Известные французские писатели 19 века список. Французские писатели: биографии, творчество и интересные факты. Общность русской и французской литературных школ

  1. 1. Литературные направления и французские писатели XIX века 
  2. 2. Романтизм Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской ́ культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научнотехнический прогресс; идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления противоположного классицизму и Просвещению. 
  3. 3. François-René, vicomte de Chateaubriand Франсуа Рене де Шатобриан (4 сентября 1768, Сен-Мало - 4 июля 1848, Париж) - французский писатель и дипломат, один из основателей романтизма во французской литературе. Основные произведения: «Аталла, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и трактат «Гений христианства» (1802).
  4. 4. Anne-Louise Germaine baronne de Staël-Holstein Анна-Луиза Жермена де Сталь (баронесса де СтальГольштейн; известная просто как мадам де Сталь (фр. Madame de Staël, 1766-1817) - знаменитая французская писательница, дочь видного государственного деятеля Жака Неккера. Основные произведения: Сталь Ж. Коринна, или Италия. М., 1969 Сталь Ж. О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями. М., 1989
  5. 5. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine Альфонс де Ламартин (21 октября 1790, Макон - 28 февраля 1869, Париж) - французский писатель и политический деятель. Человеческие таланты способны дремать в неведении до тех пор, пока судьба не вынудит их обладателя действовать. Основные произведения: Сборники стихов: «Méditations», имевший сразу громадный успех; за ним последовали «Nouvelles Méditations» (1823), «Harmonies» (1835), «Jocelyn» (1835), «Chute d’un Ange» (1838), «Recueillements poétiques» (1839).
  6. 6. Victor Marie Hugo Виктор Мари́ Гюго́ 26 ́ февраля 1802,Безансон - 22 мая 1885, Париж) - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841). Поэт, драматург, публицист, эссеист Основные произведения: Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829). Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). Отверженные (Les Misérables, 1862). Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866). Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
  7. 7. Alfred Victor de Vigny Альфред Виктор де Виньи́ ́ ́ (27 марта 1797, Лош, департамент Эндр и Луара, - 17 сентября 1863, Париж) - граф, французс кий писатель. Крупнейший представитель французского аристократического, консервативного романтизма. Поэт, переводчик Шекспира на французский язык Основные произведения: Граф Сен-Марс, или заговор при Людовике XIII, 1829 Стелло или Голубые бесы. Повести, рассказанные больному чёрным доктором, 1835 Смерть волка, 1886
  8. 8. Prosper Mérimée Проспер Мериме́ ́ (28 сентября 1803, Париж - 23 сентября 1870, Канны) - французский писатель, член Французской академии. Основные произведения: Драма «Кромвель» Исторический роман «Хроника времён Карла IX» (Chronique du temps de Charles IX) Новелла «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone). Повесть «Этрусская ваза» (Le Vase Etrusque) Новелла «Кармен»
  9. 9. George Sand, настоящее имя Amandine Aurore Lucile Dupin Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен; 1804-1876) - французская писательница. Основные произведения: Индиана (Indiana, 1832) Консуэло (Consuelo, 1843) Графиня Рудольштадт (La Comtesse de Rudolstadt, 1843)
  10. 10. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal ; Стендаль (настоящее имя и ́ фамилия Мари-Анри Бейль; 23 января 1783, Гренобль - 23 марта 1842, Париж) - французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX века. Основные произведения: «Красное и чёрное» («Le Rouge et le Noir»; 2 т., 1830 «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839-1846)
  11. 11. Критический реализм   Критический реализм - художественный метод ́ ́ и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оренбургский государственный университет,

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

Ильина Л.Е. к. пед. н.,

Аннотация

В статье рассматриваются особенности стиля французских писателей XIX века, указывается, что в XIX столетии произошел ряд социально-экономических преобразований, изменилось отношение к роману как к литературному жанру.

Ключевые слова: французская литература, реализм, роман

The article discusses the characteristics of the style of the French writers of the XIX century, it states that in the XIX century, there were a number of socio-economic transformation, changed their attitude to the novel as a literary genre.

Key words: French literature, realism, romance

французский литература роман мировоззрение

XIX век во многом стал переломным в развитии французской литературы. Во-первых, повысился уровень грамотности населения в целом, широким массам стали доступны литературные произведения. Во-вторых, произошел ряд социально-экономических потрясений в жизни страны, которые повлияли на мировоззрение писателей и характер литературы XIX века в целом.

Произведения XIX века носят не поучающий характер, а апеллируют к сознанию человека, стимулируют его к личностному и духовному росту.

После событий Французской революции писатели стали обращаться к широким массам, искусство стало более демократичным, герои и самые яркие типажи были выходцами из народа, произведения стали более жизненными, но при этом воспевали высокие ценности и духовность, которая должна быть присуща каждому .

Большое влияние на французскую литературу XIX века оказало творчество Р. Шатобриана; который в своих произведениях равное значение придавал и содержанию и форме повествования, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях.

Все эти тенденции широко внедряли представители романтизма во главе с В. Гюго, он первым воспел народных героев (Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери», бывший каторжник Жан Вальжан из «Отверженных» и т.д.). Новаторство Гюго заключается еще и в том, что для более полного раскрытия характера героев, он ввел в литературное произведение просторечные выражения как: «trotter sur sa mule» -«трусить на муле»; «nous battrons ton laquais» - «мы вздуем твоего слугу»;

«la caduque figure» - «помятая рожа»; « jette-le-lui par la figure» - «запусти-ка ему в рожу»; «Tu m"as fait un passe-droit!» - «Ты меня надул!»;

«Au diable la chanoinerie!» - «К черту чернецов!»; «Peste de la petite fille sotte et bouchйe!» - «Черт бы побрал эту дурищу!» Благодаря Гюго литература перестала быть ориентированной исключительно на аристократию.

В XIX столетии меняется отношению к такому жанру литературы, как роман. Особенно популярным становится исторический роман, когда жизнь и характер героя раскрываются на фоне важнейших исторических событий. И если персонажи и их история зачастую вымышлены, то исторический фон всегда достоверен. Роман становится более серьезным, он побуждает к размышлениям о развитии человечества, о тех социально-политических событиях, которые происходили во французском обществе.

