и быстро меняется настроение.

Шизофрения у детей подросткового возраста характеризуется галлюцинаторно-бредовыми проявлениями. Обычно эти симптомы впервые возникают в 10-12 лет. Типичной формой расстройства для данного периода развития считалась гебефреническая форма. Определить ее можно по таким признакам, как нелепое «клоунское» поведение ребенка, эмоциональная выхолощенность, разорванность речи, дурашливость. Больные этой формой подростки вычурно фантазируют.

Фантазии содержат желания или опасения, перерастающие во враждебное отношение к людям. Любят такие дети только самих себя. С течением времени у них утрачиваются душевные связи, нарастает опустошение, проявляется холодность к родным. В период подросткового развития встречается кататоническая форма шизофрении. Она носит более тяжелый характер и характеризуется распадом речи и периодами двигательного возбуждения и обездвиживания.

Симптомы расстройства просматриваются в интересах и увлечениях детей. Вместо сказок и рассказов больные интересуются чтением словарей и справочников. Их захватывают вопросы астрономии, проблемы мироздания, загадки древности. Игры таких детей носят однообразный, вычурный характер, однотипное содержание игр способно сохраняться в течение длительного периода.

Шизофрения у детей и подростков может сопровождаться тяжелым осложнением – дефектом интеллекта. Такой сценарий развития болезни возможен при появлении первых симптомов расстройства в раннем возрасте, на этапах формирования познавательных способностей.

Постепенно заболевший замыкается в одиночестве и отдаляется от коллектива, становится мрачным, ему кажется, что он хуже всех и поэтому к нему плохо относятся. У больных детей нарушается восприятие. Выражается это в неспособности объединить в единый образ воспринимаемый объект. В острой фазе больные дети сталкиваются с затруднением понимания смысла изображений на красочных картинах. При форме болезни детей дают вполне адекватное описание картин. Симптомы постепенно нарастают, что приводит к распаду личности.

В целом определить заболевание у детей можно по наличию следующих признаков:

  • противоречивость суждений;
  • трудности при общении;
  • подход к пониманию проблемы с разных позиций;
  • неуверенность в своих действиях;
  • нарушения мышления;
  • сложности при возникновении необходимости отвечать на вопросы;
  • нарушения речи (быстрая или отрывистая речь, глухой голос, медленная речь с заиканием);
  • неологизмы;
  • снижение интеллектуальной активности;
  • автоматизм мышления;
  • разрыв ассоциаций;
  • отсутствие интересов;
  • эмоциональная опустошенность;
  • обеднение психики;
  • повторение мыслей;
  • временная потеря способности понимать слова;
  • незавершенность высказываний;
  • стремление к витиеватым высказываниям;
  • рассеянность при чтении;
  • сильные переживания из-за неудач в школе;
  • эгоцентризм;
  • бесцельность.

Диагностика детской шизофрении

Диагностика расстройства у детей основывается на видимых симптомах. Специальных клинических методик выявления болезни не существует. Для выявления патологии применяются психологические методики. Кроме них, в комплексную диагностику включают:

  1. МРТ, позволяющую выявить типичные при шизофрении изменения в структуре мозга, и исключить наличие возможных опухолей.
  2. Электрическая энцефалографию, отражающую картину мозговой активности.
  3. Дуплексное сканирование сосудов, диагностирующее наличие возможных заболеваний – патологий венозного оттока, атеросклероза и пр.
  4. Нейротест, позволяющий отследить эффективность функций нервной системы.
  5. Лабораторные анализы на наличие следов наркотических средств и вируса Эпштейн-Барра.

При диагностике шизофрении используют метод изучения рисунков больных. Только по рисунку выявить патологию сложно, однако творческая работа может отображать возможные признаки расстройства. Рисунки ребенка больного шизофренией отличает: символизм, стереотипность, разрыв «ассоциативного аппарата», агглютинация, невыясненные формы. Частым симптомом заболевания является неестественное сочетание цветов: трава – черного цвета, облака – красного.

Виды (формы) шизофрений у детей

Для детей характерно развитие следующих форм расстройства:

  • – редкая для детей форма расстройства. С подобным диагнозом обычно встречаются дети 10-12 лет. У ребенка параноидная шизофрения может быть представлена в виде симптомов мании преследования, бреда, выражаться страхами. Ему мерещится заговор с целью его убийства. В связи с этим ребенок может начать отказываться от еды, боясь быть отравленным, становится чрезвычайно злобным.
  • Кататоническая форма сопровождается выраженными двигательными патологиями – неестественной подвижностью, однообразными действиями, застываниями в неестественной позе. Ребенок отрешен от реальности, замкнут, не реагирует на вопросы, отказывается разговаривать.
  • – заболевание характерное для подростков. Проявляется в виде дурашливых поступков, гримасничания, нелепого поведения. Такой ребенок страдает бессонницей, головными болями иногда придумывает бредовые идеи.
  • Простая шизофрения типична для дошкольников, реже развивается в юности. Ребенок становится вялым, агрессивным, теряет интерес к обучению, совершает асоциальные поступки, стремится уйти из дома, у него снижается уровень интеллекта.
  • Привитая – эта форма характерна для подросткового возраста. Она поражает детей, имеющих определенные особенности, которые являются благодатной почвой для этой патологии – травмы головы, интоксикации, личностные особенности (капризы, упрямство, раздражительность, замкнутость).

Независимо от формы расстройства исходом являются необратимые дефекты психики: абулия, эмоциональное оскудение, выраженное слабоумие разорванное мышление и речь.


