Связь аудита с другими науками. Цели и задачи различных видов аудита, связь аудита с другими формами экономического контроля Основные принципы проведения аудита

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.

Внешние контролирующие органы представляют: 1) Счетная палата – соблюдение законодательства, расходов бюджета, контроль над всеми экономическими субъектами; 2) Федеральное казначейство – расходы федерального бюджета; 3) Министерство финансов – ведение бухгалтерского учета, исполнение бюджета; 4) Министерство финансов через Федеральную налоговую службу, внебюджетные фонды – контроль за доходами бюджета; 5) ЦБ РФ – денежное обращение; 6) Таможня – валютный контроль. Цели и задачи – полнота формирования государственных средств и соблюдение государственных интересов.

Внутренние контролирующие органы представляют: 1) круг министерств и ведомств (можно считать и внешними); 2) ревизионные комиссии собственников; 3) службы внутреннего контроля. Цели – максимизация прибыли, минимизация расходов и налогов.

Для независимости от внешнего и внутреннего контроля нужны независимые аудиторские проверки. Исключением является аудит по исполнительным делам по заказу определенных организаций, заключение предоставляется только организации, заказывающей проверку. Аудит не заменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудит непосредственно связан с проведением ревизии на предприятии. Но вместе с тем вследствие развития методов и форм экономического контроля между аудитом и ревизией существуют различия, в том числе по правовым признакам, практическим задачам, результатам работы и др.

Аудит имеет прямое отношение к проведению внутреннего контроля специалистами самой организации. Так, в ходе аудита аудитор должен использовать работу внутреннего аудита с целью изучения системы внутреннего контроля на предприятии и рабочих документов, чтобы убедиться в том, что: 1) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора; 2) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформлена; 3) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов соответствует результатам выполненной ими работы; 4) зоны повышенных рисков, известные специалистам аудируемого лица, учитываются при планировании работ и проверок внутренним аудитом; 5) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.

Контроль - это неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.
По организационным формам контроль подразделяется на:
- государственный;
- ведомственный;
- вневедомственный;
- аудиторский;
- внутрихозяйственный;
- общественный.
Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-государственный (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачами финансовой политики государства. Государственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления. Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможенный комитет и др.Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специальные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального исполнения ресурсов и т. п.
Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.
Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово- озяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.
Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. В экономическом субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная комиссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.
Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу.
Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.
Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия. Отличительные черты аудита представлены в таблице 2.

Рассмотрим более подробно отличия аудита от ревизии.
Ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей, уполномоченными на это органами на предмет контроля соблюдения законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно- материальных ценностей.
1. Цели:
- аудит - выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности;
- ревизия - выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.
2. Характер:
- аудит - предпринимательская деятельность;
3. Основа взаимоотношений:
- аудит - добровольное осуществление на основе договоров;
- ревизия - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.
4. Управленческие связи:
- аудит - горизонтальные связи, равноправные во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;
- ревизия - вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.
5. Принцип оплаты услуг:
- аудит - платит клиент;
- ревизия - платит вышестоящее звено или государственный орган.
6. Практические задачи:
- аудит - улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента;
- ревизия - сохранение активов, пересечение и профилактика злоупотреблений.
7. Результаты:
- аудит - аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована;
- ревизия - акт ревизии - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.

АУДИТ: ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ

Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Данное определение закреплено в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. «Об аудиторской деятельности».

Целью аудита согласно закона является выражение независимого мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Предпосылки возникновения аудита: 1) возможность необъективной информации со стороны администрации; 2) зависимость последствий принятых инвестором решений от качества информации о финансовом состоянии субъекта; 3) необходимость определенных знаний для прочтения информации; 4) отсутствие у пользователя отчетной информации доступа к материалам, необходимым для оценки ее качества.

Помимо закона основные определения содержит утвержденный федеральный стандарт № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». По стандарту аудит включает не только аудиторскую проверку финансовой и бухгалтерской отчетности, но и сопутствующие аудиту услуги. Согласно стандарту под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:



1) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями (как внешними, так и внутренними);

2) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически;

3) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за ограничения доступа к учетной и иной информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.


СВЯЗЬ АУДИТА С ДРУГИМИ ФОРМАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.

Внешние контролирующие органы представляют: 1) Счетная палата – соблюдение законодательства, расходов бюджета, контроль над всеми экономическими субъектами;2) Федеральное казначейство – расходы федерального бюджета; 3) Министерство финансов – ведение бухгалтерского учета, исполнение бюджета; 4) Министерство финансов через Федеральную налоговую службу, внебюджетные фонды – контроль за доходами бюджета; 5) ЦБ РФ – денежное обращение; 6) Таможня – валютный контроль.Цели и задачи – полнота формирования государственных средств и соблюдение государственных интересов.