Социально-бытовой роман послужил основой для развития другого литературного направления - реализма. Писатели-реалисты стремились показать жизнь такой, какой она есть, не идеализируя своих героев, а наоборот, уличая их недостатки, с целью искоренения общественных пороков. В некоторых случаях представителей французского реализма даже упрекали в несколько предвзятом отношении к простому человеку и его слабостям, призывая их избавить свои произведения от чрезмерной мрачности .

В своих произведениях М.-А. Стендаль противопоставлял два человеческих типа: «французский» и «итальянский», писатель связывал их со своим собственным происхождением. У Стендаля отсутствует французское изящество в отличие от его выдающихся современников.

Стиль Стендаля мене живописен, чем у Бальзака или Гюго, но каждая деталь служит общей мысли. Стендаль владел деловой и точной лексикой, отчетливостью синтаксического строя, раскрытием противоречий внутри фразы, в размышлениях героев, в движении сюжета, точностью светотени.

П. Мериме - одни из великих французских реалистов XIX века. Он осмеивал склонность романтиков выдвигать на первый план выдающиеся исторические личности, детально описывать их поведение, строить догадки относительно глубокомысленных изречений, высказываемых ими в решающие исторические минуты. Он считал, что это ведет к фальши и нагромождению домыслов. Мериме в «Хронике времен Карла IX» создавал прозаический стиль, в какой-то степени похожий на пушкинский . У Мериме выслеживается сжатость повествования, членение фразы с тонким юмором сопоставлений: Ценность стиля Мериме не в эффектных сравнениях или метафорах, а в действенном употреблении обыденной лексики: «Les bouteilles, dйjа vigoureusement attaquйes» - «бутылки, уже подвергшиеся мощной атаке», «si cette bouteille l"avait attrapй» - «если бы эта бутылка его поймала».

Особого внимания в XIX столетии уделялось литературным произведениям, рассчитанным на самых юных читателей. В это время появляются замечательные приключенческие романы для детей, лишенные излишнего дидактизма, но в интересной форме рассказывающие о жизни в целом, о необычных явлениях, далеких странах, опасных путешествиях и т.д. В них затрагивались серьезные мировоззренческие вопросы, и зачастую такие произведения представляли интерес даже для взрослых.

Такими были романы Ж. Верна, некоторые произведения Виктора Гюго.

Ж. Верн является знаменитым автором приключенческих книг о путешествиях, неизвестных островах, о поисках новых земель и новых технологий. Герои Ж. Верна всегда в пути, они создают быстроходные машины, подводные и воздушные корабли. Опираясь на искания научной мысли, он изображал желаемое как уже существующее. Писатель использовал такие беллетристические приемы, например, как пари Жака Паганеля и майора Мак-Наббоса в романе «Дети капитана Гранта», когда ему нужно ввести отступления на научную или историческую тему.

О. де Бальзак исследовал человеческую натуру, психологию общества, быт и культуру. Излюбленная тема Бальзака - яростная борьба одаренных людей, пробивающих себе дорогу в высшем обществе. Чистый юноша, попавший в большой город и делающий карьеру ценой своей нравственной гибели, вот излюбленный образ Бальзака. Таков Растиньяк («Отец Горио»), таков Люсьен Шардон («Утраченные иллюзии»).

Реализм Бальзака вводит читателя в реальную жизнь. Бальзак улавливает и воссоздает оттенки речи людей своего времени, воспроизводя в их словоупотреблении их мироощущение и собирательную личность.

Интонация в романе Бальзака имеет особенное значение, он любит изображать свет, пробивающийся в гущу мрака: это усиливает выразительность мира вещей. Любая сцена у Бальзака наполнена оттенками интонаций, жестов, противоречащих словам, непринужденных и искусственных в одно и то же время. Смех, раздающийся из соседней комнаты, бывает содержательнее разговора . В языке героев Бальзака, помимо индивидуальной характерности, постоянно звучат живые, образно сопоставленные авторские формулы -- законы современной ему жизни.

Новаторские настроения существовали и в поэзии. Появилась «новая поэзия», которая свободный стих предпочла привычному александрийскому. Зародилась новая школа - символистская, характеризующаяся сложными сюжетными линиями, многогранными, несколько завуалированными образами. При этом произведения символистов совершенно неотделимы от реальной жизни, и лишь стремятся выразить ее с помощью подсознания.

Таким образом, отличительной особенностью французской литературы XIX века является ее языковое своеобразие. Язык писателей-реалистов приближен к разговорному языку, использует диалектизмы и жаргонизмы, упрощает синтаксис. Говоря о языковом своеобразии литературного произведения, необходимо отметить, что в основе их основе лежит нормативная и ненормативная окраска языка. Эмоциональная и социально-жанровая окраска являются самостоятельными компонентами стилистического значения слова.

Использованные источники

1. Виппер Ю. Б. Проспер Мериме - романист и новеллист // О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века. - М., 1990. - С. 262-284.

2. Ковалева, Т.В. Французская литература конца ХІХ - начала ХХ века / Т. В. Ковалева и др. // История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века) Минск: Завигар, 1997. - 114 с.

3. Чичерин, А.В. Идеи и стиль: о природе поэтического слова.- М: Советский писатель, 1968. - 299 с.

4. Pichois C. Histoire de la littйrature franзaise/ C. Pichois. - Paris: Flammarion, 2000. - 250 p/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Основа философского учения. Экзистенциализм в литературе. Основные особенности экзистенциализма как философско-литературного направления. Биография и творчество французских писателей Жана Поля Сартра и Альбера Камю. Взаимовлияние литературы и философии.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Путь Оноре де Бальзака к художественной литературе как величайшего реалиста. Анализ творчества французских писателей, сделанный романистом в этюде "О Бейле". Классификация французской литературы на основе идейного, образного и эклектического восприятия.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Русская литература XVIII века. Освобождение русской литературы от религиозной идеологии. Феофан Прокопович, Антиох Кантемир. Классицизм в русской литературе. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А. Сумароков. Нравственные изыскания писателей XVIII века.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Краткая биография наиболее выдающихся поэтов и писателей XIX века - Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Высокие достижения русской культуры и литературы XIX века.

    презентация , добавлен 09.04.2013

    Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Общий анализ современного состояния литературы Приднестровской Молдавской Республики, написанной на русском языке. Сравнительный анализ творчества приднестровских писателей и поэтов. Фантастическая проза Виталия Пищенко на примере повести "Замок Ужаса".

