Путешествие язычка. Артикуляционные сказки на тему: "Путешествие язычка". Сказка весёлая прогулка

4 сказки про Веселый Язычок (артикуляционная гимнастика)

Для того, чтобы ребенок от раза к разу с охотой выполнял артикуляционную гимнастику, предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки " О Веселом Язычке". Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату!

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок - это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот - домик, губы - двери.

А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
- Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача -
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказка «О Веселом Язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Сказка про Язычок.

Из книги: А. С. Анищенкова "Артикуляционная гимнастика "

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Марина Коневская
Сказки «Путешествия Язычка»

Артикуляционная гимнастика это упражнения для развития органов артикуляции. Органами артикуляции называют губы, язык, нижнюю челюсть, они важны и необходимы для правильного звукопроизношения. Если выполнять упражнения сухо, не играя, то ребёнок быстро устанет. Ему это занятие быстро надоест. Поэтому, работая над развитием мышц артикуляционного аппарата, мы с ребятами «путешествуем » по разным местам. Например, ходим в зоопарк, в гости к кому либо, «едем» на море и так далее. Поверьте – это интересно! Параллельно совершенствуется умение строить предложения, составлять рассказы , придумывать сказки (совершенствуется и связная речь) . То есть учу, играя!

Когда начинается работа над развитием артикуляционного аппарата, мы знакомимся с главным героем всех наших путешествий и сказок , с мальчиком – Язычком . Он вместе со мной и моими воспитанниками совершает путешествия , рассказывает сказки и рассказы , играет от имени других героев. Все упражнения выполняем при условии зрительного контроля, глядя в зеркало.

Знакомство с мальчиком – Язычком .

Жил был мальчик - Язычок в домике , вокруг которого большой сад. В саду растут вкусные яблоки (большие и маленькие) . Выполняем упражнение «Яблочки» . Как – то утром проснулся наш Язычок и почувствовал запах блинов, обрадовался. Выполняем упражнение «Блинчики» . Встал, открыл окошко и посмотрел в одну сторону, затем в другую (движения языка влево и вправо, как в упражнении «Часики» ). Посмотрел на небо (поднимаем язычок вверх , опускаем вниз) там яркое солнышко и закрыл окно. Умылся, почистил зубки (соответствующее упражнение) и побежал на кухню, кушать вкусные мамины блины. Блины Язычок любит кушать с вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье» ). Чай мама налила в любимую чашечку нашего мальчика (упражнение «Чашечка» ). Позавтракал малыш и пошёл гулять, вышел за забор (упражнение «Заборчик» ). Мимо проехал сосед на телеге, он вёз грибы (упражнение «Грибок» ). Красивая лошадка у соседа (выполняем упражнение «Лошадка» ). Мальчик – Язычок решил купить мороженого, жарко (упражнение «Маляр» ). Мимо проходил мальчик с воздушным шариком в руке и нашему Язычку подарил шарик (упражнение «Шарик» ). Посмотрел на часы Язычок (упражнение Часики», пора домой. Мама рассердится, если он опоздает на обед.

Сказка – путешествие «К морю»

Наступило Лето. Ура! Летом тепло, хочется купаться. Решил наш мальчик – Язычок покупаться в море . Лёг спать (билеты уже куплены на поезд) . Наступило утро. Язычок проснулся , потянулся (открываем рот, высовываем язык вперёд, прячем язык, закрываем рот) . Сколько же время, опаздывать на поезд нельзя. Наш Язычок смотрит на часы (рот открыт, высовываем язычок и тянемся то к одному уголку рта то к другому) - выполняем упражнение «Часики» . Ещё успевает попить чай и наливает чай в свою любимую чашечку. Выполняем упражнение «Чашечка» - улыбаемся, открываем рот, высовываем язычок и тянем его к носу . Стараемся бока язычка загнуть в виде чашечки, не поддерживаем нижней губой. А какое вкусное варенье к чаю. Упражнение «Вкусное варенье» - выполняем, улыбаясь, не закрывая рот. Облизываем губы по очереди. При облизывании следим, чтобы нижняя губа не поддерживала язык. Вот наш Язычок готов к путешествию . Сел на поезд и стал мечтать о том, как будет кататься под парусом на яхте. Выполняем упражнение «Парус» - улыбаемся, широко открываем рот, а кончик язычка поднимаем к бугоркам (альвеолам, за верхними зубами. Удерживаем язычок , опускаем и так несколько раз.