Причины

Основные причины шизофрении в детском и подростковым возрастах скрываются за генетическими нарушениями. ДНК детей – носителей расстройства содержат мутации, которые не обнаруживаются у здоровых людей. Современные ученые утверждают, что предрасположенностью к развитию заболевания обладают дети, родственникам которых, даже не по прямой линии, был установлен такой диагноз. Вместе с тем, известны случаи, когда у родителей больных шизофренией рождаются здоровые дети с высоким уровнем интеллекта.

Кроме того, причины расстройства прослеживаются в нарушениях клеток головного мозга. Диагноз шизофрения порождает недостаточность ацетильно-гистоновых связей. Так же существует версия, что причины патологии скрываются в нарушении обменных процессов в организме больного, который приводят к сбою метаболизма углеводистых и белковых соединений.

Существует еще ряд факторов, способствующих развитию патологии:

  • экстремальные жизненные условия;
  • поздняя беременность;
  • внутриутробные вирусные заболевания;
  • неполноценное питание матери во время беременности;
  • детская наркомания.

Лечение

Шизофрения независимо от возраста является хроническим психическим расстройством и самостоятельному лечению не подлежит. Расстройство, проявившееся в детском возрасте, имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при построении программы терапии. Лечение шизофрении у детей включает применение лекарственных препаратов и методов психотерапии. Успех терапии во многом зависит от своевременности обращения к психиатру. Затягивать с и ждать, что все пройдет само, не стоит.

Современные методики и лекарства позволяют добиться устойчивой ремиссии. Лечение шизофрении при помощи лекарств предусматривает применение нейролептиков, которые призваны сгладить психопатологические симптомы, и ноотропов. При назначении конкретного вида препарата врач исходит из особенностей течения болезни и ее формы.

Наиболее эффективными техниками при лечении шизофрении у детей считаются методики творческого самовыражения, такие как телесно-ориентированные, арт-терапия, танцевальная терапия, психодраматические постановки.

В особо сложных случаях при лечении подростков в качестве одной из крайних мер используется электрошок. Такой метод применяется для вывода из глубокой депрессии при вероятности суицида.

В зависимости от того, насколько успешно проходит лечение, больные дети могут посещать общеобразовательные учреждения и обучаться по специальной программе. При наличии симптомов расстройства личности больному назначается надомное обучение. В зависимости от особенностей течения заболевания лечение может проводиться в условиях стационарах.

Вам также может быть интересно

Шизофрения у детей и подростков возникает значительно реже, чем у взрослых людей. Непонятные страхи, фантазии, бредовые идеи и даже опережающее развитие отдельных психических функций – все это может наблюдаться при психическом расстройстве у детей.

Проявления шизофрении у детей и подростков отличаются от таковых у взрослых. Влияние заболевания накладывается на процессы психического развития, при этом замедляется и искажается психическое развитие ребенка.

Самое опасное в – это не бред и не галлюцинации, а то, что болезнь в корне меняет малыша или подростка, его отношение к миру, оставляет неизгладимый след на его личности.

Основные признаки

В детском возрасте проявления шизофрении не столь выражены, как у взрослых. Симптомы психического заболевания более стертые, незавершенные.

Как у детей, так и у взрослых все симптомы шизофрении можно разделить на продуктивные и негативные.

  • Продуктивные симптомы – те патологические процессы, явления, которые появляются по мере развития заболевания (сверхценные и бредовые идеи, галлюцинации, патологическое фантазирование).
  • – психические качества, которые человек теряет по мере развития болезни (уменьшается выраженность эмоций, снижается интерес практически ко всему).

Негативные симптомы

Негативные симптомы детской и подростковой шизофрении – снижении активности, эмоциональное обеднение в сочетании с погруженностью в свой собственный мир. Постепенно заболевание накладывает неизгладимый отпечаток на все психические процессы, формируется шизофренический дефект.

Если шизофрения началась рано, то со временем дети становятся похожими на умственно отсталых, хотя изначально такими не были. Речь становится малопонятной, ухудшается мышление, значительно снижается интеллект. Такие дети могут разучиться ходить и начать ползать на четвереньках. Таким образом, при начале болезни в детском возрасте шизофренический дефект имеет много общего с проявлениями олигофрении (врожденной умственной отсталости).

Продуктивные расстройства

Основные симптомы шизофрении у детей — различные страхи, двигательная расторможенность, патологическое фантазирование.

У подростков шизофрения проявляется бредовыми идеями физических недостатков, анорексией, философической интоксикацией. Бредовые идеи физических недостатков – это когда свои собственные внешние черты (разрез глаз, форма носа, губ и т. д.) кажутся человеку невероятно уродливыми (большими, маленькими), хотя на самом деле такими не являются. Часто таким подросткам кажется, что они невероятно толстые (хотя их вес в норме), поэтому они начинают отказываться от пищи, преднамеренно снижать свой вес – это анорексия.

Философическая интоксикация – чрезмерный интерес к абстрактным проблемам, примитивные размышления на эту тему. Хоть человек внешне и проявляет интерес к чему-то возвышенному, серьезному (философии, религии, науке), однако его познания в этой области на самом деле поверхностны, а размышления на эти тему отличаются примитивностью.

Также к продуктивным симптомам шизофрении, встречающимся у подростков, относят психопатоподобные расстройства. У мальчиков психопатоподобное поведение часто проявляется в виде жестокости, грубости, сексуальной расторможенности, склонности к употреблению алкоголя, наркотиков.