    дипломная работа , добавлен 04.02.2013

    Культурные контакты Англии и России в XIX–XX веках. Образ России в произведениях У. Шекспира, К. Марло, Дж. Горсея. Тематика, жанровое и художественное своеобразие путевых заметок писателей. Анализ творчества Л. Кэрролла, сущность творчества С. Моэма.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2012

    Специфика русской критики, её место в процессе развития литературы ХХ века. Наследие И.А. Ильина как критика: систематизация, круг рассматриваемых проблем. Интерпретация гегелевской философии. Оценка творчества поэтов и писателей - современников критика.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

Девятнадцатый век.

Девятнадцатый век. На рубеже 18–19 вв. в европейской культуре происходят небывалые изменения, характеризующие наступление «эпохи современности» (в противоположность «классической» эпохе). Формируется идеология культурного релятивизма, воплотившаяся в романтизме. Географическая относительность, «экзотизм», влечение к чужим культурам появляется уже на ранней стадии развития течения. Позже романтиков начинают привлекать «неклассические» цивилизации прошлого: поколение 1830 – средневековье, Т.Готье – барочный 17 в. Романтики обращаются к фольклору, народной культуре, признавая тот факт, что мышление и творчество неодинаковы даже в пределах одной современной нации. Так, вместе с «массовой культурой» (жанры романа-фельетона, карикатуры, мелодрамы) возникает идея социальной относительности. Все эти представления так или иначе отражены в трактатах А.Л.Ж.де Сталь (1766–1817) (О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями, 1800; О Германии, 1813). В ее романах (Дельфина, 1802; Коринна, или Италия, 1807) романтические идеи сочетаются с просветительскими и сентименталистскими – такое соседство и противостояние внутри него очень характерно для французской литературы, развитие которой происходит в постоянных столкновениях полярных литературных и идеологических течений. В Коринне г-жа де Сталь предваряет тему несовместимости художника и общества, одну из центральных тем романтической литературы. Другой важнейший образ – «сына века» – одним из первых создает Ф.Р. де Шатобриан (1768–1848) (Рене, 1802). Образ разочарованного современника, меланхолического юноши, подверженного «болезни века», стал чрезвычайно популярным во французской литературе (Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, 1770–1846; Адольф (опубл. 1815) Б.Констана, 1767–1830).

Первые теоретические тексты романтиков появлялись в их периодике, выходившей небольшими тиражами («Лё консерваттер литерер», 1819–1821; «Ля мюз франсез», 1823–1824; «Ле Леттр шампенуаз»,1817–1825; «Лез аналь де ля литератюр э дез ар», 1820–1829). Полемические очерки Стендаля (1783–1842), вошедшие в книгу Расин и Шекспир (1823–1825), направлены против эпигонов классицизма, защищают принципы «романтического», т.е. современного искусства. Однако авторитет классицистической традиции был окончательно поколеблен лишь к концу 1820-х. Сложившиеся к тому времени представления писателей-романтиков резюмировал В.Гюго (1802–1885) в предисловии к драме Кромвель (1827), которое стало манифестом французского романтизма. В нем автор теоретически обосновывал местный колорит, гротеск и контраст в целях рельефного противопоставления «добра» и «зла», а также объявлял войну классицизму и всему придворно-аристократическому искусству. Французский романтизм обрел законченные формы поздно: общенациональным явлением он становится лишь в 1820-е и только с конца их и в течение 30-х возникают шедевры так называемого высокого романтизма.

Французский романтизм отличается «посюсторонностью» художественного мира. Фантастика появляется лишь с 1820-х в повестях Ш.Нодье (1780–1844) и позже – у Готье (1811–1872) (Ножка мумии, 1840; Аррия Марцелла, 1852). Более органично развивается мифологическая линия, связанная с религиозной символикой: апология христианства Шатобриана (Гений христианства, 1802), религия в поэзии Ламартина. Однако чаще всего прозаические произведения начинаются «исповедями», автопортретами исторической, но и современной личности, имя которой вплоть до 1830-х выносится в заглавие (Индиана (1832), Валентина (1832), Лелия (1833), Жак (1834) Ж. Санд, 1804–1876, и др.). Интерес к гениальной, бунтарской личности (напр., художника) появляется лишь начиная с 20-х гг., в эпоху высокого романтизма. И все же герои типа Сбогара (Жан Сбогар (1818)) Нодье или Моисея в лирике Виньи выглядят скорее исключением. Поэтические натуры зачастую предстают иностранцами – от Живописца из Зальцбурга (1803) Нодье до Чаттертона (1835) Виньи и героев Ж.Санд. Тема отношений поэта и искусства с обществом обострилась лишь в 30-е. Бытовые реалии, напротив, охотно включаются ими в трагически серьезное произведение – может быть потому, что такого смешения не принимала классическая эстетика. Уже в 1820-е распространяются «физиологии», нравоописательные очерки, которыеые стремились к дагерротипному воспроизведению быта (Физиология вкуса (1826) Б.Саварена; очерки Ш.Филипона). В многотомном издании Французы в их собственном изображении (1840–1842) приняли участие Бальзак, Дюма, Ж.Жанен.

С новой эпохой истории Франции и французского романтизма – Реставрацией (1814–1830) – связана эволюция таких писателей как А.де Ламартин (1790–1869), А.де Виньи (1797–1863), В.Гюго. Начало 1820-х ознаменовалось расцветом лирических жанров. В поэтических произведениях Ламартина, Виньи (Поэмы, 1822; Смерть волка, 1843) рассказывается история современных авторам романтических сердец. В лирике Ламартина, звезды 1820-х, чувствуется влияние поэтики предыдущего века (сб. Поэтические размышления, 1820; Новые размышления, 1823; Поэтические и религиозные созвучия, 1830). Гюго проявляет себя как мастер звучания стиха (сборник Оды и разные стихотворения, 1822). Его поздние поэтические опыты (эпический цикл Легенда веков, 1859–1883; Грозный год, 1872) стали итогом развития романтической поэзии. В 1823 Гюго пробует себя в прозе (исторический роман Гай-Исландец).

