Учет топлива по топливным картам. Учет и списание гсм по топливным картам. Возможные варианты проводок в бухгалтерии при покупке топлива и смазочных материалов

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: как учитывается топливная карта в бухгалтерии?.

Топливные карты позволяют определить, где, когда, сколько и на какую сумму сотрудник приобрел ГСМ. Поэтому в настоящее время такие карты имеют большой спрос среди компаний. Как в бухгалтерском и налоговом учете отражать затраты на их покупку, расскажем в статье, которая основана на материалах книги «Годовой бухотчет - 2012».

Бухгалтерский учет топливной карты, отражение затрат

Топливные карты не удовлетворяют признакам денежного документа, изложенным в инструкции по применению и методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. К таким признакам, например, относят:
- удостоверенное право на получение определенного товара (услуги) на определенную сумму, причем, как правило, безусловное право;
- из документа должно следовать, на какую сумму в денежном выражении (номинал денежного документа) можно приобрести товар (это основной отличительный признак денежного документа);
- при предъявлении денежного документа, как правило, предоставляется услуга на всю его номинальную стоимость, что свидетельствует о приобретении данного товара (услуги), то есть можно говорить о некоторой "одноразовости" денежного документа.

Топливные карты этим признакам не соответствуют. Так, карта может быть заблокирована при отсутствии своевременной оплаты, и топливо для автомобиля при ее предъявлении отпущено не будет. В результате нарушается принцип безусловности денежного документа. Кроме того, топливная карта не имеет номинала, то есть, стоимости, на которую можно приобрести топливо. По сути, это техническое средство, выдаваемое водителям для отпуска нефтепродуктов на АЗС. Работнику компании при выдаче топливной карты фактически не передаются денежные средства. Поэтому для отражения данных операций использование счетов 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и 50 "Касса", субсчет 3"Денежные документы" не обосновано. Учитывать топливные карты на счете 10 "Материалы" как самостоятельный объект учета в связи с тем, что они имеют материальную форму, также не следует. Дело в том, что в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.

Следовательно, активы, определенные в качестве МПЗ, должны иметь ценность сами по себе либо использоваться компанией в качестве предметов труда. Топливные карты данному требованию не отвечают. Затраты, связанные с приобретением топливных карт, можно расценивать как дополнительные расходы на приобретение топлива. То есть, включать в , приобретенного по ним. Однако так поступать можно не всегда. Зачастую карты являются многоразовыми, и их стоимость сложно соотнести с определенной партией полученного топлива. В данной ситуации их стоимость можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности (пункт 5 ПБУ 10/99).

При этом в зависимости от того, на какой счет затрат списывается стоимость топлива, израсходованного тем или иным автомобилем, следует списывать и стоимость карты, выданной водителю для заправки. Для учета карт , стоимость которых включена в расходы компании, можно использовать забалансовые счета. Например, 012 "Топливные карты". Это необходимо для организации контроля за их использованием. Кроме того, компания может вести журнал учета выдачи и возврата карт. В нем нужно предусмотреть, в частности, следующие реквизиты:
- дату выдачи и возврата карты;
- номер топливной карты;
- лимит выдачи топлива по карте;
- марку топлива;
- марку, государственный номер автомобиля, который заправляется топливом;
- Ф.И.О. держателя топливной карты и его подпись.

Пример бухгалтерского учёта расходов на топливную карту

Организация приобрела топливную карту. Ее стоимость составила 944 рублей (в том числе НДС - 144 рублей). Операции по покупке карты отразит следующими записями:
- дебет 19 кредит 60: 144 рубля - учтен входной НДС по карте;
- дебет 20 (26, 44) кредит 60: 800 рублей (944 - 144) - списана стоимость карты;
- дебет 68 кредит 19: 144 рубля - принят к вычету НДС по топливной карте;
- дебет 012: 800 рублей - стоимость карты учтена на забалансовом счете.

Учёт топливных карт при исчислении налога на прибыль

Затраты на покупку (выпуск, обслуживание, восстановление при утере) топливной карты могут быть отнесены к расходам при исчислении налога на прибыль. В зависимости от вида деятельности компании затраты на топливную карту вправе учитывать как:
- материальные расходы (статья 254 налогового кодекса);
- расходы на содержание служебного транспорта (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ);
- прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НКРФ).

Свой выбор фирма должна закрепить в учетной политике организации. Если топливную карту выдают с условием возврата при оплате ее залоговой стоимости, то в налоговом учете сумма залога не является ни доходом, ни расходом, поэтому она не участвует при (подпункт 2 пункта 1 статьи 251, пункт 32 статьи 270 НК РФ).

У компаний, в работе которых задействован транспорт, есть отдельная статья расходов, связанная с покупкой нефтепродуктов. Приобретение горючего (далее ГСМ) может быть осуществлено за деньги, путем безналичного перечисления либо посредством списания литров с топливной карты.