Все упражнения нужно выполнять несколько раз. Стараться постепенно наращивать темп и время выполнения каждого упражнения.

Сказка «Путешествие в зоопарк » .

Пошёл мальчик Язычок гулять и увидел вывеску «Зоопарк» . Очень интересно стало Язычку , что такое зоопарк? Купил билет и вошёл в ворота. Слышит Язычок кто – то говорит «бл-бл-бл» . Идёт Язычок и видит - сердитого Индюка – болтуна, который ругается : «бл-бл-бл» . Упражнение «Индюк» - выполняем улыбаясь, открыв рот, подняв язык к верхней губе и загнув его вверх. Двигая языком по верхней губе вперёд – назад произнося : «бл-бл-бл» . Язычок увидел рисунок аквариума, пошёл к нему. Как много рыбок в аквариумах : вот щука открывает рот (широко и мы его открываем, закрываем – ей подражаем) . Иго-го, в загоне лошадка, можно покататься. Выполняем упражнение «Лошадка» язычком громко (должен «прыгать» язык, а нижняя челюсть остаётся неподвижной). Это – бегемот, широко открыл пасть, а мы - открываем рот. Упражнение «Бегемотик» : открываем рот как можно шире и удерживаем под счёт до пяти. А это - большой слон! Хобот тянет к нам он. Вытягиваем губки вперёд трубочкой, удерживаем, затем возвращаемся в исходное положение. Гулял Язычок , устал. Посмотрел на часы : выполняем упражнение «Часики» - открываем рот, высовываем язычок и тянемся то к одному уголку рта то к другому. Уже пора идти домой. Нагулялся Язычок , теперь он знает что такое «Зоопарк» .

«Прогулка Язычка » .

Мальчик Язычок жил в своём домике . Что это за домик (дети открывают и закрывают рот? Проснулся наш Язычок от громкого ржания за окном. Кто это? Выполняем упражнение «Лошадка» : улыбаемся, широко открыв рот. Щёлкаем язычком громко (должен «прыгать» язык, а нижняя челюсть остаётся неподвижной). Лошадка стоит за заборчиком, который мы сейчас построим : улыбаемся, зубки сомкнуты, ровно стоят (нужно удерживать положение до счёта 5) . Мы выполнили упражнение «Заборчик» . Язычок умылся , стал расчёсываться расчёской : выполняя упражнение «Расчёска» нужно улыбаясь, закусить язык зубами. Нужно «протаскивать» язык между зубами, «причёсывая» его (вперёд – назад) . Вышел Язычок во двор , а там, на яблоньке – яблоки. Захотелось Язычку яблок набрать . Выполняем упражнение «Яблочки» : рот не открываем, а язычком попеременно напряженно упираемся в щёки так, чтобы были видны «яблочки» . Набрал полное ведро и угостил соседа. Кто это? Любимая кошечка Мурка. Она сердится, что-то её напугало. Упражнение «Кошка сердится» : улыбаемся, открыв рот. Кончиком языка упираемся за нижние зубы (спинку выгибает, бока язычка прижимаем к верхним коренным зубам. «Кошка» становится ласковой : опускаем язычок , опускаем его вниз. Сел Язычок на качели и катается. Упражнение «Качели» : улыбаемся, широко открываем рот. Кончик языка ставим за нижние зубы, затем, поднимаем за верхние зубы (повторяем несколько раз) . Мама позвала Язычка домой , обедать. Какие вкусные мамины блины! Упражнение «Блинчик» : открываем рот и улыбаемся, кладём широкий язык на нижнюю губу (держим на счёт до пяти) .