Французский исторический роман 1820-х складывался под влиянием В.Скотта. Однако английский романист для сохранения правдоподобия создал двойную интригу, которая никак не могла прижиться во Франции. Писатели по-разному решали эту проблему: соединяя историческое и романическое в одном герое, политике и любовнике (Сен-Мар (1826) А.де Виньи); беря за основу сюжета малоизвестное историческое событие (Шуаны (1829) О.де Бальзака, 1799–1850; Хроника времен Карла IX (1829) П.Мериме); отказываясь от воссоздания исторических событий, используя лишь колорит эпохи (Собор Парижской богоматери (1831) В.Гюго). После 1829 интерес к историческому роману падает, он возвратился только с романами А.Дюма-отца (Три мушкетера, 1844; Двадцать лет спустя, 1845; Королева Марго, 1845 и др.); на некоторое время современность становится популярным предметом изображения; повесть сменяет большую эпическую форму.

С публикации романа Ж.Жанена Мертвый осел и гильотинированная женщина в 1829 начинается короткий «неистовый» период во французском романтизме. Повести, насыщенные убийствами и неестественными страстями, публиковались в журналах «Ля Ревю де Пари» (1829–1845, 1851–1858) и «Ревю де дё монд» (с 1829). Примером такой повести была книга П.Бореля (1809–1859), называвшего себя ликантропом (волкочеловеком), – Шампавер. Безнравственные рассказы (1833). Марион Делорм (1831) и Лукреция Борджия (1831) Гюго, Антони (1831), Ричард Дарлингтон и др. драмы А.Дюма-отца (1802–1870), повести и рассказы Бальзака, Ж.Санд, Мериме, хроники Стендаля так или иначе соприкасаются с «неистовой» литературой. К «неистовым романтикам» иногда относят Ж.де Нерваля (1808–1855), который повесился при работе над редакцией новеллы Аурелия (1855), анализирующей безумие творца. Бесчинства и фантасмагория роднят стихотворные Песни Мальдорора (1868–1869) Лотреамона с прозой «неистовых романтиков». В одном из коллективных сборников «неистовых романтиков» (Коричневые рассказы опрокинутой головы, 1832) принял участие молодой Бальзак, который еще в 1820-х увлекался «черной» тематикой (Наследница Бирага, 1822; Клотильда Лузиньянская, 1822; Пират Аргоу, 1825 и др.)

Романтизм П.Мериме (1803–1870) отличается самоиронией и склонностью к мистификации (Театр Клары Газуль, 1825; Гузла, 1827). В новеллах 1830– 1840-х он отдает дань и фантастическим (новеллы Венера Илльская; Локис) и экзотическим (Матео Фальконе; Таманго; Кармен) сюжетам. Под пером Э.Сю (1804–1857) (Парижские тайны, 1842–1843; Вечный жид, т. 1–10: 1844–1845; Тайны народа, 1849–1857) и, позже, Ж.Верна (1828–1905) (Дети капитана Гранта, 1867–1868; 20000 лье под водой, 1869–1870; Таинственный остров, 1875 и др.) формируется приключенческая литература. С творчеством Сю (создававшего «роман для народа») и А.Дюма связано понятие «роман-фельетон» (роман «с продолжением», печатавшийся в периодике).

В театральной жизни борьба нового направления с традиционным искусством была наиболее напряженной. В предисловии к пьесе Рюи Блаз (1838) Гюго утверждал промежуточный жанр – драму, – различая комедию и трагедию по предмету изображения. Еще раньше, на премьере драмы Гюго Эрнани (февр. 1830), между зрителями состоялась настоящая битва за утверждение на сцене романтической драматургии. Сторонники Гюго боролись за смешение стилей – возвышенного и гротескного. Лирические комедии А.де Мюссе (1810–1857), автора популярных стихотворений, – противоположность пьесам Гюго. Их автор аполитичен, сюжет его пьес повествует о «болезни века», рефлексии и скептицизме, убийственных для героя (Веницианская ночь, 1830; Андреа дель Сарто, 1833; С любовью не шутят, 1834). Исключение составляет трагедия Лорензаччо (1834), где ставится проблема социально активного действия. История «опустошенного человека» и в то же время целого поколения рассказывается в романе Мюссе Исповедь сына века (1835). Мюссе входил в кружок «Сенанкль» (1827–1830), объединение романтиков, созданное Гюго и Ш.О.Сент-Бёвом (1804–1869). Известный поначалу как стихотворец и прозаик (Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма, 1829), последний стал самым влиятельным литературным критиком 19 в. Сент-Бёв впервые высказал мысль о непосредственной связи между произведением и жизнью писателя, ее историческим временем.

Французский роман пер. пол. 19 в. испытывал сильное влияние драмы. Театральными приемами пользовались самые разные писатели – от Бальзака до П.Ш.де Кока (1793–1871), автора фривольных комических романов. В 1830-е господствовали два типа романной композиции: драматическая и хроникальная. Бальзак сосредоточился на первой, ибо в ней акцент переносится с главного события, катастрофы, на процесс, ее подготавливающий. Опираясь на достижения современной науки, Бальзак в Предисловие (1842) к Человеческой комедии (1829–1848) описывает общество как сложный, исторически сложившийся организм. Писатель должен стать историком, хронистом, аналитиком человеческих страстей и характеров, знатоком нравов различных сословий, чтобы создать многообразную человеческую типологию. В рецензии на Пармскую обитель (1839) Стендаля, в Этюде о господине Бейле (1838) писатель высказал суждения о важности психологического анализа в искусстве. Эти размышления принято считать манифестами «реализма», постромантического направления в литературе, берущего начало в прозе Бальзака (Шагреневая кожа, 1830–1831; Отец Горио, 1834–1835 и др., позже объединенные в Человеческую комедию) и Стендаля (Красное и Черное, 1831; Пармская обитель, 1839). Для них герой, чаще всего современник, может и должен быть описан в социальной и исторической «среде» своего существования. Характеры даны этими писателями в конкретном политическом и общественном фоне. Предметом искусства может стать любое явление действительности, но только при условии, что оно будет познано в общих своих закономерностях, предполагающих социальный и биологический детерминизм. Более узкую концепцию метода содержат манифесты 1850–1860-х Шанфлёри (1821–1889) (сборник теоретических работ и статей Реализм, 1857) и его последователя Л.Э.Дюранти (1833–1880) (цикл статей в журнале «Реализм», 1856–1857), которые отказывались от типизации, тяготея к фактографическому копированию увиденного. Использование несобственно-прямой речи в повествовании Г.Флобера (1821–1880) исключает из него эксплицированную точку зрения автора (Госпожа Бовари, 1857). Одним из ключевых факторов повествования у Флобера становится театральность, зрелищность. Флобер не наделяет героиню «господствующей страстью» (в отличие от Стендаля, Бальзака, Ж.Санд), поэтому реакция героя на воздействие сатирически изображенной среды менее предопределена, более неожиданна.