Смарт-карта позволяет осуществлять контроль над тем, в какое время, в каком терминале, по какой стоимости и какой литраж ГСМ был куплен. Эти пластиковые карточки пользуются хорошим спросом. Поэтому вопрос, как грамотно организовать учет топливных карт, так же закономерен, как и вопрос .

Что представляет собой топливная карта?

Раньше у компаний и физических лиц в обиходе были топливные талоны, которые позволяли осуществлять контроль над расходом горючего. Они имели следующие особенности:

  • отличались конкретным лимитом ГСМ;
  • при заправке авто производилось списание литров топлива;
  • отражался невостребованный остаток бензина.

Сегодня талоны используются для разовой заправки авто. На смену им пришли более продвинутые – топливные карточки с вшитым микропроцессором. Чип содержит информацию о лимите средств, предназначенных для покупки ГСМ и дополнительных услуг на автозаправках, а также сведения о топливном ассортименте и услугах, оказываемых поставщиком.

Топливная карта удобна тем, что:

  • ее чип хранит данные о расходовании ГСМ в электронном виде;
  • позволяет в любое время узнать остаток и время заправки топлива;
  • доступна к оформлению физическим лицам и организациям;
  • ускоряет процесс обслуживания на автозаправках;
  • позволяет сэкономить за счет скидок, действующих при оформлении крупного лимита;
  • дает возможность избежать лишней бумажной волокиты при отчете перед начальством;
  • упрощает бухучет (все сведения содержатся в личном кабинете хозяина карты).

Справка: работу бухгалтера упрощает и то, что ему не нужно отражать в бухучете выдачу карт ГСМ и делать проводки денежных средств, которые по факту не выдаются.

Виды карт

По формату ограничений различают два вида пластиковых карт:

  • Нелимитированная – владелец карты не ограничен временными рамками и может расходовать весь объем топлива по своему усмирению. Покупатель имеет возможность ограничить слив ГСМ суточным либо месячным лимитом, подав соответствующую заявку. Когда оплаченный объем топлива заканчивается, работа карты временно прекращается.
  • Лимитированная – покупатель вправе расходовать средства (количество литров), объем которых не превышает установленного предела за сутки либо за месяц. При желании внести изменения необходимо подать заявку в утвержденной форме поставщику горючего, и тогда карта будет переформатирована. К примеру, лимит – 20 л горючего марки АИ-95 в сутки. В данном случае покупатель может расходовать не более 20 л топлива с 00:00 до 24:00 за раз либо за несколько заправок. Выкупленный объем ГСМ уменьшается на сумму списанных литров. Каждые новые сутки дают держателю карты возможность заправиться бензином в рамках лимита.

По признаку учетной единицы выделяют следующие виды карт:

  • Литровые – приобретается конкретный литраж топлива, выдача которого не зависит от стоимости горючего, установленной на дату заправки.
  • Денежные – на баланс смарт-карты зачисляются средства, и ГСМ выдаются по рыночной цене, актуальной на момент запроса, в пределах суммы, доступной к списанию.

Важно: смарт-карта – не средство платежа, а своего рода хранилище горючего в литрах, оплаченных компанией. Так, фирма-покупатель перечисляет деньги на расчетный счет фирмы-продавца (топливной компании) и уточняет в назначении платежа номер карты с чипом, куда впоследствии зачисляются выкупленные литры бензина. Топливная карта дает держателю право заправляться по ней на станции поставщика, выпустившего пластик, и на партнерских автозаправках.

На стоимость бензина, затребованного водителем, выдается чек, где указаны номер карты, дата и время выдачи горючего, номер терминала, вид и объем приобретенного бензина, а также цена. Но по сути это не кассовый чек, поскольку при отпуске ГСМ оплата не поступает.

По итогам месяца топливная компания предоставляет счет-фактуру, накладную на товар и отчет за пройденный месяц, где указывает номер карточки, дату, время, терминал АЗС, объем отпущенного бензина, его марку и цену, а также доступный остаток по смарт-карте.

Учет смарт-карты

Пластиковая карта обычно закрепляется за определенным работником. Для ведения контроля следует обзавестись журналом учета приема и выдачи карт. Ввиду отсутствия единого образца форма ведомости утверждается каждой организацией в индивидуальном порядке.

Основные графы, которые могут быть присутствовать в журнале:

  • модель и госномер автотранспорта, который вверен водителю и по совместительству — держателю карты;
  • ФИО работника и его подпись;
  • дата передачи карты сотруднику лично в руки;
  • дата возврата карточки водителем.