Работая над развитием артикуляционных мышц, параллельно развиваем мелкую моторику рук. Выполняя упражнение «Заборчик» , мы делаем кулачки, ставим их друг на друга ровно, как зубки; ладошка к ладошке, вытягиваем вперёд – это «Трубочка» ; «Яблочки» - попеременно сгибаем ладошки в кулачок и разжимаем; ладошками; «Бегемотик» открывает пасть – мы ладошки открываем и так далее. М. М Кольцова писала о том, что совершенствование речи детей находится в непосредственной зависимости от степени развития мелкой моторики рук. Развитие тонких движений пальцев у детей можно считать одним из направлений здоровьесберегающих технологий. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является в логопедическом воздействии необходимым элементом. Работа по тренировке тонких движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается и внимание, и память, и слух, и зрение.

Литература :

1. Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми» М. 1994.

2. Кольцова М. М., Рузина М. С. «Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» . СПб., 2002.

3. Нищева Н. В «Весёлая артикуляционная гимнастика» . СПб., 2006.

Программное содержание:

  • Учить детей произносить звук «М», «МЬ»; закреплять правильное произношение слов со звуком «Й»; подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков.
  • Развивать слуховое внимание, фонематический слух, активировать прилагательные. Закреплять знание детей о животных, развивать навыки связной речи.
  • Воспитывать интерес к звучащей речи, умение слушать ответы товарищей.

Предварительная работа: выучить с детьми скороговорку.

Огорченная сорока

Возвращается с урока:

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой. (В.Дмитриева.)

Материал: игрушки - медведь, лисята (разного размера); картинки-змея, еж, елка, муравей; объяснить детям что такое «Зоопарк», показать иллюстрации.

Методика проведения:

Воспитатель.

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых там встретит Язычок. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто - огромный как гора и рот широко открывает. Это был… (ответы детей). Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета 5 , потом закрыть. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем

Широко раскроем ротик

Как голодный бегемотик

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я,

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот. (О.Перова.)

Посмотрел Язычок на бегемота, и только хотел пойти дальше, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… (ответы детей). Давайте изобразим, как лягушки улыбаются.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить три-четыре раза.

Подражаем мы лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И ни сколько не устанем. (М.Синицина.)

Ой, А кто это большой с длинным носом?... (Ответы детей.)

Давайте покажем какой у слона длинный хобот!

Описание упражнения:

Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать до счета 5 .

А потом набрал в хобот воду и стал поливать слоненка.

Описание упражнения:

Вытянуть вперед губы трубочкой и набирать водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю

Буду подражать слону

Губы хоботом тяну

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю. (М.Синицина.)

Проводится физкультминутка «Звери шли на водопой».

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамой лисицей крался лисенок,

За мамой бельчихой скакали бельчата,

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Мама волчица вела за собою волчат-

Все мамы и дети напиться хотят. (Дети изображают повадки животных)

Затем воспитатель показывает картинку с медвеженком.

Кто это?

Ответы детей.

Посмотрите на этого медвежонка и скажите, какие у него глаза?

Какие уши?

Какие лапы?

Расскажите, какой это медвежонок?

Что он умеет делать?

Мишутка у нас черный как его можно назвать?

Вот какой мишутка пришел к нам в гости из леса. Он большой, лохматый, у него блестящие глаза, круглые ушки, толстые лапы. Черныш умеет рычать. У медвежонка есть товарищ. Показать картинку с лисенком. Это… (ответы детей).

Где живет лисенок?

Какие у него глаза, уши, хвост, что он умеет делать, как можно его назвать?

Кто может рассказать лисенку, какой он хороший и красивый? Дети рассказывают.

А теперь посмотрим, внимательны ли вы?

Это правда или нет?

Взрослый читает стихотворение, а ребенок определяет ошибки.