С литературно-критической деятельностью братьев Гонкуров и Э.Золя связано зарождение натурализма во французской литературе. Братья Гонкуры, Эдмон (1822–1896) и Жюль (1830–1870), провозгласили (предисловие к роману Жермини Ласерте, 1865) «новый реализм», основанный на зарисовках с «натуры», строгом наблюдении и фиксации объективных фактов. Новый тип «научного» романа создал, по их мнению, Бальзак, утверждавший, что он историк, а не романист. Изучение истории необходимо им для создания психологического правдоподобия, «впечатления правды о человеке», который в любой исторической эпохе остается современником читателя. Познакомившись с теорией Шанфлёри, критическими статьями И.Тэна (1828–1893) (История английской литературы, 1863) и романами своих современников (особенно Флобера), Э.Золя (1840–1902) формулирует принципы натурализма и «научного романа» (предисловие ко второму изданию романа Тереза Ракен, 1867; сборник Экспериментальный роман, 1880). Натурализм должен изображать драму современной жизни, используя «физиологическое» описание темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств; язык прозы должен отличаться искренностью, ясностью и естественностью. Теория социальной и биологической (наследственность) обусловленности характера иллюстрируется серией романов Ругон-Маккара (1871–1893) Золя. К нач. 1880-х натурализм становится основным творческим принципом писателей постфлоберовского поколения, а также молодых авторов, объединившихся вокруг Золя (Ж.К.Гюисманс, 1848–1907; А.Доде, 1840–1897; Г.де Мопассан, 1850–1893 и др.) Под его патронажем последние напечатали сборники новелл Меданские вечера (1880). Г.де Мопассан в предисловии к роману Пьер и Жан (1887–1888) писал, что действительность изображенная не должна быть более захватывающей и удивительной, чем действительность жизненная. В новеллах Мопассана, непревзойденных по технике, автор колеблется между меланхолией и сарказмом, отказываясь давать оценку свершающимся событиям.

К целостному восприятию мироздания стремились поэты предсимволистской эпохи. В лирике Ж.де Нерваля ощущается его одушевленность и всеединство (именно ими упоен поэт, а не собственными, как романтики, переживаниями – Золотые стихи, 1845), возникает символическая многозначность образов. Цветы зла (1857) Ш.Бодлера (1821–1867) намечают путь поэта-романтика к символизму. Красота и совершенство предстают в его стихах независимо от этического содержания предмета. Поэт становится лишь посредником-медиатором между природой и людьми. Сборник Т.Готье Эмали и камеи (1852) проложил дорогу литературной группе «парнасцев». В сер. 1850-х Ш.Р.М.Леконт де Лиль (1818–1894) старался точно, бесстрастно, в отличие от нагнетавших страсти романтиков, воссоздавать древнюю историю, «слышать голоса прежних цивилизаций». От натуралистических течений постромантизма его позицию отличает проповедь невозмутимости стихотворца, стремление добиться наивысшего выражения своего «я». Искусство не может иметь практической цели. Задачу поэта, если она и есть, де Лиль полагает в создании Прекрасного с помощью сложных комбинаций поэтических строк, цветов и звуков, с помощью чувств, размышлений, науки и фантазии (предисловия к Античным стихотворениям, 1852). Леконт де Лиль воплотил идеальный образ парнасца (Варварские стихотворения, 1862; Трагические стихотворения, 1884). В сборнике Новые стихотворения (1866) опубликовали свои стихи около 40 поэтов, в том числе Леконт де Лиль, Ш.Бодлер, С.Малларме (1842–1898), Т.Готье, Ж.М.Эредиа (1842–1905), Т.де Банвиль (1823–1891), молодые П.Верлен (1844–1896) и Ф.Э.Ж. Коппе (1842–1908). Т.де Банвиль утверждал, что искусство и мастерство изображения – одно и то же (Небольшой трактат о французской поэзии, 1872). Парнасцы существовали как относительно монолитная группа вплоть до появления групп «Гнусные дяди» и зютистов (от фр. «Zut!» – «Черт возьми!»), которых представляли Ш.Кро (1842–1888) и Т.Корбьер (1845–1875). Обе группы стремились возмущать и раздражать читателей, одновременно создавая новые поэтические формы. К кон. 1880-х эстетика «Парнаса» существенно устарела, уступив место новым течениям.

Стихотворения П.Верлена Поэтическое искусство (1874) и сборник А.Рембо Озарения (1872– 1873, особенно сонет Гласные, 1872) провозгласили своим манифестом символисты. Оба поэта испытали влияние Бодлера, но воплотилось оно по-разному. Верлен, поэт-импрессионист по преимуществу, стремился к «искусному опрощению» (Г.К.Косиков) поэтического языка. Между «душой» и «природой» в его пейзажной лирике (сборник Романсы без слов, 1874) устанавливается отношения не параллелизма, но тождества. В свои стихи Верлен ввел жаргон, просторечия, провинциализмы, фольклорные архаизмы и даже языковые неправильности. Именно он предварил символистский верлибр, который открыл А.Рембо. Он призывал дать волю ничем не сдерживаемой игре воображения, старался достичь состояния «ясновидения» путем «расстройства всех своих чувств». Именно он обосновал возможность «темной», суггестивной поэзии, предвосхищая творчество С.Малларме.