Порядок выдачи и возврата карты нигде не закреплены. То есть начальство может обязать работника сдавать ее каждый день после смены, либо когда того требуют сложившиеся обстоятельства (в случае увольнения, ухода в отпуск и т.д.). Составление авансовых отчетов при расчетах за горючее необязательно.

Бухгалтерские проводки

Важно: порядок учета карт зависит от договоренности с топливной компанией.

Бесплатное владение . В учет бухгалтеры заносятся лишь те безвозмездно принятые активы, которые в будущем можно продать с целью извлечения дохода. А поскольку чиповая карта закреплена за конкретной организацией и ее продажа невозможна, то информация о ней не отражается в системе учета доходов и расходов на предприятии.

Получение на условиях возврата . Фирма-покупатель должна перевести поставщику залог за карту. Когда срок использования пластика закончится, организация вернет его обратно, а топливная компания осуществит возврат уплаченной ей стоимости карточки. Поскольку карта ГСМ – это собственность поставщика, то данный актив следует учитывать отдельно от имущества, принадлежащего фирме-покупателю (п. 5 ПБУ 1/2008). Поэтому в бухучете вверенный документ необходимо перенести на внебалансовый счет в денежных единицах. В отношении чиповых карт разрешается открыть субсчет, к примеру 015 «Топливные карты».

Процедуры приема и оплата карты ГСМ должны быть отражены в бухучете в виде проводок — дебетов и кредитов (далее Д и К):

  • Д 60 К 51 – оплачена стоимость залога за карту.
  • Д 009 – проведена сумма залога.
  • Д 015 «Топливные карты» — карта учтена на балансе фирмы.

При осуществлении возврата фирме-собственнику:

  • Д 51 К 60 – получена сумма задатка за карту.
  • К 009 – списана стоимость залога.
  • К 015 «Топливные карты» — карта снята с внебалансового учета.

Покупка топливной карты . В данном случае цену пластика (без учета налога) можно сразу списать на затраты (п. 5 ПБУ 10/99), и отметить его отдельно на счете 19 «НДС по полученным ценностям», а стоимость чиповой карточки — на внебалансовом счете (015 «Топливные карты»).

Бухгалтеру необходимо сделать следующие проводки:

  • Д 60 К 51 – оплата карты.
  • Д 20 (23, 26, 44…) К 60 – списание стоимости смарт-карты на расходы.
  • Д 19 К 60 – учет НДС.
  • Д 015 «Топливные карты» — учет пластиковой карты.
  • Д 68 субсчет «Расчеты по НДС» К 19 – принятие к вычету НДС по стоимости горючего.

Важно: «умная» карта выдается сотруднику, который впоследствии получает по ней начисленные литры топлива. Данная операция не подтверждается дебетом/кредитом, поскольку работник не получает финансовые средства на руки. Использовать в данном случае счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — значит, нарушать отчетность.

Учет горючего ведется на счете 10 «Материалы», субсчете 10.3 «Топливо». Все манипуляции также подтверждаются документами. Затраты рассчитываются согласно путевым листам, переданным ответственным лицом, и отчетам, предоставленным системой.

Подводим итоги

Ведение топливных карт позволяет осуществлять контроль над расходом горючего и существенно упрощает работу бухгалтера.

Документы, предоставляемые компанией-поставщиком каждый месяц: счет фактура, отчет по операциям, акт приемки-передачи, способствуют быстрому оформлению бухгалтерской отчетности.

Как правильно организовать учет Топлива (а конкретно интересует каким документом оформлять его поступление на смарт карты?). Топливная компания по концу месяца выдает Накладную и счет-фактуру за месяц на объем истраченного топлива, а не поступившего на карты. Вместе с тем она дает отчеты по смарт-картам, где указано сколько истрачено, сколько зачислено на карты.На каком основании оформлять Поступление топлива (приход в литрах), чтобы корректно вести склад по товарному количеству топлива (литраж)?

Основанием для списания ГСМ на расходы является путевой лист. На заправке водитель получает на руки чек, в котором указываются дата и количество залитого в бак топлива. Нужно обязать водителей прикладывать эти чеки к сдаваемому в бухгалтерию путевому листу. ГСМ в общем порядке приходуется на учет на момент заправки водителя по смарт-карте (топливной карте). Данную информацию бухгалтер узнает также из путевого листа. Для сверки данных по заправкам используйте отчеты по смарт-картам, о которых говорится в вопросе.

Подробно о том, как вести учет ГСМ по топливным картам, см. материалы ниже.