Бурый мишка лег весной

Спать в берлогу под сосной.

Жарким летом на лугу

Зайцы прыгали в снегу.

Мы зимою на осине

Собирали апельсины.

За окном звенит капель-

Осень постучалась в дверь.

«Бегемотики»

Вот пришел язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. Открыли род как можно шире, удержали его в таком положении до счета «пять». Закроем рот. Повторим 4 раза.

Рот пошире открываем
в бегемотиков играем:
Широко откроем ротик,
как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.

«Лягушки»

Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква. Это были Лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Улыбнемся, покажем сомкнутые зубы. Удержим губы в таком положении до счета «пять», затем вернем губы в исходное положение. Повторим 4 раза.

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губки прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу Ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.

«Слон»

Идет Язычок дальше. Ой! Кто это такой большой с линным носом? Да это же…слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Сомкнутые губы вытянем вперед и удержим в таком положении до счета «пять», вернемся в исходное положение.

Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

«Змея»

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и язычок увидел, что это…змея! Давай изобразим змею.
Улыбнемся, откроем ротик, высунем острый язычок изо рта, затем спрячем.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне.
Высунем язык и спрячем.
Только так, а не иначе.

«Лошадка»

Понаблюдал Язычок за змеей и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!». Сел Язычок на лошадку, крикнул: «Но!», и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Улыбнемся, широко откроем рот, щелкнем языком громко и энергично. Стараемся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал только язычок.

Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.

«Расческа»

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах! Какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!». Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал. Улыбнемся, закусим язык зубами. «Протаскиваем» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня расческа.

«Часики»

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! Улыбнемся, откроем рот. Тянем язык попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторим 10 раз.

Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часок.
Ты в часы играть готов?

Елена Косинова

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

Вы держите в руках необычную книгу, она поможет вашему ребёнку научиться говорить правильно и чётко. Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Необычность этой книги состоит в том, что представленный в ней материал раньше был доступен только специалистам-логопедам, это артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые
дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту".

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Как заниматься по этой книге?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки (с. 49-61) и рисунки книги не менее 5-6 раз. Карточки следует аккуратно (по линиям) вырезать с указанных страниц, наклеить на плотный картон и заклеить лицевую сторону клейкой лентой, чтобы края не истрепались. Карточки помогут быстрее освоить все упражнения, ктомуже по ним можно заниматься, не имея под рукой книги.



Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Упражнения на повторение (с. 41 -44) помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша.

§ Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

§ Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

§ Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

§ Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

§ Кдетям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

§ В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

§ Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Желаем успехов!

Сказка ЗООПАРК

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

БЕГЕМОТИКИ

Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был... бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот,

О. Хинн

Дополнительное задание: сосчитай и покажи всех рыбок, которые плывут налево.

ЛЯГУШКИ

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были... Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения : улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

Дополнительное задание : найди стрекозу, которая не похожа на остальных.

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

2. Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка.

Описание упражнения : вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Дополнительное задание : посмотри на вёдра и скажи, чем они различаются.

ЗМЕЯ

Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язы-чокувидел, что это... змея. Давай изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Дополнительное задание : посмотри внимательно на змей и найди 5 различий.

ЛОШАДКА

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

РАСЧЁСКА

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

Описание упражнения : улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска.

А зовут меня... (расчёска ).

ЧАСИКИ

Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Дополнительное задание: знаешь ли ты, что за часы нарисованы на маленьких картинках? Назови все, которые знаешь.

ШАРИКИ

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щёку - сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Я надул воздушный шарик

Укусил его комарик.

Лопнул шарик.

Не беда Новый шар надую я.

«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошёл домой.

Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк? Кого Язычокувидел сначала? А потом? Ты помнишь, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку? А кого Язычок увидел позже: лягушек или бегемотика? На рисунке есть животные и предметы, которых Язычок не видел. Покажи их.

А теперь попробуй рассказать и изобразить, кого видел и что делал Язычок в зоопарке.

