Информатизация общества информационный рынок. Информатизация общества, тенденции ее развития. Информационные процессы, системы и технологии

Чем человек или группа людей легче и эффективней оперируют информацией, тем успешней развивается их деятельность. Это современная тенденция. Поэтому большинство видов деятельности должны начинаться со сбора и анализа информации, нахождению оптимальных решений планируемых задач, формированию творческого подхода.

Ситуация осложняется тем, что где-то во второй половине XX века цивилизация начала испытывать информационный бум, количество информации резко возросло, ориентироваться в ней человеку стало достаточно трудно.

Возрос документооборот, количество печатных изданий, стали доступны данные из разных сфер человеческой деятельности. В результате умственная нагрузка на человека возросла. Кроме того, появились большие объемы информационного мусора, увеличивающие эту нагрузку. Начали вырисовываться такие проблемы как сокрытие информации, с одной стороны, и ее беспрепятственное распространение, с другой.

Возникла проблема, когда люди не могут в полной мере воспользоваться накопленным огромным количеством данных из-за своих ограниченных возможностей. Такая ситуация приводит к информационному кризису, и перед человечеством появляется задача выхода из него.

Несмотря на то, что компьютеры и вычислительные сети сами в большой степени поспособствовали информационному кризису, они легли в основу так называемой информатизации общества. Информатизация общества – это процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, техническую и научную) и направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей всех видов организации и людей.

Информатизация была отмечена в первую очередь в странах Запада и США, а также в Японии (60-80-е годы XX века). Производству требовалось информационно обслуживание, направленное на обработку большого количества информации.

Информатизация стала возможной благодаря появлению компьютеров, которые представляют собой универсальное средство для работы с информацией и обеспечивают широкие возможности для коммуникации. Социальный прогресс на сегодняшний день не возможен без информатизации, а, следовательно, и без компьютеров. Поэтому часто говорят о компьютеризации общества, где особое место уделяют развитию и внедрению вычислительных машин. Однако информатизация общества – это не то же самое, что компьютеризация общества . При информатизации на первый план выходит комплекс мероприятий, целью которых является использование знания и данных во всех сферах цивилизации. Поэтому информатизация – это более широкое понятие, чем компьютеризация. Информатизация – это как бы надстроечный процесс, происходящий на базе компьютеризации, процесс формирования новой, автоматизированной среды зарождения знаний, их переработки, распространения и превращения в силу, в материальный фактор.

Появление компьютеров и сетей оказало влияние на производительность труда. Поэтому во многих странах мира уделяется особое внимание процессу информатизации, т.к. ее игнорирование может привести к потере рынков труда и сбыта, резкому снижению конкурентоспособности страны.

На государственном уровне могут приниматься такие решения как увеличение инвестиций в исследования, улучшение образования, повышение качества труда и т.п.
Особое внимание информационным технологиям уделяют еще и потому, что они лежат в основе развития всех других отраслей.

Развитие информатизации может потребовать от государства отказа от стремления во чтобы то ни стало обеспечить экономический рост страны, активное внедрение наукоемких технологий, развитие новых форм инфраструктуры, использование научных достижений, затрат значительных средств на информатизацию.

Говоря о сегодняшнем дне, отмечают переход общества от индустриального к информационному типу, где главными ценностями становятся знания, а не материальные ресурсы.

При этом следует помнить, что бездумная и слишком активная информатизация общества может привести к социальному регрессу, подорвав устоявшиеся веками коммуникационные связи. Поэтому следует уделять внимание и информационной культуре, т.е. умению работать с информацией и техникой, осуществляющей ее обработку.

Альтернативы информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях, прежде всего в экономике, управлении, науке и технологии.

К первоочередным проблемам информатизации следует отнести психологическую проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информационными потребностями и отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики к достижениям в инфосфере.

Лекции и лабораторный практикум

«Информационные технологии и системы в экономике»

Направление подготовки (специальность)

Квалификация (степень) выпускника – специалист

Профиль (специализация, магистерская программа)

Форма обучения –

Цикл дисциплин –

Компонент цикла дисциплин –

Семестр –

Всего часов –

Чебоксары – 2015

Информационные технологии в экономике современного общества

Информатизация современного общества

В человеческом обществе в течение длительного периода времени основными предметами труда были материальные объекты, которые имели основную ценность. Развитие общества было неотделимо от технического прогресса. Автоматизация многих процессов способствовала облегчению труда и повышению его производительности.

В процессе формирования трудовых коллективов возникла необходимость обмена знаниями. Сначала передача знаний шла устно – из поколения в поколение. Затем появилась письменность, которая позволила по-новому передавать накопленные знания. Последующие изобретения печатных станков, телеграфа, радио, телевидения, ЭВМ придавали этому процессу новые аспекты и новое качество. Можно сказать, что информатизация стала естественным следствием развития человеческого общества.

Современное общество называют постиндустриальным или информационным обществом. В настоящее время информация – один из самых дорогих ресурсов. Это ярко проявилось в тенденции перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную. Например, в США в конце XIX века свыше 95%

трудоспособного населения было занято физическим трудом, а только менее 5% - работой по обработке информации. Сегодня мы наблюдаем противоположную картину соотношения трудовых ресурсов. В 40-х годах

XX века появление новых средств обработки информации – ЭВМ дало толчок к интенсивному развитию информационной индустрии.

