Примеры сложноподчиненных предложений с определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным: примеры. Придаточное предложение: определение

4. Стилистическое использование определительных придаточных

В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем в основном простые предложения, причем очень часто - неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами); реже употребляются сложные (преимущественно бес ные).

Употребление сложных предложений - отличительная черта книжных стилей. При этом самыми употребительными являются предложения с определительной придаточной частью (33,6%). Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование.

В официально-деловом стиле на втором месте по употребительности после определительных, стоят придаточные условные. В различных видах текстов соотношение типов сложноподчиненных предложений, естественно, изменяется, однако сильное преобладание условных придаточных частей в жанрах юридического характера и довольно значительный процент в других определяет общую количественно-качественную картину этого функционального стиля.

Если в книжных функциональных стилях выбор того или иного типа сложноподчиненного предложения связан, как правило, с логической стороной текста, то в экспрессивной речи важное значение получает еще и эстетическая ее сторона: при выборе того или иного типа сложноподчиненного предложения учитываются его выразительные возможности.

Мастером стилистического использования сложных синтаксических конструкции был Лев Николаевич Толстой. Простые, и в особенности короткие предложения, в его творчестве редкость. Сложносочиненные предложения встречаются у Толстого обычно при изображении конкретных картин (например, в описаниях природы):

"Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела."

Обращение же писателя к жизни общества подсказывало ему усложненный . Вспомним начало романа «Воскресение»:

"Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди - большие, взрослые люди - не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом."

С одной стороны, усложненные конструкции, с другой - простые, «прозрачные», подчеркивают контрастное сопоставление трагизма человеческих отношений и гармонии в природе.

Интересно коснуться проблемы стилистической оценки А.П. Чеховым а Толстого. Чехов нашел эстетическое обоснование приверженности знаменитого романиста к усложненному у. С. Щукин вспоминал о замечании Чехова: «Вы обращали внимание на язык Толстого? Громадные периоды, предложения нагромождены одно на другое. Не думайте, что это случайно, что это недостаток. Это искусство, и оно дается после труда. Эти периоды производят впечатление силы». В неоконченном произведении Чехова «Письмо» высказывается такая же положительная оценка периодов Толстого: «...какой фонтан бьет из-под этих «которых», какая прячется под ними гибкая, стройная, глубокая мысль, какая кричащая правда!».

Художественная речь Толстого отражает его сложный, глубинный анализ изображаемой жизни. Писатель стремится показать читателю не результат своих наблюдений (что легко было бы представить в виде простых, кратких предложений), а сам поиск истины.

Вот как описывается течение мыслей и смена чувств Пьера Безухова:

«Хорошо бы было поехать к Курагину», - подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.

Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного... Он поехал к Курагину."

Анализируя этот отрывок, мы могли бы трансформировать его в одно короткое : Несмотря на данное князю Андрею слово, Пьер поехал к Курагину. Но писателю важно показать путь героя к этому решению, борьбу в его душе, отсюда - предложения усложненного типа.

В то же время показательно, что в поздний период творчества Толстой выдвигает требование краткости. Уже с 90-х годов он настойчиво советует внимательно изучать прозу А.С. Пушкина, особенно «Повести Белкина». «От сокращения изложение всегда выигрывает», - говорит он Н.Н. Гусеву. Тот же собеседник записывает интересное высказывание Толстого: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать. Мне этим некоторые мои длинные мысли не нравятся, слишком в них все изжевано».

Таким образом, в художественной речи стилистическое использование сложных синтаксических конструкций в значительной мере обусловлено особенностями индивидуально-авторской манеры письма, хотя «идеальный» стиль представляется немногословным и «легким»; он не должен быть перегружен тяжеловесными сложными конструкциями.

5. Ошибки в употреблении определительных придаточных

В экзаменационных работах по русскому языку часто встречаются задания, где неверно употреблено определительное придаточное. Например :

Чиновник приехал в город, который отвечал за финансирование проекта.

В данном предложении из-за отрыва придаточной части от главной произошел смысловой сдвиг.

Необходимо у видеть ошибку и верно употребить определительное придаточное.

Чиновник, который отвечал за финансирование проекта, приехал в город.

О шибка исправлена.

В речи носителей языка и в творческих работах обучающихся встречаются и другие ошибки при употреблении предложения с придаточными определительными. Примеры и характеристика ошибок даны ниже.

1. Необоснованное опущение указательного местоимения:

Ее выручил, кому она помогала в прошлом. (Правильно: Ее выручил тот, кому она помогала в прошлом )

2. Неверное согласование ного слова с главным словом:

Нарвал - уникальное млекопитающее, который обитает в Карском море . (Правильно: Нарвал - уникальное млекопитающее, которое обитает в Карском море .)