Указание для взрослых : вы должны следить, чтобы ребёнок выполнял упражнения правильно и чётко, вначале - подсчёт взрослого.

ПОЕЗД

Перед тобой три поезда, которые едут и гудят.

1. Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так: ТУ-ТУ-ТУ! (Взрослый гудит очень громко.)

Покажи, какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту! (Взрослый гудит голосом средней силы.) А какой поезд гудит так: ту-ту-ту? (Очень тихо.)

2. Теперь ты погуди, как поезд, который едет рядом с нами; как поезд, который удаляется от нас; как поезд, который находится очень далеко от нас.

ТРИ МЕДВЕДЯ

1. Вспомни, из какой сказки эти медведи. Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка?

2. Угадай, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок? (Взрослый рычит голосом разной высоты. Самый низкий - папа, самый высокий - Мишутка, средний - мама.)

3. Изобрази, как рычат медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-медведь.

4. Угадай, кто это говорит:

Сказка ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то клеевому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз - к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

ЖИК, ЦВЕТЫ

1. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.

Описание упражнения : совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

2. Убежал Ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Описание упражнения : вдох через нос - «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

У меня в иголках шёрстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не трожь!

Я - колючий серый ёж!

Дополнительное задание : найди цветы с пятью лепестками.

ФУТБОЛ

1. Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол.

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

2. Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох - через нос, выдох - через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

Во дворе народ толпится.

Там идёт футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Потому что наблюдает

За игрою из окна Катерина.

Всякий знает: Генке нравится она.

Дополнительное задание : покажи мальчика, который сейчас забьёт гол: он в жёлтой футболке, в синих шортах, в красных носках и без кепки.

КАЧЕЛИ

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Описание упражнения : улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Дополнительные задания:

§ посмотри на бабочку, которая сидит у Язычка на руке, и найди таких же бабочек;

§ покажи бабочек, которые летят направо;

§ покажи бабочек, которые летят налево.

ИНДЮК

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Я - индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была...

Дополнительное задание : найди всех гусениц.

МЕСИМ ТЕСТО

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять

Не пора ли вынимать?

О. Хинн

Дополнительное задание: посмотри на рисунки в квадратиках и скажи, что сделано из муки.

БЛИНЧИКИ

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно подсчёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму. О. Хинн

Дополнительное задание : найди на маленьких картинках все блинчики, похожие на большой блин (в центре страницы).

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

1. Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Блин мы ели с наслажденьем

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Дополнительное задание : посмотри внимательно на рисунки и скажи, из чего обычно не варят варенье.

ЧАШКА

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Дополнительное задание: назови, что нарисовано на маленьких рисунках.

ЧИСТИМ ЗУБКИ

1. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошёл умываться и... правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

2. После того как Язычок почистил зубки, он принял ся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения : рот закрыть, имитировать полоскание рта.

Умылся Язычок и пошёл спать.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Дополнительное задание : найди все одинаковые тюбики с пастой.

1. Посмотри внимательно на рисунок и опиши всю прогулку Язычка: что Язычок
делал сначала, что потом (можешь рассказать сначала словами, а потом проде
лать все упражнения).

2. Вспомни, что было раньше: Язычок качался на качелях или играл в футбол?

3. На рисунке есть то, что Язычок не встречал во время своей прогулки. Найди эти
«лишние» предметы.

4. Покажи с помощью упражнений всю прогулку Язычка.

КОЛОБОК

1. Помнишь ли ты, как называется эта сказка? Посмотри на картинку и назови ска
зочных героев.

2. Угадай, кто это говорит. (Взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными
голосами.)

3. А теперь ты сам превратись в зайца, медведя и лису и скажи: «Колобок, колобок,
я тебя съем!» разными голосами.

ЛЯГУШКИНА СЕМЕЙКА

(игра для развития речевого слуха)

На болоте жили лягушки: лягушка-папа, лягушка-мама и маленький лягушонок. Лягушка-папа квакал воттак: ква-ква. Лягушка-мама квакала воттак: ква-ква-ква. Алягушонок пел песенки воттак: ква-ква; ква-ква-ква.