История символизма как оформленного поэтического направления начинается в 1880, когда С.Малларме открыл у себя дома литературный салон, где собирались молодые поэты – Р.Гиль (1862–1925), Г.Кан (1859–1936), А.Ф.Ж.де Ренье (1864–1936), Франсис Вьеле-Гриффен (1864–1937) и др. В 1886 программной для символистов акцией стала публикация восьми Сонетов к Вагнеру (Верлен, Малларме, Гиль, С.Ф.Мерриль, Ш.Морис, Ш.Винье, Т.де Визева, Э.Дюжарден). В статье Литературный манифест. Символизм (1886), программном документе движения, Ж.Мореас (1856–1910) пишет, что символистская поэзия пытается «одеть Идею в осязаемую формулу». В это же время выходят первые поэтические сборники, ориентированные на символистскую поэтику: Кантилены (1886) Ж.Мореаса; Успокоение и Ландшафты (1886, 1887) А.де Ренье и др. В кон. 1880-х происходит подъем символизма (Утехи (1889) Ф.Вьеле-Гриффена; Стихотворения в старинном и рыцарском духе (1890) А.де Ренье). После 1891 символизм входит в моду, это размывает границы сообщества. Эзотеризм и мистицизм некоторых поэтов (Великие посвященные (1889) Э.Шюре) вызывают реакцию со стороны других. (Французские баллады (1896) П.Фора, 1872–1960; Ясность жизни (1897) Вьелле-Гриффена; От утреннего Благовеста до вечернего (1898) Ф.Жамма, 1868–1938), стремящихся к непосредственности и искренности в поэзии. В стилизациях П.Луи дает знать о себе эстетизм (Астарта, 1893; Песни Билитис, 1894); Р.де Гурмон (1858–1915) играет индивидуалиста и имморалиста (Иероглифы, 1894; Дурные молитвы, 1900). На рубеже 19–20 вв. символистское движение распадается на отдельные школы-однодневки («натюризм», «синтетизм», «пароксизм», «эзотеризм», «гуманизм» и т.п.). Отдельным явлением в драматургии кон. 19 в. стала романтическая пьеса Э.Ростана (1868–1918) Сирано де Бержерак (1897).

Символизм, как мировоззрение проявивший себя сначала в лирике, быстро проник в драматургию. Здесь он, как и в литературе кон. 19 в. в целом, противостоял натурализму и позитивистскому мировидению. Наиболее востребован постановщиками был бельгийский драматург М.Метерлинк, его пьесы преобразили театральный репертуар 1890-х (Слепые, 1890; Пеллеас и Мелисанда, 1893; Там, внутри, 1895). Традиции символизма отчасти были продолжены в журнале «Ля Фаланж» (1906–1914) и «Вер э проз» (1905–1914) и во многом определил прозаические эксперименты нач. 20 в., повлиял на формальные поиски поэтов модернистских направлений. Очевидно влияние их на творчество П.Валери и П.Клоделя.

Литература Франции - одна из сокровищниц мировой культуры. Она заслуживает того, чтобы ее читали во всех странах и во все века. Проблемы, которые поднимали в своих произведениях французские писатели, волновали людей всегда, и никогда не настанет время, когда они будут оставлять равнодушными читателя. Меняются эпохи, исторические антуражи, костюмы персонажей, но неизменными остаются страсти, суть отношений между мужчинами и женщинами, их счастье и страдания. Традицию семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого столетий продолжили современные французские писатели, литераторы XX века.

Общность русской и французской литературных школ

Что мы знаем о европейских мастерах слова относительно недавнего прошлого? Безусловно, многие страны внесли весомый вклад в общее культурное наследие. Замечательные книги писали и Британии, Германии, Австрии, Испании, но по количеству выдающихся произведений первейшие места занимают, безусловно, русские и французские писатели. Список их (и книг, и авторов) поистине огромен. Не мудрено, что издания многократны, читателей немало и сегодня, в век интернета, перечень экранизаций также впечатляет. В чем секрет этой популярности? И в России, и во Франции существуют давние гуманистические традиции. Во главу сюжета, как правило, ставится не историческое событие, каким бы выдающимся оно не было, а человек, с его страстями, достоинствами, недостатками и даже слабостями и пороками. Автор не берется осуждать своих персонажей, а предпочитает предоставлять читателю самому делать выводы о том, какую судьбу выбирать. Он даже жалеет тех из них, кто выбрал неправильный путь. Примеров много.

Как Флобер жалел свою мадам Бовари

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Монотонность провинциальной жизни была знакома ему с детства, да и в зрелые годы он редко покидал свой городок, лишь однажды совершив дальнее путешествие на Восток (Алжир, Тунис), и, конечно же, посещал Париж. Этот французский поэт и писатель сочинял стихи, которые многим критикам казались тогда (мнение такое есть и сегодня) слишком меланхолично-томными. В 1857 году он написал роман «Мадам Бовари», получивший в то время скандальную известность. История женщины, стремившейся вырваться из постылого круга обыденности и потому изменявшей мужу, тогда казалась не просто спорной, а даже неприличной.

Однако сюжет этот, увы, в жизни довольно частый, в исполнении великого мастера, далеко выходит за рамки обычного скабрезного анекдота. Флобер пытается, и с большим успехом, проникнуть в психологию своих персонажей, к которым он порой испытывает и злость, выраженную в беспощадной сатире, но чаще - жалость. Его героиня трагически умирает, презираемый и любящий муж, по всей видимости (это скорей угадывается, чем обозначается по тексту) знает обо всем, но искренне горюет, оплакивая неверную жену. И Флобер, и другие французские писатели XIX века довольно много произведений посвятили вопросам верности и любви.

Мопассан

С легкой руки многих литературных писателей его считают чуть ли не основоположником романтической эротики в литературе. Мнение такое основано на некоторых моментах в его произведениях, содержащих нескромные, по меркам XIX века, описания сцен интимного характера. С сегодняшних искусствоведческих позиций эти эпизоды выглядят вполне пристойно и, в общем-то, сюжетно оправданы. Более того, в романах, повестях и рассказах этого замечательного литератора совсем не это главное. Первое место по значимости опять же занимают отношения между людьми и такие личные качества, как порочность, умение любить, прощать и просто быть счастливым. Как и прочие известные французские писатели, Мопассан изучает душу человека и выявляет необходимые условия его свободы. Он терзается лицемерием «общественного мнения», создаваемого как раз теми, кто и сам отнюдь не безупречен, но всем навязывает свои представления о приличии.

К примеру, в рассказе «Золотарь» он описывает историю трогательной любви французского солдата к чернокожей жительнице колонии. Его счастье не состоялось, родные не поняли его чувства и убоялись возможного осуждения соседей.