3. Не соблюдены логические и смысловые связи:

Люди открыли от удивления рты, которые были поражены происходящим действием. (Правильно: Люди, которые были поражены происходящим действием, открыли от удивления рты. )

6. Определительное придаточное и причастный оборот

Предложения, где есть причастный оборот, семантически схожи со сложноподчиненным м, в котором есть придаточное определительное. Нап ример:

Дуб, посаженный прадедом (определение, выраженное причастным оборотом)

Дуб, который посадил прадед , превратился в огромное дерево. (определительное придаточное)

Причастный оборот всегда можно заменить определительным придаточным м без потери смысла. В художественном стиле предпочтение отдается причастному обороту, который носит более описательный и выразительный характер. В разговорной речи придаточное определительное используется чаще, чем причастный оборот.

О днако з амена в предложении определительного придаточного причастным оборотом возможна не всегда.

НЕЛЬЗЯ заменить придаточное определительное причастным оборотом:

1) те придаточные, в которых ное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, при котором, с которым и т.д.) или перед ним стоит какое-либо существительное не в именительном падеже

“Идиот” – роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета.

2) в придаточном уже есть подлежащее, и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

В лесу я увидел маленького желтого олененка, которого сопровождала мать-олениха.

3) в главной части есть указательное местоимение (то, та, те, тот и др.) или в придаточном есть деепричастный оборот, который нельзя убрать.

При воспоминании об Аделине Патти я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая её колоратуру.

4) в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются ные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА:

Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь (= Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь).

Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой? ; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда . При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др.

Например: Лес, в который мы вступили , был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию , которая так или иначе связана с предметом.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов - относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда . В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) - союзное слово который является подлежащим.

Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей ) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда ).

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который , и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Например: Деревня, где (в которой ) скучал Евгений, была прелестный уголок... (А. Пушкин) - [существительное, (где ),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая ) была моей юности друг (С. Есенин) - [существительное (что ).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который ) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [существительное], (когда ).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Например: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме Д.Д. Минаева: Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой.. .

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Например: Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун . (И. Тургенев.)

Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого существительного.

Нельзя сказать: Мы бегали купаться на речку каждый день после работы, которая была совсем близко от нашего дома .

Правильный вариант: Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на речку, которая была совсем близко от нашего дома .

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей , был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере , заслуживает описания. (К. Паустовский.)

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой , например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.

Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными . Средства связи в них - относительные местоимения кто, что, какой, каков, который .

Например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) - средство связи - союзное слово кто , выступающее в функции подлежащего.

Он не такой, каким мы хотели его видеть - средство связи - союзное слово каким , являющееся определением.

Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) - средство связи - союзное слова что , являющееся подлежащим.

Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой? ) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что ).

Сравните: Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся - придаточное определительное. [указательное слово + существительное, (который ), ]. Тот, кто приходил вчера, сегодня не появлялся - придаточное местоименно-определительное. [ местоимение, (кто ), ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом .

Например: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей... (А. Пушкин) - (Кто ), [местоимение ].

Придаточное предложение определительное

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? и относящееся к члену главного предложения, выраженному именем существительным или субстантивированным словом. Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда, реже при помощи союзов чтобы, как, словно, будто, точно и др. Ветер легкий и вольный, какой бывает только в степи (Фурманов). Он не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (Гончаров). Поднявшись на небольшой холмик, откуда начиналась узкая, едва заметная лесная тропинка, я оглянулся (Куприн). Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт (Лермонтов). Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать (Горький).

Присубстантивно-определйтельное предложение. Определительное придаточное предложение, относящееся к члену главного предложения, выраженному именем существительным, и содержащее характеристику предмета или раскрывающее его признак. В одних случаях главное предложение не имеет законченного смысла без придаточного и нуждается в атрибутивном распространении, образуя с ним тесную связь. Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно (Короленко) (предложение Изобразить чувство очень трудно имеет слишком общее, неопределенное значение). В других случаях определяемое имя существительное в главном предложении имеет достаточно конкретное значение и не нуждается в определении, поэтому придаточное определительное содержит добавочное сообщение об определяемом предмете и связь между обеими частями сложноподчиненного предложения менее тесная. Здесь много было родников, которые прорыли себе норки под обрывчиками (Гладков). Приместоименно-определительное предложение. Определительное предложение, относящееся к указательному или определительному местоимению в главном предложении и конкретизирующее их значение. Слава тем,кто пал в разведке в боевые дни (Сурков). Каждый, кого он здесь видел, обладал своим особым познанием (Федин). Эта разновидность придаточных определительных признается не всеми грамматистами. Выдвигаются такие возражения;

1) искусственность вопроса, который ставится к местоимению в главном предложении. И пусть меня накажет тот, кто изобрел мои мученья (Лермонтов) (какой тот?)’,

2) примысливание слов, которых нет в главном предложении. Я слышал то, что вы сказали (ср. : Я слышал то слово...). Можно внести и другую конкретизацию местоимения то (то предложение, то сообщение и т. д.) Но если исключение какого-либо элемента влияет на структуру предложения (см. ниже), то почему не допустить, что и включение нового элемента отражается на его структуре?