Формы болезни, которые можно встретить у детей

Злокачественная шизофрения у детей обычно начинается до 7 лет. Ее отличительные черты – преобладание негативных симптомов над продуктивными, при этом дефект в виде остановки и даже регресса психического развития и поведения возникает очень быстро, в течение 1-2 лет. Такие дети перестают нормально говорить, их речь утрачивает функцию общения, они издают нечленораздельные звуки. Даже если до этого малыш нормально ходил, он вновь начинает ползать на четвереньках. Поведение таких детей очень сходно с поведением животных.

Параноидная шизофрения у детей развивается очень редко. Если она возникает до 10-12 лет, то проявляется страхами, бредоподобными фантазиями, отрывочными идеями преследования, отравления. Отношение таких детей к родителям внезапно становится враждебно-злобным. у подростков следующие — бред физических недостатков с появлением на этой почве анорексии, также может быть философическая интоксикация.

Самой распространенной формой у детей является вялотекущая шизофрения. Иногда может быть сверхбыстрое развитие отдельных психических функций по сравнению с ровесниками – музыкальных способностей, абстрактного мышления. Таких детей поначалу даже относят к числу вундеркиндов. А вот со временем из развитие тормозится. Продуктивные симптомы могут выражаться и в заумных интересах, страхах, фантазиях.

У подростков вялотекущая шизофрения проявляется психопатоподобным поведением, бредом физических недостатков. Постепенно присоединяются негативные расстройства, подростки становятся малоэмоциональными, интересы к различным сферам ослабевают.

Еще одна частая форма – приступообразно-прогредиентная. В детском возрасте приступы стертые: с невыраженными эмоциональными проявлениями, бредом, страхами. У подростков приступы более развернутые — с бредовой симптоматикой, с . Исходом данной формы является формирование олигофреноподобного типа дефекта.

У детей возникает редко. Проявляется она немотивированными страхами, повышением температуры тела, нарушениями пищеварения, вегетативными кризами с головной болью.

Лечение и социальная адаптация

Чем раньше родители поймут, что с их чадом что-то не так и обратятся за медицинской помощью, тем больше шансов у такого ребенка в дальнейшем вести полноценную жизнь. Сама по себе шизофрения не пройдет, если ее не лечить, симптомы заболевания будут только прогрессировать, постепенно присоединяться изменения личности, и сформируется дефект.

Дети, больные шизофренией, нуждаются в адекватном лечении у психиатра. Основа медикаментозного лечения шизофрении – применение нейролептиков. Эти препараты помогут ликвидировать бред и галлюцинации, предупредят развитие негативных признаков, помогут ребенку или подростку вернуться к нормальной жизни.

Задача родителей – не только вовремя обратиться к врачу, но и оказать сыну или дочери максимум поддержки, понимания, любви. Хоть многие дети и становятся агрессивными, расторможенными, однако это не их вина, а следствие болезни. Поэтому родители должны быть терпимы к таким проявлениям шизофрении, искать общий язык с детьми.

Комментариев к статье: 197

    Евгения

    19.04.2015 | 21:42

    11.05.2015 | 03:02

    1. Анна Зайкина

      11.05.2015 | 17:54

      1. Юлия

        03.07.2016 | 09:58

        1. Анна Зайкина

          08.09.2016 | 23:45

          1. Инна

            23.03.2017 | 15:11

            Анна Зайкина

            24.06.2017 | 13:46

    2. Нат

      15.08.2015 | 00:26

      Chto?

      08.05.2016 | 12:24

      1. Анна Зайкина

        07.08.2016 | 16:27

    Саша

    11.08.2015 | 22:59

    1. Анна Зайкина

      16.08.2015 | 09:17

      Анастасия

      19.10.2015 | 17:12

      Анна

      27.01.2018 | 15:55

    Анна

    05.09.2015 | 02:04

    1. Анна Зайкина

      13.09.2015 | 13:09

      Алексей

      03.12.2015 | 04:59

      1. Анна Зайкина

        15.12.2015 | 21:19

        1. александр

          29.09.2017 | 03:56

          1. ТУСЯ

            14.12.2017 | 14:11

            Анна Зайкина

            07.01.2018 | 00:34

    Аня

    06.09.2015 | 01:07

    1. Анна Зайкина

      13.09.2015 | 17:53

      Марина

      01.08.2016 | 01:18

    Катя

    28.09.2015 | 16:55

    1. Анна Зайкина

      03.10.2015 | 18:35

    Илона

    29.09.2015 | 21:56

    1. Анна Зайкина

      05.10.2015 | 22:01

      1. Евгения

        10.07.2016 | 14:17

        1. Анна Зайкина

          13.10.2016 | 23:07

    Туни

    12.10.2015 | 16:33

    1. Анна Зайкина

      24.10.2015 | 21:44

      1. Туни

        25.10.2015 | 14:37

        Туни

        08.11.2015 | 13:42

        1. Анна Зайкина

          22.11.2015 | 22:31

    Ольга

    21.10.2015 | 21:23

    1. Анна Зайкина

      25.10.2015 | 14:29

      1. александр

        29.09.2017 | 04:16

        1. Анна Зайкина

          07.01.2018 | 00:48

    2. илона

      19.07.2016 | 13:23

      1. александр

        29.09.2017 | 04:20

    Настя

    24.10.2015 | 15:24

    1. Анна Зайкина

      25.10.2015 | 16:13

    Ника

    28.10.2015 | 00:03

    1. Анна Зайкина

      11.11.2015 | 22:41

    Юля

    04.11.2015 | 00:23

    1. Анна Зайкина

      13.11.2015 | 13:54

    Алина

    23.11.2015 | 19:08

    1. Анна Зайкина

      06.12.2015 | 21:52

    асура

    30.11.2015 | 01:14

    1. Анна Зайкина

      14.12.2015 | 18:17

    Татьяна

    13.12.2015 | 15:49

    1. Анна Зайкина

      05.01.2016 | 18:08

      Наталья.