Внутренние контролирующие органы представляют: 1) круг министерств и ведомств (можно считать и внешними); 2) ревизионные комиссии собственников; 3) службы внутреннего контроля. Цели – максимизация прибыли, минимизация расходов и налогов.

Для независимости от внешнего и внутреннего контроля нужны независимые аудиторские проверки. Исключением является аудит по исполнительным делам по заказу определенных организаций, заключение предоставляется только организации, заказывающей проверку. Аудит не заменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудит непосредственно связан с проведением ревизии на предприятии. Но вместе с тем вследствие развития методов и форм экономического контроля между аудитом и ревизией существуют различия, в том числе по правовым признакам, практическим задачам, результатам работы и др.

Аудит имеет прямое отношение к проведению внутреннего контроля специалистами самой организации. Так, в ходе аудита аудитор должен использовать работу внутреннего аудита с целью изучения системы внутреннего контроля на предприятии и рабочих документов, чтобы убедиться в том, что: 1) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора; 2) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформлена; 3) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов соответствует результатам выполненной ими работы; 4) зоны повышенных рисков, известные специалистам аудируемого лица, учитываются при планировании работ и проверок внутренним аудитом; 5) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.

Связь аудита с другими формами экономического контроля

Виды экономического контроля , ᴛ.ᴇ. контроля экономических отношений между субъектами на макро- и микроэкономическом уровне: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль, налоговый контроль, таможенный контроль, контроль внешнеэкономической деятельности, контроль денежного обращения и валютных операций, внешний и внутренний аудит, ревизия, внутрихозяйственный контроль. Под финансово-хозяйственным контролем следует понимать систему наблюдения и проверки финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, проводимых их руководством, собственниками, государственными органами и иными компетентными субъектами, заинтересованными в оценке эффективности этой деятельности, уровня риска, достоверности отчетности, законности совершаемых операций и сохранности активов, для обеспечения своих интересов. Аудит – один из видов экономического и финансово-хозяйственного контроля. Аудит отличается от указанных видов контроля субъектами и целями проверки, часто использует те же методы и схожие формы проверки; может выступать составляющим элементом в системах государственного контроля (напр., аудит государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также опираться на результаты налогового, внутрихозяйственного и др.
Размещено на реф.рф
видов контроля (см. табл.).

Таблица 1 – Сравнение аудита с другими видами контроля

Признаки Внешний аудит Внутренний аудит Ревизия
Цель проверки выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ определяется руководством, обычно – повышение эффективности деятельности путем совершенствования систем бухучета и внутреннего контроля выявление нарушений, способствовавших им условий и виновных в данном лиц
Субъекты контроля аудитор, аудируемое лицо, пользователи отчетности внутренний аудитор, подразделœение организации, руководство организации ревизор, ревизуемая организация или подразделœение, вышестоящий орган, назначивший проверку
Вид деятельности предпринимательская исполнительская исполнительская
Основа отношений добровольная (по договору) принудительная принудительная
Оплата труда проверяемой организацией по договору зарплата штатных сотрудников оплачивает вышестоящий орган, назначивший проверку
Регламентация ФЗ, федеральные стандарты аудита͵ стандарты проф. объединœений внутренние положения, инструкции и приказы руководства ведомственные положения и инструкции
Методы проверки бывают одинаковыми при решении одинаковых задач, различаются степенью детализации процедур
Выбор форм и методов самостоятельно в рамках аудиторских стандартов самостоятельно в рамках, установленных руководством в рамках ведомственных положений и инструкций
Итоговые документы аудиторское заключение, отчет руководству отчеты, заключения, акты, докладные записки и т.п. акт ревизии с приложениями (материалы ревизии)
Ответственность перед организацией и третьими лицами перед руководством перед вышестоящим органом, назначившим проверку

Задание: Студентам самостоятельно рассмотреть ФЗ-2001 ᴦ. и ФЗ-2008ᴦ. Провести сравнительную характеристику по основным моментам.

Связь аудита с другими формами экономического контроля - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Связь аудита с другими формами экономического контроля" 2017, 2018.

- 89.50 Кб

СВЯЗЬ АУДИТА С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Аудит связан с экономическими науками, как минимум, двояким образом. Во-первых, они (особенно экономическая теория) составляют его фундамент. Во-вторых, будучи отраслевой наукой, он имеет много общего с другими экономическими отраслевыми науками. Но аудит связан не только с экономическими науками, но и с математическими (теория вероятностей и т.д.), юридическими, компьютерными и др. - как с фундаментальными, так и прикладными.