Согласно проведенному исследованию Джеймса Мартина, эксперта фирмы “IBM”, начиная с 1800 года, объем информации как суммы


человеческих знаний удваивался примерно каждые 50 лет. Однако последние десятилетия он удваивается гораздо быстрее: к 1950 году каждые 10 лет, 1970 – каждые 5 лет, а к настоящему времени – каждый год и это отнюдь не предел. Огромный поток информации сопровождает любую отрасль современной экономики, любой вид человеческой деятельности. В данной ситуации компетентный специалист,

профессионал, который желает продолжать оставаться таковым, вынужден тратить на изучение необходимой информации около 80% своего времени.

Именно столько необходимо ему, чтобы уследить за всеми новыми работами – научными и практическими – в каждой конкретной области деятельности. Возникающие трудности выводят на первый план коллективные методы обработки и дальнейшего использования информации, основанные на применении информационных и коммуникационных технологий.

В современном обществе происходит процесс информатизации , в

результате которого будет осуществлен окончательный переход от индустриального общества к информационному. Сущность информатизации состоит в изменении жизни людей за счет повышенияэффективности применения знаний, накопленных мировым сообществом в процессе управления в различных сферах деятельности. Цель информатизации заключается в максимальном удовлетворенииинформационных потребностей отдельных граждан, их групп,

предприятий, организаций за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.

Создание информационного общества является целью большинства субъектов мировой экономики. Этот процесс поддерживается национальными стратегическими программами, программами развития и большим числом других инициатив. Государственные органы ведущих мировых держав заняли весьма активную позицию в деле формирования


информационного общества. Одними из первых выдвинули этот процесс в число приоритетных в США. Так, план действий администрации США в области Национальной информационной инфраструктуры (The National Information infrastructure: Agenda for action, 1993) стал одной из самых важных инициатив тогдашней администрации. В Европе в 1994 году Комиссией Европейского сообщества был принят план действий

«Европейский путь в информационное общество» (Europe"s Way to the Information Society. An action plan). В 1995 году Финляндия разработала свою программу «Финский путь в информационное общество», в 1996

году Германия ввела в действие программу «Путь Германии в информационное общество». До конца XX века аналогичные программы были приняты во всех развитых государств и даже в некоторых развивающихся странах. Кроме того, возник ряд организаций,

способствующих построению мирового информационного общества,

таких, как Information Society Forum, European survey of the Information Society (ESIS) и многие другие.

Наконец, в июне 2000 года на встрече Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия Глобального информационного общества. В

ней, в частности, говорилось: «Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии,

ответственного управления международного мира и стабильности».

В России в 1995 году был принят Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», в 1996 году принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому


развитию». Затем был утвержден и принят еще целый ряд важнейших документов: «Концепция информационной безопасности», «Концепция единого информационного пространства России», «Концепция формирования информационного общества в России». На их основе была разработана «Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2014 года». В последствии была объявлена федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2010 – 2016 годы», по окончании которой в нашей стране ожидается появление электронного правительства и переход на электронный документооборот федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

В процессе движения мирового сообщества к экономике, основанной на информации, телекоммуникации и информационные технологии быстро изменяются. В развитии телекоммуникаций большая роль отведена участию частных лиц и конкуренции. Обработка информации играет огромную роль во всех секторах экономики как развитых, так и развивающихся стран. Постоянно совершенствуется технология оптоволоконной и беспроводной связи. Стоимость услуг связи постоянно снижается. Наблюдаемая тенденция позволяет сделать вывод о том, что возможно через несколько лет обмен информацией будет практически бесплатным.

Переход к цифровым технологиям позволяет создавать глобальные информационные сети. Эти факторы позволят развивающимся странам быстро преодолеть препятствия на пути к развитию. Например, система дистанционного образования может стать как дополнением к традиционному образованию, так и его составляющей, раздвигая рамки получения необходимых знаний. А созданная информационная инфраструктура позволит любым странам, даже самым отдаленным или


изолированным географически, принять участие во всемирных экономических процессах.

Таким образом, наряду с экономическими последствиями информатизации, безусловно, имеются и социальные последствия.

Специалисты выделяют две основные группы воздействия информатизации социального характера:

1) непосредственное воздействие информационных технологий на сознание человека, в первую очередь за счет расширения его когнитивных и коммуникативных возможностей, что может повлечь за собой изменения системы ценностей;

2) воздействие на социальную организацию за счет использования новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, ускоряется и упрощается процесс создания географически распределенных социальных групп,

характеризующихся преобладанием иерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми».

Информатизация –организационный социально-экономический инаучно-технический процесс создания условий для удовлетворения информационных потребностей физических лиц и хозяйствующих субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов .Данный процесс базируется на применении информационныхтехнологий.


Похожая информация.


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий.

Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информации общества, станут различного рода системы, на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информатизация общества - это организованный социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.

Основными критериями развитости информационного общества являются следующие:

  • - наличие компьютеров;
  • - уровень развития компьютерных сетей;
  • - владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий.

Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Для обеспечения доступности общения с компьютером на естественном языке он будет оснащен средствами мультимедиа, в первую очередь аудио и видео средствами. В перспективе портативные компьютеры должны стать более миниатюрными, при том быстродействие их микропроцессоров должно быть таким, как на современных супер ЭВМ. Они должны иметь плоский дисплей с хорошей разрешающей способностью. Их внешние запоминающие устройства, магнитные диски будут портативными, иметь емкость более 100 Гбайт.

Для обеспечения качественного и повсеместного обмена информацией между компьютерами будут использоваться новые каналы связи:

  • - инфракрасные каналы в пределах прямой видимости;
  • - телевизионные каналы;
  • - беспроводная технология высокоскоростной цифровой связи на частоте 10 МГц.

Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступными большинству человечества. Умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека.

Таким образом, человек обладает информационной культурой, если:

  • - имеет представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;
  • - умеет использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;
  • - умеет с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;
  • - умеет создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;
  • - умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;
  • - умеет использовать базы данных для хранения и поиска информации;
  • - умеет использовать информационные ресурсы компьютерной сети;
  • - знает и не нарушает законы об авторских правах на компьютерные программы;
  • - соблюдает этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.

По последним данным в мире работает около полумиллиарда персональных компьютеров. Каждый десятый взрослый человек планеты использует компьютер постоянно. Во многих странах умение работать с компьютером считается уже не компьютерной грамотностью, а просто грамотностью.

Мы живем в 3 тысячелетии, когда человечество вступило в эпоху новой научно - технической революции. К концу 20 века общество овладело многими тайнами и превращения вещества и энергии. Сумело использовать эти знания для улучшения этой жизни. Но в настоящие время одно из важнейших составляющих кроме вещества и энергии является информация.

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика.

Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошло в очередной этап, связанный с Интернетом. Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновляется вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней.

Несмотря на то, что человеку постоянно приходится иметь дело с информацией, (он получает ее с помощью органов чувств), строго научного определения, что - же такое информация, не существует.

Информатика - это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной технике, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Итак, информацию можно: создавать, передавать (и, соответственно, принимать), хранить и обрабатывать.

Долгое время информация считалась чем-то личностным и принадлежащей отдельным индивидам, но постепенно формировалось мнение, что, информация отчуждена от отдельного человека и приобретает общественное мнение.

Информатизация общества процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества. Многие социологи и политологи полагают, что мир стоит на пороге информационного общества. Последние полвека информатизация является одной из причин перетока людей из сферы прямого материального производства, в так называемую информационную сферу. Все больше тех, кого называют «белые воротнички», - людей, не создающих материальные ценности непосредственно, а занятых обработкой информацией (в самом широком смысле): это и учителя, и банковские служащие, и программисты, и многие другие категории работников. Появились и новые пограничные специальности. Можно ли назвать рабочим программиста, разрабатывающего программы для станков с числовым программным управлением? По ряду параметров можно, однако, его труд не физический, а интеллектуальный.

Разумеется, не вся она обусловлена информатизацией, есть и иные факторы, но информатизация вносит решающий вклад. Даже в традиционных сферах деятельности-промышленности и торговле, работа с информацией становится на уровень работы с материальны объектами.

Около трех с половиной десятилетий минуло с тех пор, как в Вузах введено в качестве учебной дисциплины программирование для ЭВМ.

За все это время Вузовские кафедры программирования и вычислительной математике, как и образование, позднее на их основе кафедры информатике и вычислительной технике, не были избалованы своевременным появлением специальных учебных изданий. При колоссальной скорости изменений в самом предмете, всегда существенно превышавшей скорость центральных издательских механизмов, специально ориентированны на программы Вузов, книги выходили не чаще, чем раз в десятилетие едва ли не соразмерно скорости смены поколений ЭВМ. В наши дни многое изменилось. На месте узкого учебного курса программирование в учебных планах Вузов давно уже обосновался куда более обширный и многоаспектный учебный предмет «Информатика».

Да и положение с источниками, конечно, стало другим, полки книжных торговцев сегодня ломятся от изданий по информатике.

Современная информатика очень велика по объему и очень динамична. Если изучаемые в Вузах курсы математике, лингвистике, химии и большинства других наук практически не изменяются на протяжении многих лет будущей профессиональной деятельности сегодняшнего обществуа, то в информатике это полностью оформившееся ядро сравнительно невелико.

Подтверждается известная истина: образование - это, то, что остается, когда детали знаний забываются.

Всевозможные программные средства, которых, видимо, насчитывается уже сотни тысяч для компьютеров, различных типов, можно разделить на несколько классов в зависимости от назначения:

  • - операционные системы;
  • - системы программирования;
  • - инструментальные программные средства, интегрированные пакеты;
  • - прикладные программы.

Особое место среди программных средств всех типов занимают операционные системы, являясь ядром программного обеспечения. Операционная система - это комплекс программ, обеспечивающих:

  • - управления ресурсами;
  • - управления процессами;
  • - пользовательский интерфейс.

При наличии большого числа программ и данных необходим строгий их учет и систематизация. Операционным системам приходится работать с различными потоками данных, разными аппаратными и периферийными устройствами компьютера. Организовать упорядоченное управления всеми этими объектами позволяет файловая система, лежащей в основе операционной системы UNIX.

Интерфейс операционной системе DOS не обладает необходимой дружественностью. Команды нужно знать наизусть, посимвольно набирать на клавиатуре и при этом не допускать ошибок. Все это предъявляет высокие требования к квалификации пользователя. Для облегчения взаимодействия пользователя с компьютером существуют, так называемые, оболочки операционных систем программы, делающие наглядным и простым выполнения базовых операций над файлами, каталогами и др. с использованием меню, защитой от необдуманных и ошибочных действий и разветвленной контекстной помощью.

ПАСКАЛЬ как язык структурно - ориентированного программирования. Язык Паскаль, начиная с момента своего создания Н. ВИРТОМ в 1978 году, играет особую роль и в практическом программировании, и в его изучении. С непревзойденной четкостью в нем реализованы принципы структурного программирования. Паскаль стал первым языком, с которым знакомится большинство будущих программистов в мире. Паскаль-язык структурного программирования. Любая Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением. PAS.