      26.11.2017 | 03:07

    Алина

    15.12.2015 | 01:27

    1. Анна Зайкина

      05.01.2016 | 23:14

    Марина

    23.12.2015 | 18:41

    1. Анна Зайкина

      08.01.2016 | 20:04

    Алёна

    27.12.2015 | 11:54

    1. Анна Зайкина

      11.01.2016 | 19:34

    эля

    10.01.2016 | 01:04

    1. Анна Зайкина

      19.01.2016 | 18:41

    Андрей

    25.01.2016 | 04:57

    1. Андрей

      26.01.2016 | 09:31

      Анна Зайкина

      03.03.2016 | 21:58

    Валерия

    26.01.2016 | 21:36

    1. Анна Зайкина

      03.03.2016 | 22:43

    ксения

    30.01.2016 | 21:02

    1. Анна Зайкина

      06.03.2016 | 00:58

    Яна

    08.02.2016 | 22:07

    1. Яна

      08.02.2016 | 22:09

      1. Анна Зайкина

        06.03.2016 | 03:31

    Милена

    18.02.2016 | 15:55

    1. Анна Зайкина

      08.03.2016 | 00:48

    Алла

    13.03.2016 | 03:51

    1. Анна Зайкина

      26.05.2016 | 23:04

    валя

    31.03.2016 | 02:17

    1. Анна Зайкина

      05.08.2016 | 11:19

    Мария

    15.04.2016 | 12:59

    1. Анна Зайкина

      05.08.2016 | 22:26

    Ксения

    27.04.2016 | 13:07

    1. Анна Зайкина

      07.08.2016 | 10:18

    Имя

    05.05.2016 | 23:15

    1. Анна Зайкина

      07.08.2016 | 16:03

    Диана

    24.05.2016 | 21:33

    1. Анна Зайкина

      12.08.2016 | 19:10

    Ксюша

    04.06.2016 | 00:14

    1. Анна Зайкина

      16.08.2016 | 18:29

    Ксения

    04.06.2016 | 00:27

    1. Анна Зайкина

      16.08.2016 | 18:35

    Orla

    04.06.2016 | 11:57

    1. Анна Зайкина

      16.08.2016 | 19:20

    Кирилл

    11.06.2016 | 18:15

    1. Анна Зайкина

      04.09.2016 | 00:08

    Анжелика

    21.06.2016 | 14:02

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:11

    Никита

    23.06.2016 | 00:13

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:12

    Анастасия

    25.06.2016 | 01:20

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:21

    Сергей

    29.06.2016 | 14:54

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:36

    Алина

    09.07.2016 | 08:50

    1. Анна Зайкина

      03.10.2016 | 23:46

    Света

    13.07.2016 | 22:43

    1. Анна Зайкина

      13.10.2016 | 23:46

    Дарья

    14.08.2016 | 20:30

    1. Анна Зайкина

      24.10.2016 | 21:54

    Настя

    19.08.2016 | 00:21

    1. Анна Зайкина

      24.10.2016 | 23:04

    Nastya

    21.08.2016 | 16:20

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 00:08

    Аня

    26.08.2016 | 22:45

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 00:42

    29.08.2016 | 23:38

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 00:47

    03.09.2016 | 02:20

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 01:08

    Эльза

    04.09.2016 | 08:43

    1. Анна Зайкина

      18.11.2016 | 13:29

    Аноним

    07.09.2016 | 21:56

    1. Анна Зайкина

      18.11.2016 | 13:48

    Татьяна

    13.09.2016 | 00:06

    1. Анна Зайкина

      18.11.2016 | 14:48

    ольга

    29.09.2016 | 08:10

    1. Анна Зайкина

      17.01.2017 | 23:45

    Элина

    02.10.2016 | 11:38

    1. Анна Зайкина

      18.01.2017 | 00:01

    пряныйквазар

    04.10.2016 | 23:41

    1. Алина

      31.10.2016 | 19:30

      1. Анна Зайкина

        19.01.2017 | 19:07

    2. Анна Зайкина

      18.01.2017 | 00:11

    Елена

    07.10.2016 | 16:05

    1. Анна Зайкина

      18.01.2017 | 00:39

    Наталия

    12.11.2016 | 00:01

    1. Анна Зайкина

      20.01.2017 | 00:48

    Алиса

    12.11.2016 | 22:30

    1. Анна Зайкина

      20.01.2017 | 00:50

    Михаил

    24.11.2016 | 03:14

    1. Анна Зайкина

      01.02.2017 | 23:24

    Юлия

    24.11.2016 | 20:07

    1. Анна Зайкина

      01.02.2017 | 23:29

    Алина

    03.12.2016 | 00:20

    1. Алина

      03.12.2016 | 00:21

      1. Анна Зайкина

        02.02.2017 | 01:02

    Надежда

Шизофрения является довольно распространенным заболеванием. Оно диагностируется не только у взрослых людей, но и у детей. В чем заключается сущность этого недуга? Ответ на этот вопрос не знают многие родители. Лишь специалисты имеют представление о характере заболевания. Итак, шизофрения у ребенка, симптомы, диагностика и лечение недуга — темы, в которых стоит разобраться.