После констатации факта ослабления первого звена в цепочке «фундаментальная наука - прикладная наука - практическая деятельность» возникает вопрос о причинах этого ослабления. Для специалистов по экономической теории аудит, скорее всего, представляется менее важной, масштабной и привлекательной предметной областью, нежели налогообложение, экология, страховое дело, кредитование и т.п. Кроме того, прежде чем прикладывать экономическую теорию к некоторой предметной области, в последнюю надо как следует вжиться. С другой стороны, «спецы» аудиторской науки, кажется, весьма и чересчур подвержены традиции предметных специалистов замыкаться в рамках своей узкой области и делают исключение лишь для бухгалтерского учета.

Сама же эта традиция коренится в недооценке широкой эрудиции и профессионального потенциала. Ведь подавляющая часть знаний, полученных любым человеком в вузе, не применяется им в конкретной практической деятельности, но она повышает профессиональный потенциал специалиста и обостряет его интуицию, что позволяет ему лучше решать задачи, в первую очередь нестандартные. В аудите это особенно важно, поскольку клиенты зачастую нуждаются в свежем взгляде стороннего специалиста и его советах по разнообразным вопросам своего бизнеса (как в рамках аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующихуслуг),из-за чего аудитор с высоким профессиональным потенциалом имеет значительное конкурентное преимущество.

Это, так сказать, субъективные причины слабой связи аудита с экономической теорией и другими науками. Но есть и серьезные объективные причины, вытекающие из особого характера формирования экономической науки.

Экономическая наука развивается в результате применения новых исследовательских методов (таких, как теория игр или эксперименты), в силу тенденций исключительно внутреннего развития (например, разработка теории несовершенной конкуренции), благодаря отслеживанию долговременных проблем, ранее не привлекавших внимания экономистов-теоретиков (например, новая экономическая география), междисциплинарному сотрудничеству (поведенческая экономика) и концентрации на новых экономических проблемах, требующих анализа (например, Великая депрессия и крах советского социализма). В результате Великой депрессии возникла макроэкономика, а крах советского социализма породил переходную экономику.Из этого перечня к аудиту наибольшее отношение имеет, пожалуй, отслеживание долговременных проблем, в частности, как обеспечить необходимую достоверность бухгалтерской отчетности.

Приведенная цитата хорошо объясняет то, почему экономическая наука напоминает не дерево со штамбом, скелетными ветвями и т.д., а куст из большого количества побегов, связанных одной корневой системой; в роли последней выступает экономический образ мышления, характеризующийся максимально возможным отвлечением от технологических процессов, акцентом на исследование ресурсов, затрат, результатов, нацеленностью на перевод их в стоимостную форму и т.д. Аудит - один из таких побегов, причем растущий несколько в стороне от основной их массы.

Еще одним источником слабой связанности экономических наук является, по-видимому, научный менталитет англосаксонской школы, сыгравшей особую роль в развитии экономических наук. Наверное, есть и иные источники такой слабой связи. А сам этот феномен приводит к невозможности опоры аудита на какую-то одну (или две-три) экономические науки и необходимости «сидеть на многих стульях».

В качестве еще одной причины слабой связи аудиторской науки с другими, по-видимому, надо добавить ложное ощущение некоторой второстепенности аудита у многих экономистов.

В силу изложенных обстоятельств импульс к построению теоретических основ аудита на базе экономической теории и других экономических дисциплин на всей его истории оказался слишком слабым.

Слабая связь аудиторской науки с экономической теорией и другими фундаментальными науками имеет ряд неприятных следствий. Во-первых, это ненадежный фундамент аудиторской науки и неудовлетворительный климат в ней. Во-вторых, понятия, методы и результаты экономической теории и других наук (в чистом виде, с доработкой или с применением аналогии) лишь изредка переносятся на аудит. В-третьих, большое количество кустарных и полукустарных разработок, имеющих место при решении различных аудиторских задач. В-четвертых, затрудняется решение различных аудиторских проблем. В-пятых, это отрицательно сказывается на отношении экономической общественности к институту аудита.

Состояние и перспектива аудита в Kазахстане

Cостояние и перспектива аудита в Республике Казахстан тесно связано с так называемым годом «Перестройки», с годом создания в стране кооперативов, частных фирм и совместных предприятий, т.е. экономических субъектов, не являющихся собственностью государства.

Еще в 1979 году в своей монографии «Организация бухгалтерского учета в США» член кор. НАН Республики Казахстан доктор экономических наук, проф. К. Н, Нарибаев исследовал развитие аудита в США и отметил, что многие аудиторские фирмы США специализируются в различных направлениях.