Обоснование

Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ по топливным картам Бухучет

В бухучете ГСМ, приобретенные по топливной карте , оприходуйте на счет 10 «Материалы». Топливо принимайте к учету по фактической себестоимости (без НДС) (п. , ПБУ 5/01). Сумму НДС, выделенного в счете-фактуре, отразите отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

В бухучете ГСМ оприходуйте в тот день, когда к организации перешло право собственности на топливо. Это связано с тем, что счет 10 «Материалы» предназначен для отражения информации о наличии материалов, принадлежащих организации на правах собственности (Инструкция к плану счетов). Дата перехода права собственности может быть предусмотрена в договоре (например, топливо может переходить в собственность к покупателю на дату оплаты ГСМ) (). Если особый порядок перехода права собственности договором не предусмотрен, то оно переходит к покупателю в момент фактического отпуска ГСМ потребителю (). То есть при заправке автомобиля.*

Если право собственности на ГСМ переходит в момент оплаты, откройте к счету 10 субсчета «ГСМ в резервуарах поставщика» и «ГСМ в бензобаках автомобилей». На дату оплаты сделайте проводку:


– приняты к учету ГСМ, право собственности на которые перешло к организации (на основании накладной).

По мере фактического отпуска ГСМ делайте записи:


– оприходованы ГСМ, заправленные в бак автомобиля (на основании чеков АЗС).

Если топливо переходит в собственность организации в момент заправки, в бухучете на эту дату сделайте проводку:

Дебет 10-3 Кредит 60
– оприходованы ГСМ.

НДС можно принять к вычету только при поступлении счета-фактуры от поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример отражения в бухучете приобретения ГСМ по топливным картам. Право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки

4 июня ООО «Альфа» заключило с АЗС договор на обслуживание денежной топливной карты. В этот же день организация оплатила карту, стоимость которой составляет 118 руб. (в т. ч. НДС – 18 руб.). По договору плата за обслуживание карты не взимается, право собственности на ГСМ переходит к «Альфе» в момент заправки. Карта предназначена для заправки автомобиля КамАЗ-5320, который используется для доставки готовой продукции покупателям.

30 июня «Альфа» перечислила на карту аванс в сумме 5900 руб. (в т. ч. НДС – 900 руб.).

В бухучете организации сделаны следующие записи.

Дебет 60 Кредит 51
– 118 руб. – оплачена топливная карта;

Дебет 44 Кредит 60
– 100 руб. (118 руб. – 18 руб.) – отнесена на расходы стоимость карты;

Дебет 19 Кредит 60
– 18 руб. – отражен НДС со стоимости купленной карты;

Дебет 015 «Топливные карты»
– 118 руб. – учтена топливная карта;


– 18 руб. – принят к вычету входной НДС по приобретенной карте.

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51
– 5900 руб. – перечислен аванс на карту.

В течение месяца (июля) Колесов получил по карте 380 литров дизельного топлива по цене 15 руб. за литр (в т. ч. НДС – 2,29 руб.):

  • 3 июля – 180 литров на сумму 2700 руб. (в т. ч. НДС – 412 руб.);
  • 17 июля – 200 литров на сумму 3000 руб. (в т. ч. НДС – 458 руб.).

Приобретение ГСМ бухгалтер «Альфы» отразил проводками.

Дебет 10-3 Кредит 60
– 2288 руб. (180 л? (15 руб. – 2,29 руб.)) – оприходованы ГСМ (на основании чеков АЗС);

Дебет 19 Кредит 60
– 412 руб. – учтен входной НДС по ГСМ.

Дебет 10-3 Кредит 60
– 2542 руб. (200 л? (15 руб. – 2,29 руб.)) – оприходованы ГСМ (на основании чеков АЗС);

Дебет 19 Кредит 60
– 458 руб. – учтен входной НДС по ГСМ.

  • счет-фактуру;
  • акт приемки-передачи с указанием объема и стоимости фактически отпущенного топлива;
  • отчет по операциям с топливной картой.

В учете организации сделаны записи:

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
– 5700 руб. (2288 руб. + 412 руб. + 2542 руб. + 458 руб.) – зачтен ранее перечисленный аванс;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 870 руб. (412 руб. + 458 руб.) – принят к вычету НДС по ГСМ (на основании счета-фактуры).

Документальное подтверждение

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 1 ст. 252 НК РФ). Для подтверждения используйте путевые листы. Образцы путевых листов, которые применяются при эксплуатации грузовых и легковых автомобилей, утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 . О том, как заполнить путевой лист, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные .*

Расчет количества топлива

По данным путевого листа рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:*

Списание топлива

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО , по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 10-3
– списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).*

ОСНО

В зависимости от характера использования транспорта расходы на ГСМ включите в состав:

  • материальных расходов (при оказании автотранспортных услуг) ( , письмо УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253);
  • прочих расходов, связанных с производством и реализацией (при использовании автотранспорта для нужд организации) (подп. и п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для расчета налога на прибыль ГСМ принимаются к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 , подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если НДС включен в цену и выделен в расчетных документах отдельной строкой, то сумму этого налога следует исключить (п. 1 ст. 170 НК РФ). НДС на основании счета-фактуры можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).*

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к материальным расходам, списывайте их с учетом метода оценки материалов , который применяет организация (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к прочим расходам, списывайте их по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264 , п. 1 ст. 170 НК РФ).