Шизофрения: расшифровка термина и распространенность заболевания

Вышеназванным термином обозначается расстройство головного мозга. При нем появляются поведение человека и психические функции нарушаются. Раньше этот недуг называли психической болезнью, сумасшествием, безумием. В 1896 году Э. Крепелин начал применять к заболеванию понятие «раннее слабоумие». Лишь с 1911 года стал употребляться термин «шизофрения» благодаря Э. Блейлеру.

Шизофренией, как свидетельствует статистика, страдает не менее 1% жителей нашей планеты. Примерно 10% из данного числа — это дети. У них заболевание может возникать в разном возрасте. По этой причине специалисты подразделяют недуг на группы:

  • шизофрения раннего и дошкольного возраста;
  • шизофрения школьного возраста;
  • шизофрения подросткового возраста.

Причины возникновения шизофрении у детей

Взгляды современных специалистов на причины появления заболевания основываются на модели предрасположенности и стресса. В соответствии с ней огромную роль играет взаимодействие предрасположенности с защитными и стрессовыми факторами в процессе развития. Предрасположенность в себя включает:

  • передачу генов, из-за которых у ребенка может развиться заболевание;
  • патологические процессы, протекающие в центральной нервной системе;
  • отсутствие условий, необходимых для обучения.

Стрессовые факторы — это события, которые увеличивают вероятность развития такого заболевания, как шизофрения у ребенка. Симптомы появляются часто из-за смерти родственника. В негативные факторы также входят источники хронического стресса. Пример — грубое обращение с ребенком. Стоит отметить, что при генетической предрасположенности не всегда развивается шизофрения. Заболевание появляется при достаточно сильном воздействии стрессовых факторов и при условии, что человек не располагает достаточными ресурсами для сопротивления болезни.

Особенности шизофрении раннего и дошкольного возраста

Статистика свидетельствует, что примерно у 69% детей раннего и дошкольного возраста заболевание начинается в возрасте до 3 лет. 2 лет вполне может появиться. У 26% малышей недуг развивается между 3 и 5 годами. У остальных детей заболевание диагностируется в 5—8 лет. Чаще всего выявляется шизофрения у мальчиков. Девочки реже сталкиваются с этим расстройством.

Шизофрения раннего и дошкольного возраста подразделяется на несколько форм:

  • злокачественно текущая;
  • непрерывно-прогредиентная;
  • вялая.

Злокачественно текущая форма в раннем и дошкольном возрасте

В 1,5—2 года начинает развиваться такая шизофрения у ребенка. Симптомы включают в себя угасание психической активности, уменьшение интереса к играм, исчезновение эмоциональной привязанности и стремления к общению. Больной перестает развлекать себя игрушками. Его игры заключаются в однообразном размахивании, постукивании неигровыми предметами (железками, палочками, веревочками).

Где-то через год злокачественность течения становится более заметной. Дети перестают отвечать на вопросы, не реагируют на разлуку. Их игры становятся еще более скудными. У малышей нарушается зрительное восприятие, появляются страхи. Через пару лет состояние больных детей может немного улучшиться. Уменьшается выраженность всех наблюдающихся подозрительных симптомов, исчезают возбуждение и страхи, улучшается сон. Обострение шизофрении обычно возникает при втором возрастном кризе, в 7—8 лет.

Непрерывно-прогредиентная форма в раннем и дошкольном возрасте

Для этой формы шизофрении характерно возникновение симптомов заболевания в возрасте 5—9 лет. У детей появляется подозрительность и недоверчивость. Они могут отказываться от дружбы с другими малышами, аргументируя это тем, что отнимут все игрушки. В некоторых случаях появляется бредовая настроенность в отношении родителей.

При непрерывно-прогредиентной форме дети могут непроизвольно фантазировать. При заболевании появляются зрительные и слуховые галлюцинации. К ним присоединяются переживания, возникающие во сне.

Вялая форма шизофрении в раннем и дошкольном возрасте

Как распознать шизофрению у ребенка, которая протекает в этой форме? Болезнь начинается во время 3—4-летнего криза. Ее возникновение провоцируется такими психогенными факторами, как расставание с мамой и папой, изменение обстановки. Недуг у ребенка развивается медленно. Постепенно уменьшается круг общения. Ребенок контактирует только с конкретными детьми. Подобное объясняется снижением потребности в общении.

Для вялой формы шизофрении еще характерны следующие проявления:

  • снижение аппетита;
  • нарушение темпа речи;
  • расстройства сна;
  • немотивированные страхи, связанные со сказками, фантазиями, которые впоследствии часто провоцируют появление идей преследования.

С родителями ребенок расстается легко. Некоторые дети не отпускают своих мам и пап, но подобное поведение у них наблюдается лишь из-за переживаемых страхов. В некоторых случаях у детей проявляются такие признаки, как жестокость, злобность, агрессия, садизм.

Особенности шизофрении у детей школьного возраста

Особенности психологической картины шизофрении у детей школьного возраста заключаются в том, что заболевание незаметно возникает и медленно протекает. У одних больных появляются различные страхи. Дети переживают за собственную жизнь и здоровье родителей. Вначале переживания могут быть обоснованными. Затем они теряют смысл и оказываются не связанными с какими-либо событиями. У детей теряются интересы к учебе, играм, появляются бредовые мысли о влиянии потусторонних сил.