БЕЙСИК как язык операционально-проблемно-ориентированного программирования. У языка Бейсик (BASIC) весьма своеобразная судьба. Будучи созданным для, так называемых, непрофессиональных программистов, многократно раскритикованный почти каждый пишущий о программировании, он живет уже четверть века и продолжает иметь множество пусть не поклонников, но пользователей. Его возможности чрезвычайно велики, о чем можно судить хотя бы по названию одной из недавно вышедших книг-»Разработка экспертных систем на языке Бейсик». На нем создают программы самой различной предметной ориентации. Бейсик продолжает лидировать по количеству пользователей. бейсик относится к языкам операциональным, рожденным от вечно живого Фортрана, в которых необязательно (хотя и вполне возможно) организовывать строго упорядоченные программные структуры. Это и большой недостаток (особенно при разработке крупных программных комплексов); но иногда и достоинство например, при разработке относительно небольшой диалоговой программы с регулярным обращением к внешним устройствам, сканирование клавиатуры и т.д. Еще одна проблема, систематически возникающие при работе с бейсиком - обилие версий и фактически отсутствие базовой версии.

Язык программирования СИ - это универсальный язык с богатым набором операторов и компактным способом записи выражений. Благодаря гибкости, выразительности и компактности своих конструкций СИ завоевал наибольшую популярность в среде профессиональных программистов и широко используется при разработке системных и прикладных программ. Язык СИ представляет собой удачный компромисс между желанием располагать теми возможностями, которые обычно предоставляют программисту столь понятные и удобные языки высокого уровня, и стремлением эффективно использовать особенности компьютера. СИ был создан Денисом Ритчи как инструмент для разработки операционной системы UNIX и реализован в рамках этой операционной системы. Название языка имеет случайное происхождения: «С» третья буква английского алфавита. Это наименование говорит о чувстве юмора у создателей языка - его предшественником был язык. В («В» вторая буква английского алфавита) Язык Си-компилирующего типа.

OC UNIX - одно из высших достижений в мире системного программного обеспечения. Многие специалисты считают, что по сравнению с ней MS DOS является гораздо менее профессиональной системой. Хотя в специальных руководствах по UNIX подчеркивается ее простота и ясность, эта не та простота, которая легко усваивается. Для глобальных сетей UNIX и UNIX-подобные системы (например, LINUX) являются основными.

Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, и, прежде всего, в жизнь современных Вузов. Простейший вид телекоммуникаций электронная почта. Выделяют четыре типа обучающих программ:

  • - тренировочные и контролирующие;
  • - наставнические;
  • - имитационные и моделирующие;
  • - развивающие игры.

Современные исследования в области применения компьютеров в обучении развиваются, в основном, в рамках нескольких основных направлений, которые можно обозначить следующим образом:

  • - интеллектуальные обучающие системы;
  • - учебные мультимедиа и гипермедиа;
  • - учебные среды, микромиры и моделирование;
  • - использование компьютерных сетей в образование;
  • - новые технологии для обучения конкретным дисциплинам.

Ситуация, сложившаяся в области компьютерного обучения, является парадоксальной: несмотря на активные и в различных направлениях ведущиеся поиски, обилие результатов, зреет ощущение необходимости кардинальных изменений концепции обучения, глубинного изменения подхода к компьютерному обучению. В первую очередь, требуется разработка адекватной теории компьютерного обучения, новых методов представлений знаний и моделирования процесса обучения и поведения обучаемого.

Компьютерное обучение остается очень интересной и перспективной областью исследований, привлекающие передовых ученых, педагогов и методистов всего мира. С внедрением компьютерного обучения стали менятся стили и устоявшиеся подходы к обучению, стала быстро меняться сама эта традиционная сфера человеческой деятельности.

Трудно переоценить значения и влияние этих изменений на судьбы человеческой цивилизации в целом.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем, обществу необходимо подготовится к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению ими современными средствами, методами и технологией работы.

Для свободной ориентации в информационном потоке обществу необходимо обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для обработки и передачи с помощью информационных технологий, современных технических средств и методов.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • - в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • - в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • - в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • - во владении основными аналитическими переработки информации;
  • - в умение работать с различной информацией;
  • - в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологией и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом следует считать - обеспечение уровня информационной культуры общества, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизация следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относится США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие. Информационное общество - это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

Наше население, тоже занятое в информационной сфере. В 90-е годы количество работников, занятых в информационной сфере (для которых обработка информации является основной производственной функцией), возросло примерно на 25%, тогда как количество занятых в сельском хозяйстве и промышленности сократилось соответственно на 10 и 15%.

Компьютеры и информационные технологии интенсивно проникают и в сферу материального производства. Инженер, фермер, специалисты других традиционных профессий все чаще имеют на своем рабочем месте компьютер и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

С развитием коммуникационных технологий в мобильной связи все большее количество людей осуществляют свою производственную деятельность дистанционно, т.е. работая дома, а не в офисе. Все большее распространение получает дистанционное образование и поиск работы через Интернет.

Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование.