1. Угадай, кто квакает: папа, мама или лягушонок? (Взрослый изображает лягушку-маму, лягушонка и лягушку-папу.)

2. А теперь ты сам поквакаи: как лягушка-папа, как лягушка-мама, как лягушонок.

Сказка ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯЗЫЧКА

ЛЯГУШКА И СЛОНИК

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник.

Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка - слоник» под счёт «раз-два». Повторить 5-6 раз.

Раз - лягушка с толстым брюшком,

Два - большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив её в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

Н. Тегипко

КИСКА СЕРДИТСЯ

1. У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку.

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения: улыбнуться, окрыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

2. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

Описание упражнения : язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула

Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска

Не подходите близко!

ПАРУС

Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Лодочка под парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

Дополнительное задание : знаешь ли ты, что нарисовано на маленьких рисунках?

МАЛЯР

Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал

И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Н. Тегипко

Дополнительное задание : пройди по дорожкам и узнай, какой краской маляр будет красить забор, а какой - крышу.

ГРИБ

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Дополнительное задание : скажи, как называются эти грибы? Помоги Язычку собрать только съедобные грибы.

ДЯТЕЛ

1. Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх - а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Потом дятел стал стучать по-другому: «Д-дд, Д-дд... (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд.

2. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д...». Выполнять 10-15 секунд.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

Раздаётся громкий звук.

Дополнительное задание : помоги дятлу найти всех вредных жуков, которые спрятались под корой дерева.

КОМАРИК

Послушал Язычок, какдятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

Прилетает по ночам,

Не даёт заснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьётся,

Только в руки не даётся.

Дополнительное задание : догадайся, какой цветок выберет каждая бабочка.

ГАРМОШКА

Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.

Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотриупражнение «Гриб» нас. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

Дополнительное задание : знаешь ли ты, как называются музыкальные инструменты, нарисованные на маленьких картинках? А как называются музыканты, играющие на этих инструментах?

ЗАВЕДИ МОТОР

1. Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын...» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

2. А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН - дын, дын; ДЫН - дын, дын...» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.

Помог Язычок зайчику мотор завести, и поехали они к зайчику на огород поливать капусту.

Ну, давай поможем зайке:

Заведём скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезёт его шофёр.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперёд,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофёр,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Н. Тегипко

Посмотри внимательно на рисунок и постарайся вспомнить все приключения Язычка. Какие друзья были у Язычка? Кого он встретил во время своего путешествия? Что было раньше: Язычок сделал лодочку или встретил дятла? Что было позже: встреча с зайцем или с маляром? Покажи с помощью упражнений все приключения Язычка.

Игра БАРАБАНЩИК

(игра, помогающая восприятию и воспроизведению различных ритмов)

Сейчас мы будем учиться играть на барабане. Сначала ты внимательно слушай, а потом точно повторяй за мной. (Взрослый стучит, затем ребёнок повторяет ритм. Стучать можно пальцем, ладонью, карандашом. Большой круг обозначает сильный удар, маленький кружок - более слабый.)

1. Посмотри, сколько здесь музыкальных инструментов. Знаешь ли ты их названия? (Взрослый называет инструменты и изображает, как на них можно играть.)

2. А теперь изобрази сам, как ты будешь играть на пианино, баяне, дудочке, барабане, скрипке, гитаре.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ

Упражнения для правильного произнесения звуков [С], [СЬ], , [ЗЬ], [Ц].

Здесь представлены упражнения, помогающие правильному произнесению свистящих звуков. Все они уже знакомы вашему ребёнку, поэтому ему будет легко их повторить. Выполняйте почаще эти упражнения, и вашему малышу будет легче научиться произносить звуки [С], [СЬ], , [ЗЬ], [Ц].

УПРАЖНЕНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ

Упражнения, помогающие правильно произносить звуки [Р], [РЬ].