У других детей заболевание протекает иначе. Они придумывают собственный фантастический мир, который изображают в рисунках. Больные погружаются в свои фантазии полностью, что-то нашептывают, гримасничают, с трудом переключаются на реальные события. Такие дети играют в одиночку, требуют от окружающих, чтобы их называли вымышленными именами.

Особенности шизофрении подросткового возраста

В некоторых случаях перед возникновением заболевания возникают предвестники. Представляют они собой нелепое поведение, необъяснимые поступки, депрессивные или маниакальные приступы. Подобное состояние у детей длится от нескольких дней до нескольких недель.

После предвестников шизофрения у подростков провоцируется серьезными конфликтами со сверстниками, скандалами с родителями, попытками насилия. Возникающее заболевание протекает по-разному. У одних снижается активность, исчезают интересы и нарастают эмоционально-волевые расстройства. У других появляются навязчивые страхи, мысли, влечения.

Диагностика заболевания по критериям МКБ-10

Для заболевания «шизофрения» тест, который мог бы быть проведен в лаборатории и который бы указал на заболевание, не разработан. Диагноз ставится врачами с учетом критериев МКБ-10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра). Согласно им, заболеванию должны быть присущи как минимум 2 симптома (из последних 5 признаков, перечисленных ниже) или 1 четкий симптом (из первых 4 признаков):

  • беззвучное повторение мыслей в голове;
  • бредовое восприятие;
  • слуховые галлюцинации, появление в голове чужих голосов, которые обсуждают или комментируют поведение больного;
  • бредовые идеи;
  • постоянные галлюцинации любой сферы, сопровождающиеся нестойкими или не полностью сформированными бредовыми идеями без четкого эмоционального содержания, или постоянные ;
  • разорванная речь, не имеющая единого смысла;
  • наличие таких расстройств, как застывание, возбуждение, отсутствие ответов на задаваемые вопросы, ступор, негативизм;
  • изменение поведения, утрата интересов к окружающему миру и общению с другими людьми, замкнутость;
  • наличие таких негативных симптомов, как апатия, неадекватность или бедность эмоций, социальная отгороженность и социальная непродуктивность.

Дифференциальная диагностика

Шизофрения у подростков и маленьких детей проявляется такими признаками, которые присущи множеству других заболеваний, поэтому необходима В задачи специалистов входит исключение наличия соматического, неврологического и органического психического расстройства, токсических веществ в организме.

Если у ребенка шизофрения, что делать родителям? Им необходимо обратиться к специалисту с целью получения направления на полное медицинское обследование, включающее в себя:

  • осмотр;
  • общий и биохимический анализы крови;
  • анализ мочи;
  • скрининг на наркотические вещества и другие исследования (при необходимости).

Принципы лечения

Диагноз «шизофрения» вызывает необходимость применения классической схемы лечения. Она включает в себя следующие этапы:

  • купирующую терапию;
  • стабилизирующую (долечивающую) терапию;
  • поддерживающую терапию.

Цель купирующей терапии — устранение симптомов заболевания (бреда, галлюцинаций, психомоторных нарушений). В лечении используются нейролептики — психотропные препараты. При стабилизирующей терапии назначается лекарственное средство, которое применялось на первом этапе и оказало положительный эффект. Нейролептик используется в меньшей дозе до полного устранения симптомов. Поддерживающее лечение выполняется теми же препаратами, которыми ликвидировались проявления заболевания, но в гораздо меньших дозировках для предупреждения повторного рецидива.

Вред терапии и необходимость использования психосоциальных методов лечения

Диагноз «шизофрения» — это хроническое расстройство. Долгосрочные прогнозы для большинства больных пессимистичны. Однако благодаря антипсихотическим лекарственным средствам удается добиться улучшения состояния пациентов. В у детей широко применяются нейролептики. При этом влияние препаратов на детский организм еще не до конца изучено. Применение лекарств иногда вызывает серьезные побочные эффекты. Таким образом, лечение — далеко не безопасный процесс, но отказаться от него нельзя.

Вред от психотропных препаратов — одна из особенностей лечения заболевания. Вторая особенность заключается в необходимости применения психосоциальных методов лечения. Они включают в себя тренинг социальных навыков, вмешательство с участием семьи, помещение больных в специальные школы.

В заключение стоит отметить, что шизофрения у ребенка, симптомы которой разнообразны, - это, как правило, наследственный недуг. Однако исследования показывают, что не во всех случаях при рождении монозиготных близнецов оба ребенка заболевают шизофренией. Это подтверждает то, что на вероятность ее возникновения влияют не только генетические факторы. При появлении необходимо обращаться к врачу. Недуг требует диагностики (при заболевании «шизофрения» тест специальный в лаборатории не проводится, учитывается клиническая картина, жалобы, сдаются анализы крови и мочи, назначаются дополнительные исследования). Заболевание также нуждается в длительном лечении и применении противорецидивных препаратов после устранения имевшихся симптомов.

– психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков. Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков. Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

Общие сведения

Осложнения

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании. Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий. Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества , совершения асоциальных действий, суицидальных поступков . Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Диагностика

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику. Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.

Задача дифференциальной диагностики – различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом , шизотипическим расстройством личности. Основные отличия РДА – отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них. Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Лечение шизофрении у детей

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта , социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей – нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция. направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • . Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии , ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение – школу, секцию – при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Прогноз и профилактика

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний. На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях. Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

Шизофрения у детей – явление крайне редкое. Обычно она «расцветает» в подростковом периоде. Детской же шизофренией в психиатрии называют заболевание, проявившее себя до 12-летнего возраста.