Интересны афоризмы писателя о войне, которую он уподобляет крушению корабля, и которого следует избегать всем мировым лидерам с такой же осторожностью, как капитанам судов опасаться рифов. Наблюдательность Мопассан проявляет, противопоставляя низкую самооценку излишнему самодовольству, считая оба эти качества пагубными.

Золя

Не менее, а, пожалуй, куда более эпатировал читательскую публику французский писатель Эмиль Золя. Он охотно брал в основу сюжета жизнь куртизанок («Западня», «Нана»), обитателей социального дна («Чрево Парижа»), подробно описывал тяжелую жизнь углекопов («Жерминаль») и даже психологию маньяка-убийцы («Человек-зверь»). Необычна общая литературная форма, избранная автором.

Большинство своих произведений он объединил в двадцатитомное собрание, получившее общее название «Ругон-Маккара». При всем разнообразии сюжетов и выразительных форм, оно представляет собой нечто единое, что стоит воспринимать целиком. Впрочем, любой из романов Золя можно читать и по отдельности, от этого менее интересно не будет.

Жюль Верн, фантаст

Другой французский писатель, Жюль Верн, не нуждается в особом представлении, он стал основоположником жанра, получившего в дальнейшем определение «научно-фантастического». До чего только не додумался этот удивительный рассказчик, предвидевший появление атомных подводных крейсеров, торпед, лунных ракет и прочих современных атрибутов, ставших достоянием человечества лишь в двадцатом веке. Многие его фантазии сегодня могут показаться наивными, но читаются романы легко, и это их главное достоинство.

К тому же сюжеты современных голливудских блокбастеров про воскресших из небытия динозавров выглядят куда менее правдоподобно, чем история никогда не вымиравших на отдельно взятом латиноамериканском плато допотопных ящеров, найденных отважными путешественниками («Затерянный мир»). А уж роман про то, как Земля закричала от безжалостного укола гигантской иглой и вовсе выходит за жанровые рамки, воспринимаясь как пророческая притча.

Гюго

Не менее увлекателен в своих романах французский писатель Гюго. Его персонажи попадают в самые различные обстоятельства, проявляя себя яркие черты индивидуальности. Даже отрицательные герои (например, Жавер из «Отверженных» или Клод Фролло из «Собора Парижской Богоматери») обладают определенным обаянием.

Важна и историческая составляющая повествования, из которой читатель с легкостью и интересом узнает множество полезных фактов, в частности, об обстоятельствах Французской революции и бонапартизме во Франции. Жан Вольжан из «Отверженных» стал олицетворением простодушного благородства и честности.

Экзюпери

Современные французские писатели, а к таковым литературоведы относят всех литераторов «хеминуэевско-фицджеральдовской» эпохи, тоже много сделали для того, чтобы человечество стало мудрее и добрее. Двадцатый век не баловал европейцев мирными десятилетиями, и воспоминания о Большой войне 1914-1918 годов вскоре получили реминисценцию в виде очередной глобальной трагедии.

Не остался в стороне от борьбы честных людей всего мира с фашизмом и французский писатель Экзюпери - романтик, создатель незабываемого образа Маленького Принца и военный пилот. Посмертной популярности этого литератора в СССР пятидесятых и шестидесятых годов могли позавидовать многие эстрадные звезды, исполнявшие песни, в том числе посвященные его памяти и главному его герою. И сегодня мысли, высказанные мальчиком с другой планеты, все так же призывают к доброте и ответственности за свои поступки.

Дюма, сын и отец

Их вообще-то было двое, отец и сын, и оба замечательные французские писатели. Кому не знакомы знаменитые мушкетеры и их верный друг Д’Артаньян? Множество экранизаций прославили этих персонажей, но ни одна из них так и не смогла передать очарования литературного первоисточника. Судьба узника замка Иф никого не оставит равнодушным («Граф Монте-Кристо»), да и другие произведения очень интересны. Полезны они будут и для молодых людей, чье личностное становление только начинается, примеров истинного благородства в романах Дюма-отца много, хоть отбавляй.

Что касается сына, то он тоже не посрамил знаменитой фамилии. Романы «Доктор Серван», «Трое сильных мужчин» и другие произведения ярко высветили особенности и мещанские черты современного ему общества, а «Дама с камелиями» не только пользовалась заслуженным читательским успехом, но и вдохновила итальянского композитора Верди на написание оперы «Травиата», она легла в основу ее либретто.

Сименон

Детектив всегда будет одним из самых читаемых жанров. Читателю интересно в нем все - и кто совершил преступление, и мотивы, и улики, и непременное разоблачение виновных. Но детектив детективу рознь. Одним из лучших писателей современной эпохи, безусловно, является Жорж Сименон, создатель незабываемого образа комиссара парижской полиции Мегре. Сам по себе художественный прием довольно распространен в мировой литературе, образ детектива-интеллектуала с непременной особенностью облика и узнаваемой повадкой эксплуатировался неоднократно.

Мегре Сименона отличается от многих своих «коллег» опять же характерной для французской литературы добротой и душевностью. Он готов порой пойти навстречу оступившемуся человеку и даже (о, ужас!) нарушить отдельные формальные статьи закона, сохраняя ему все же верность в главном, не в букве, в его духе («И все-таки орешник зеленеет»).

Просто замечательный писатель.

Гра

Если отвлечься от прошедших веков и вновь мысленно вернуться в современность, то внимания заслуживает французский писатель Седрик Гра, большой друг нашей страны, посвятивший две книги русскому Дальнему Востоку и его жителям. Повидав многие экзотические регионы планеты, он заинтересовался Россией, прожил в ней много лет, выучил язык, что, несомненно, ему помогает познавать пресловутую «загадочную душу», о которой он уже заканчивает писать третью книгу на эту же тему. Здесь Гра нашел нечто, чего, по всей видимости, ему так не хватало на его благополучной и комфортной родине. Его привлекает некоторая «странность» (с точки зрения европейца) национального характера, стремление мужчин быть мужественными, их бесшабашность и открытость. Для российского читателя французский писатель Седрик Гра интересен именно этим «взглядом со стороны», постепенно становящийся все более нашим.