О применении норм расхода ГСМ при расчете налога на прибыль см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные .

Ситуация: когда в состав расходов для расчета налога на прибыль можно включить стоимость ГСМ, приобретенных по топливной карте

Включите стоимость ГСМ в расходы на дату принятия путевого листа к учету. А если расходы на топливо признаются прямыми, ГСМ – по мере реализации товаров (работ, услуг), в себестоимость которых они включены.

Даты списания ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Это объясняется тем, что основанием для списания ГСМ является правильно оформленный путевой лист. Именно этот документ подтверждает обоснованность списания ГСМ (письмо Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/117 , п. 1 ст. 252 НК РФ). После того как путевой лист проведен по учету, стоимость израсходованных по нему ГСМ можно включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. К путевому листу должны быть приложены чеки АЗС.

При использовании топливных карт к моменту фактического получения ГСМ их стоимость уже оплачена покупателем. Поэтому такой порядок списания топлива распространяется как на организации, которые применяют метод начисления, так и на организации, которые рассчитывают налог на прибыль кассовым методом. Данный вывод позволяют сделать положения пункта 2 , подпункта 3 пункта 7 статьи 272, и п. 2 ст. 318 НК РФ).*

Пример отражения в бухучете и при налогообложении приобретения и списания ГСМ по топливным картам. Право собственности на топливо переходит к организации в момент оплаты за ГСМ

4 июня ООО «Альфа» заключило с поставщиком ГСМ договор на обслуживание литровой топливной карты . В этот же день организация перечислила поставщику залоговую стоимость топливной карты – 100 руб. По договору право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент оплаты за топливо. Для оценки материалов в бухучете учетной политикой организации предусмотрен метод средней стоимости.

5 июня топливная карта была передана менеджеру А.С. Кондратьеву для заправки автомобиля, который используется в служебных целях.

30 июня «Альфа» перечислила на карту аванс в сумме 6800 руб. (в т. ч. НДС – 1036 руб.) за 400 литров бензина АИ-92 по цене 17 руб. за литр (в т. ч. НДС – 2,59 руб.). В этот же день поставщик выдал «Альфе» счет-фактуру и акт приемки-передачи ГСМ.

В учете организации сделаны следующие записи.

Дебет 60 Кредит 51
– 100 руб. – перечислена залоговая стоимость топливной карты;

Дебет 008
–100 руб. – оприходована карта, полученная в залог.

Дебет 60 Кредит 51
– 6800 руб. – перечислен аванс на топливную карту;

Дебет 10 субсчет «ГСМ в резервуарах поставщика» Кредит 60
– 5764 руб. (400 л? (17 руб. – 2,59 руб.)) – принят к учету бензин после перехода права собственности (на основании акта приемки-передачи);

Дебет 19 Кредит 60
– 1036 руб. (400 л? 2,59 руб.) – учтен входной НДС по приобретенному бензину;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1036 руб. – принят к вычету НДС по бензину (на основании счета-фактуры).

По итогам месяца (июля) поставщик выдал организации отчет об операциях по топливной карте. В нем отражены количество и стоимость бензина, отпущенного «Альфе»: 380 литров на сумму 6460 руб. (в т. ч. НДС – 984 руб.). Эти же данные подтверждены терминальными чеками, выданными на АЗС.

На дату каждой заправки бухгалтер «Альфы» делал проводку:

Дебет 10 субсчет «ГСМ в бензобаках автомобилей» Кредит 10 субсчет «ГСМ в резервуарах поставщика»
– оприходован бензин, заправленный в бак автомобиля (на основании чека АЗС).

Учетной политикой организации предусмотрено ежемесячное составление путевых листов. Путевым листом за июль подтверждено, что весь полученный Кондратьевым бензин был израсходован. Фактический расход соответствует нормам, утвержденным руководителем организации. 31 июля бухгалтер «Альфы» рассчитал среднюю стоимость одного литра топлива. Исходя из расчета средняя стоимость литра бензина оказалась равной его покупной стоимости.

Дебет 26 Кредит 10 субсчет «ГСМ в бензобаках автомобилей»
– 5476 руб. (380 л? (17 руб. – 2,59 руб.)) – списан израсходованный бензин (на основании путевого листа).

При расчете налога на прибыль в июле бухгалтер включил эту сумму в состав прочих расходов.

После того как по топливной карте были выбраны оставшиеся 20 л бензина, договор на ее обслуживание был расторгнут. Поставщик вернул залоговую стоимость карты.