А для профессионального применения вычислительной технике нужно нечто большее - личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • 1. Апель А.Н. Информатика: краткий курс лекций. - СПб.: Норма, 2003. - 236 с.
  • 2. Бокова И.В., Дядичко С.П., Крымова И.П., Мусина Л.А., Резник И.А. Информатизация. - О.: Оренбург, 2004. - 268 с.
  • 3. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Информационные процессы. - М.: Финансы, 2004. - 342 с.
  • 4. Горбунова О.Н. Общество и информационные ресурсы. - М.: Норма, 2006. - 309 с.
  • 5. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А. Пепеляев С.Г. Информатика: учебник для вузов. - М.: ТЕИС, 2005. - 231 с.
  • 6. Додонов В.Н. и др. Словарь - справочник - М., Издат, 1997. - 684 с.
  • 7. Карасева М.В. Глоболизация и пути решения. - М.: Норма, 1999. - 246 с.
  • 8. Поляка Г.Б. Общество на пороге развития - М.: Юнити-Дана, 2001. - 156 с.
  • 9. Родионовой В.М. Информатизация и общество. - М.: Норма, 1995. - 156 с.

Введение

1. Что такое Информатизация? Информатизация общества.

Представление Информационного общества.

2. Роль Информатизации в жизни общества.

3. Этапы развития Информатизации. Процесс Информатизации.

4. Последствия Информатизации.

5. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом.

На сегодняшний день проблема, связанная с информатизацией общества, является очень актуальной, поскольку уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) является одним из главных факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности государства на мировой экономической и политической арене; информатизация обуславливает эффективность социально-экономического и политического развития государства, создает новые форматы взаимодействия власти и общества, власти и бизнеса; содействует социальной интеграции и мирному сосуществованию различных социальных институтов и групп внутри государства. Со второй половины ХХ века в цивилизованном мире происходит существенное увеличение значения и роли информации в решении практически всех задач мирового сообщества. Это является убедительным доказательством того, что научно-техническая революция постепенно превращается в интеллектуально-информационную.

Современные достижения информатики, вычислительной техники, оперативной полиграфии и телекоммуникации породили новый вид высокой технологии, а именно информационную технологию.

Результаты научных и прикладных исследований в области информатики, вычислительной техники и связи создали прочную базу для возникновения новой отрасли знания – информационной индустрии. В мире успешно развивается индустрия информационных услуг, компьютерного производства и компьютеризация, как технология автоматизированной обработки информации. Небывалого размаха и качественного скачка достигла индустрия и технология в области телекоммуникации - от простейшей линии связи до космической, охватывающей миллионы потребителей и представляющей широкий спектр возможностей по транспортировке информации и взаимосвязи ее потребителей.

Весь этот комплекс (информатика, все технические средства информационного обеспечения, информационная технология и др.) составляет инфраструктуру и информационное пространство для осуществления информатизации общества.

Информатизация, таким образом, есть комплексный процесс информационного обеспечения социально-экономического, политического и культурного развития общества на базе современных информационных технологий и соответствующих технических средств.

Проблема информатизации общества (наряду с другими подобного ранга – безопасности, экологии и др.) стала приоритетной и значение ее в обществе постоянно нарастает. Сам по себе процесс формирования информационного общества был долгим, он прошел в несколько этапов своего становления. Сама по себе Информатизация двояко влияет на общественную жизнь. С одной стороны, информатизация это получение новых знаний, это коммуникация, это быстрый доступ к любой информации, это способствует развитию экономики, общественной сферы жизнедеятельности и многое другое, но с другой стороны, одновременно, она оказывает и негативное влияние как на отдельных людей, так и на общество в целом.

Объект исследования. Объектом данного исследования является информатизация общества, оказывающая влияние на широкомасштабное применение информационных коммуникаций во всех сферах жизни общества.

Предмет исследования. Предметом исследования является сбор, обработка, хранение, использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники.

Цель исследования – целостный анализ процесса информатизации общества, охватывающего всё новые страны и регионы мира, выявление проблем, возникающих в ходе данного процесса и рассмотрение перспектив на будущее.

Основные задачи:

· раскрыть содержание основных понятий, характеризующих процесс информатизации общества, и проследить его основные черты;

· определить основные этапы процесса информатизации и его роль в развитии общества;

· показать положительные и отрицательные последствия информатизации общества;

Посредством осуществления поставленных задач в ходе работы представляется возможным определить специфику процесса информатизации и выявить его непосредственное влияние на развитие общества.


Что же такое Информатизация? Какую роль Информатизация играет в современном обществе? Представление Информационного общества.

Информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования, и развития. (ЮНЕСКО)

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация общества же представляет из себя

Перестройку и обогащение информационно-коммуникативной основы функционирования общества и его важнейших подсистем - производства, управления, науки, образования, сферы услуг, денежно-кассовых операций, медицины, криминалистики, охраны окружающей среды, а также быта и сферы личной трудовой деятельности людей. Необходимость такой социальной перестройки вызвана происшедшей в 1970 ‑ х годах сменой факторов социально-экономического развития - выдвижением на одно из первых мест по значению информационных ресурсов и технологических средств их использования как важнейших факторов прогресса. [ http ://human _ecology .academic .ru /1522/Информатизация_общества ]

Информатизация общества. Гражданин информатизации


Какую роль Информатизация играет в современном обществе?



По последним данным в мире работает около полумиллиарда персональных компьютеров. Каждый десятый взрослый человек планеты использует компьютер постоянно. Во многих странах умение работать с компьютером считается уже не компьютерной грамотностью, а просто грамотностью.

Мы живем в третьем тысячелетии, когда человечество вступило в эпоху новой научно - технической революции. К концу 20 века общество овладело многими тайнами и превращения вещества и энергии. Сумело использовать эти знания для улучшения этой жизни. Но в настоящие время одно из важнейших составляющих кроме вещества и энергии является ИНФОРМАЦИЯ .