Сартр

Пожалуй, нет другого французского писателя, столь близкого русскому сердцу. Многое в его творчестве напоминает о другом великом деятеле литературы всех времен и народов - Федоре Михайловиче Достоевском. Первый роман Жана-Поля Сартра «Тошнота» (многие считают его лучшим) утверждал понятие свободы как категории внутренней, не подвластной внешним обстоятельствам, на которую человек обречен самим фактом своего рожденья.

Позиция автора подтверждалась не только его романами, эссе и пьесами, но и личным поведением, демонстрирующим полную независимость. Человек левых взглядов, он, тем не менее, критиковал политику СССР послевоенного периода, что не помешало ему в, свою очередь, отказаться от престижной Нобелевской премии, присужденной за якобы антисоветские публикации. Из тех же соображений он не принял орден Почетного легиона. Такой нонконформист заслуживает уважения и внимания, почитать его, безусловно, стоит.

Vive la France!

В статье не упомянуты многие другие выдающиеся французские писатели отнюдь не потому, что они в меньшей степени заслуживают любви и внимания. Рассказывать о них можно бесконечно, восторженно и увлеченно, но до тех пор, пока читатель сам не возьмет в руки книгу, не раскроет ее, он не попадает под обаяние чудесных строк, острых мыслей, юмора, сарказма, светлой грусти и доброты, излучаемых страницами. Бездарных народов нет, но есть, безусловно, выдающиеся, внесшие особый вклад в мировую сокровищницу культуры. Для тех, кто любит русскую литературу, особенно приятным и полезным будет приобщение и к произведениям французских авторов.

XIX век характеризуется становлением капиталистических отношений и головокружительного прогресса промышленности. Эти процессы наложили отпечаток и на творчество французских культурных деятелей.

Знаменитые писатели Франции сделали монументальный вклад в мировую литературу. От экзистенциалиста Жан-Поль Сартра до автора заметок об общественных нравах Флобера – человечеству известно немало гениев, плоды трудов которых разобрали на цитаты.

Шедевры реализма как будто размышляли о современности и месте человека в мире. В этот период стремительно развивалась проза, особенно жанр романа. 19 столетие подарило свету немало эпических произведений, где жизнь простых людей описана на фоне известных исторических событий.

Реалистический роман зародился в 18 веке. Деятели Просвещения так и не сумели раскрыть многогранность связей между персонажами и действительностью. Наиболее полно направление реализма выразилось в жанре социального романа. Для него характерны масштабность проблемы, пафосное описание, запоминающиеся художественные образы.

Королями французского реалистического романа считаются Стендаль и Бальзак. Их основная тематика — жизнь общества того исторического периода.

Стендалю принадлежит первенство в создании основных принципов реализма, воплощенных в его художественных повествованиях. Шедевр «Красное и черное» рассказывает о любви, о выборе между карьерой в церкви и в армии, что отражено в названии. В авантюрной «Пармской обители» наглядно и увлекательно передана суть придворных интриг небольшого итальянского двора.

Знаменитая «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака принесла ему первый успех. Это своеобразные комментарии всех жизненных аспектов. Цикл сочинений выпустил в свет немало эпохальных героев: Отец Горио, например, в курсах французской литературы представляется как классический символ реализма, в «Блеске и нищете куртизанок» и «Утраченных иллюзиях» отражаются морально-этические проблемы общества, почитающего деньги.

Тема торжества добра над злом положена в основу романа Виктора Мари Гюго «Отверженные», среди героев которого и осужденный за похищение еды для голодной семьи на 20 лет каторжных работ, и замарашка, обернувшаяся прелестной девушкой, и дерзкий Гаврош. Автор вложил в этот шедевр все своё человеколюбие, в некоторых фразах сокрыт невероятно бездонный смысл, порой стоит перечитать книгу, чтобы глубже в него проникнуть.

Роман «Собор Парижской Богоматери» вызывает в душе читателей бурю разноплановых эмоций. И хотя целью Гюго было сделать главным героем готический собор Парижа, который хотели снести или модернизировать, до сих пор читателям переворачивает душу трагическая судьба персонажей: Эсмеральды, Квазимодо, Фролло.

Первый опубликованный роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» сначала вышел в форме цикла новелл, но французские власти подали против автора иск за безнравственность. Сюжет произведения невероятно прост — главная героиня живет не по средствам и заводит внебрачные интрижки, пытаясь убежать от пустоты и банальности жизни в провинции. Настоящая ценность романа - в деталях. Флобер, вообще, знаменит стремлением довести каждое свое творение до совершенства, выбирая единственно верные слова.

Ги де Мопассан, подобно своему наставнику Флоберу, ни разу не изменял собственным принципам. Он был яростно нетерпим к буржуазному миру. Когда его персонаж оступался в чем-нибудь, присоединяясь к буржуазности, автор не миловал его. Его новелла «Ожерелье» стала образцом неожиданной развязки.

Один из авторов, обратившихся к научной фантастике – Жюль Верн. Он написал много приключенческих сюжетов: «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру Земли». Коллизии, в которые попадают путешественники, не отпускают благодарного читателя до финала.

Не менее грандиозный успех настиг реалистичные творения Александра Дюма. Сюжет «Графа Монте-Кристо» взят из полицейских архивов. Реальная история Франсуа Пико, послужившего прототипом Дантесу, под пером литературного гения трансформировалась в занимательный роман о заключенном замка Иф. Читатели погружаются в историческую обстановку и испытывают весь спектр эмоций персонажей, утрачивая чувство реальности.

«Три мушкетера» — общепризнано лучший авантюрно-приключенческий роман. Это бессмертное и нестареющее произведение о смелых мужчинах и роскошных женщинах, об интригах кардиналов и романтичности королей. Современное поколение читателей с тем же азартом следит за увлекательными приключениями Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна.

Видный публицист Эмиль Золя стоял в эпицентре литературной жизни 19 века. Его истории о рабочем классе «Жерминаль» и «Западня» были попыткой совершенствования системы взаимоотношений буржуазного общества. В них немало истинного описания пролетариата того времени. Оба произведения экранизированы.

Броские факты ослепительного богатства и удушающей нищеты были основной темой поэтов и прозаиков Франции этого столетия. Обстановка душевного смятения положила начало большому количеству литературных движений и жанров, внесших заметный вклад во всемирное наследие.