В учете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 51 Кредит 60
– 100 руб. – получена залоговая стоимость топливной карты;

Кредит 008
– 100 руб. – списана карта, ранее полученная в залог.

Понятие «топливная карта» отсутствует в российском законодательстве. Ранее этот термин содержался в Распоряжении Правительства Москвы от 5 ноября 2008 года № 2591-РП «О порядке предоставления топливных карт владельцам малолитражных автомобилей», согласно которому топливная карта (смарт-карта со встроенной микросхемой) – техническое средство учета отпуска нефтепродуктов на АЗС, на которых допущены к приему топливные карты, представляющее собой носитель информации, подтверждающей право на получение нефтепродуктов. Однако данный документ утратил силу с 18 июня 2013 года.

Согласно разъяснениям УФНС РФ по г. Москве, данным в письме от 30 июня 2010 года № 16-15/068679@, топливные карты не имеют статуса кредитных или иных платежных карточек, эмитентом которых является кредитное учреждение, они используются как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Карта фиксирует объем приобретенного топлива в литрах и позволяет ее держателю заправлять топливный бак в пределах расходного лимита, который устанавливается в заявке организации-покупателя.

Как правило, порядок расчетов с поставщиками горючего по топливным картам устанавливается в договоре. В нем стороны должны определить лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за ГСМ и обслуживание карты, а также иные условия (например, предоставление скидки, порядок сверки расчетов). Ежемесячно поставщик топлива представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт приема-передачи на проданные ГСМ (накладную), а также отчет (или реестр) операций по картам. В отчете должно быть указано, когда и сколько топлива было приобретено.

Бухгалтерский учет карт

Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.

При этом в учетной политике может быть установлено, что с целью обеспечения сохранности топливных карт на основании абзаца 4 пункта 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, их учет организуется на специально открытом для этих целей забалансовом счете , например, 012 «Топливные карты» в условной оценке. Аналитический учет может вестись в разрезе номеров карт, автомобилей, либо сотрудников – водителей.

Также организации целесообразно вести журнал учета выдачи и возврата топливных карт.

При получении карты от поставщика и передаче ее водителю в учете делается запись Дебет 012. При утрате топливной карты, ее возврате водителем либо расторжении договора с поставщиком – Кредит 012.

В случае приобретения топливных карт за плату у бухгалтера могут возникнуть сложности с их учетом.

Учитывать карты на счете 50 субсчет 3 «Денежные документы» будет неправильно, поскольку, как было указано выше, они не являются денежным документом, это техническое средство для приобретения ГСМ. Учитывать стоимость карт в цене приобретенного топлива также будет неверным, так как заранее не известно, сколько они будут использоваться. Возможно два варианта учета топливных карт (выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике).

Первый: в момент получения топливных карт отнести затраты на их приобретение в состав прочих расходов на основании пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н. При этом используются затратные счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т. д., на которые будет списываться стоимость приобретенного ГСМ.

Второй метод предполагает, что топливные карты учитываются в качестве МПЗ, поскольку даже если срок их полезного использования превышает 12 месяцев, стоимость составляет менее 40 000 руб. (п. 4, 5 ПБУ 6/01). Исходя из положений подпунктов 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина от 9 июня 2001 года № 44н, топливные карты принимаются к учету по фактической себестоимости, равной сумме затрат на их приобретение, – сумме, подлежащей уплате поставщику топливных карт (без учета НДС). При передаче карт водителям их стоимость относится в состав прочих расходов.

Обратите внимание

Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.

При выборе любого из двух указанных вариантов учета организация должна организовать учет карт с целью обеспечения их сохранности на забалансовом счете, например, 012 «Топливные карты» в условной оценке.

Обратите внимание, что денежные средства, которые перечислит организация на приобретение ГСМ и которые будут числиться на карте, являются предоплатой за топливо, поэтому расходом они не признаются и учитываются как дебиторская задолженность по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. 3, 16 ПБУ 10/99).


ПРИМЕР. УЧЕТ ТОПЛИВНЫХ КАРТ

У организации имеется пять легковых и два грузовых автомобиля. 16 января 2018 года компанией приобретены у поставщика семь топливных карт стоимостью 700 руб. (в том числе НДС 106,78 руб.). Оплата за карты в сумме 700 руб. произведена 17 января 2018 года. В этот же день поставщику перечислена оплата за бензин в сумме 100 тыс. руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Дебет 10   Кредит 60
- 593,22 руб.– отражена стоимость приобретенных топливных карт;

Дебет 19   Кредит 60
- 106,78 руб. – отражен НДС, предъявленный поставщиком;

Дебет 60   Кредит 51
- 700 руб. – перечислена оплата поставщику;

Дебет 68   Кредит 19
- 106,78 руб. – принят к вычету НДС по топливным картам;

Дебет 20 (25,26 и т. д.)   Кредит 10
- 593,22 руб. – списана на затраты стоимость топливных карт;

Дебет 012
- 70 руб. – топливные карты приняты на забалансовый учет (в условной оценке 10 руб.);

Дебет 60 аванс   Кредит 51
- 100 000 руб. – перечислена поставщику оплата за топливо.