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как ИНФОРМАТИКА .

Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошло в очередной этап, связанный с ИНТЕРНЕТОМ . Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновляется вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней.

Информатизация общества процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества. Многие социологи и политологи полагают, что мир стоит на пороге ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА . Последние полвека Информатизация является одной из причин перехода людей из сферы прямого материального производства в так называемую информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине 20 века более 2/3 населения сегодня в развитых странах, составляют менее 1/3. Все больше тех, кого называют "белые воротнички", - людей, не создающих материальные ценности непосредственно, а занятых обработкой информацией (в самом широком смысле): это и учителя, и банковские служащие, и программисты, и многие другие категории работников. Появились и новые пограничные специальности. Можно ли назвать рабочим программиста, разрабатывающего программы для станков с числовым программным управлением? По ряду параметров можно, однако, его труд не физический, а интеллектуальный.

Информатизация сильнейшим образом влияет на структуру экономики ведущих в экономическом отношении стран. В этих странах постоянно растут капиталовложения в научные исследования, включая фундаментальные науки. Темпы развития сферы высоких технологий и уровень прибылей в ней превышают в 5-10 раз темпы развития традиционных отраслей производства. Информатизация меняет и облик традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Промышленные работы, управляемые ЭВМ, станки с ЧПУ стали обычным оборудованием. Новейшие технологии в сельскохозяйственном производстве не только увеличивают производительность труда, но и облегчают его, вовлекают более образованных людей.

Казалось бы, компьютеризация и информационные технологии несут в мир одну лишь благодать, но социальная сфера столь сложна, что последствия любого, даже гораздо менее глобального процесса редко бывают однозначными.[ http://www.kazedu.kz/referat/131513 ]



Общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, называют информационным (ИО). Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей; возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что в свою очередь приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество – это общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. [ http://cinref.ru/razdel/04900sociologia/15/293127.htm ]

Этапы развития Информатизации. Процесс Информатизации.

Выделяют следующие этапы развития информатизации:

технический период («железный век», аппаратная фаза), в течение которого сложились основные представления о структуре универсальных вычислительных машин (ЭВМ), определилась архитектура и типы устройств. В течение этого периода перестали использоваться АВМ (аналоговые ВМ), машины для открывания и закрывания дверей, шахматные машины и пр. специализированные контроллеры. Данный период можно ограничить 1947–1970 гг., с момента появления первой ЭВМ и до окончательного утверждения современных представлений о составе, принципах функционирования и структурах ЭВМ. В последующем развитие в основном шло в направлениях повышения экономической, технической, энергетической эффективности путем миниатюризации и повышения быстродействия электронных и механических устройств ЭВМ. При всем многообразии конструкций, центральный процессор и память подчиняются принципам фон–Неймана.
программный период («бронзовый век, программная фаза») характеризуется выработкой современной классификации программных средств, их структур и взаимосвязей, сложились языки программирования, разработаны компиляторы и принципы процедурной обработки, операционные системы, языки управления заданиями. Он ограничен периодом 1954–1970 гг. – начиная с появления первого языка программирования «Fortran» и заканчивая формированием окончательных представлений о функциях операционных систем, систем программирования и прикладных программ (приложений)
информационный период («серебряный век», информационная фаза) – в центре внимания исследователей и разработчиков оказываются структуры данных, языки описания (ЯОД) и манипулирования (ЯМД) данными, непроцедурные подходы к построению систем обработки информации, базы данных, автоматизированные ИПС – с 1970 по 1990 гг.;
гуманитарный период («золотой век»), связан с резким расширением круга пользователей информационных технологий и повышением роли интерфейсных, коммуникационных и навигационных возможностей соответствующих систем – с 1990 г
период нанотехнологий начиная с конца XX века.


В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем "компьютеризация общества", где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации.

В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как упоминалось выше, первая страна, которая начала информатизацию, - это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций.

В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.[ http://cinref.ru/razdel/04900sociologia/15/293127.htm ]

Последствия Информатизации.


Положительные

Отрицательные

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Свободное развитие индивида

“Автоматизация” человека

Информационное общество

Дегуманизация жизни

Коммуникативное общество

Снижение культурного уровня

Социализация информации

Технократическое мышление

Преодоление кризиса

цивилизации

Лавина информации

Элитарное знание (поляризация)

Изоляция индивида

ПОЛИТИКА

Расширение свобод

Расширение государственной

бюрократии

Децентрализация

Усиление власти благодаря

знаниям

Выравнивание иерархии власти

Усиление манипуляции людьми

Расширенное участие в

общественной жизни

ХОЗЯЙСТВО И ТРУД

Повышение продуктивности

Все возрастающая сложность

Рационализация жизни

Повышение компетентности

Обострение промышленного

кризиса

Увеличение богатства

Преодоление кризиса

Концентрация

Экономия ресурсов

Подверженность кризисам

Охрана окружающей среды

Стандартизация

Децентрализация

промышленности

Массовая безработица

Новая продукция

Новые требования к

мобильности трудящихся

Улучшение качества

Диверсификация продукции

Дегуманизация труда

Новые профессии и

квалификации

Стрессы

Деквалификация

Исчезновение многочисленных

профессий

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Национальная независимость

Усиление взаимозависимости

Появляется шанс на развитие

у стран “третьего мира”

Технологическая зависимость

Улучшение обороноспособности

страны

Обострение отношений Юга -

Запада

Уязвимость

Усиление опасности новой

войны из-за обновления военных

систем

Заключение.