Расстройство у детей характеризуется некоторой специфичностью симптомов и трудностью в диагностике. Бдительность родителей и квалифицированный специалист помогут вовремя распознать болезнь и начать своевременную терапию.

Что провоцирует расстройство

Сразу стоит отметить, что до сих пор так и не выяснена точная, окончательная причина детской шизофрении , а предположительные можно определить как комбинированные. Здесь играют роль как биологические, так и социальные факторы.

Среди биологических предрасполагающих факторов, прежде всего, выделяют генетику и наследственность. Установлено, что большая часть детей, страдающих расстройством, имеет больных родственников, ближайших либо даже по второстепенной линии.

К биологическим причинам также относят поражение ЦНС. Повреждение структуры головного мозга играет важную роль в проявлении расстройства. Их разделяют на перинатальные и постнатальные.

Перинатальные факторы риска – это дефекты, полученные в утробе матери. Они могут развиваться вследствие:

  • внутриутробной гипоксии плода;
  • внутриутробных инфекций;
  • отслойки плаценты;
  • недостаток питания;
  • токсического воздействия на плод – злоупотребление матерью во время беременности алкоголем , наркотиками; прием медикаментозных средств, запрещенных для беременных; если беременная подвергалась воздействию ядовитых веществ.

К постнатальным факторам риска относят те, что поражают ребенка уже после рождения. Особую роль здесь играют черепно-мозговые травмы. К этой группе также относят нейроинфекции, то есть инфекции, разрушающие мозговую ткань: энцефалит, менингит, нейросифилис. К развитию заболевания предрасполагают состояния, вызывающие гипоксию головного мозга.

Но все эти основания могут оказаться бессильными, если ребенка окружает благополучная социальная обстановка.

Риск появляется в том случае, если ребенок растет и воспитывается в недоброжелательной, угнетающей атмосфере. Это касается насилия, которому подвергается малыш: побои, агрессия со стороны родителей, систематические обвинения, неадекватная оценка поступков. Нередко жестокое отношение к детям проявляется в семьях, где родители наркозависимы или злоупотребляют алкоголем .

Другая модель поведения – когда родители воспитывают свое чадо в чрезмерной строгости, предъявляют ему завышенные требования, диктуют свои предпочтения, устанавливают повышенный контроль. То есть, воспитание из цикла: «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

В другой семье ребенок вроде бы живет и воспитывается по правилам, но взаимоотношения между родителями никак не складываются. Постоянные ссоры, скандалы, недопонимание между супругами откладывают негативный отпечаток на психику ребенка в особенности, если он становится свидетелем насилия.

Но бывает и так, что семья вполне благополучная, отношения между ее членами позитивные и доброжелательные, но малыш подвергся воздействию сильнейшего стрессового фактора. Это может быть смерть близкого человека, насилие, или же ребенок стал свидетелем ужасного события. В этом случае также существует риск проявления расстройства.

Шизофрения раннего возраста

Симптомы и признаки детской шизофрении имеют много сходных черт с ее течением у взрослых. Но, тем не менее, не лишены они и специфических проявлений, которые, надо сказать, осложняют ее диагностику.

Болезнь разделяют на три вида, охватывающие разные возрастные периоды:

  • шизофрения раннего возраста – от 0 до 3 лет;
  • дошкольного возраста – от 3 до 5–7 лет;
  • школьного возраста – после 7 лет;

Удивительно, но первые признаки шизофрении у детей можно заметить уже в грудном возрасте, на первом году жизни, хоть в этот период они и проявляются достаточно редко. Сложность заключается в следующнем: они настолько размыты и нетипичны, что не каждая мать сможет заподозрить в них дебют психического расстройства:

  • ребенок вялый и малоподвижный. Не реагирует на игрушки. Не просыпается на кормление, не плачет перед кормлением. Создается впечатление, что он не ощущает чувства голода. Проявляет по отношению к матери эмоциональную холодность: не улыбается ей, не протягивает ручки. Безразличен к дискомфортным условиям;
  • моторное возбуждение. Возникает в дневное время. Ребенок лежит в кроватке и дергает руками, ногами. Но эти движения не похожи на нормальную возрастную двигательную активность. Они однообразны, напоминают автоматизмы. Происходят на сниженном эмоциональном фоне, то есть малыш не проявляет никаких эмоций. Двигательные навыки с возрастом не усложняются. Мало того, теряются уже приобретенные;
  • аффективные нарушения. Появляется чрезмерная плаксивость. Грудничок плачет и днем, и ночью. Тревожность и плач возникают периодами, чередуясь с фазами относительного спокойствия. Например, за ночь тревожные приступы могут повторяться 2–3 раза.

Симптомы шизофрении у детей второго – третьего года жизни сопровождаются, прежде всего, угасанием эмоций. Малыши становятся малоактивными, неулыбчивыми, безэмоциональными. В отдельных случаях детки, которые уже начали ходить, теряют эту способность. Они начинают ползать, движения приобретают хаотичную направленность, по развитию соответствующую месячному возрасту.

С другой стороны, такие малыши становятся возбужденными. Они часто находятся в состоянии постоянной, бесцельной ходьбы, по кругу или в виде маятника, раскачиваются из стороны в сторону. При этом лицо становится отрешенным либо дети начинают строить разные гримасы. Несмотря на ходьбу в течение продолжительного времени (1 часа и более), они не устают. Остановить их в бесцельных желаниях становится очень сложно. Они вырываются и продолжают процесс.