Налоговый учет

НДС, предъявленный поставщиком по счету-фактуре при приобретении топливных карт, подлежит вычету у покупателя при наличии первичных документов и после принятия карт на учет при условии, что они будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Топливные карты бывают:

  • денежными (выдаются на определенный лимит стоимости ГСМ);
  • литровыми (выдаются на определенный лимит объема ГСМ).

Совет : в условиях постоянного роста цен на ГСМ приобретайте литровые топливные карты. Это выгоднее, поскольку заранее определенный объем топлива организация оплачивает по цене, действующей на дату выставления счета. До тех пор пока организация не выберет весь объем ГСМ по полученной карте, возможное повышение цен на топливо ее не затронет.

Как оформить топливную карту

Чтобы приобретать ГСМ при помощи топливных карт, с оптовым поставщиком или непосредственно с АЗС нужно заключить договор.

Обычно схема работы с топливными картами выглядит так.

1. Организация перечисляет поставщику 100-процентную предоплату, которая включает в себя стоимость топлива, цену самой карты (если карта передается организации за плату) и стоимость ее обслуживания. Некоторые нефтяные компании выдают карты бесплатно и не устанавливают плату за их обслуживание. Другие - взимают небольшую плату. При этом стоимость бензина, приобретенного по карте, как правило, ниже, чем при расчетах по талонам и за наличные.

2. После того как организация перечислила аванс, ей выдают топливную карту с pin-кодом. Когда водитель заправляет машину, он предъявляет карту на АЗС.

3. Ежемесячно после обработки данных поставщик топлива (эмитент карты) представляет организации-покупателю:

  • счет-фактуру;
  • акт приемки-передачи, где указывается объем и стоимость выбранного топлива;
  • подробный отчет обо всех операциях по топливной карте. В него включаются сведения о поступлении и расходовании средств, а также о количестве отпущенных ГСМ.

Журнал учета топливных карт

Как правило, топливную карту закрепляют за конкретным сотрудником (водителем). Для контроля можно завести журнал учета приема и выдачи топливных карт. Типовой формы данного документа нет, поэтому организация вправе разработать ее самостоятельно. Порядок выдачи и возврата топливных карт не регламентируется. На практике можно обязать сотрудника сдавать карту либо ежедневно, либо при необходимости (по окончании срока ее действия, при увольнении, при уходе в отпуск и т. п.). Авансовые отчеты при расчетах за ГСМ с помощью топливных карт составлять не нужно.

Порядок бухучета топливных карт зависит от условий договора с поставщиком ГСМ.

Бухучет: получение карты бесплатно

В этом случае отражать карту в бухучете не требуется. К учету принимается лишь то безвозмездно полученное имущество, которое впоследствии можно реализовать и получить доход (п. 9 ПБУ 5/01). Продать топливную карту невозможно, поскольку она закрепляется за конкретной организацией.

Бухучет: приобретение с условием возврата

В этом случае организация должна внести поставщику залоговую стоимость карты. Когда использование карты будет прекращено, организация возвратит ее обратно, а поставщик вернет ей залоговую стоимость. Поскольку топливная карта является собственностью поставщика топлива, то такое имущество нужно учитывать отдельно от собственного имущества организации (п. 5 ПБУ 1/2008). Поэтому в бухучете полученную карту отразите на забалансовом счете в условной оценке. В отношении топливных карт можно открыть дополнительный субсчет, например, 015 «Топливные карты».

При оплате и получении топливной карты в бухучете сделайте следующие проводки:

Дебет 60 Кредит 51

- перечислена поставщику топлива залоговая стоимость карты;

Дебет 009

- отражено выданное залоговое обеспечение;

Дебет 015 «Топливные карты»

- принята топливная карта за баланс.

При возврате карты эмитенту:

Дебет 51 Кредит 60

- получена залоговая стоимость топливной карты;

Кредит 009

- списано выданное залоговое обеспечение;

Кредит 015 «Топливные карты»

- списана топливная карта с забалансового учета.

Бухучет: приобретение карты за плату

В этом случае стоимость топливной карты (за вычетом НДС) можно сразу списать на затраты (п. 5 ПБУ 10/99). Сумму НДС отразите отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Для контроля учитывайте стоимость карты за балансом. Например, на счете 015 «Топливные карты». Кроме того, для более детального контроля целесообразно отражать поступление и движение топливных карт в журнале учета приема и выдачи топливных карт.