3) недостаточный учет смысловой стороны предложения. Такие сложноподчиненные предложения, как Что с воза упало, то пропало и Что с воза упало, пропало, по содержанию друг от друга ничем не отличаются, а при предлагаемой классификации придаточное в первом предложении рассматривается как определительное, а во втором - как изъяснительное;


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "придаточное предложение определительное" в других словарях:

    - (придаточное сказуемое) см. придаточное предложение определительное …

    То же, что придаточное предложение определительное … Словарь лингвистических терминов

    Придаточное предложение, отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения главное было бы структурно и семантически не законченным. Придаточные… … Словарь лингвистических терминов

    Придаточное предложение,поясняющее содержание главного предложения путем сравнения, основанного на каких либо ассоциациях; прикрепляется к главному предложению путем союзов как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как если бы и др … Словарь лингвистических терминов

    - (грамм.). О. предложением называется придаточное предложение, содержащее в себе выражение признака предмета, имя которого представляет какой нибудь член главного предложения. При этом совершенно безразлично, какую роль играет это имя в главном… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Конструкции, близкие по значению, но выраженные различными синтаксическими единицами (ср.: синонимические конструкции). Обычно параллельные синтаксические конструкции образуются придаточными предложениями и членами простого предложения, чаще… … Словарь лингвистических терминов

  • - ая, ое. прил. к придаток. || Являющийся придатком (во 2 знач.). Придаточный желудок у птиц. Придаточные органы у растений. ◊ придаточное предложение грамм. часть сложноподчиненного предложения, синтаксически подчиненная главному (подчиняющему)… … Малый академический словарь

Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными:

  • определительными,
  • изъяснительными,
  • обстоятельственными.

Эти группы сложноподчинённых предложений выделяются по следующим признакам:

  • смысловой вопрос, на который отвечает придаточное предложение,
  • средства связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные слова).

§ 22. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, куда, когда, что и др.

Например: Утро (какое утро?), когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. (К. Паустовский.) Мы встретили знакомого (какого знакомого?), с которым давно не виделись.

Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

Например: Из того пруда (какого пруда?), который находился на окраине деревни, вытекал ручей.

В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом. Указательное слово здесь не является конструктивно обязательным и может быть опушено: Из пруда, который находился на окраине деревни, вытекал ручей.

Прочитайте сложноподчинённые предложения.

От выделенных слов поставьте вопрос к придаточным предложениям.

Какой частью речи являются выделенные слова?

Какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное определительное?

1. В ту ночь приехал я в город , где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей.

2. С рассветом жители спешили взойти на крепостные стены и устремили взоры в ту сторону , откуда ожидали неприятеля.

3. Служба , о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем.

4. Мороз пробежал по всему моему телу при мысли , в чьих руках я находился.

5. Мы условились драться за скирдами , что находились подле крепости.

(По А. Пушкину.)

107. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Оформите запись по образцу.

1. Бывают такие осенние ночи когда безветрие стоит над нашим лесистым краем. Только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. 2. Непонятным и смешным становится тот страх что испытывают перед природой «комнатные люди» - страх пред грозами и ливнями туманами и зноем непроглядными ночами и ветрами лесами и непонятными звуками. (По К. Паустовскому.) 3. На горе куда нам предстояло подняться из-за деревень выглядывала беленькая церковка с зелёной крышей. 4. На ночлег нас определили в просторный дом где пахло вымытыми стенами, чистотой. (В. Солоухин.)

108. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. Выделите опорные слова и словосочетания в главном предложении. Обозначьте союзные слова как члены предложения и как части речи.

I. 1. Весной 1826 года Пушкин с нетерпением ждал приезда в Тригорское поэта Николая Михайловича Языкова о котором много слышал от Алексея Николаевича Вульфа - сына Прасковьи Александровны Осиповой. 2. Языкову всё нравилось в Тригорском и Михайловском и здешняя природа и хозяева Тригорского и молодые «девы Тригорских гор», особенно Пушкин перед которым он благоговел.