Расстройство в этом возрасте также может выражаться в беспричинном хохоте или плаче, в неорганизованном беге и прыжках.

Резкое возбуждение сменяется вялостью. Дети стремятся лечь в тихом, отстраненном месте: под кроватью, в углу. Принимают неестественную позу. Их очень сложно вывести на прогулку, приходится делать это силой. Сон также нарушается. Малыши просыпаются среди ночи, и долгое время проводят без сна.

В целом, картина заболевания у детей до 3 лет сводится к бесцельным движениям и автоматизмам, к регрессу в развитии. На фоне патологического состояния возникают страхи, не имеющие под собой основания. Это может быть боязнь любого предмета: машин, деревьев и т.д. Когда устрашающий объект попадает в поле зрения, ребенок становится тревожным, возбужденным. Но стоит убрать его из виду, и состояние малыша нормализуется.

Шизофрения у дошкольников

У детей от 3 до 7 лет заболевание стартует с эмоциональной холодности. Дети становятся безразличными к происходящему, ограничивают общение со сверстниками, не проявляют теплых чувств к родителям. Ранее приобретенные знания и умения утрачиваются, пропадает интерес к любимым занятиям, игрушкам.

Маленькие больные становятся капризными, причем их настроение претерпевает резкую смену, колеблется в широком диапазоне.

Детки не проявляют интерес к своему внешнему виду, отказываются выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Они становятся неряшливыми, могут надеть грязную одежду, ложатся спать на полу.

Изменяется и манера поведения. В своих действиях они могут проявлять манеры детей, младших по возрасту. Например, ребенок, который уже самостоятельно, вполне свободно владел ложкой и вилкой, вдруг начинает есть руками, разбрасывает еду, крошит ее.

Он практически все время проводит в одиночестве, отгораживаясь от людей. Сложно переносит нововведения в его режиме. Игры его становятся примитивными, утрачивая свою сюжетность. Они сводятся к ощупыванию предметов и игрушек, их обнюхиванию. Тематика игры не имеет значения – таких детей привлекают только отдельные действия. Иными словами, игры приобретают стереотипный характер: дошколенок открывает-закрывает дверь шкафа, раскладывает в определенной последовательности предметы. Если прервать его занятие, он начинает очень сердиться.

Особое влияние расстройство оказывает на речь. Так, если ребенок уже хорошо, грамотно излагал свои мысли, то в начале болезни можно отметить нарушение смысловой расстановки слов в предложении. Постепенно речь становится бессвязной, ребенок не способен внятно выразить свои мысли. Появляется эхолалия – повторение слов, сказанных кем-то. Понемногу полноценное, вразумительное повествование делается бессвязным, невнятным. Предложения укорачиваются, слова заменяются слогами. Вскоре речь превращается в бессвязный лепет.

При прогрессировании процесса у детей наблюдаются признаки кататонии. Они заторможены, застывают в одной позе. К примеру, сидят, прогнувшись и откинув голову назад либо лежат в позе эмбриона. Взгляд при этом отсутствующий, на контакт не идут.

Другая сторона кататонии – повышенное настроение, возбужденное поведенное. Ребенок прыгает, смеется, дурачится без причины.

Продуктивная симптоматика детской шизофрении

Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.

Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.

Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.

Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.

Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.

Слуховые галлюцинации у детей младшего возраста редко выражаются в голосах, звучащих в голове. Чаще они «приходят» в виде петушиного крика, боя часов, чьего-то плача, голоса злых сил: ведьмы, злого колдуна, злодеев из мультиков.

Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.

Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.

Шизофрения школьного возраста

Начиная с 6–7-летнего возраста большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками. У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено.

Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.

Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.

Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.

С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.

Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:

  • вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
  • приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
  • параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
  • гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
  • кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.

Как поставить диагноз

Диагностика шизофрении у детей начинается с внимания родителей и близких к ребенку. Только взрослые могут усмотреть в поведении своего чада тревожные симптомы.

Резкая перемена в действиях и личности ребенка, его отстраненность от окружающих, странности и стереотипность поведения, ощущение, что он разговаривает с кем-то невидимым, должны обращать на себя внимание родителей.

При первых подозрениях на нестабильность психического развития малыша необходимо обратиться к врачу-психиатру. Специалист тщательно обследует маленького пациента. Собирает сведения о том, как развивался ребенок до «подозрительных симптомов», при каких обстоятельствах появились перемены. С помощью группы психологических методик выявляет уровень развития когнитивных функций, личностных качеств и т.д. При необходимости назначает дополнительные обследования.

Все это необходимо, чтобы собрать все сведения и поставить правильный диагноз.

Шизофрения – это болезнь, которая не стоит на месте. Это прогредиентное заболевание, то есть склонное к прогрессированию.

У детей оно протекает в злокачественной форме. Чем меньше возраст ребенка – тем страшнее последствия. Это связано с тем, что психика ребенка еще до конца не сформирована, а патологический процесс вызывает в ней непоправимые изменения. Так, расстройство, развившееся у детей до 7 лет, вызывает стойкий шизофренический дефект. Дети перестают ходить, вместо этого ползая на четвереньках. Теряют способность говорить, издавая нечленораздельные звуки.

Взять заболевание под контроль и добиться положительных результатов позволяют ранняя диагностика и лечение шизофрении. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше шансов на благоприятный исход.