В бухучете сделайте записи:

Дебет 60 Кредит 51

- оплачена топливная карта;

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 60

- списана на расходы стоимость топливной карты;

Дебет 19 Кредит 60

- отражен НДС со стоимости купленной карты;

Дебет 015 «Топливные карты»

- учтена топливная карта;

- принят к вычету входной НДС по приобретенной топливной карте.

Налоговый учет топливных карт зависит от условий, на которых поставщик их предоставляет (безвозмездно, под залог, за отдельную плату), а также от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Если поставщик предоставляет карту безвозмездно, отражать эту операцию в налоговом учете не нужно. В этом случае у организации не возникает экономической выгоды (дохода) (ст. 41 НК РФ).

Если поставщик передает карту в залог, ее получение и возврат в налоговом учете также не отражаются. Это следует из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 251 и пункта 49 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Если поставщик предоставляет топливную карту за плату, то ее стоимость можно включить в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении приобретения и списания топливной карты

4 июня ООО «Альфа» заключило с АЗС договор на обслуживание денежной топливной карты. В этот же день топливная карта была оплачена поставщику с расчетного счета организации. Стоимость карты - 118 руб. (в т. ч. НДС - 18 руб.). 5 июня карта выдана менеджеру А.С. Кондратьеву. 1 августа Кондратьев уволился и сдал карту. Обе операции были отражены в журнале учета приема и выдачи топливных карт .

В бухучете организации сделаны следующие проводки.

Дебет 60 Кредит 51
- 118 руб. - оплачена топливная карта;

Дебет 26 Кредит 60
- 100 руб. (118 руб. - 18 руб.) - отнесена на расходы стоимость топливной карты;

Дебет 19 Кредит 60
- 18 руб. - отражен НДС со стоимости топливной карты;

Дебет 015 «Топливные карты»
- 118 руб. - учтена топливная карта;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 18 руб. - принят к вычету входной НДС по топливной карте.

При расчете налога на прибыль за январь-июнь бухгалтер «Альфы» включил стоимость топливной карты (100 руб.) в состав расходов.

Входной НДС в сумме 18 руб. предъявлен к вычету из бюджета во II квартале.

УСН

Если поставщик предоставляет карту безвозмездно, отражать эту операцию в книге учета доходов и расходов не нужно. В этом случае у организации не возникает экономической выгоды (дохода) (ст. 41 НК РФ).

Если поставщик передает карту в залог, ее получение и возврат в книге учета также не отражаются (п. 1 ст. 346.15, подп. 2 п. 1 ст. 251, ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога при упрощенке включить в расходы стоимость топливной карты, предоставленной за плату? Организация применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами.

Да, можно.

Перечень расходов на содержание служебного транспорта, приведенный в подпункте 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, открыт. Однако:

  • такие расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены;
  • служебный автомобиль должен использоваться организацией в деятельности, направленной на получение доходов.

При соблюдении этих условий организация вправе включить стоимость топливной карты в расходы при расчете единого налога. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 22 июня 2004 г. № 03-02-05/2/40.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы по приобретению топливной карты не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Если расходы на ГСМ (приобретение топливной карты) одновременно относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то такие расходы нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на ГСМ (приобретение топливной карты), относящиеся к одному виду деятельности организации, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, распределите по методике, установленной в пунктах 4 и 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, прибавьте к полученной сумме расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример распределения стоимости топливной карты. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма "Гермес"» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (налог на прибыль рассчитывает ежемесячно) и платит НДС. В городе, где работает «Гермес», розничная торговля переведена на ЕНВД.

4 мая «Гермес» заключил с АЗС договор на обслуживание литровой топливной карты. Стоимость карты - 118 руб. (в т. ч. НДС - 18 руб.). Карта предназначена для заправки автомобиля, который одновременно используется в двух видах деятельности.
В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода. Чтобы распределить расходы на приобретение топливной карты между двумя видами деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общей суммой доходов.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности за май, составляет:

  • по оптовой торговле (без учета НДС) - 26 000 000 руб.;
  • по розничной торговле - 12 000 000 руб.

Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

Доля доходов от оптовой торговли в общей сумме доходов за май составила:
26 000 000 руб. : (26 000 000 руб. + 12 000 000 руб.) = 0,684.

К деятельности организации на общей системе налогообложения относятся расходы на приобретение топливной карты в сумме:
(118 руб. - 18 руб.) × 0,684 = 68 руб.

При расчете налога на прибыль за май бухгалтер «Гермеса» учел расходы на приобретение топливной карты в сумме 68 руб. Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам II квартала.

О том, как списать ГСМ, приобретенные по топливным картам, см. Как отразить в учете приобретение ГСМ по топливным картам .