Глобальной целью информатизации является обеспечение необходимого уровня информированности населения, обусловленного целями социально-экономического развития страны.

Главным итогом информатизации станет обеспечение свободного своевременного доступа населения к региональному, государственному и мировому информационному фонду, формирование потребности и сознания необходимости его использования в процессе своей деятельности у каждого члена общества.

Задачи информатизации будут выполнены и затраты на ее проведение оправдаются только в том случае, если она будет проводиться с единых позиций, базироваться на единых принципах.

Создание и развитие индустрии переработки информации является определяющим направлением в информатизации, так как именно эта отрасль, используя современные средства и технологии, производит конечный продукт - информацию, пополняет и поддерживает информационный фонд, обеспечивает доступ к нему и использование населением страны.

Информация относится к таким направлениям НТП, которые не могут успешно развиваться без широкой международной кооперации. Ни одна страна в мире не в состоянии самостоятельно эффективно развивать все направления информатизации. Только активное участие в международном сотрудничестве и разделении труда в сфере информатизации создаст возможности для обеспечения требуемых темпов информатизации нашего общества.

Информатизация представляет собой сложный многоаспектный процесс, затрагивающий интересы населения как непосредственно, так и через интересы организации, учреждения и предприятия, в деятельности которых участвуют жители страны. Информатизация, в зависимости от своего хода и результатов, может иметь различные последствия, в том числе и негативные. Поэтому необходим контроль состояния и хода этого процесса и принятия на основании результатов контроля мер, обеспечивающих возможно больший положительный эффект и ослабление, а по возможности предотвращение, негативных последствий информатизации. Это означает, что, во-первых, в ходе информатизации необходимо своевременно получать достоверные и полные оценки качества результатов и эффективности процесса информатизации, а во-вторых, иметь механизмы управления, вырабатывающие на основе этих оценок и реализующие систему мер, обеспечивающих корректировку хода информатизации в требуемом направлении.

Сложность и взаимозависимость процессов информатизации требуют организации управления информатизацией на всех уровнях.

Таким образом, информатизация должна быть направлена на повышение эффективности использования потенциала страны, на реализацию механизмов развития цивилизации в целом, и быть ориентирована на удовлетворение информационных потребностей всех членов общества.

Лекция. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ

1. Информатизация общества. Информационные ресурсы и технологии

2. Понятие «информатика»

3. Информатика и информационная культура

4. Структура информатики и её связь с другими науками

Информатизация общества. Информационные ресурсы и технологии

Особенностью современного этапа развития общества является переход от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, называют информатизацией.

Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Неизбежность информатизации обусловлена резким возрастанием роли и значения информации. Для нормального функционирования организации любого масштаба уже недостаточно только традиционных для индустриального общества ресурсов (материальных, природных, трудовых, финансовых, энергетических), необходимо знать, как наиболее эффективно эти ресурсы использовать, иметь информацию о технологиях. Поэтому существенным ресурсом стала информация. Информационные ресурсы в настоящее время рассматриваются как отдельная экономическая категория, важнейший стратегический ресурс общества.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

В общем случае под информационными ресурсами понимают весь имеющийся в информационной системе объем информации, отчужденной от ее создателей и предназначенной для общественного использования.

Основной особенностью информационных ресурсов является то, что в отличие от других видов ресурсов (материальных, природных и др.) они практически неисчерпаемы; по мере развития общества и роста потребления информации их запасы не убывают, а растут.

Эта специфика информационных ресурсов хорошо иллюстрируется следующим высказыванием: «Если у вас есть по яблоку и вы обменяетесь ими, у вас опять будет по яблоку, но если у вас есть по идее и вы обменяетесь ими, то у каждого их будет по две». Более того, в процессе применения информационные ресурсы постоянно развиваются и совершенствуются, избавляясь от ошибок и уточняя свои параметры.

Выделяют пассивную и активную формы информационных ресурсов. К пассивной форме относятся книги, журнальные статьи, патенты, банки данных и т. п. Примерами активных форм служат: модель, алгоритм, проект, программа и т. п.

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения задач социально-экономического развития. Основными направлениями государственной политики в этой области являются:

■ обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

■ формирование и защита информационных ресурсов;

■ создание и развитие федеральных и региональных информационных систем, и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;

■ создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

■ содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

■ формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

■ создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

■ развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации. Базовой технической составляющей процесса информатизации общества является компьютеризация.

Под компьютеризацией понимается развитие и внедрение технической базы - компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Научным фундаментом процесса информатизации общества является информатика, призванная создавать новые информационные технологии и системы для решения задач информатизации. \

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - слово, учение) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Основными компонентами материальных технологий являются: подготовка сырья и материалов, производство материального продукта, сбыт произведенных продуктов потребителям.

В информационной технологии в качестве исходного материала выступает информация. В качестве конечного продукта - также информация, но это качественно новая информация о состоянии объекта, процесса или явления. При этом основными компонентами информационных технологий служат: сбор данных (первичной информации), обработка данных, получение результатной информации и передача ее потребителю.

Выделяют несколько поколений информационных технологий: самую древнюю - «наскально-берестяную»;

■ «бумажную», связанную с изобретением печатного станка (середина XV века);

■ «безбумажную», или «электронную», относящуюся к появлению ЭВМ (середина XX века);

■ «новую информационную технологию», связанную с внедрением персональных ЭВМ и телекоммуникационных средств (с середины 80-х годов прошлого века).