Президент Международной Экономической Академии Евразия, Академик, Доктор экономических наук, профессор Сатыбалдин Сагындык Сатубалдиевич в книге «Учет затрат на производство в промышленности США» отметил, «что в США помимо бухгалтеров, работающих в фирмах, существует категория бухгалтеров, обслуживающих монополии (акционеров, кредиторов и пайщиков) для подтверждения «правильности» отчетных данных и их соответствия общепринятым правилам ведения учета. Эту категорию бухгалтеров принято называть общественными бухгалтерами-ревизорами. В зависимости от образования они подразделяются на дипломированных и недипломированных». Начало создания аудита в Казахстане связано с именем начальника КРУ Минфина Казахской ССР Омановым Коланом Омановичем, человеком очень деятельным и энергичным «выбившим» в свое время вопросы оплаты труда, всяческие препятствия реализации организации службы аудита, вопросы размещения, введения премиальной оплаты для будущих работников хозрасчетных групп. Хозрасчетная ревизионная группа при КРУ Минфина Казахской ССР была организована распоряжением Совета Министров Казахской ССР от 17 марта 1988 г. для оказания предприятиям и организациям платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановления бухгалтерского учета, консультаций по финансово-экономическим вопросам, проведения экспертиз. Ее штатная численность была утверждена в количестве 10 единиц. Хозрасчетная ревизионная группа добилась определенных успехов и, следуя ее примеру, в областях и даже районах республики стали создавать ее филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в самостоятельные аудиторские фирмы. По распространению положительного опыта работы этих групп Казахстана в г. Алматы было проведено всесоюзное совещание.

Большую практическую помощь и научную работу по совершенствованию и внедрению в Республике Казахстан аудиторского контроля вели и ведут ученые и практики из республики: Радостовец В. К., Сатыбалдин С. С., Ержанов М. С., Елшибеков С. К., Кошкимбаев С. X., Сейткасымов Т. С., Мамлев Э. X., Лобков А. и др. Их усилиями приняты впервые в странах СНГ Закон об аудиторской деятельности республики, Казахстанские стандарты по аудиту и др. нормативные документы. Защищены ряд докторских и кандидатских диссертаций. Изданы по аудиту научные труды, отвечающие современным требованиям международного стандарта аудита.

В тот период Министерство финансов СССР не оставляло без внимания проблемы создания в стране хозрасчетных форм контроля. В частности, по поручению коллегии министерства контрольно-ревизионное управление совместно со Сводным отделом государственных доходов и налогов и Управлением бухгалтерского учета и отчетности изучили вопрос о целесообразности создания хозрасчетных форм проведения ревизий, проверок и консультаций по финансовым вопросам. В целом было признано оправданным внедрение хозрасчетных форм финансового контроля, так как это способствовало резкому сокращению расходов государственного бюджета на содержание контролирующих органов, установлению экономических взаимоотношений между проверяемыми и проверяющими. Министерствам финансов союзных республик было поручено рассмотреть вопрос о создании при финансовых органах хозрасчетных организаций, оказывающих помощь предприятиям в постановке финансовой работы, анализа, учета, ведомственного контроля, оздоровлении финансового положения.

Развитие аудиторских фирм в Республике Казахстан осуществляется, как отмечено выше, с 1988 года. Созданная в 1988 году, хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 15.02.1990 г. № 60 были организованы в первую аудиторскую фирму «Хозрасчетный аудиторский центр» и с территориальными отделениями при Министерстве финансов республики. Накопленный опыт, постоянно увеличивающийся объем аудиторских услуг, .а также в известной мере рекомендации мировой аудиторской практики позволили в 1992 году преобразовать хозрасчетный центр в крупную аудиторскую независимую акционерную компанию «Казахстанаудит». В настоящее время акционерная компания «Казахстанаудит» является единственным влиятельным партнером Палаты аудиторов, который безвозмездно способствует становлению и развитию аудиторского дела в Республике Казахстан, формированию структуры Палаты аудиторов, ее целей и задач. Акционерная компания «Казахстанаудит» была основным разработчиком проекта закона об аудиторской деятельности в республике и главным консультантом при его обсуждении в министерствах, на правительственном уровне и парламентских комитетах, который был принят Верховным Советом Республики Казахстан 18 октября 1993 г., и также был принят: устав Палаты аудиторов Казахстана, зарегистрированный в мае 1994 г. Этот закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» регулирует отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности в Республике Казахстан. В соответствии с Законом, в целях аттестации претендентов-аудиторов, в том числе и иностранных, желающих занижаться аудиторской деятельностью в Республике Казахстан, создана квалификационная комиссия при Министерстве финансов, подготовлено Положение о квалификационной комиссии, которая формируется из равного числа представителей аудиторов и работников государственных органов сроком на 5 лет. В соответствии с положением, лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью, допускаются к аттестации, если имеют высшее или среднеспециальное образование, а также опыт экономической, финансовой, учетно-аналитической, контрольно-ревизионной или правовой работы.