II. 1. Сад- неотъемлемая часть усадеб 18-19 веков. Так было повсеместно. Так было и в Тригорском. В 1970 году сад был разбит на том месте где был прежде. С одной стороны он примыкает к месту где когда-то стоял хозяйственный двор с другой - граничит с центром усадьбы и парком. 2. В Тригорском парке проводится лечение больных деревьев которые пострадали во время Великой Отечественной войны. 3. Вторая жизнь этого красивейшего места началась лишь в наши дни когда Тригорское стало заповедным.

(По С. Гейченко.)

109. Ответьте на вопросы сложноподчинёнными предложениями с определительной придаточной частью, присоединяемой с помощью союзного слова который.

1. Какой раздел науки о языке называется синтаксисом? 2. Что такое словосочетание? 3. Какие предложения называются двусоставными? 4. Какой член предложения называется дополнением? 5. Какие предложения называются безличными?

110. Составьте сложноподчинённые предложения с определительными придаточными, используя в качестве главных предложений первые примеры, а в качестве придаточных - вторые. Используйте союзные слова который, где .

Образец: 1. Озеро тянулось вдоль дороги. 2. На берегу этого озера расположились туристы. - Озеро, где расположились туристы, тянулось вдоль дороги .

  1. 1. Дорога вела к станции.
    2. На этой дороге показались всадники.
  2. 1. Дятел сел на ту же берёзу.
    2. Он утром шелушил шишки.
  3. 1. Холм был окружён со всех сторон еловым лесом.
    2. Возвышался помещичий дом.

Придаточные определительные могут относиться к местоимениям >тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто . В таких предложениях употребление местоимений в придаточном обязательно.

Например: Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов.) Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди. Каково лето, таково и сено. (Поел.) Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.

В этих предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

111. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения. Заключите в овал средства связи придаточного с главным. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточных предложений.

1. Всё что мы сейчас в заповеднике делаем исходит от нашей любви к Пушкину. 2. Мы стр..мились во..тановить мемориальный дом таким каким он был при жизни поэта. 3. Всё что вы прочтёте в этой книге приметы любви и пам..ти народной к в..ликому русскому поэту. 4. Каждый кто пр..езжает в Пушкииское Святогорье (по)своему зап..минает встречу с Пушкиным здесь, в наших полях, рощах, на берегах Сороти. 5. Всё что воздв..гает человек вокруг себя и для себя - избу, амбар, баньку, часовню, храм - он строит для вс..го сущего вокруг, для пр..роды, для красоты земли.

(По С. Гейченко.)

112. Прочитайте русские пословицы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. В каждом предложении определите вид придаточных, охарактеризуйте средства связи главного и придаточного предложений.

1. Каковы сами таковы и сани. 2. Кто словом скор тот в деле (не)спор. 3. Каков вопрос таков ответ. 4. Каков мастер таково и дело. 5. Каков едет таков и пог..няет. 6. Какое дерево такой и клин каков батька таков и сын.

113. который . Используйте для этого синонимичные союзные слова что, где, куда, откуда . Запишите предложения в исправленном виде. Объясните (устно) постановку знаков препинания в записанных предложениях.

Образец исправления: Карточка, которая висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.- Карточка, что висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.

2. Задача, которая затруднила тебя, действительно не из лёгких. А я знаю способ, с помощью которого ты сможешь решать и такие задачи.

3. Городок, из которого к нам пр..шло письмо, (в)скоре избавит..ся от вредных выбросов, которые отравляли воздух.

114. Устраните неоправданное повторение союзного слова который . Для этого замените определительное придаточное предложение причастным оборотом. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку знаков препинания.

Образец исправления: Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга, который об этом ничего не знал. - 1. Пишу тебе о событии, которое очень удивило моего друга, ничего об этом не знавшего.

2. Пишу тебе о событии, очень удивившем моего друга, который об этом ничего не знал.

1. Сегодня мы всей семьёй побывали на выставк.., которая посв..щена пам..ти выдающегося художника, который жил в нашем городе.

2. Заканчивая выступление, хочу особо отметить гимнаста, который зам..чательно выступил на соревнован.., на которое мы его отправляли.

3. Вот это действительно модель, которая сделана с большим мастерством, до которого могут подня..ся только ребята, которые любят технику и умеют (по)настоящему труди..ся.

115. По данным схемам постройте и запишите сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью.

116. Замените причастные обороты придаточными определительными и запишите эти предложения. Какие из этих вариантов, выражающих определительные отношения, по вашему мнению, легче произносятся и воспринимаются?

1. Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной сети, обеспечивающие бесконфликтное общение людей. 2. Это новый тип этикета, рождающийся на наших глазах. 3. Молодому поколению предстоит развевать правила сетевого этикета, сложившегося к нашему времени. 4. Сетевой этикет должен отвечать принципу коммуникации, реализующемуся в наборе определённых требований: полнота информации, качество информации и др.