Новая информационная технология (компьютерная информационная технология) - технология, основанная на использовании персональных компьютеров и телекоммуникационных средств. 

В процессе информатизации общества происходит проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и связанные с принятием ответственных решений.

При этом уже сейчас информационные технологии оказывают решающее воздействие на многие сферы деятельности людей, человеческих коллективов и общество в целом. Однако указанное воздействие в некоторых случаях может иметь и негативный характер.

Во-первых, вычислительная техника все более широко внедряется в системы управления такими технологическими процессами, выход которых за регламентированные пределы грозит не только крупными авариями, но и крупномасштабными катастрофами (системы управления вооружением, атомными реакторами и т. п.). Отличительной особенностью таких систем управления является необходимость осуществления сложных видов обработки больших объемов информации в крайне ограниченные сроки. В силу этого сложность систем неуклонно растет, а гарантировать отсутствие ошибок в программном обеспечении, исчисляемом многими десятками миллионов машинных команд, практически невозможно. Помимо этого, возможны сбои или отказы аппаратуры, провокационные и диверсионные действия персонала, заражение компьютеров электронными вирусами и т. п. Нетрудно представить себе возможные последствия таких событий в системе военного назначения. Иными словами, в современных условиях надо защищать как системы обработки информации от воздействия внешней среды, так и среду от воздействия информации, находящейся в системах обработки. Должна быть обеспечена не только безопасность информации, накапливаемой, хранимой и обрабатываемой в системах, но также и информационная безопасность окружающей среды, т. е. предупреждение негативного воздействия на окружающую среду, которое может иметь место в результате непредусмотренных (ошибочных или злоумышленных) видов обработки.

Во-вторых, массовое использование вычислительной техники в различных сферах деятельности резко увеличивает потенциальные возможности нарушения гражданских прав и свобод человека, поскольку в условиях повсеместного внедрения новых информационных технологий расширяются возможности ведения досье на людей, подслушивания телефонных разговоров, несанкционированного чтения электронной почты, контролирования вкладов, осуществления компьютерной слежки и т. п.

В-третьих, увеличивается опасность нарушения авторского права и права собственности, в первую очередь на программные продукты.

Во многих случаях программное обеспечение как отдельными пользователями, так и целыми организациями приобретается в результате незаконного копирования, т. е. хищения.

В-четвертых, информатизация может являться и источником социальной напряженности. Так, автоматизация производства ведет к полному изменению технологии, что влечет за собой смену номенклатуры профессий и сокращение численности персонала. При этом не все люди могут легко освоить новую специальность или найти новое место работы.

Заслуживает быть отмеченным и такой несколько необычный аспект, как опасность профанации искусства, поскольку широкие возможности современных ЭВМ позволяют существенно интенсифицировать процесс творчества, а интенсификация его сверх некоторой меры неизбежно скажется на качестве произведения. Кроме того, по мнению некоторых ученых, у руководителей и специалистов, длительное время и регулярно использующих вычислительную технику в процессе своей деятельности, атрофируются опыт и интуиция относительно важных своих функций.

Негативные аспекты информационных технологий необходимо учитывать при решении задач информатизации. Эти проблемы должны также стать предметом изучения современной информатики.

2. Понятие «информатика»

Различные представления и теории, связанные с информацией, ее видами, свойствами и т.д., трансформировались в «информатику» - науку, изучающую законы и методы накопления, передачи и обработки информации.

Термин «информатика» (франц. - «informatique») появился во французском языке в начале 1960-х годов и обозначил область автоматизированной переработки информации.

В 1970-е годы в англоязычной литературе наука о переработке информации на основе применения вычислительной техники получила название «Computer Science». To есть речь идет о науке, связанной со средствами вычислительной техники. В Англии и США под этим термином понимают науку о вычислительной технике и вычислениях, или вычислительную науку.

В представлении некоторых специалистов «информатика» трактуется как наука о законах и методах получения, измерения, накопления, хранения, переработки и передачи информации с применением математических и технических средств. В состав информатики обычно включают три основные компоненты: технические, программные и алгоритмические (технологические) средства.

В первой половине 1980-х годов термин «информатика» пришел в ряд стран Восточной Европы. В России с 1990-х годов он означает крупную научную область, изучающую методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ.

Появление ЭВМ сыграло решающую роль в оформлении информатики как науки, но и сама ЭВМ, ее создание, функционирование и применение - тоже предмет изучения информатики. Практика показала, что использование ЭВМ резко повысило производительность труда на производстве и в науке, оказало сильное влияние на научно-технический прогресс. В то же время существует и обратное влияние - задачи науки и практики предъявляют конструкторам и разработчикам программ требования для создания новых, более высокопроизводительных ЭВМ, ориентированных на решение конкретных проблем.

Раннее употребляемый в русском языке термин «информатика», связанный с узкоконкретной областью изучения структуры и общих свойств научной информации, передаваемой с помощью научной литературы, в современных условиях приобретает более широкое значение - название комплексной научно-технической дисциплины, призванной создавать новые информационные технологии и средства для решения проблем информатизации в различных областях человеческой деятельности: производстве, управлении, науке, образовании, торговле, финансовой сфере, медицине и др.

Информатика - комплексная научно-техническая дисциплина, занимающаяся изучением структуры и общих свойств информации, информационных процессов, разработкой на этой основе информационной техники и технологии, а также решением научных и инженерных проблем создания, внедрения и эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной практики.