Наличие определенных знаний по вопросам аудита определяется путем проведения соответствующего экзамена. Аттестованные квалификационной комиссией получают квалификационные свидетельства (удостоверения). Лица, не сдавшие экзамен, имеют право повторно сдать его не раньше, чем через год после принятия решения квалификационной комиссией. Аудиторы и аудиторские фирмы независимы от государственных органов и своих заказчиков, поэтому аудиторы не могут состоять на службе в государственных органах и общественных организациях за исключением лиц, занимающихся научной или преподавательской деятельностью. В порядке реализации статьи Закона «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» в помощь аудиторам было подготовлено Положение о порядке разрешения споров между аудиторами (аудиторскими организациями) и их заказчиками. 29 - 31 октября 1996 года была проведена трехдневная учеба аудиторов, по окончании которой все они приняли присягу аудитора Республики Казахстан. После прохождения учебного курса на специальных занятиях и сдачи дополнительных экзаменов 15 аудиторов и три фирмы, в том числе АО «Казахстанаудит», получили лицензии Национального банка республики на право проведения аудита банковской деятельности.

По данным Палаты аудиторов Республики Казахстан Лицензию Национального банка Республики Казахстан на право проведения аудиторской проверки банковской деятельности по состоянию по 1 июня 1997 г. получили: Аудиторские фирмы: АОЗТ «Артур Андерсен»; АОЗТ «АК Казахстан»; СП «Казахстанаудит - Коспек»; ТОО «Акмола-аудит»; ТОО «Карагандааудит»; ТОО «КПМГ «Жанат»; ТОО «Артель»; ТОО «Делойт и Туш».

Существенное влияние на положение дел аудиторских услуг оказали образования Национальной комиссии РК по бухгалтерскому учету и аудиту Минфина и процесс принятия решения выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Лицензиатором по аудиту, то есть органом выдающим лицензии, правительство определило Национальную комиссию РК по бухгалтерскому учету. Принятие первых 20 бухгалтерских стандартов внесло соответствующие коррективы в учебные планы курсов по подготовке аудиторов и учебные программы университетских и институтских кафедр бухгалтерского учета и аудита. В лице Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету приобретает мощного покровителя и аудит. Комиссии предстоит утвердить еще отсутствующие стандарты и нормы аудита, способствовать дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республики Казахстан. Продолжает оставаться актуальной и проблема подготовки качественных учебников по казахстанскому аудиту, создания учебной базы, отвечающей высоким международым требованиям. Выпущены в Казахстане первые книги: Сейткасымова Г. С., Сейткасымовой А. Г. «Становление и развитие аудиторской деятельности», (г. Караганда, КарГУ, 1993 г.) и Ержанова М. С. «Теория и практика аудита», (г. Алматы: Гылым, 1994 г.) - посвященные одной из наиболее актуальных областей рыночной экономики - аудиту. Авторы, используя свой опыт работы в зарубежной и местной аудиторских компаниях, рассматривают теоретические и практические аспекты аудита. Эти книги предназначены для аудиторов, бухгалтеров, налоговых инспекторов, менеджеров, преподавателей, аспирантов и студентов. Помимо их доцентом Казахской государственной академии управления К. Ш. Дюйсебаевым подготовлен учебник «Теория аудита», вышли подготовленные президентом Палаты аудиторов Республики Казахстан С. X. Кошкимбаевым учебные пособия «Аудит как неотъемлемая часть рыночных отношений», «Стандарты аудита», ряд методических документов и первый номер Информационного бюллетеня Палаты аудиторов республики, выпуски которого стали в 1997 году ежеквартальными. Постоянная рубрика «Аудит» печатается в международном экономическом еженедельнике «АЗИЯ - Экономика и жизнь» - распространяемом по Центральной Азии, Азербайджану и Западной Сибири, а также республиканских финансовых изданиях.

Описание работы

Аудит связан с экономическими науками, как минимум, двояким образом. Во-первых, они (особенно экономическая теория) состав¬ляют его фундамент. Во-вторых, будучи от¬раслевой наукой, он имеет много общего с другими экономическими отраслевыми на¬уками. Но аудит связан не только с экономическими науками, но и с математическими (теория вероятностей и т.д.), юридическими, компь¬ютерными и др. - как с фундаментальными, так и прикладными.